От редакции / Альманах № 47 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики
Альманах № 47 "Современные исследования белорусских дефектологов"

От редакции

Этот выпуск Альманаха будет интересен всем, кого волнует современность и ее осмысление специальными психологами и дефектологами разных регионов мира. В статьях настоящего выпуска представлены исследования ведущих специальных психологов и дефектологов Республики Беларусь.

Номер открывается статьей, представляющей взгляд белорусских коллег на вызовы времени, во многом определяющие центральные вопросы современной коррекционной педагогики. Важно, что автор (Хитрюк В.В) не ограничивается анализом проблем, описывая продуктивные и представляющиеся наиболее оправданными решения. Становится возможным сопоставление представлений белорусских и российских специалистов о развитии в ближайшее десятилетие коррекционной педагогики и практики образования детей с особыми образовательными потребностями.

Начатый разговор о нынешнем состоянии и путях развития коррекционной педагогики продолжает статья об эволюции терминологии, отражающей суть изменений отношения общества к особым детям и требуемой им образовательной системе. Ставится вопрос о необходимости объединения специалистов разных стран для регулярного проведения сравнительных исследований с целью ревизии терминологического аппарата, выявления сходств и различий в определении содержания одних и тех же профессиональных терминов, используемых как в научном, так и административном контекстах в разных регионах мира. Анализируется потребность в создании современных международных словарей и опыт разработки такого словаря в 2021 году (Малофеев Н.Н., Хитрюк В.В.).

Авторитетные психологи, последовательно и плодотворно развивающие научную школу специальной психологии на протяжении последних десятилетий (Слепович Е.С., Поляков А.М.) представляют свой взгляд на актуальное состояние этой области научного знания. Программной и заслуживающей самого пристального внимания является их статья «Суеверия и идеалы современной специальной психологии». Речь идет о кризисе этой области научного знания и его возможных последствиях.

Закономерным продолжением являются статьи тех же авторов, возвращающие читателя к пониманию научной школой центральных понятий – предмета специальной психологии и «психологического диагноза», на котором базируется практика диагностики развития и его нарушений у детей. Традиционные для специальной психологии исследования в области предупреждения развития вторичных нарушений развития у детей являются предметом еще одной психологической статьи выпуска, где показано решение этой проблемы в отношении детей с ЗПР (Поляков А.М).

Во всём мире дефектологов волнует проблема помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями, число которых, к сожалению, возрастает. Специальная статья номера посвящена современным решениям проблемы воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями в Республике Беларусь (Лемех Е.А.).

Заключает номер статья, посвященная традиционным для коррекционной педагогики исследованиям в области формирования общетрудовых умений детей с умственной отсталостью (Шинкаренко В.А.). Становится возможным сопоставление выработанных на предшествующем этапе и современных представлений олигофренопедагогики о трудовой подготовке школьников с нарушениями интеллекта.

Печать
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Статьи выпуска:
Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
OK