Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах № 44
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики

Специальное образование детей-инвалидов: векторы развития

Специальное образование детей-инвалидов: векторы развития

Статьи номера знакомят читателя с основными направлениями и приоритетами государственной политики в Российской Федерации по охране здоровья и защите прав детей-инвалидов за последние двадцать лет, результатами контент-анализа официальных сайтов домов-интернатов и учреждений, где воспитываются дети-инвалиды, передовым многолетним опытом федерального проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» по обучению детей на разных этапах оказания медицинской помощи. Авторы рассматривают социально-психологические проблемы детей и подростков с хроническими заболеваниями почек, нуждающихся в постоянном медицинском контроле состояния здоровья и психологическом сопровождении для снижения степени тяжести негативных переживаний, в форме клинического случая представляют организацию психологической помощи подростку с тяжелой формой болезни Крона в период длительного лечения в стационаре, а также результаты мониторинга организаций и результаты обучения 780 детей-инвалидов дошкольного и школьного возраста, проживающих в домах-интернатах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. а также проблемы подготовки медицинских кадров для работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в общеобразовательной организации.

Подробнее о выпуске»

Государственная политика Российской Федерации по охране здоровья и защите прав детей-инвалидов в 1990-2000-х гг.: о динамике приоритетов

С.Б. Лазуренко, Н.А. Григорьева

Предметом исследования выбраны основные направления и приоритеты государственной политики в Российской Федерации по охране здоровья и защите прав детей-инвалидов за последние двадцать лет.

Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как приоритеты в сфере охраны здоровья и защиты прав детей-инвалидов, тенденции развития государственной политики. Особое внимание уделено проблемам и результатам ее реформирования. Подчёркивается, что государственная политика по-прежнему остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности, позволяет сохранить возможность диалога между поколениями, обеспечивая сбалансированное сочетание традиций и новаций в осмыслении современных социальных отношений применительно к детям-инвалидам.

Методологическую базу исследования составляют принципы историзма, научной объективности, системности и комплексности, которые позволяют исследовать опыт и современные проблемы формирования и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере охраны здоровья и защиты прав детей-инвалидов как комплексную проблему, анализируя фактический материал во всей его совокупности и взаимосвязи.

Основными выводами проведенного исследования являются особенности эволюции приоритетов государственной политики Российской Федерации по охране здоровья и защите прав детей-инвалидов в рамках двух этапов: 1991-2001 гг. и 2001-2020 гг.

Читать статью   Ключевые словагосударственная политика, охрана здоровья, дети-инвалиды, защита прав, законодательные инициативы

Психолого-педагогическая реабилитация детей-инвалидов в домах-интернатах системы социальной защиты населения: от целеполагания к практике

В.З. Кантор, Н.В. Немирова
В статье в контексте действия институционального фактора психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов, воспитывающихся в домах-интернатах, освещаются результаты контент-анализа официальных сайтов 72 учреждений этого типа. По итогам поиска и изучения документов, относящиеся к таким пяти иерархическим уровням, как стратегический уровень, уровень нормативного обеспечения, уровень инфраструктурного обеспечения, уровень методического обеспечения и операциональный уровень, констатируется, что, хотя с психолого-педагогической реабилитацией воспитанников и связано одно из основных направлений деятельности детских домов-интернатов, соответствующие вопросы представлены в их документах недостаточно последовательно, и, тем самым, в масштабах институциональной совокупности учреждений данного типа комплексная система работы по психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов в настоящее время не сформирована. При этом в реабилитационной деятельности детских домов-интернатов медицинские начала доминируют над психолого-педагогическими.
Читать статью   Ключевые словареабилитация инвалидов, психолого-педагогическая реабилитация, дети-инвалиды, детский дом-интернат, контент-анализ

Направления психологической помощи детям-инвалидам с заболеваниями почек на этапе диализа и после трансплантации (на основе российского и зарубежного опыта)

