Альманах № 45
04.12.2021 Дата публикации статьи: 04.12.2021
Альманах № 45 · 30 лет кохлеарной имплантации в России
Альманах № 45 · 30 лет кохлеарной имплантации в России

Этический анализ профессиональной деятельности сурдологов и сурдопедагогов

Таварткиладзе Г.А. ФГБУ «Российский научно-клинический центр аудиологии и слухопротезирования» ФМБА России; Кафедра сурдологии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва
Цыганкова Е.Р. ФГБУ «Российский научно-клинический центр аудиологии и слухопротезирования» ФМБА России; Кафедра сурдологии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва
Чибисова С.С. ФГБУ «Российский научно-клинический центр аудиологии и слухопротезирования» ФМБА России; Кафедра сурдологии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва

Введение

Проблема профессионального стресса и выгорания специалистов является актуальным предметом интереса многих исследователей в различных областях деятельности [12]. В долгосрочной перспективе на эффективности работы специалиста в немалой степени сказывается его удовлетворенность рабочим окружением и условиями труда [34]. Это имеет особое значение в отношении врачей и педагогов, работа которых связана с высоким профессиональным стрессом. Напряженная работа также неблагоприятно сказывается на физическом и психологическом здоровье специалистов [5]. Для выявления и изучения этических дилемм профессиональной деятельности, в том числе в рамках оказания сурдологической помощи, поиска их разрешения могут быть применены методы этического анализа [6,7].

Успешное внедрение системы универсального аудиологического скрининга новорожденных в России позволило значительно снизить возраст выявления стойких нарушений слуха [8,9]. Эффективная ранняя диагностика, современные возможности кохлеарной имплантации требуют совместной слаженной работы врачей-сурдологов и сурдопедагогов на всех этапах [10,11]. С увеличением числа имплантированных пациентов растет потребность в высококвалифицированных специалистах. Реформы в системе российского здравоохранения и образования, перевод финансирования медицинских организаций за счет средств фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) в значительной степени повлияли на условия работы врачей-сурдологов-оториноларингологов и сурдопедагогов. Работа сурдопедагогов, участвующих в диагностическом процессе в медицинских организациях, не оплачивается по ОМС в связи с отсутствием в номенклатуре медицинских услуг соответствующих позиций.

Для изучения психосоциальных аспектов рабочей обстановки предложены различные подходы. Модель «требование-контроль» основана на степени требований, предъявляемых работнику, и возможности контролировать свою деятельность и влиять на содержание своей работы [5]. Соответственно этому выделяют пассивную работу (низкие требования – низкий контроль), работу с высоким стрессом (высокие требования – низкий контроль), работу с низким стрессом (низкие требования – высокий контроль) и активную работу (высокие требования - высокий контроль). Работа с высокими требованиями и невозможностью влиять на содержание своей деятельности в долгосрочной перспективе может привести к ухудшению здоровья и снижению благополучия. С другой стороны, возможность контролировать содержание своей деятельности примиряет работников с высокими требованиями.

В основе модели «усилие-вознаграждение» лежит идея баланса затраченных в процессе выполнения работы усилий полученному вознаграждению [12]. При этом вознаграждением является не только заработная плата, но и такие нематериальные категории, как безопасность условий труда, престиж профессии в обществе, возможность карьерного роста. Несоответствие усилий и вознаграждения приводит к выраженным негативным эмоциям, которые оказывают долгосрочный отрицательный эффект на физическое и психологическое здоровье специалиста.

Для изучения удовлетворенностью условиями труда работников разных сфер деятельности применяют различные опросники – инструменты, позволяющие выявить определенные тенденции и дать им количественную оценку. Опрос, проведенный шведскими исследователями, показал, что 29% аудиологов работают в условиях высокого стресса, 86% опрошенных отмечают несоответствие вознаграждения затраченным усилиям. Был выявлен также еще один фактор психологического благополучия на работе: социальная поддержка коллег, руководства и пациентов сама по себе расценивается как вознаграждение и компенсирует невысокую заработную плату [13,14].

Таким образом, изучение профессиональной деятельности врачей-сурдологов-оториноларингологов и сурдопедагогов представляет возможность выявления этических дилемм и их разрешения для повышения качества оказания сурдологической помощи.

Цель исследования: анализ этических аспектов трудовой деятельности врачей сурдологов-оториноларингологов и сурдопедагогов. Материалы и методы

На основе существующего международного опыта для изучения этических аспектов трудовой деятельности врачей-сурдологов-оториноларингологов и сурдопедагогов была составлена анкета из 14 вопросов для врачей и 16 вопросов для педагогов. Первичный сбор данных проводился с помощью онлайн сервиса «Google Формы».

