Выпуски

Специальное образование детей-инвалидов: векторы развития

Альманах № 44 · Выпуск первый · 2021 год

Альманах № 44. Специальное образование детей-инвалидов: векторы развития

Статьи номера знакомят читателя с основными направлениями и приоритетами государственной политики в Российской Федерации по охране здоровья и защите прав детей-инвалидов за последние двадцать лет, результатами контент-анализа официальных сайтов домов-интернатов и учреждений, где воспитываются дети-инвалиды, передовым многолетним опытом федерального проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» по обучению детей на разных этапах оказания медицинской помощи. Авторы рассматривают социально-психологические проблемы детей и подростков с хроническими заболеваниями почек, нуждающихся в постоянном медицинском контроле состояния здоровья и психологическом сопровождении для снижения степени тяжести негативных переживаний, в форме клинического случая представляют организацию психологической помощи подростку с тяжелой формой болезни Крона в период длительного лечения в стационаре, а также результаты мониторинга организаций и результаты обучения 780 детей-инвалидов дошкольного и школьного возраста, проживающих в домах-интернатах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. а также проблемы подготовки медицинских кадров для работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в общеобразовательной организации.

Государственная политика Российской Федерации по охране здоровья и защите прав детей-инвалидов в 1990-2000-х гг.: о динамике приоритетов

Григорьева Н.А. , Лазуренко С.Б.

Предметом исследования выбраны основные направления и приоритеты государственной политики в Российской Федерации по охране здоровья и защите прав детей-инвалидов за последние двадцать лет.

Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как приоритеты в сфере охраны здоровья и защиты прав детей-инвалидов, тенденции развития государственной политики. Особое внимание уделено проблемам и результатам ее реформирования. Подчёркивается, что государственная политика по-прежнему остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности, позволяет сохранить возможность диалога между поколениями, обеспечивая сбалансированное сочетание традиций и новаций в осмыслении современных социальных отношений применительно к детям-инвалидам.

Методологическую базу исследования составляют принципы историзма, научной объективности, системности и комплексности, которые позволяют исследовать опыт и современные проблемы формирования и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере охраны здоровья и защиты прав детей-инвалидов как комплексную проблему, анализируя фактический материал во всей его совокупности и взаимосвязи.

Основными выводами проведенного исследования являются особенности эволюции приоритетов государственной политики Российской Федерации по охране здоровья и защите прав детей-инвалидов в рамках двух этапов: 1991-2001 гг. и 2001-2020 гг.

Ключевые слова

Государственная политика Российской Федерации по охране здоровья и защите прав детей-инвалидов в 1990-2000-х гг.: о динамике приоритетов

государственная политика
охрана здоровья
дети-инвалиды
защита прав
законодательные инициативы

Психолого-педагогическая реабилитация детей-инвалидов в домах-интернатах системы социальной защиты населения: от целеполагания к практике

Кантор В.З. , Немирова Н.В.
В статье в контексте действия институционального фактора психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов, воспитывающихся в домах-интернатах, освещаются результаты контент-анализа официальных сайтов 72 учреждений этого типа. По итогам поиска и изучения документов, относящиеся к таким пяти иерархическим уровням, как стратегический уровень, уровень нормативного обеспечения, уровень инфраструктурного обеспечения, уровень методического обеспечения и операциональный уровень, констатируется, что, хотя с психолого-педагогической реабилитацией воспитанников и связано одно из основных направлений деятельности детских домов-интернатов, соответствующие вопросы представлены в их документах недостаточно последовательно, и, тем самым, в масштабах институциональной совокупности учреждений данного типа комплексная система работы по психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов в настоящее время не сформирована. При этом в реабилитационной деятельности детских домов-интернатов медицинские начала доминируют над психолого-педагогическими.
Ключевые слова

Психолого-педагогическая реабилитация детей-инвалидов в домах-интернатах системы социальной защиты населения: от целеполагания к практике

реабилитация инвалидов
психолого-педагогическая реабилитация
дети-инвалиды
детский дом-интернат
контент-анализ

Направления психологической помощи детям-инвалидам с заболеваниями почек на этапе диализа и после трансплантации (на основе российского и зарубежного опыта)

Свиридова Т.В.
В статье раскрываются актуальные социально-психологические проблемы детей и подростков с хроническими заболеваниями почек, которые нуждаются в постоянном медицинском контроле состояния здоровья и психологическом сопровождении для снижения степени тяжести негативных переживаний. На основе анализа российского и зарубежного опыта показано, что при определении содержания психолого-педагогической помощи следует ориентироваться не только на психологические потребности больного, но и учитывать тяжесть состояния и стадию болезни. Представлен алгоритм, эффективные методы и способы психолого-педагогической работы с детьми на разных этапах лечения, а также опыт междисциплинарного взаимодействия в процессе комплексной реабилитации, реализованный в университетской клинике Гейдельберга (Германия). Показано, что благодаря тесному сотрудничеству клиники с образовательными организациями (детскими садами и школами) удается улучшить качество жизни пациентов, повысить их социальную активность. Особое внимание уделяется организации групп самопомощи для семей пациентов находятся на длительном лечении, а также терапевтических летних лагерей.
Ключевые слова

Направления психологической помощи детям-инвалидам с заболеваниями почек на этапе диализа и после трансплантации (на основе российского и зарубежного опыта)

хроническая болезнь почек
психологическое сопровождение
дети-инвалиды
медицинская психология
высокотехнологичная медицинская помощь
социальная педиатрия

Инновации в обучении детей-инвалидов с прогрессирующими заболеваниями и неопределенным прогнозом жизни

Шариков С.В.

