Введение
Проблема профессионального стресса и выгорания специалистов является актуальным предметом интереса многих исследователей в различных областях деятельности [12]. В долгосрочной перспективе на эффективности работы специалиста в немалой степени сказывается его удовлетворенность рабочим окружением и условиями труда [34]. Это имеет особое значение в отношении врачей и педагогов, работа которых связана с высоким профессиональным стрессом. Напряженная работа также неблагоприятно сказывается на физическом и психологическом здоровье специалистов [5]. Для выявления и изучения этических дилемм профессиональной деятельности, в том числе в рамках оказания сурдологической помощи, поиска их разрешения могут быть применены методы этического анализа [6,7].
Успешное внедрение системы универсального аудиологического скрининга новорожденных в России позволило значительно снизить возраст выявления стойких нарушений слуха [8,9]. Эффективная ранняя диагностика, современные возможности кохлеарной имплантации требуют совместной слаженной работы врачей-сурдологов и сурдопедагогов на всех этапах [10,11]. С увеличением числа имплантированных пациентов растет потребность в высококвалифицированных специалистах. Реформы в системе российского здравоохранения и образования, перевод финансирования медицинских организаций за счет средств фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) в значительной степени повлияли на условия работы врачей-сурдологов-оториноларингологов и сурдопедагогов. Работа сурдопедагогов, участвующих в диагностическом процессе в медицинских организациях, не оплачивается по ОМС в связи с отсутствием в номенклатуре медицинских услуг соответствующих позиций.
Для изучения психосоциальных аспектов рабочей обстановки предложены различные подходы. Модель «требование-контроль» основана на степени требований, предъявляемых работнику, и возможности контролировать свою деятельность и влиять на содержание своей работы [5]. Соответственно этому выделяют пассивную работу (низкие требования – низкий контроль), работу с высоким стрессом (высокие требования – низкий контроль), работу с низким стрессом (низкие требования – высокий контроль) и активную работу (высокие требования - высокий контроль). Работа с высокими требованиями и невозможностью влиять на содержание своей деятельности в долгосрочной перспективе может привести к ухудшению здоровья и снижению благополучия. С другой стороны, возможность контролировать содержание своей деятельности примиряет работников с высокими требованиями.
В основе модели «усилие-вознаграждение» лежит идея баланса затраченных в процессе выполнения работы усилий полученному вознаграждению [12]. При этом вознаграждением является не только заработная плата, но и такие нематериальные категории, как безопасность условий труда, престиж профессии в обществе, возможность карьерного роста. Несоответствие усилий и вознаграждения приводит к выраженным негативным эмоциям, которые оказывают долгосрочный отрицательный эффект на физическое и психологическое здоровье специалиста.
Для изучения удовлетворенностью условиями труда работников разных сфер деятельности применяют различные опросники – инструменты, позволяющие выявить определенные тенденции и дать им количественную оценку. Опрос, проведенный шведскими исследователями, показал, что 29% аудиологов работают в условиях высокого стресса, 86% опрошенных отмечают несоответствие вознаграждения затраченным усилиям. Был выявлен также еще один фактор психологического благополучия на работе: социальная поддержка коллег, руководства и пациентов сама по себе расценивается как вознаграждение и компенсирует невысокую заработную плату [13,14].
Таким образом, изучение профессиональной деятельности врачей-сурдологов-оториноларингологов и сурдопедагогов представляет возможность выявления этических дилемм и их разрешения для повышения качества оказания сурдологической помощи.
Цель исследования: анализ этических аспектов трудовой деятельности врачей сурдологов-оториноларингологов и сурдопедагогов. Материалы и методы
На основе существующего международного опыта для изучения этических аспектов трудовой деятельности врачей-сурдологов-оториноларингологов и сурдопедагогов была составлена анкета из 14 вопросов для врачей и 16 вопросов для педагогов. Первичный сбор данных проводился с помощью онлайн сервиса «Google Формы».
В первом блоке анкета для врачей включала вопросы по типу медицинской организации, по принимаемому контингенту пациентов. Анкета для сурдопедагогов включала вопросы по типу организации (медицинская/образовательная, государственная/частная/совмещение), опыту сотрудничества с врачами-сурдологами, участию в диагностике и реабилитации пациентов с нарушением слуха.
Во второй блок включены вопросы по шкале «Усилие»: «У меня достаточно времени на приеме для выполнения своих профессиональных обязанностей», «В моем рабочем графике выделено время для заполнения документов и отчетов», «Мне приходится работать слишком быстро и напряженно», «Мне приходится работать вне рабочего времени», «В последнее время моя работа требует все больше усилий». Возможные варианты ответов: «да», «иногда», «нет». В первом вопросе данного блока ответ «да» оценивался в 0 баллов, «иногда» - 1 балл, «нет» - 2 балла. В остальных вопросах ответ «да» оценивался в 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Минимальная сумма баллов по шкале «Усилие» составляет 0 баллов и соответствует наименьшим сложностям, возникающим при работе, максимальная – 10 баллов, соответствует наибольшим сложностям.
