Цифровые инструменты в профессиональной подготовке педагогов / Альманах № 43 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики
Альманах № 43 "Цифровые инструменты профессиональной подготовки"

Цифровые инструменты в профессиональной подготовке педагогов

В.В. Гриншкун ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва

Несмотря на появление и стремительное развитие новых педагогических, цифровых и других технологий, активно применяющихся в образовании, личность педагога, его человеческие и профессиональные качества были и будут ключевым фактором, определяющим эффективность подготовки студентов и школьников. Об этом свидетельствуют и личные ощущения каждого когда-либо обучавшегося человека, и мнение тех, кто учится сейчас, и действия родителей, большинство из которых выбирает класс или даже школу для своих детей не потому, какие используются технологии или средства обучения, а в зависимости от личностных и профессиональных качеств учителя.

Это вовсе не умаляет значимости исследований подходов к наиболее эффективному развитию системы образования, когда цифровые технологии всё больше проникают в процессы обучения, воспитания и развития. Любой преподаватель вуза, читающий лекции, когда студенты вольны выбирать средства обучения, наверняка не раз отмечал, что с течением времени доля студентов, фиксирующих лекционный материал не ручкой в тетради, а при помощи ноутбуков, планшетов или даже смартфонов, неуклонно возрастает. Это косвенно говорит о том, что в обществе возрастает доля людей, способных и желающих обучаться при помощи тех или иных цифровых инструментов. При этом подобная потребность варьируется в зависимости от возраста обучающихся. Статистика свидетельствует, что людей соответствующих возрастов в России уже около 40%, а в мире уже около 50%. Система образования не имеет права игнорировать этот объективный факт.

Налицо очередное «развитие по спирали», столь характерное для образования. Имеют место внешние по отношению к системе образования процессы масштабной цифровизации всех сфер жизни и деятельности общества. Люди всё чаще и всё больше применяют цифровые технологии в быту и на производстве. Система образования не может не реагировать на эти изменения. Она учитывает потребности обучающихся в работе с цифровыми инструментами и нацеливается на подготовку членов общества к деятельности в условиях тотальной цифровизации. Этому способствует и проникновение компьютерных средств во все виды образовательной деятельности. За счёт такого совершенствования системы образования появляется ещё больше людей, разбирающихся в цифровых технологиях, готовых к осуществлению всех видов своей деятельности с применением цифровых средств. Это, в свою очередь, повышает уровень цифровизации общества. И в «спираль» добавляется новый виток…

Объединяя предыдущие суждения о неизбежности цифровизации образования и ключевой роли педагогов, можно сделать обоснованный вывод об актуальности и первостепенной значимости исследований, нацеленных на комплексное использование цифровых инструментов на всех уровнях системы подготовки педагогов. Об этом говорит и тот факт, что сказанное выше о возрастании доли людей, способных и испытывающих потребность обучаться с применением цифровых технологий, имеет непосредственное отношение и к студентам педагогических специальностей вузов, и к ученикам будущих педагогов. Это означает, что необходимо комплексное взаимосвязанное использование цифровых инструментов во всех видах образовательной деятельности, составляющих систему профессиональной подготовки педагогов.

Педагогическое образование является особым с точки зрения обучения цифровым технологиям и использования цифровых технологий. Ведь, с одной стороны, система подготовки педагогов в вузах является частью системы образования, и к ней применимы все подходы и факторы, обусловленные масштабной информатизацией образования. С другой стороны, в этой системе готовят педагогов, которые должны внедрять цифровые технологии и работать в условиях применения таких технологий в образовании. В связи с этим, проблемы, касающиеся цифровизации образования, рассматриваемые с точки зрения развития систем подготовки педагогов, являются наиболее многофакторными, обширными и актуальными.

В настоящее время можно выделить три ключевые проблемы, характерные для применения цифровых инструментов в педагогическом образовании и системе образования, в целом, – недостаточность доступа педагога и обучаемых к требуемым современным информационным и телекоммуникационным технологиям, низкое качество содержательного наполнения образовательных электронных ресурсов и неготовность педагогов к осуществлению своей профессиональной деятельности в условиях использования цифровых средств и систем.