В первом блоке анкета для врачей включала вопросы по типу медицинской организации, по принимаемому контингенту пациентов. Анкета для сурдопедагогов включала вопросы по типу организации (медицинская/образовательная, государственная/частная/совмещение), опыту сотрудничества с врачами-сурдологами, участию в диагностике и реабилитации пациентов с нарушением слуха.

Во второй блок включены вопросы по шкале «Усилие»: «У меня достаточно времени на приеме для выполнения своих профессиональных обязанностей», «В моем рабочем графике выделено время для заполнения документов и отчетов», «Мне приходится работать слишком быстро и напряженно», «Мне приходится работать вне рабочего времени», «В последнее время моя работа требует все больше усилий». Возможные варианты ответов: «да», «иногда», «нет». В первом вопросе данного блока ответ «да» оценивался в 0 баллов, «иногда» - 1 балл, «нет» - 2 балла. В остальных вопросах ответ «да» оценивался в 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Минимальная сумма баллов по шкале «Усилие» составляет 0 баллов и соответствует наименьшим сложностям, возникающим при работе, максимальная – 10 баллов, соответствует наибольшим сложностям.

Третьим блоком выделены вопросы по шкале «Вознаграждение»: «Я чувствую уважение со стороны пациентов», «Я чувствую уважение со стороны руководителей», «Я чувствую уважение со стороны коллег», «В случае конфликта с пациентами у меня есть поддержка со стороны руководителей и коллег», «Оплата моего труда адекватна затраченным усилиям». Возможные варианты ответов: «да», «иногда», «нет». Ответ «да» оценивался в 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Минимальная сумма баллов по шкале «Вознаграждение» составляет 0 баллов и соответствует наименьшему вознаграждению (в отношении уважения, поддержки и оплаты труда), связанному с работой, максимальная – 10 баллов, соответствует максимальному вознаграждению. Также в анкету был включен вопрос о возможности проходить профессиональное обучение. Финальный вопрос касался потенциального желания сменить работу.

Обработка данных проводились в программе Microsoft Excel 2010. Определяли долю ответов респондентов по каждому вопросу. Для шкал «Усилие» и «Вознаграждение» определяли среднее и стандартное отклонение, медиану, межквартильный интервал, минимальное и максимальное значение.

Результаты и обсуждение

По результатам опроса получены ответы от 139 специалистов (98 сурдологов и 41 сурдопедагог).

Среди опрошенных сурдопедагогов 90% работают в образовательных организациях, 10% - в медицинских. Занятость только в государственных учреждениях отметили 90%, 10% сурдопедагогов совмещает работу в государственных и частных организациях. 83% сурдопедагогов участвуют в реабилитации пациентов со слуховыми аппаратами, 49% работают с пациентами с кохлеарными имплантами, 41% - заняты в диагностике нарушений слуха. 20% сурдопедагогов регулярно взаимодействуют в профессиональной деятельности с врачами-сурдологами-оториноларингологами, 36% взаимодействуют периодически, 46% не взаимодействуют.

Интегральная оценка по шкалам «Усилие» и «Вознаграждение представлена в табл. 1. Подробное распределение ответов представлено в табл. 2.

Таблица 1.

Значения шкал «Усилие» и «Вознаграждение» в группах сурдопедагогов и сурдологов

«усилие» «вознаграждение»
врачи педагоги врачи педагоги
среднее 5.5 5.9 7.2 7.4
стандартное отклонение 1.8 1.5 1.9 2.8
медиана 6 6 8 9
межквартильный интервал 4-7 5-7 6-8 5-10
Разброс 2-9 3-9 2-10 1-10


Таблица 2.

Распределение ответов на вопросы по шкалам «Усилие» и «Вознаграждение» среди сурдологов и сурдопедагогов

Вопросы Ответы (%)
Врачи (n=98) Педагоги (n=41)
В каком учреждении вы работаете?
в государственном 46 90
в частном 21 0
совмещаю 33 10
У меня достаточно времени на работе для выполнения своих профессиональных обязанностей
да 46 63
нет 17 10
иногда 37 27
В моём рабочем графике выделено время для заполнения документов и отчетов
да 29 44
нет 17 10
иногда 37 27
Мне приходится работать слишком быстро и напряжённо
да 53 39
нет 5 2
иногда 42 59
Мне приходится работать вне рабочего времени
да 34 63
нет 12 5
иногда 54 32
В последнее время моя работа требует все больше усилий
да 50 63
нет 19 17
иногда 31 20
Я чувствую уважение со стороны пациентов (учеников)
да 57 59
нет 3 5
иногда 40 36
Я чувствую уважение со стороны руководителей
да 60 61
нет 9 19
иногда 31 20
Я чувствую уважение со стороны коллег
да 91 78
нет 0 5
иногда 9 17
В случае конфликта с пациентами у меня есть поддержка со стороны руководителей и коллег
да 65 61
нет 6 15
иногда 29 24
У меня есть возможность проходить профессиональное обучение
да, в рамках рабочего времени 20 22
да, вне рабочего времени 74 71
нет 6 7
Оплата моего труда адекватна затраченным усилиям
да 21 51
нет 58 22
не знаю 21 27
Я испытываю желание поменять работу
да 18 5
нет 41 75
иногда 41 20