Третьим блоком выделены вопросы по шкале «Вознаграждение»: «Я чувствую уважение со стороны пациентов», «Я чувствую уважение со стороны руководителей», «Я чувствую уважение со стороны коллег», «В случае конфликта с пациентами у меня есть поддержка со стороны руководителей и коллег», «Оплата моего труда адекватна затраченным усилиям». Возможные варианты ответов: «да», «иногда», «нет». Ответ «да» оценивался в 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Минимальная сумма баллов по шкале «Вознаграждение» составляет 0 баллов и соответствует наименьшему вознаграждению (в отношении уважения, поддержки и оплаты труда), связанному с работой, максимальная – 10 баллов, соответствует максимальному вознаграждению. Также в анкету был включен вопрос о возможности проходить профессиональное обучение. Финальный вопрос касался потенциального желания сменить работу.
Обработка данных проводились в программе Microsoft Excel 2010. Определяли долю ответов респондентов по каждому вопросу. Для шкал «Усилие» и «Вознаграждение» определяли среднее и стандартное отклонение, медиану, межквартильный интервал, минимальное и максимальное значение.
Результаты и обсуждение
По результатам опроса получены ответы от 139 специалистов (98 сурдологов и 41 сурдопедагог).
Среди опрошенных сурдопедагогов 90% работают в образовательных организациях, 10% - в медицинских. Занятость только в государственных учреждениях отметили 90%, 10% сурдопедагогов совмещает работу в государственных и частных организациях. 83% сурдопедагогов участвуют в реабилитации пациентов со слуховыми аппаратами, 49% работают с пациентами с кохлеарными имплантами, 41% - заняты в диагностике нарушений слуха. 20% сурдопедагогов регулярно взаимодействуют в профессиональной деятельности с врачами-сурдологами-оториноларингологами, 36% взаимодействуют периодически, 46% не взаимодействуют.
Интегральная оценка по шкалам «Усилие» и «Вознаграждение представлена в табл. 1. Подробное распределение ответов представлено в табл. 2.
Таблица 1.
Значения шкал «Усилие» и «Вознаграждение» в группах сурдопедагогов и сурдологов
«усилие» | «вознаграждение» | |||
врачи | педагоги | врачи | педагоги | |
среднее | 5.5 | 5.9 | 7.2 | 7.4 |
стандартное отклонение | 1.8 | 1.5 | 1.9 | 2.8 |
медиана | 6 | 6 | 8 | 9 |
межквартильный интервал | 4-7 | 5-7 | 6-8 | 5-10 |
Разброс | 2-9 | 3-9 | 2-10 | 1-10 |
Таблица 2.
Распределение ответов на вопросы по шкалам «Усилие» и «Вознаграждение» среди сурдологов и сурдопедагогов
Вопросы | Ответы (%) | |
Врачи (n=98) | Педагоги (n=41) | |
В каком учреждении вы работаете? | ||
в государственном | 46 | 90 |
в частном | 21 | 0 |
совмещаю | 33 | 10 |
У меня достаточно времени на работе для выполнения своих профессиональных обязанностей | ||
да | 46 | 63 |
нет | 17 | 10 |
иногда | 37 | 27 |
В моём рабочем графике выделено время для заполнения документов и отчетов | ||
да | 29 | 44 |
нет | 17 | 10 |
иногда | 37 | 27 |
Мне приходится работать слишком быстро и напряжённо | ||
да | 53 | 39 |
нет | 5 | 2 |
иногда | 42 | 59 |
Мне приходится работать вне рабочего времени | ||
да | 34 | 63 |
нет | 12 | 5 |
иногда | 54 | 32 |
В последнее время моя работа требует все больше усилий | ||
да | 50 | 63 |
нет | 19 | 17 |
иногда | 31 | 20 |
Я чувствую уважение со стороны пациентов (учеников) | ||
да | 57 | 59 |
нет | 3 | 5 |
иногда | 40 | 36 |
Я чувствую уважение со стороны руководителей | ||
да | 60 | 61 |
нет | 9 | 19 |
иногда | 31 | 20 |
Я чувствую уважение со стороны коллег | ||
да | 91 | 78 |
нет | 0 | 5 |
иногда | 9 | 17 |
В случае конфликта с пациентами у меня есть поддержка со стороны руководителей и коллег | ||
да | 65 | 61 |
нет | 6 | 15 |
иногда | 29 | 24 |
У меня есть возможность проходить профессиональное обучение | ||
да, в рамках рабочего времени | 20 | 22 |
да, вне рабочего времени | 74 | 71 |
нет | 6 | 7 |
Оплата моего труда адекватна затраченным усилиям | ||
да | 21 | 51 |
нет | 58 | 22 |
не знаю | 21 | 27 |
Я испытываю желание поменять работу | ||
да | 18 | 5 |
нет | 41 | 75 |
иногда | 41 | 20 |
Средний показатель по шкале «Усилие» в группе сурдологов составил 5,5±1,8 баллов, в группе сурдопедагогов - 5,9±1,5 баллов, медиана 6 баллов в обеих группах. Средний показатель по шкале «Вознаграждение» в группе сурдологов составил 7,2±1,9 баллов, в группе сурдопедагогов - 7,4±2,8 баллов, медиана составила 8 и 9 баллов, соответственно. Таким образом, интегральный показатель уровня усилия и вознаграждения среди сурдопедагогов несколько выше, чем среди врачей-сурдологов-оториноларингологов.
Ответы на отдельные вопросы свидетельствуют о том, что сурдопедагоги больше, чем врачи, работают вне рабочего времени (63% и 34%, соответственно) и их работа в последнее время требует все больше усилий (63% и 50%, соответственно). При этом больший процент сурдопедагогов по сравнению с сурдологами имеет достаточно времени на работе для выполнения своих обязанностей (63% и 46%, соответственно) и располагает выделенным в рабочем графике временем для заполнения отчетов (44% и 29%, соответственно).
Стоит отметить отличия в оценке уважения со стороны разных субъектов рабочего процесса среди сурдологов и сурдопедагогов. Одинакова оценка уважения со стороны пациентов или учеников («да» - 57% и 59%, соответственно, «иногда» – 40% и 36%, «нет» -3% и 5%). Врачи-сурдологи-оториноларингологи отмечают больше уважения со стороны руководителей («да» - 60%, «иногда» – 31%, «нет» - 9%), чем сурдопедагоги («да» - 61%, «иногда» – 20%, «нет» - 19%).
В группе врачей-сурдологов-оториноларингологов отмечен более высокий уровень уважения среди коллег: 91% ответили утвердительно, 9% выбрали вариант «иногда». Ни один из респондентов не дал ответ «нет». Сурдопедагоги менее уверены в уважении коллег: 78% ответили «да», 17% - «иногда» и 5% - «нет». Полученные данные свидетельствуют о более высоком уровне профессиональной коллегиальности среди врачей.
Высокий уровень квалификации сурдологов и сурдопедагогов предполагает непрерывное профессиональное образование. 74% врачей и 71% сурдопедагогов имеют возможность проходить обучение вне рабочего времени, 20% врачей и 22% сурдопедагогов проходят профессиональное обучение в рамках рабочего времени. 6% врачей и 7% сурдопедагогов отметили, что не имеют такой возможности.
С учетом всех прилагаемых усилий и чувства востребованности 21% врачей и 51% сурдопедагогов считают оплату труда адекватной, неадекватной – 58% врачей и 22% сурдопедагогов, затруднились с ответом 21% и 27% респондентов, соответственно. Интегральным показателем профессиональной удовлетворенности может служить отсутствие потребности в смене работы. Уверенное желание поменять работу отмечают 18% врачей и 5% сурдопедагогов, задумываются о смене работы 41% врачей и 20% сурдопедагогов, не собираются менять работу 41% врачей и 75% сурдопедагогов. Выявленные тенденции свидетельствуют о большей неудовлетворенности рабочей ситуацией среди врачей-сурдологов-оториноларингологов по сравнению с сурдопедагогами.
Среди дополнительных замечаний и врачами, и сурдопедагогами высказаны пожелания сократить количество отчетной документации и автоматизировать отчеты о работе, аналитику данных. Сурдопедагогами отмечена необходимость приоритета коррекционных занятий: «Работа учителя-дефектолога во внеурочное время в школе для глухих детей малопродуктивна, т.к. наши занятия требуют от детей напряжения и сосредоточения, а во второй половине дня дети уже уставшие и еще много других дополнительных занятий (кружки, экскурсии, школьные мероприятия и т.п.), которые срывают занятия учителя-дефектолога». «Забота учителя-дефектолога приравнена к внеурочной деятельности. Занятия проходят во второй половине дня до семи часов вечера. Эффективность этих занятий мала. Дети утомлены. В это же время они должны выполнять домашнее задание, посещать кружки и спортивные секции. Как можно заставлять ребёнка, у которого по расписанию шесть уроков и он не ночует в интернате, приходить на занятие к дефектологу на 8-й, 9-й урок?» Выражена потребность в налаженной обратной связи между педагогами и руководством: «Хотелось бы получать в ответ от руководства не только отрицательные эмоции, а справедливую оценку и уравновешенную реакцию».
Заключение
В ходе этического анализа профессиональной деятельности установлено, что специалисты сурдологи и сурдопедагоги прилагают значительные усилия при выполнении своих должностных обязанностей, учитывая уровень напряженности и нехватку времени. Высокий уровень уважения со стороны пациентов, учеников и их родителей, а также профессиональная поддержка со стороны руководства и коллег психологически компенсируют выявленную напряженность. Тем не менее, значительная часть сурдологов считает оплату труда неадекватной затраченным усилиям, что заставляет задуматься о смене работы.
Решение выявленных этических дилемм возможно при изменении организации деятельности специалистов сурдологов и сурдопедагогов, что в конечном итоге приведет к повышению качества оказания помощи пациентам с нарушением слуха.