Сразу же следует отметить, что первая проблема, обусловленная недостаточностью имеющегося компьютерного аппаратного обеспечения и качества доступа к телекоммуникационным сетям, безусловно, имеет место. 2020 год и вынужденное удалённое обучение выявили целый спектр действий, которые необходимо предпринять для снижения остроты указанной проблемы 1. Однако, уже в наши дни можно констатировать, что актуальность этой проблемы отходит на второй план по сравнению с другими указанными проблемами. Её решение в большей степени связано с финансовыми, организационными и другими факторами и, в большинстве своём, не базируется на результатах педагогических исследований. Очевидно, что парк компьютерной техники в системе образования неуклонно увеличивается, и во многих образовательных организациях, включая большинство педагогических вузов, является относительно достаточным. Более того, численный анализ результатов мониторинга эффективности деятельности российских вузов показывает, что в передовых российских университетах, в том числе осуществляющих подготовку педагогов, количество компьютеров и других цифровых средств в пересчёте на одного студента снижается, достигнув своего пика. Это обусловлено простой причиной. Педагоги и студенты всё больше используют свои личные цифровые устройства, не обращаясь к компьютерам и даже телекоммуникационным сетям вузов.

В подтверждение этого факта можно привести аргументы, связанные с появлением и широким распространением так называемой BYOD-стратегии (BYOD – Bring Your Own Device, в переводе с английского – «Принеси своё собственное устройство») 2. Личные компьютеры, планшеты и смартфоны обучающих и обучающихся объединяют в единые сети и системы, специально для них разрабатывается гетерогенное программное обеспечение, создаются особые методы обучения. В качестве примера можно привести описанные в других статьях технологические и педагогические подходы, основанные на создании и применении так называемых «умных аудиторий» 3. Учитывая широкую распространённость личных цифровых устройств, можно утверждать, что подобные приёмы позволят в скором времени существенно уменьшить остроту первой из вышеназванных проблем. При этом стратегии опоры на персональные цифровые инструменты должны стать значимыми и для цифровизации педагогического образования, и для расширения содержания подготовки педагогов. Обучение педагогов применению технологий, аналогичных BYOD, – существенный практический вклад в решение обсуждаемой проблемы.

Ключевые для современного этапа развития системы образования вторая и третья проблемы являются тесно связанными. При этом в основе такой взаимосвязи находятся педагог и система педагогического образования. Это хорошо видно из рисунка 1, на котором приведены основные факторы и, одновременно, пути развития педагогического образования в условиях цифровизации. От эффективности использования цифровых инструментов в педагогическом образовании во многом зависит перспективная эффективность цифровизации всего образования, в целом. Структура рисунка и связи-стрелки свидетельствуют о наличии взаимосвязи цифровых инструментов, способов их применения и специфики обучения им в рамках системы подготовки педагогов.

В связи с этим пути решения двух оставшихся из отмеченных проблем нельзя рассматривать раздельно. Прежде всего, хотелось бы остановиться на взаимосвязи использования цифровых инструментов в качестве объекта для изучения и средства обучения педагогов. К сожалению, нередки случаи, когда для обучения педагогов тем или иным дисциплинам без какого-либо обоснования используются совсем не те цифровые инструменты, которые применяются для обучения школьников. В этом случае необходимо обратить внимание на применение тех цифровых инструментов, которые необходимы с точки зрения специфики реализуемой методической системы обучения и не использовать цифровые ресурсы только лишь потому, что их знает и может применять преподаватель. Так, например, многие ресурсы проектов «Российская электронная школа», «Московская электронная школа» и других, предназначенные для обучения школьников, могут быть эффективно использованы для подготовки студентов педагогических специальностей вузов 4. При этом сами такие ресурсы, конечно же, нуждаются в доработке.


картинка

Рисунок 1. Взаимосвязь проблем и способов их решения в рамках использования цифровых инструментов в педагогическом образовании.

Говоря об обучении самим цифровым технологиям следует отметить, что с каждым годом их функциональные возможности и интерфейс становятся всё более доступными для педагогов и обучающихся 5, 6. Большинство современных компьютерных программ люди успешно осваивают самостоятельно, не слушая лекции и не занимаясь на практических занятиях. Массовое удалённое обучение, начатое в 2020-м году, показало, что большинство педагогов так или иначе владеют цифровыми инструментами, разбираются в их возможностях, различиях, и способах работы с ними. При этом учителя школ и преподаватели вузов испытывали несравнимо большие затруднения в обучении и организации своей профессиональной деятельности с использованием таких инструментов. Это означает, что в системе педагогического образования целесообразно постепенное перераспределение акцентов, целей, содержания, учебного времени и других ресурсов с обучения только лишь информатике и информационным технологиям на обучение тому, как осуществлять все виды своей профессиональной деятельности в условиях повсеместного использования цифровых инструментов.

Нужно учитывать, что тем студентам, которые сейчас обучаются в системе педагогического образования, предстоит десятилетиями жить и работать в условиях быстрой смены технологий и средств. В связи с этим при подготовке в области информатики и информатизации образования следует существенное внимание уделять фундаментальным, инвариантным относительно времени свойствам, принципам и условиям функционирования цифровых технологий. Сделать это можно, применяя современные цифровые инструменты в качестве примера, демонстрирующего фундаментальность подхода к повышению эффективности деятельности человека на основе использования технологий. Подобные факторы должны быть учтены при формулировании целей и отборе содержания педагогического образования 7. Отчасти соответствующие требования должны быть предъявлены к тем цифровым инструментам, которые используются в педагогических вузах.

Опыт показывает, что информатизации образования (и цифровизации как части информатизации), рассматриваемой как деятельность человека, направленная на обеспечение образования наиболее достоверной, новой и востребованной информацией, вполне можно учить. Соответствующие направления подготовки могут быть сформированы на основе преподаваемых в педагогических вузах дисциплин, имеющих разные названия, но посвящённых применению цифровых технологий в профессиональной деятельности педагога. В этом случае появятся дополнительные факторы и критерии, группирующие такие дисциплины в единую систему, что способствует большей фундаментальности и полноте, минимизации смысловых противоречий и неоправданных повторов, применению единой терминологии и многим другим положительным аспектам.

Комплексным должно стать и знакомство педагогов с особенностями применения цифровых инструментов в разных областях их профессиональной деятельности. В этой связи целесообразно выделить, как минимум, пять таких областей, в которых применение информационных технологий имеет существенные организационные, технологические, дидактические и другие различия. Речь идёт об учебной, внеучебной, контрольно-измерительной, научно-методической и организационно-управленческой деятельности каждого педагога. В большинстве случаев во всех этих областях деятельности в рамках школ и вузов уже активно применяются цифровые инструменты 8. Но такое применение, как правило, бессистемно, а соответствующие цифровые ресурсы интерфейсно, технологически, терминологически, содержательно не связаны между собой. Очевидно, что последовательное и взаимосвязанное знакомство педагогов с применением цифровых инструментов во всех пяти видах образовательной деятельности внесёт существенный вклад как в повышение эффективности деятельности педагогов, так и в формирование единой системы цифровизации образования 9. С учётом этого необходимы не только расширение содержания соответствующих дисциплин педагогических вузов, но и внедрение в таких вузах цифровых инструментов, активно применяемых в самых разных видах деятельности образовательных организаций.

Как уже отмечалось, качество имеющихся многочисленных цифровых ресурсов во многих случаях является существенной преградой для их эффективного использования в образовании. При этом технические, технологические, дизайн-эргономические и функциональные недоработки таких ресурсов не представляются столь большой проблемой, как недостаточное качество их содержательного наполнения. Современные предприятия, занимающиеся созданием и внедрением цифровых инструментов для образования, очень оперативно совершенствуют их работоспособность и дизайн. При этом наличие глубинных содержательных недоработок, выявление и устранение которых может требовать существенных временных, интеллектуальных и трудовых затрат, приводит к очень серьёзным и долгосрочным последствиям, в рамках которых педагоги и их последующие ученики получают неправильное представление об изучаемых объектах, явлениях или процессах.

Следует понимать, что в современных условиях разработка по-настоящему качественных цифровых ресурсов, обладающих содержательным наполнением, практически невозможна в одиночку. Подавляющее большинство эффективных цифровых инструментов разработаны профессиональными авторскими коллективами, в которые входят методисты, психологи, программисты, дизайнеры, другие специалисты и, конечно же, педагоги. В связи с этим педагогов необходимо учить возможной работе в таких коллективах, принципам и специфике не только разработки цифровых ресурсов, но и качественного формирования их содержания. Естественно, что для такого обучения педагогический вуз должен обладать соответствующими современными цифровыми инструментами.

В нашей стране, как и во многих других странах, отсутствует масштабная система оценки качества и отбора цифровых ресурсов для сферы образования. Это означает, что в распоряжение педагогов могут попадать самые разные цифровые средства, обладающие различными положительными и отрицательными свойствами. В этих условиях современный педагог не может не быть отчасти экспертом, способным самостоятельно выявлять неэффективные цифровые инструменты. Очевидно, что критерии и технологии такого отбора также должны войти в содержание подготовки педагогов, а педагогические вузы должны иметь для такой подготовки всё необходимое.

В совокупности такое обучение в перспективе позволит одновременно повысить качество содержательного наполнения имеющихся цифровых ресурсов и ограничить взаимодействие обучающихся с ресурсами, содержание которых может негативно сказаться на эффективности подготовки. Налицо взаимосвязь развития педагогического образования и решения проблемы недостаточного качества содержательного наполнения образовательных цифровых ресурсов.

С учётом вышесказанного можно предложить дальнейшее развитие системы подготовки педагогов в области информатизации образования и соответствующее обеспечение педагогических вузов цифровыми инструментами таким образом, чтобы студенты имели все возможности для последовательного и системного изучения:

  • целей и возможностей применения цифровых инструментов в образовании;
  • фундаментальных принципов и перспектив развития цифровых технологий, применяемых в образовании;
  • функциональных возможностей современного аппаратного и программного компьютерного обеспечения, особенностей и способов работы с ним;
  • технологий поиска и отбора образовательных цифровых ресурсов;
  • технологии разработки образовательных цифровых ресурсов, приёмов работы в коллективе, занимающемся такой разработкой;
  • критериев и технологий, необходимых для оценки качества применяемых цифровых инструментов;
  • областей потребности систем обучения в применении тех или иных информационных технологий, способов уместного и оправданного использования цифровых инструментов;
  • подходов к эффективному осуществлению учебной, внеучебной, контрольно-измерительной, научно-методической и организационно-управленческой деятельности с системным применением цифровых инструментов.

Такая последовательность может определять не только содержание обучения, но и формировать последовательность практических занятий, определять применяемые формы и методы обучения, служить основной для отбора цифровых средств, необходимых для подготовки педагогов.

Безусловно, описанные в настоящей статье проблемы и возможные пути их решения, так или иначе связанные с применением цифровых инструментов при подготовке педагогов, не являются единственными и исчерпывающими. Но даже приведённых аргументов достаточно для того, чтобы базировать дальнейшее развитие педагогического образования и его технологического оснащения на поиске ключевых факторов и их взаимосвязи, влияющих на эффективность деятельности педагога в условиях информатизации образования.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Гриншкун В.В. Цифровые инструменты в профессиональной подготовке педагогов // Альманах Института коррекционной педагогики. 2021. Альманах № 43 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-43/digital-instruments-in-professional-teacher-training (Дата обращения: 12.05.2021)
Список литературы
  1. Атанасян С.Л. Моделирование информационной образовательной среды педагогического вуза // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2008. № 2. С. 17-22.
  2. Афанасьева Е.В. Требования к интерфейсу электронных средств обучения в современном педагогическом процессе // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. № 50-3. С. 9-17.
  3. Гриншкун В.В., Левченко И.В. Школьная информатика в контексте фундаментализации образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2009. № 1. С. 55-64.
  4. Гриншкун В.В., Реморенко И.М. Фронтиры «Московской электронной школы» // Информатика и образование. – 2017. № 7 (286). С. 3-8.
  5. Заславская О.Ю. Как меняется обучение: трансформация образования в условиях развития цифровых технологий // В сб.: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. Материалы IV Международной научной конференции. В двух частях. Красноярск. – 2020. С. 426-430.
  6. Заславский А.А., Гриншкун В.В. Построение индивидуальной траектории обучения информатике с использованием электронной базы учебных материалов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2010. № 3. С. 32-36.
  7. Реморенко И.М., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Подходы к интеграции средств информатизации образования: «умная аудитория» // Вестник Казахского национального педагогического университета им. Абая. – 2013. № 4 (44). С. 59-68.
  8. Ромасевич Е.П. Развитие инфраструктуры корпоративных сетей университетов в условиях тенденции BYOD // Учёные записки ИСГЗ. – 2016. Т. 14. № 1. С. 489-493.
  9. Шараева Б.В. Дизайн и современные интерфейсы в электронном обучении (E-Learning) // Управление человеческим потенциалом. – 2015. № 3. С. 196-201.
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.