От редакции / Альманах № 46 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики
Альманах № 46 "Герценовский университет: новые исследования в дефектологии"

От редакции

2022 год отмечен для всего отечественного педагогического сообщества знаменательным событием – 225-летием Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена – старейшего педагогического вуза нашей страны.

Признанный в России и за рубежом как один из лидеров педагогического образования в целом, Герценовский университет представляет собой один из крупнейших научно-образовательных центров и в области коррекционной педагогики и психологии.

Эти традиции восходят к 1806 г., когда в структуре основанного в 1797 г. Петербургского Воспитательного дома, правопреемником которого является современный Герценовский университет, было открыто первое в стране специализированное учебное заведение – училище для глухонемых детей, что ознаменовало собой зарождение не только отечественной сурдопедагогики, не только отечественной практики систематического обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и российской дефектологии как уникальной науки.

Санкт-Петербургское училище глухонемых. Вид со стороны Гороховой. Фотограф Я.В.Штейнберг. 1900-е гг.
Санкт-Петербургское училище глухонемых. Вид со стороны Гороховой. Фотограф Я.В.Штейнберг. 1900-е гг.

Санкт-Петербургское училище глухонемых. Обучение разговорной речи в младшем классе. 20 мая 1907. Фотограф Я.В.Штейнберг
Санкт-Петербургское училище глухонемых. Обучение разговорной речи в младшем классе. 20 мая 1907. Фотограф Я.В.Штейнберг

Организационное же оформление Герценовской дефектологической школы началось в 1918 г. с основанием в Петроградском институте дошкольного воспитания, который впоследствии вошел в состав Герценовского института, факультета детской дефективности. И на протяжении уже более чем века именно это учебно-научное структурное подразделение, именовавшееся в разные годы дефектологическим факультетом, факультетом коррекционной педагогики, а ныне имеющее статус института дефектологического образования и реабилитации, определяет флагманские позиции РГПУ им. А.И. Герцена в дефектологическом научном сообществе, внося значительный вклад в теорию и практику образования и психолого-педагогической реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья.

В стенах Герценовского университета в разные годы работали выдающиеся ученые, чьи труды по праву стали классикой отечественной дефектологии. В настоящем же выпуске журнала публикуются материалы исследований, осуществленных современными ведущими учеными-дефектологами РГПУ им. А.И. Герцена совместно с их учениками – магистрантами и аспирантами, что отражает преемственность традиций Герценовской дефектологической школы. Проблемное поле этих практико-ориентированных исследований охватывает актуальные вопросы коррекционно-образовательной и реабилитационной работы с различными категориями лиц с нарушениями сенсорной, речевой и интеллектуальной сферы.



Печать
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Статьи выпуска:
Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
OK