Т.В. Свиридова
В статье раскрываются актуальные социально-психологические проблемы детей и подростков с хроническими заболеваниями почек, которые нуждаются в постоянном медицинском контроле состояния здоровья и психологическом сопровождении для снижения степени тяжести негативных переживаний. На основе анализа российского и зарубежного опыта показано, что при определении содержания психолого-педагогической помощи следует ориентироваться не только на психологические потребности больного, но и учитывать тяжесть состояния и стадию болезни. Представлен алгоритм, эффективные методы и способы психолого-педагогической работы с детьми на разных этапах лечения, а также опыт междисциплинарного взаимодействия в процессе комплексной реабилитации, реализованный в университетской клинике Гейдельберга (Германия). Показано, что благодаря тесному сотрудничеству клиники с образовательными организациями (детскими садами и школами) удается улучшить качество жизни пациентов, повысить их социальную активность. Особое внимание уделяется организации групп самопомощи для семей пациентов находятся на длительном лечении, а также терапевтических летних лагерей.
Читать статью   Ключевые словахроническая болезнь почек, психологическое сопровождение, дети-инвалиды, медицинская психология, высокотехнологичная медицинская помощь, социальная педиатрия

Инновации в обучении детей-инвалидов с прогрессирующими заболеваниями и неопределенным прогнозом жизни

С.В. Шариков

В статье передовой многолетний опыт федерального проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» по обучению детей на разных этапах оказания медицинской помощи. Показано, что в основе оказания медицинской, социальной и психолого-педагогической помощи ребенку с прогрессирующим заболеванием, ограничивающими продолжительность жизни заложена необходимость создания условий для качественного и полноценного проживания им каждого оставшегося дня с учетом его актуальных психофизических возможностей.

Даны ответы на наиболее частые вопросы практиков об организации систематического обучения неизлечимо больных детей в период госпитализации в медицинский стационар и на этапе оказания паллиативной помощи. Раскрыты смыслы и цели образования, формы организации, пути междисциплинарного взаимодействия, даны рекомендации по повышению квалификации специалистов.

Читать статью   Ключевые словаРебенок, паллиативная помощь, образование, обучение, госпитальная школа, хоспис

Психологическое сопровождение ребенка-инвалида и его семьи на разных этапах стационарного лечения

А.М. Герасимова

В статье, в форме клинического случая, представлена организация психологической помощи подростку с тяжелой формой болезни Крона в период длительного лечения в стационаре (в течение трех месяцев). Известно, что болезнь Крона является тяжёлым хроническим иммуноопосредованным воспалительным заболеванием желудочно-кишечного тракта, которое может поражать все его отделы. Рецидивирующее течение болезни является основанием для присвоения ребенку статуса инвалид, т.к. состояние приводит к ограничению жизнедеятельности и значительно меняет образ жизни ребенка и его семьи.

Задачи и содержание психологической помощи хронически больному ребенку изложены с учетом тяжести его физического состояния и этапа лечения. Показана специфика работы психолога в реанимации, отделении хирургии и соматическом стационаре.

Читать статью   Ключевые словаболезнь Крона, особые психологические потребности, дети-инвалиды, комплексная реабилитация, междисциплинарный подход, психологическая помощь, социальная адаптация

Динамика познавательного развития детей-инвалидов как критерий перспектив социальной адаптации во взрослом возрасте

С.Б. Лазуренко, Н.Н. Павлова
В статье представлены результаты мониторинга организации и результатов обучения 780 детей-инвалидов дошкольного и школьного возраста, проживающих в домах-интернатах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Установлены значимые детерминанты, определяющие динамику психического развития детей-инвалидов с умственной отсталостью и перспективы социальной активности и участия в общественной жизни во взрослом возрасте. На основании полученных данных предложены общие рекомендации для специалистов, разрабатывающих содержания специальных индивидуальных программ развития для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, а также определены психолого-педагогические показатели социальной адаптации детей-инвалидов с умственной отсталостью для различных возрастных периодов.
Читать статью   Ключевые словаспециальное образование, нарушение интеллекта, особые образовательные потребности, дети с ограниченными возможностями здоровья, образовательный маршрут, социальная адаптация, тяжелые множественные нарушения развития

Актуальные вопросы подготовки медицинских сестер для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях

Т.Г. Снегирева
С целью изучения состояния проблемы подготовки медицинских кадров для работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в общеобразовательной организации и внесения предложений по ее оптимизации, осуществлен анализ нормативной и правовой базы, современной литературы, а также контент-анализ онлайн анкетирования (в формате Google forms) 50 студентов медицинского института старших курсов по направлению подготовки «Сестринское дело», 20 учителей общеобразовательной организации, 30 родителей, воспитывающих школьников с ОВЗ и 15 медицинских сестер образовательных учреждений. Установлено, что на современном этапе развития школьной медицины в полной мере созданы правовые основы для трудовой деятельности медицинских работников, а также имеются значительные методические заделы по подготовке медицинских кадров. Однако, до сих пор остается не достаточно разработанной проблема обучения медсестер для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Читать статью   Ключевые словадети-инвалиды, обучающиеся с ОВЗ, общеобразовательная организация, школьная медицина, подготовка медицинских сестер-бакалавров

Список литературы выпуска

  1. Alexander F. Psychological factors in gastro-intestinal disturbances. Psychoanal. 1934; 3: 506. статьи (1)
  2. Ballenger J.C., Davidson J.R., Lecrulier J., Nutt, D.J., Lydiart R.D., Mayer E.A. Consensus statement on depression, anxiety and functional gastrointestinal disorders. J. Clin. Psychiatry. 2001. Р. 48−51. статьи (1)
  3. Berben L., Sereika S., Engberg S. Effect size estimation: methods and examples. Int J Nurs Stud. 2012 Aug; 49(8):1039-47. doi: 10.1016/j.ijnurstu.2012.01.015. Epub 2012 Feb 27. статьи (1)
  4. Butler E., Egloff B., Wilhelm F., Smith N., Erickson E., James J. Gross The social consequences of expressive suppression. Emotion. 2003 Mar; 3(1):48-67.doi: 10.1037/1528-3542.3.1.48. статьи (1)
  5. Daminova MA. Chronic kidney disease in children: etiology, classification and factors progression. // Vestnik Sovremennoi Klinicheskoi Mediciny. 2016;9(2):36-41. doi: 10.20969/VSKM.2016.9(2).36-41. (in Russian). статьи (1)
  6. Dobbels F., Ruppar T., Geest S., Decorte A., Damme-Lombaerts R., Fine R. N. Adherence to the immunosuppressive regimen in pediatric kidney transplant recipients: a systematic review.Pediatr Transplant. 2010 Aug; 14(5):603-13. doi: 10.1111/j.1399-3046.2010.01299. статьи (1)
  7. Fine R. N., Becker Y., Geest S. De, Eisen H., Ettenger R., Evans R., Rudow D., McKay D., Neu A., Nevins T., Reyes J., Wray J., Dobbels F. Nonadherence consensus conference summary report. Am J Transplant. 2009 Jan; 9(1):35-41. doi: 10.1111/j.1600-6143.2008.02495.x. статьи (1)
  8. Lasarus R.S. Psychological stress and coping in adaptation and illness. Int. J. Psychiat Med. 1974; 5: 321−333. статьи (1)
  9. Marsicano E., Fernandes N., Colugnati F., Grincenkov F., Fernandes N., Geest S., Sanders-PinheiroH. Transcultural adaptation and initial validation of Brazilian-Portuguese version of the Basel assessment of adherence to immunosuppressive medications scale (BAASIS) in kidney transplants. BMC Nephrol. 2013 May 21;14:108. doi: 10.1186/1471-2369-14-108. статьи (1)
  10. Schäfer-Keller P., Dickenmann M., Berry D., Steiger J., Bock A., GeestS. Computerized patient education in kidney transplantation: testing the content validity and usability of the Organ Transplant Information System (OTIS). Patient EducCouns. 2009 Jan; 74(1):110-7.doi: 10.1016/j.pec.2008.03.027. Epub 2008 Jun 2. статьи (1)
  11. Soliday E. Behavioral Effects of Corticosteroids in Steroid-sensitive Ne-phrotic Syndrome / E. Soliday, Sh. Grey, B. Mare // Pediatrics. – 1999. – Vol.104 (4 Oct.) – P. 51. статьи (1)
  12. Tjaden L., Tong A., Henning P., Groothoff J., Jonathan C. Craig Children's experiences of dialysis: a systematic review of qualitative studies.Archives of Disease in Childhood. 97(5):395-402. DOI:10.1136/archdischild-2011-3006. статьи (1)
  13. WHO/World Bank. Tracking universal health coverage: 2017 global monitoring report. December, 2017. https://www.who.int/ healthinfo/universal_health_coverage/report/2017/ статьи (1)
  14. Watson A., Harden P., Ferris M., Kerr P., Mahan J., Ramzy M. Transition from Pediatric to Adult Renal Services, Consensus Statement by the International Society of Nephrology (ISN) and the International Pediatric Nephrology Association (IPNA)/ International Society of Nephrology.International Pediatric Nephrology Association. 2011 Oct;80(7):704-7.doi: 10.1038/ki.2011.209. статьи (1)
  15. https://fond-detyam.ru/o-fonde/ статьи (1)
  16. https://nrkrus.ru/. статьи (1)
  17. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. СПб.: Речь. 2002. 560 c. статьи (1)
  18. Астафьева Н.Е. Реабилитация детей с отклонениями в развитии в специальных образовательно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа Тамбовской области // Гаудеамус. – 2006. №10 (2). С. 9 –11. статьи (1)
  19. Баранова Т.Ф. Социальное развитие ребенка-инвалида в современных условиях в детском доме-интернате // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. №12-2. С. 142 – 146 статьи (1)
  20. Браун Э. Образование и школа. // Паллиативная помощь детям. Под редакцией Э. Голдман, Р. Хейна и С. Либена. Пер. с англ.- М.: Практика, 2017. – С. 135-146. статьи (1)
  21. Булыгина М.В. Особенности коммуникации между матерью и ребенком с хроническим соматическим расстройством (на материале гастропатологии). Автореф. дис. …канд. психол. наук. М. 2007. 26 с. статьи (1)
  22. Буслаева А.С., Венгер А.Л., Лазуренко С. Б. Задачи психологической помощи тяжело больному ребенку и его родителям. // Культурно-историческая психология. – 2016. Т. 12. №1. С. 56-65 статьи (1)
  23. В Минобрнауки России обсудили реализацию пилотного проекта по школьной медицине. // URL https://news.myseldon.com/ru/news/index/179992078 статьи (1)
  24. Вавилов В.В. Опыт работы Казанского хосписа. // Паллиум. 2019. №1. – с. 43-45. статьи (1)
  25. Вахрушева И.А. Отношение к болезни у подростков с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Автореф. дис. …канд. психол. наук. СПб. 2004. 215 с. статьи (1)
  26. Выготский, Л. С. Дефект и сверхкомпенсация / Л. С Выготский. – Текст: электронный // ЛитРес: сайт. – URL: https://www.litres.ru/lev-vygotskiy/defekt-i-sverhkompensaciya/chitat-onlayn/ (дата обращения 03.06.2021). статьи (1)
  27. Голубев В. В. Диверсификация системы образования как основа устойчивого развития / В. В. Голубев // Устойчивое развитие: наука и практика. – 2011. – Вып. 2. – С. 101–106. – URL: http://www.yrazvitie. ru/wp-content/uploads/2011/12/7-Golybev.pdf (дата обращения: 11.01.2021). – Рез. англ. статьи (1)
  28. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297. URL: https://base.garant.ru/71265834/ статьи (1)
  29. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы /И.Г. Зайнышев. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с. статьи (1)
  30. Зак Г.Г. Социальная реабилитация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома // Специальное образование. – 2012. №2(26). С. 49 – 57. статьи (1)
  31. Зак Г.Г. Формы социально-бытовой реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома // Специальное образование. – 2013. №3(31). С. 56 – 62. статьи (1)
  32. Здравоохранение в России-2017: стат.сб. / Росстат. – М., 2017. – 170 с. статьи (1)
  33. Зелинская Д.И., Терлецкая Р.Н. Инвалидность детского населения России (современные правовые и медико-социальные процессы) Монография М.: Юрайт, 2019. – 194 с. статьи (1)
  34. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. СПб.: Речь. 2004. 384 с. статьи (1)
  35. Исаев, Е.И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах: учебное пособие /Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков. – М: ПСТГУ, 2014. – 432 с. статьи (1)
  36. Какорина Е.П., Поликарпов А.В., Огрызко Е.В., Голубева Т.Ю. Характеристика контингента детей-инвалидов, проживающих в интернатных учреждениях Российской Федерациию. Социальные аспекты здоровья населения. 2016; 52(6). – URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/792/30/ DOI: 10.21045/2071-5021-2016-52-6-7 статьи (1)
  37. Кантор В.З., Немирова Н.В., Казанкин В.В. Психолого-педагогическая реабилитация как практика институционализированного сообщества инвалидов по зрению // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2020. №2. С. 33 – 56. статьи (1)
  38. Китаев-Смык Л.А. К вопросу об адаптации в невесомости. // Психологические проблемы космических полетов. – М., 1979. – С. 135-152. статьи (1)
  39. Комментарии к ФГОС дошкольного образования: письмо от 28 февраля 2014 г. № 08-249/ Министерство образования и науки Российской Федерации, Департамент общего образования. ─ Текст: электронный//Консорциум Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической информации [сайт]. ─ URL: http://docs.cntd.ru/document/499090048 (дата обращения 06.06.2021). статьи (1)
  40. Конституции Российской Федерации. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8452df644dd1f63f07ca7744f87beddac2947282/ статьи (1)
  41. Конституция Российской Федерации. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ статьи (1)
  42. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.URL: № 1662-р/ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ статьи (1)
  43. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2016 г. N 1839-р. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/47348.html статьи (1)
  44. Коркина М.В., Марилов В.В. Варианты психосоматического развития личности при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Журнал неврологии и психиатрии им. С. Корсакова. 1995; 95 (6): 43−47. статьи (1)
  45. Кулагина Е.В. Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: социально-экономический аспект. М.: РООИ Перспектива, 2014. – URL: https://www.osoboedetstvo.ru/files/book/file/obrazovanie _detey-invalidov_e.v._kulagina_mo nografiya.pdf статьи (1)
  46. Курбатов В.И. Социальная работа /В.И. Курбатов. - Ростов на Дону: Феникс. - 2003. - 480 с. статьи (1)
  47. Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Рапопорт И.К. Состояние медицинского обеспечения детей в образовательных организациях // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2017. – № 2. – С. 37–45. статьи (1)
  48. Лазуренко С.Б. Психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте. Монография. М.: ЛОГОМАГ. 2014. 266 с. статьи (1)
  49. Лазуренко С.Б., Симонова О.И., Свиридова Т.В. Психологические аспекты в ведении больных муковисцидозом. В кн.: Муковисцидоз. Под ред. Н.И. Капранова, Н.Ю. Каширской. М.: Медпрактика. 2014: 623−648. статьи (1)
  50. Лазуренко, С. Б. Психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте: монография / C. Б. Лазуренко. – М. : Логомаг, 2014. – 266 с. статьи (1)
  51. Ломакина Т. Ю. Диверсификация как принцип развития непрерывного образования / Т. Ю. Ломакина // Образование через всю жизнь: проблемы образования. – 2003. – Т. 2. – С. 170–174. – URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/diversifikatsiya-kak-printsip-razvitiya-nepreryvnogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 11.01.2021). статьи (1)
  52. Лопатина А.Р., Снегирева Т.Г. Роль медицинских сестер с высшим образованием в помощи педагогам в инклюзивном образовании / А.Р. Лопатина, Т.Г. Снегирева // Медицинская сестра. 2020. - № 7 – С. 50-52. статьи (1)
  53. Лукьянова Е.М., Тараховский М.Л. Бабко С.А., Мороз А.Д., Цветкова Е.В. Особенности адаптации при хроническом стрессе у детей с заболеваниями органов дыхания и пищеварения. Педиатрия. 1995; 5: 69−73. статьи (1)
  54. Лурия А.Р. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. М.: Изд. МГУ. 1997. 96 с. статьи (1)
  55. Малофеев H.H., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев и др. // Дефектология: науч.-метод, журн. - 2010. —№ 1. - С. 6-22. статьи (1)
  56. Малофеев Н. Н. От равных прав к равным возможностям, от специальной школы к инклюзии /Н. Н. Малофеев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2018. – № 190. – С. 8–15. – URL:https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/190/malofeev_190_8_15.pdf (дата обращения: 11.01.2021). статьи (1)
  57. Межрегиональная общественная организация в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями «Равные возможности». URL: https://www.rvmos.com/ статьи (1)
  58. Методические материалы по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования слепых и слабовидящих обучающихся: письмо Минобрнауки России от 19 февраля 2016 г. N 07-719. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71254388/ статьи (1)
  59. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71254376/ статьи (1)
  60. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с инвалидностью с учетом их особых образовательных потребностей: письмо Минобрнауки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641. URL: https://sudact.ru/law/pismo-minobrnauki-rossii-ot-29032016-n-vk-64109/ статьи (1)
  61. Мошняга, В.Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями /В.Т. Мошняга; под.ред. Е.И. Холостовой. - М.: Инфра-М, 2003. статьи (1)
  62. Национальный проект «Образование» Министерства просвещения Российской Федерации [сайт]. ─ Москва, 2019. ─ URL: https://projectobrazovanie.ru/ (дата обращения 03.11.2020). ─ Текст: электронный. статьи (1)
  63. Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам». URL: http://docs.cntd.ru/document/1200068702 статьи (1)
  64. Немирова Н.В., Кантор В.З. Исследование потребностей педагогических коллективов школ в условиях институционализации инклюзивного образования слепых и слабовидящих // Science for EducationToday. – 2020. Т. 10, №3. С. 28 – 44. статьи (1)
  65. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та. 1987. 168 с. статьи (1)
  66. О Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов: указ Президента РФ от 21.08.2012 № 1201. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35953 статьи (1)
  67. О Координационном комитете по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации: указ Президента РФ от 12.07.1994 № 1490. Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 12. Ст. 1373 статьи (1)
  68. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761. URL: http://base.garant.ru/ 70183566/#ixzz6VsCh9yw3. статьи (1)
  69. О Порядке организации медицинской реабилитации: приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012 г. N 1705н. URL: http://base.garant.ru/70330294/#ixzz6VsDXnsu1 статьи (1)
  70. О Совете по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации: указ Президента РФ от 13.06.1996 № 901 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 3006. статьи (1)
  71. О Совете при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов: указ Президента РФ от 17.12.2008 № 1792 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 51. Ст. 6138. статьи (1)
  72. О Федеральном центре научно-методического и методологического обеспечения развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 июля 2018 г. № 450. URL: http://docs.cntd.ru/document/550609363. статьи (1)
  73. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов:Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/70809036/ статьи (1)
  74. О государственной поддержке развития российской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения: постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 15. Ст. 1791. статьи (1)
  75. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ статьи (1)
  76. О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы: указ Президента РФ от 01.06.1992 № 543. Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 23. Ст. 1276 статьи (1)
  77. О президентской программе "Дети России": указ Президента РФ от 18.08.1994 № 1696 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 17. Ст. 1955. статьи (1)
  78. О результатах проверки Счетной палатой Российской Федерации целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию федеральных целевых программ "Планирование семьи", "Безопасное материнство" и "Дети-инвалиды" в 1996 году: приказ Министерства здравоохранения РФ от 13.06.1997 № 182. URL: http://base.garant.ru/4173962/ статьи (1)
  79. О совершенствовании медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства: приказ Министерства здравоохранения РФ от 25 ноября 2003 года N 567. URL: http:// docs.cntd.ru/ document/ 901882927. статьи (1)
  80. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами: письмо Минобрнауки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06. URL:https://www.mos.ru/upload/documents/oiv/mon_18_04_2008_af_150_06_i.pdf статьи (1)
  81. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181. URL: http://base.garant.ru/10164504/ статьи (1)
  82. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов: письмо Минобразования России от 04.09.1997 N 48. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138537/. статьи (1)
  83. О федеральной программе "Дети России": постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.1993 №909. URL: http://docs.cntd.ru/document/9005185. статьи (1)
  84. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_ 91194/. статьи (1)
  85. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ. Ст.7. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_121895/. статьи (1)
  86. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ. П. 1 ч. 2 ст. 4, п. 7 ст. 20. URL:http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW_156558/. статьи (1)
  87. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ. Ст.4. URL: http://base.garant.ru/179146/. статьи (1)
  88. Об утверждении Классификации и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы: приказ Минздрава России Министерства труда России от 29.01.97 N 1/30. URL: http://docs.cntd.ru/document/58803007 статьи (1)
  89. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р. URL:http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_167897/ 1ae3172271088ff17d13f732abf826846524ab91/. статьи (1)
  90. Об утверждении Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов" (вместе с "Планом мероприятий по реализации Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов"): распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. № 1506-р. URL: https://www.zakonrf.info/rasporiazhenie-pravitelstvo-rf-1506-r-16072016/. статьи (1)
  91. Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082. ─ Текст: электронный // Официальный сайт мэра Москвы. ─ URL: https://www.mos.ru/upload/documents/oiv/pr_mo_1082_20_08_2013_r13.pdf (дата обращения 03.06.2021). статьи (1)
  92. Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288. URL:https://base.garant.ru/10200129/. статьи (1)
  93. Об утверждении методики разработки и реализации региональной программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (типовая программа субъекта Российской Федерации): приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 декабря 2017 г. № 875. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71762166/. статьи (1)
  94. Об утверждении плана мероприятий на 2015 - 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 года: распоряжение Правительства РФ от 05.02.2015 N 167-р. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175059/2e89b0f1411425339e838ae99488c9113c9c3df1/. статьи (1)
  95. Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.06.2017 №486н: зарегистрирован 31.07.2017 № 47579. ─ Текст: электронный. // Официальный интернет-портал правовой информации – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201708010058?rangeSize=1 (дата обращения 03.06.2021). статьи (1)
  96. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/. статьи (1)
  97. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/. статьи (1)
  98. Образование обучающихся с тяжелыми нарушениями развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 6-8 ноября 2018 года / Под общ. ред. А.М. Царева. – Псков: Псковский государственный университет, 2018. – 232 с. статьи (1)
  99. Основы паллиативной помощи / под ред. Р. Твайкросса, Э. Уилкока. Пер. с англ. – М.: Благотворительный фонд помощи хосписам «Вера», 2020. – С. 335-345. статьи (1)
  100. Первоначальный доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах инвалидов «О мерах, принятых для осуществления обязательств по Конвенции о правах инвалидов, и о прогрессе, достигнутом в соблюдении прав инвалидов в течение двух лет после ее вступления в силу для Российской Федерации».- М., 2014.- С.18. статьи (1)
  101. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 11.11.2019 №ОВ-1078/03, Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.11.2019 №15-2/и/2-10455 «О методических рекомендациях об организации обучения детей, находящихся на длительном лечении и которые не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации». // URL: https://uchimznaem.ru/images/gruppa/pismo1078_03.pdf статьи (1)
  102. План мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017 - 2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. № 893-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572298/. статьи (1)
  103. План мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016 - 2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. № 1507-р. URL: http://docs.cntd.ru/document/420367141/. статьи (1)
  104. Потапов А.С., Алиева Э.И., Габрузская Т.В., Горелов А.В., Захарова И.Н., Корниенко Е.А., Панфилова В.Н., Печкуров Д.В., Ратникова М.А., Ревнова М.О., Ситникова Е.П., Урсова Н.И., Федулова Э.Н., Цимбалова Е.Г., Шумилов П.В., Щербакова О.В., Щиголева Н.Е. Клиническая картина, диагностика и лечение язвенного колита у детей: российский педиатрический консенсус. // Вопросы современной педиатрии. – 2013;12(3):18-30. https://doi.org/10.15690/vsp.v12i3.677 статьи (1)
  105. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 мая 2019 года №345н/372н «Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья». // URL: https://base.garant.ru/72280964/ статьи (1)
  106. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2020 г. N 481н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях» // URL: https://base.garant.ru/74578986/ статьи (1)
  107. Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон № 181: принят Государственной Думой 20 июля 1995 года: одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года. – М: «Проспект», 2020. – 48 с.; 20 см. - ISBN: 978-5-392-24268-9. статьи (1)
  108. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020): принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. – М: «Сфера», 2019 – 192 с.; 20 см. - ISBN: 9785994923818. статьи (1)
  109. Сайт проекта «УчимЗнаем» URL: www.caringschool.ru/ статьи (1)
  110. Сайт проекта «УчимЗнаем» URL: www.uchimznaem.ru статьи (1)
  111. Свиридова Т.В., Лазуренко С.Б., Венгер А.Л., Комарова Е.В., Потапов А.С., Буслаева А.С. Исследование психологических особенностей детей и подростков с заболеваниями органов пищеварения. // Вестник РАМН. – 2015; 70 (5): 519–525. Doi: 10.15690/vramn.v70.i5.1437. статьи (1)
  112. Свиридова Т.В., Намазова-Баранова Л.С., Маргиева Т.В., Лазуренко С.Б., Буслаева А.С. Исследование самоотношения младших подростков с хроническими заболеваниями (на примере пациентов с хроническим гломерулонефритом) // Педиатрическая фармакология. 2013. Том 10, № 5. – С. 74-78. https://doi.org/10.15690/pf.v10i5.827 статьи (1)
  113. Свиридова Т.В., Павлова Н.Н., Герасимова А.М., Бирюкова Е.Г. / Направления междисциплинарного взаимодействия среднего медицинского персонала педиатрического учреждения и специалистов психолого-педагогического профиля. //Альманах института коррекционной педагогики. – 2017. - №31. – С. 6-71. статьи (1)
  114. Семаго М.М., Семаго Н.Я. «Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования». / Под общ. ред. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 2014. – 368 с. статьи (1)
  115. Соколова С.Б., Кучма В.Р. Концепция оценки качества медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях // Здоровье населения и среда обитания. – 2016. – № 8. – С. 16–18. статьи (1)
  116. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е. А. Стребелевой. – М., 2001. – 311 с. статьи (1)
  117. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Т. 2. М.1957. 193 с. статьи (1)
  118. Толганбаева А.А., Чингаева Г.Н. Хроническая болезнь почек у детей - современный взгляд. // Вестник КазНМУ. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hronicheskaya-bolezn-pochek-u-detey-sovremennyy-vzglyad (дата обращения: 12.05.2021). статьи (1)
  119. Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // URL: http://base.garant.ru/71684480/#ixzz5dASorZUo статьи (1)
  120. Федеральная служба государственной статистики. Население. Положение инвалидов. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения 03.11.2020) статьи (1)
  121. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ статьи (1)
  122. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 20 апреля 2021 года. // URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 статьи (1)
  123. Филиппова М.В. Обеспечение психологической безопасности детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе учебно-воспитательной работы в условиях детского дома-интерната // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. №30-1. С. 216 – 223. статьи (1)
  124. Филякова Е.Г., Николаева В.В., Касаткин В.Н. Образ Я детей с хроническими соматическими заболеваниями (бронхиальная астмо- и гастродоуденальная патология). Педиатрия. 2000; 4: 97−102. статьи (1)
  125. Фёдорова В.Л. Психологические механизмы формирования внутренней картины болезни и совладающего со стрессом поведения у больных с воспалительными заболеваниями кишечника. Автореф. дис. …канд. психол. наук. СПб. 2009. 23 с. статьи (1)
  126. Цареградская А.С. Инклюзивное воспитание в детском доме // Дискуссия. – 2010. – №9. С. 24 – 26. статьи (1)
  127. Цедякова Ж.Н. Социальная реабилитация детей-инвалидов в условиях детского дома-интерната // Проблемы Науки. – 2014. №6 (24). С. 88 – 94. статьи (1)
  128. Цедякова Ж.Н. Социальная реабилитация детей-инвалидов в условиях детского дома-интерната. Проблемы современной науки и образования. 2014; 24 (6). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-reabilitatsiya-detey-invalidov-v-usloviyah-detskogo-doma-internata статьи (1)
  129. Численность детей-инвалидов//Федеральный реестр инвалидов: сайт. – Москва, 2020 – URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost-detei?territory=undefined (дата обращения 03.06.2021). – Текст: электронный. статьи (1)
  130. Шариков С.В. Педагогическая поддержка образовательных возможностей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах. // Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. №40. статьи (1)
  131. Шариков С.В. Создание образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений. // Вопросы детской гематологии и онкологии. 2015. Т. 2. №4. статьи (1)
  132. Шерстнев Д. Г. Оценка психофизиологического статуса и качества жизни у детей с хронической болезнью почек. // БМИК. 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-psihofiziologicheskogo-statusa-i-kachestva-zhizni-u-detey-s-hronicheskoy-boleznyu-pochek (дата обращения: 12.05.2021). статьи (1)
  133. Яцык, Г. В. Нейробиологические основы возникновения и восстановительного лечения перинатального поражения центральной нервной системы у детей. М.: ПедиатрЪ, 2016. – 184 с. статьи (1)
Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
OK