Средний показатель по шкале «Усилие» в группе сурдологов составил 5,5±1,8 баллов, в группе сурдопедагогов - 5,9±1,5 баллов, медиана 6 баллов в обеих группах. Средний показатель по шкале «Вознаграждение» в группе сурдологов составил 7,2±1,9 баллов, в группе сурдопедагогов - 7,4±2,8 баллов, медиана составила 8 и 9 баллов, соответственно. Таким образом, интегральный показатель уровня усилия и вознаграждения среди сурдопедагогов несколько выше, чем среди врачей-сурдологов-оториноларингологов.

Ответы на отдельные вопросы свидетельствуют о том, что сурдопедагоги больше, чем врачи, работают вне рабочего времени (63% и 34%, соответственно) и их работа в последнее время требует все больше усилий (63% и 50%, соответственно). При этом больший процент сурдопедагогов по сравнению с сурдологами имеет достаточно времени на работе для выполнения своих обязанностей (63% и 46%, соответственно) и располагает выделенным в рабочем графике временем для заполнения отчетов (44% и 29%, соответственно).

Стоит отметить отличия в оценке уважения со стороны разных субъектов рабочего процесса среди сурдологов и сурдопедагогов. Одинакова оценка уважения со стороны пациентов или учеников («да» - 57% и 59%, соответственно, «иногда» – 40% и 36%, «нет» -3% и 5%). Врачи-сурдологи-оториноларингологи отмечают больше уважения со стороны руководителей («да» - 60%, «иногда» – 31%, «нет» - 9%), чем сурдопедагоги («да» - 61%, «иногда» – 20%, «нет» - 19%).

В группе врачей-сурдологов-оториноларингологов отмечен более высокий уровень уважения среди коллег: 91% ответили утвердительно, 9% выбрали вариант «иногда». Ни один из респондентов не дал ответ «нет». Сурдопедагоги менее уверены в уважении коллег: 78% ответили «да», 17% - «иногда» и 5% - «нет». Полученные данные свидетельствуют о более высоком уровне профессиональной коллегиальности среди врачей.

Высокий уровень квалификации сурдологов и сурдопедагогов предполагает непрерывное профессиональное образование. 74% врачей и 71% сурдопедагогов имеют возможность проходить обучение вне рабочего времени, 20% врачей и 22% сурдопедагогов проходят профессиональное обучение в рамках рабочего времени. 6% врачей и 7% сурдопедагогов отметили, что не имеют такой возможности.

С учетом всех прилагаемых усилий и чувства востребованности 21% врачей и 51% сурдопедагогов считают оплату труда адекватной, неадекватной – 58% врачей и 22% сурдопедагогов, затруднились с ответом 21% и 27% респондентов, соответственно. Интегральным показателем профессиональной удовлетворенности может служить отсутствие потребности в смене работы. Уверенное желание поменять работу отмечают 18% врачей и 5% сурдопедагогов, задумываются о смене работы 41% врачей и 20% сурдопедагогов, не собираются менять работу 41% врачей и 75% сурдопедагогов. Выявленные тенденции свидетельствуют о большей неудовлетворенности рабочей ситуацией среди врачей-сурдологов-оториноларингологов по сравнению с сурдопедагогами.

Среди дополнительных замечаний и врачами, и сурдопедагогами высказаны пожелания сократить количество отчетной документации и автоматизировать отчеты о работе, аналитику данных. Сурдопедагогами отмечена необходимость приоритета коррекционных занятий: «Работа учителя-дефектолога во внеурочное время в школе для глухих детей малопродуктивна, т.к. наши занятия требуют от детей напряжения и сосредоточения, а во второй половине дня дети уже уставшие и еще много других дополнительных занятий (кружки, экскурсии, школьные мероприятия и т.п.), которые срывают занятия учителя-дефектолога». «Забота учителя-дефектолога приравнена к внеурочной деятельности. Занятия проходят во второй половине дня до семи часов вечера. Эффективность этих занятий мала. Дети утомлены. В это же время они должны выполнять домашнее задание, посещать кружки и спортивные секции. Как можно заставлять ребёнка, у которого по расписанию шесть уроков и он не ночует в интернате, приходить на занятие к дефектологу на 8-й, 9-й урок?» Выражена потребность в налаженной обратной связи между педагогами и руководством: «Хотелось бы получать в ответ от руководства не только отрицательные эмоции, а справедливую оценку и уравновешенную реакцию».

Заключение

В ходе этического анализа профессиональной деятельности установлено, что специалисты сурдологи и сурдопедагоги прилагают значительные усилия при выполнении своих должностных обязанностей, учитывая уровень напряженности и нехватку времени. Высокий уровень уважения со стороны пациентов, учеников и их родителей, а также профессиональная поддержка со стороны руководства и коллег психологически компенсируют выявленную напряженность. Тем не менее, значительная часть сурдологов считает оплату труда неадекватной затраченным усилиям, что заставляет задуматься о смене работы.

Решение выявленных этических дилемм возможно при изменении организации деятельности специалистов сурдологов и сурдопедагогов, что в конечном итоге приведет к повышению качества оказания помощи пациентам с нарушением слуха.

  • 1. West CP, Dyrbye LN, Shanafelt TD. Physician burnout: contributors, consequences and solutions // J Intern Med. – 2018. – Vol. 283. - № 6. – P. 516-529.
  • 2. Severn MS, Searchfield GD, Huggard P. Occupational stress amongst audiologists: compassion satisfaction, compassion fatigue, and burnout // Int J Audiol. – 2012. – Vol. 1. - № 1. - P.3-9.
  • 3. Кобякова О.С., Деев И.А., Куликов Е.С., Хомяков К.В., Тюфилин Д.С., Загромова Т.А., Балаганская М.А. Профессиональное выгорание врачей различных специальностей // Здравоохранение РФ. – 2017. № 6. – P. 322-332.
  • 4. Чернышкова Н.В., Дворникова Е.О., Малинина Е.В. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников государственных и частных медицинских учреждений // Психология. Психофизиология. – 2018. - № 4. – P. 61-71.
  • 5. Theorell T., Karasek R.A. Current issues relating to psychosocial job strain and cardiovascular disease research // J Occup Health Psychol. – 1996. Vol. 1. - № 1. – P. 9-26.
  • 6. Global health ethics: key issues. World Health Organization. 2015. – 36 p.
  • 7. Ethics in audiology. Guidelines for ethical conduct in clinical, educational, and research settings. Second edition. Edited by Teria A.Hamill. American academy of audiology. 2012. – 221 p.
  • 8. Чибисова С.С., Маркова Т.Г., Алексеева Н.Н., Ясинская А.А., Цыганкова Е.Р., Близнец Е.А., Поляков А.В., Таварткиладзе Г.А. Эпидемиология нарушений слуха среди детей 1-го года жизни // Вестник оториноларингологии. - 2018. – Т. 83. - № 4. – С. 37-42.
  • 9. Таварткиладзе Г.А., Маркова Т.Г., Чибисова С.С., Аль-шарджаби И., Цыганкова Е.Р. Российский и международный опыт реализации программ универсального аудиологического скрининга новорожденных // Вестник оториноларингологии. – 2016. – Т. 81. – № 2. – С. 7-12.
  • 10. Бахшинян В.В., Сатаева А.И. Взаимодействие сурдолога и сурдопедагога в ходе настроек речевого процессора // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2020. – № 42(4). – С. 18-26. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-42/vzaimodejstvie-surdologa-
  • 11. Малофеев Н.Н. Когда и почему возникает практика кохлеарной имплантации? // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2017. – №30. – С. 1-9. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/when-and-why-is-the-practice-of-cochlear-implantation
  • 12. Tsutsumi A, Kawakami N. A review of empirical studies on the model of effort-reward imbalance at work: reducing occupational stress by implementing a new theory // Soc Sci Med. – 2004. – Vol. 59. - № 11. – P. 2335-2359.
  • 13. Brännström KJ, Båsjö S, Larsson J, et al. Psychosocial work environment among Swedish audiologists // Int J Audiol. – 2013. – Vol. 52. - № 3. – P. 151-161.
  • 14. Brännström KJ, Holm L, Larsson J, Lood S, Notsten M, Turunen Taheri S. Occupational stress among Swedish audiologists in clinical practice: Reasons for being stressed // Int J Audiol. – 2016. – Vol. 55. - № 8. – P. 447-453.

Библиография


Таварткиладзе Г.А., Цыганкова Е.Р., Чибисова С.С. Этический анализ профессиональной деятельности сурдологов и сурдопедагогов. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 45 2021 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-45/ethical-analysis-of-the-professional-activities-of-audiologists-and-speech-language-therapists (Дата обращения: 23.04.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности