Специальное образование детей-инвалидов: векторы развития
Альманах № 44 · Выпуск первый · 2021 год
Государственная политика Российской Федерации по охране здоровья и защите прав детей-инвалидов в 1990-2000-х гг.: о динамике приоритетов
Предметом исследования выбраны основные направления и приоритеты государственной политики в Российской Федерации по охране здоровья и защите прав детей-инвалидов за последние двадцать лет.
Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как приоритеты в сфере охраны здоровья и защиты прав детей-инвалидов, тенденции развития государственной политики. Особое внимание уделено проблемам и результатам ее реформирования. Подчёркивается, что государственная политика по-прежнему остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности, позволяет сохранить возможность диалога между поколениями, обеспечивая сбалансированное сочетание традиций и новаций в осмыслении современных социальных отношений применительно к детям-инвалидам.
Методологическую базу исследования составляют принципы историзма, научной объективности, системности и комплексности, которые позволяют исследовать опыт и современные проблемы формирования и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере охраны здоровья и защиты прав детей-инвалидов как комплексную проблему, анализируя фактический материал во всей его совокупности и взаимосвязи.
Основными выводами проведенного исследования являются особенности эволюции приоритетов государственной политики Российской Федерации по охране здоровья и защите прав детей-инвалидов в рамках двух этапов: 1991-2001 гг. и 2001-2020 гг.
Ключевые слова
Государственная политика Российской Федерации по охране здоровья и защите прав детей-инвалидов в 1990-2000-х гг.: о динамике приоритетов
государственная политикаохрана здоровья
дети-инвалиды
защита прав
законодательные инициативы
Психолого-педагогическая реабилитация детей-инвалидов в домах-интернатах системы социальной защиты населения: от целеполагания к практике
Ключевые слова
Психолого-педагогическая реабилитация детей-инвалидов в домах-интернатах системы социальной защиты населения: от целеполагания к практике
реабилитация инвалидовпсихолого-педагогическая реабилитация
дети-инвалиды
детский дом-интернат
контент-анализ
Направления психологической помощи детям-инвалидам с заболеваниями почек на этапе диализа и после трансплантации (на основе российского и зарубежного опыта)
Ключевые слова
Направления психологической помощи детям-инвалидам с заболеваниями почек на этапе диализа и после трансплантации (на основе российского и зарубежного опыта)
хроническая болезнь почекпсихологическое сопровождение
дети-инвалиды
медицинская психология
высокотехнологичная медицинская помощь
социальная педиатрия
Инновации в обучении детей-инвалидов с прогрессирующими заболеваниями и неопределенным прогнозом жизни
В статье передовой многолетний опыт федерального проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» по обучению детей на разных этапах оказания медицинской помощи. Показано, что в основе оказания медицинской, социальной и психолого-педагогической помощи ребенку с прогрессирующим заболеванием, ограничивающими продолжительность жизни заложена необходимость создания условий для качественного и полноценного проживания им каждого оставшегося дня с учетом его актуальных психофизических возможностей.
Даны ответы на наиболее частые вопросы практиков об организации систематического обучения неизлечимо больных детей в период госпитализации в медицинский стационар и на этапе оказания паллиативной помощи. Раскрыты смыслы и цели образования, формы организации, пути междисциплинарного взаимодействия, даны рекомендации по повышению квалификации специалистов.
Ключевые слова
Инновации в обучении детей-инвалидов с прогрессирующими заболеваниями и неопределенным прогнозом жизни
Ребенокпаллиативная помощь
образование
обучение
госпитальная школа
хоспис
Психологическое сопровождение ребенка-инвалида и его семьи на разных этапах стационарного лечения
В статье, в форме клинического случая, представлена организация психологической помощи подростку с тяжелой формой болезни Крона в период длительного лечения в стационаре (в течение трех месяцев). Известно, что болезнь Крона является тяжёлым хроническим иммуноопосредованным воспалительным заболеванием желудочно-кишечного тракта, которое может поражать все его отделы. Рецидивирующее течение болезни является основанием для присвоения ребенку статуса инвалид, т.к. состояние приводит к ограничению жизнедеятельности и значительно меняет образ жизни ребенка и его семьи.
Задачи и содержание психологической помощи хронически больному ребенку изложены с учетом тяжести его физического состояния и этапа лечения. Показана специфика работы психолога в реанимации, отделении хирургии и соматическом стационаре.
Ключевые слова
Психологическое сопровождение ребенка-инвалида и его семьи на разных этапах стационарного лечения
болезнь Кронаособые психологические потребности
дети-инвалиды
комплексная реабилитация
междисциплинарный подход
психологическая помощь
социальная адаптация
Динамика познавательного развития детей-инвалидов как критерий перспектив социальной адаптации во взрослом возрасте
Ключевые слова
Динамика познавательного развития детей-инвалидов как критерий перспектив социальной адаптации во взрослом возрасте
специальное образованиенарушение интеллекта
особые образовательные потребности
дети с ограниченными возможностями здоровья
образовательный маршрут
социальная адаптация
тяжелые множественные нарушения развития
Актуальные вопросы подготовки медицинских сестер для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях
Ключевые слова
Актуальные вопросы подготовки медицинских сестер для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях
дети-инвалидыобучающиеся с ОВЗ
общеобразовательная организация
школьная медицина
подготовка медицинских сестер-бакалавров