Речевая аудиометрия в шуме в свободном звуковом поле у пациентов после кохлеарной имплантации / Альманах № 45 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики
Альманах № 45 "30 лет кохлеарной имплантации в России"

Речевая аудиометрия в шуме в свободном звуковом поле у пациентов после кохлеарной имплантации

М.В. Гойхбург ФГБУ «Российский научно-клинический центр аудиологии и слухопротезирования» ФМБА России; Кафедра сурдологии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва
В.В. Бахшинян ФГБУ «Российский научно-клинический центр аудиологии и слухопротезирования» ФМБА России; Кафедра сурдологии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва
А. Важыбок Университет Карла фон Оссиецки, Ольденбург
Б. Кольмейер Университет Карла фон Оссиецки, Ольденбург
Г.А. Таварткиладзе ФГБУ «Российский научно-клинический центр аудиологии и слухопротезирования» ФМБА России; Кафедра сурдологии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва

Одним из наиболее эффективных методов реабилитации и абилитации пациентов, страдающих двусторонней сенсоневральной потерей слуха высокой степени, является кохлеарная имплантация (КИ). В настоящее время в РФ количество пациентов, использующих системы КИ в качестве метода (ре-) абилитации, значительно возросло. В связи с чем, актуальность проведения оценки результатов слухоречевой реабилитации пациентов данной категории является чрезвычайно актуальной.

Несмотря на то, что за последние десятилетия произошел технический прогресс индустрии КИ, одной из наиболее активных жалоб у пациентов, страдающих двусторонней сенсоневральной глухотой, после КИ является плохая разборчивость речи в шумной обстановке [1]. В нашей стране для оценки разборчивости речи проводится речевая аудиометрия с применением сбалансированных списков слов, как правило в тишине [2]. Наиболее часто она проводится с использованием живой речи. Так, в ходе настройки речевого процессора (РП) сурдопедагог проводит тестирование пациента, применяя различный речевой материал для оценки разборчивости речи в тишине с целью внесения возможных корректировок в настройке РП [3]. Гораздо реже используется аппаратная речевая аудиометрия. Следует отметить, что при оценке разборчивости речи в тишине нет возможности оценить ее в условиях реальной жизни – в сложной акустической ситуации.

Одним из речевых тестов, с помощью которых возможно провести речевую аудиометрию в шуме, является русскоязычная версия международного фразового теста - RUMatrix. Matrix-тест на сегодняшний день уже апробирован для 20 языков. Преимуществом данного теста является возможность его использования для многоцентровых международных исследований, т.к. принцип создания речевого материала для тестов на всех языках является одинаковым. Речевой материал в тесте представлен предложениями, каждое из которых состоит из 5 слов: женское или мужское имя, глагол, числительное, прилагательное, существительное. Предложения в тесте грамматически верно составлены, однако имеют низкую смысловую нагрузку, в связи с чем данный тест возможно многократно применять у одного и того же испытуемого. Тест состоит из двух групп таблиц: по 48 таблиц, состоящих из 20 и 30 предложений. В клинической практике наиболее часто применяются таблицы из 20 фраз [2,4,5,6,7]. Апробация русскоязычной версии Matrix-теста проводилась с 2012 по 2016 гг. [4,5]. Было установлено, что у нормально слышащих испытуемых молодого возраста (20-40 лет) соотношение сигнал/шум, при котором достигалась 50%-ная разборчивость речи составило -8,7 ± 0,9 дБ SNR (SRT (50%)), а у испытуемых пожилого возраста (61-74 года) - SRT (50%) - -6,9 ±1.1 дБ SNR [4,5,7]. Для испытуемых детского возраста возможно применение упрощенной версии RUMatrix-теста – Simplified RUMatrix-тест [8].

Цель исследования: определить возможность применения RUMatrix-теста у пациентов, реабилитированных методом КИ, с целью оценки разборчивости речи в сложной акустической ситуации.

Материалы и методы обследования. В наше исследование было включено 33 пациента: 27 детей и 6 взрослых, пятерым из которых была произведена билатеральная КИ. Возраст испытуемых составил от 5 до 40 лет. Все пациенты находились под наблюдением в ФГБУ РНКЦ АиС ФМБА России с момента проведения оперативного вмешательства и подключения РП системы КИ более 3-х лет.

Для того, чтобы определить эффективность проводимой корректирующей настройки РП, всем испытуемым был выполнен комплекс исследований до и после нее, включающий тональную пороговую аудиометрию (ТПА) в свободном звуковом поле, речевую аудиометрию в свободном звуковом поле с использованием сбалансированных словесных таблиц, состоящих из многосложного речевого материала в тишине, сурдопедагогическое обследование, речевую аудиометрию в шуме в свободном звуковом поле с применением фразового международного RUMatrix-теста. Исследования проводились в звукоизолированной камере, тесты в свободном звуковом поле выполнялись с применением 1 звуковой колонки, расположенной на расстоянии 1 м от уровня головы испытуемого.

В качестве речевого материала при выполнении речевой аудиометрии в тишине использовались сбалансированные таблицы многосложных слов Гринберга-Зиндера, записанные и воспроизводимые через ПК. Уровень предъявления речевого сигнала соответствовал 65 дБ УЗД.

ТПА в свободном звуковом поле проводилась по стандартной общепринятой методике.

В соответствии с полученными данными исследований до настройки РП выполнялась корректирующая настройка РП, которая также основывалась на регистрации электрически вызванного потенциала действия слухового нерва методом телеметрии нервного ответа, сопротивления электродов, определения пороговых и максимально комфортных уровнях электрической стимуляции.

При проведении речевой аудиометрии в шуме с использованием RUMatrix-теста автоматически предъявлялись треки в случайном порядке. Исследование проводилось как с фиксированным соотношением сигнал/шум, так и в адаптивном режиме, при котором уровень шума был постоянным и соответствовал 65 дБ УЗД, в то время как уровень громкости речевого сигнала изменялся в зависимости от ответа испытуемого. В результате исследования был выявлен уровень соотношения сигнал/шум в дБ (дБ SNR), при котором была достигнута 50%-ная разборчивость речи (SRT (50%)) [4,5]. В связи с тем, что в ходе проводимой апробации RUMatrix-теста на нормально слышащих испытуемых было доказано, что перед проводимым исследованием необходимо выполнение тренировочных исследований, нами был предложен и использован следующий протокол:

До настройки (РП):

  1. Тренировочный трек c фиксированным соотношением сигнал/шум +5 дБ;
  2. Тренировочный трек в адаптивном режиме в шуме;
  3. Трек в адаптивном режиме в шуме;
  4. После корректирующей настройки РП:

  5. . Трек в адаптивном режиме в шуме.

Результаты. В соответствии с полученными данными ТПА в свободном звуковом поле в ходе проводимого исследования было выявлено статистически значимое уменьшение порогов восприятия звука после настройки РП, которые соответствовали I степени тугоухости (р<0,05).

По данным речевой аудиометрии в тишине с использованием многосложного речевого материала также было выявлено статистически значимое улучшение разборчивости речи в тишине после настройки РП. Так, среднее значение разборчивости речи при интенсивности 65 дБ УЗД до настройки РП составило 64,8%, в то время как после нее - 74,8%. При анализе результатов разборчивости речи, полученных у взрослых и пациентов детского возраста, статистически значимой разницы не обнаружено.

Разборчивость речи в шуме после настройки РП в соответствии с полученными результатами RUMatrix-теста улучшилась. Разница между 3-м и 4-м исследованиями составила -1,7 дБ: среднее значение SRT (50%) до настройки РП была равна 0,8 дБ SNR, а после нее - составило -0,9 дБ SNR, (р<0,001).

У пациентов, использующих системы КИ билатерально, было выявлено статистически значимое улучшение разборчивости речи в шуме при двустороннем применении систем КИ по сравнению с полученными результатами речевой аудиометрии в шуме с использованием только одной системы КИ, что подтверждает эффект бинауральной суммации у данной категории больных.

Необходимо отметить, что при анализе данных RUMatrix, полученных в результате исследования разных возрастных групп (взрослые и дети), статистически значимых различий не выявлено (критерий Уитни-Манна z= 0,196, р=0,701).

Заключение

Речевая аудиометрия в свободном звуковом поле в шуме c использованием русскоязычной версии международного фразового теста RUMatrix может быть применена в качестве эффективного инструмента оценки результатов слухоречевой реабилитации пациентов после КИ, в том числе и для прогнозирования возможных сложностей у пациента в тяжелой акустической ситуации. Немаловажным фактом является также и то, что результаты исследования с применением RUMatrix-теста можно использовать для проведения и оценки результатов многоцентровых международных исследований.

Библиография
Печать
Распечатать фрагмент
Поделитесь статьей с коллегами и друзьями
Гойхбург М.В., Бахшинян В.В., Важыбок А., Кольмейер Б., Таварткиладзе Г.А. Речевая аудиометрия в шуме в свободном звуковом поле у пациентов после кохлеарной имплантации // Альманах Института коррекционной педагогики. 2021. Альманах № 45 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-45/the-free-field-speech-audiometry-in-noisy-environment-in-patients-after-cochlear-implantation (Дата обращения: 23.01.2022)
Список литературы
  1. Бахшинян В.В., Сатаева А.И. Взаимодействие сурдолога и сурдопедагога в ходе настроек речевого процессора // Альманах института коррекционной педагогики. 2020 №42. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-42/vzaimodejstvie-surdologa-i-surdopedagoga-v-xode-nastroek-rechevogo-proczessora
  2. Бобошко М.Ю., Жилинская Е.В., Важыбок А., Мальцева Н.В., Цоколь М., Кольмейер Б. Речевая аудиометрия с использованием матриксного фразового теста. Вестник оториноларингологии. 2016; 81(5): 40-44. doi: 10.17116/otorino201681540-44.
  3. Бобошко М.Ю., Риехакайнен Е.И. Речевая аудиометрия в клинической практике. СПб: Диалог; 2019.
  4. Бобошко М.Ю., Савенко И.В., Гарбарук Е.С., Журавский С.Г., Мальцева Н.В, Бердникова И.П. Практическая сурдология. - СПб.: Диалог; 2021. – 420 с.
  5. Гарбарук Е.С., Гойхбург М.В., Важибок А., Таварткиладзе Г.А., Павлов П.В., Кольмайер Б.Применение русскоязычной версии матриксного фразового теста у детей. Вестник оториноларингологии. 2020;1(85): 34-39 DOI 10.17116/otorino20208501134
  6. Гойхбург М.В., Бахшинян В.В, Жеренкова В.В., Чугунова Т.И., Таварткиладзе Г.А. Психоакустические и электрофизиологические показатели у пациентов после кохлеарной имплантации. Сенсорные системы. 2020; 2(34):107-116. DOI 10.31857/S0235009220020031
  7. Warzybok A, Zokoll M., Wardenga N., Ozimek E., Boboshko M., Kollmeier B. Development of the Russian matrix sentence test. Int J Audiol. 2015;52 (S2): 35-43 doi: 10.3109/14992027.2015.1020969.
  8. Warzybok A., Zhilinskaya E., Goykhburg M., Tavartkiladze G., Kollmeier B., Boboshko M. Clinical validation of the Russian Matrix test effect of hearing loss, age, and noise level. Int J Audiol. 2020; 20:1-11. doi/10.1080/14992027.2020.1806368
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Статьи выпуска:
Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
OK