В статье передовой многолетний опыт федерального проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» по обучению детей на разных этапах оказания медицинской помощи. Показано, что в основе оказания медицинской, социальной и психолого-педагогической помощи ребенку с прогрессирующим заболеванием, ограничивающими продолжительность жизни заложена необходимость создания условий для качественного и полноценного проживания им каждого оставшегося дня с учетом его актуальных психофизических возможностей.

Даны ответы на наиболее частые вопросы практиков об организации систематического обучения неизлечимо больных детей в период госпитализации в медицинский стационар и на этапе оказания паллиативной помощи. Раскрыты смыслы и цели образования, формы организации, пути междисциплинарного взаимодействия, даны рекомендации по повышению квалификации специалистов.

Ключевые слова

Инновации в обучении детей-инвалидов с прогрессирующими заболеваниями и неопределенным прогнозом жизни

Ребенок
паллиативная помощь
образование
обучение
госпитальная школа
хоспис

Психологическое сопровождение ребенка-инвалида и его семьи на разных этапах стационарного лечения

Герасимова А.М.

В статье, в форме клинического случая, представлена организация психологической помощи подростку с тяжелой формой болезни Крона в период длительного лечения в стационаре (в течение трех месяцев). Известно, что болезнь Крона является тяжёлым хроническим иммуноопосредованным воспалительным заболеванием желудочно-кишечного тракта, которое может поражать все его отделы. Рецидивирующее течение болезни является основанием для присвоения ребенку статуса инвалид, т.к. состояние приводит к ограничению жизнедеятельности и значительно меняет образ жизни ребенка и его семьи.

Задачи и содержание психологической помощи хронически больному ребенку изложены с учетом тяжести его физического состояния и этапа лечения. Показана специфика работы психолога в реанимации, отделении хирургии и соматическом стационаре.

Ключевые слова

Психологическое сопровождение ребенка-инвалида и его семьи на разных этапах стационарного лечения

болезнь Крона
особые психологические потребности
дети-инвалиды
комплексная реабилитация
междисциплинарный подход
психологическая помощь
социальная адаптация

Динамика познавательного развития детей-инвалидов как критерий перспектив социальной адаптации во взрослом возрасте

Павлова Н.Н. , Лазуренко С.Б.
В статье представлены результаты мониторинга организации и результатов обучения 780 детей-инвалидов дошкольного и школьного возраста, проживающих в домах-интернатах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Установлены значимые детерминанты, определяющие динамику психического развития детей-инвалидов с умственной отсталостью и перспективы социальной активности и участия в общественной жизни во взрослом возрасте. На основании полученных данных предложены общие рекомендации для специалистов, разрабатывающих содержания специальных индивидуальных программ развития для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, а также определены психолого-педагогические показатели социальной адаптации детей-инвалидов с умственной отсталостью для различных возрастных периодов.
Ключевые слова

Динамика познавательного развития детей-инвалидов как критерий перспектив социальной адаптации во взрослом возрасте

специальное образование
нарушение интеллекта
особые образовательные потребности
дети с ограниченными возможностями здоровья
образовательный маршрут
социальная адаптация
тяжелые множественные нарушения развития

Актуальные вопросы подготовки медицинских сестер для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях

Снегирева Т.Г.
С целью изучения состояния проблемы подготовки медицинских кадров для работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в общеобразовательной организации и внесения предложений по ее оптимизации, осуществлен анализ нормативной и правовой базы, современной литературы, а также контент-анализ онлайн анкетирования (в формате Google forms) 50 студентов медицинского института старших курсов по направлению подготовки «Сестринское дело», 20 учителей общеобразовательной организации, 30 родителей, воспитывающих школьников с ОВЗ и 15 медицинских сестер образовательных учреждений. Установлено, что на современном этапе развития школьной медицины в полной мере созданы правовые основы для трудовой деятельности медицинских работников, а также имеются значительные методические заделы по подготовке медицинских кадров. Однако, до сих пор остается не достаточно разработанной проблема обучения медсестер для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова

Актуальные вопросы подготовки медицинских сестер для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях

дети-инвалиды
обучающиеся с ОВЗ
общеобразовательная организация
школьная медицина
подготовка медицинских сестер-бакалавров
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности