Выпуски

Детский аутизм: пути понимания и помощи

Альманах № 48 · Выпуск пятый · 2022 год

Альманах № 48. Детский аутизм: пути понимания и помощи

Продолжая традицию тематических выпусков, посвященных исследованиям в области диагностики и коррекционной помощи при нарушениях детского развития, Альманах представляет сборник статей по проблеме аутизма и расстройств аутистического спектра. В номере объединены материалы современных исследований отечественных авторов – психологов, педагогов, врачей-психиатров – изучающих возрастные, типологические и иные особенности аутистического расстройства, и разрабатывающих методы психолого-педагогической помощи детям, подросткам и взрослым с аутизмом.

Взгляд на расстройства аутистического спектра с позиций отечественной дефектологии: логика дизонтогенеза и основы коррекционной помощи

Никольская О.С.
В статье обсуждаются причины и характер современного кризиса в понимании клинической и психологической специфики расстройств аутистического спектра, все чаще рассматривающихся как конгломерат вариаций, различных по биологическим предпосылкам, проявлению нарушений и требующейся помощи. Анализируются причины трудностей дифференциальной диагностики и формирования целостного представления о нарушениях психического развития при аутизме. Показывается, что обращение к традициям отечественной дефектологии способствует отграничению аутистических расстройств от иных проблем развития, выявлению особой логики аутистического дизонтогенеза и специфики коррекционной помощи при аутизме. Как основной фактор, определяющий целостность и уникальность картины аутистических расстройств, рассматривается патологическое изменение отношений между «аффектом» и «интеллектом», ведущее к системному искажению в развитии психических функций ребенка. Обосновывается необходимость психологической помощи, направленной на нормализацию смысловых основ отношений ребенка с окружением, вне которой усилия по коррекции развития его психических функций не имеют практического значения. В качестве основного условия их нормализации и сближения траектории психического развития ребенка с нормотипической выделяется восстановление и развитие его эмоциональной общности с близким взрослым.
Ключевые слова

Взгляд на расстройства аутистического спектра с позиций отечественной дефектологии: логика дизонтогенеза и основы коррекционной помощи

Расстройства аутистического спектра
детский аутизм
трудности дифференциальной диагностики
первазивность проблем психического развития
логика аутистического дизонтогенеза
специфика коррекционной помощи при аутизме

Ранняя диагностика аутистических расстройств у детей первых лет жизни в рамках медико-психолого-педагогического сопровождения: анализ двух случаев из практики

Беркун А.В. , Иванов М.В. , Симашкова Н.В.
В статье представлен анализ двух клинических случаев детей раннего возраста с расстройством аутистического спектра. Описаны маркеры неблагополучия их психического развития на ранних этапах. Раскрыты возможности использования современного диагностического инструментария с целью раннего обнаружения признаков искаженного развития. Приведены и проанализированы данные диагностических проб. Представлены результаты оказания ранней комплексной помощи семье ребенка с РАС, подтверждающие важность своевременной междисциплинарной работы специалистов.
Ключевые слова

Ранняя диагностика аутистических расстройств у детей первых лет жизни в рамках медико-психолого-педагогического сопровождения: анализ двух случаев из практики

аутизм
искаженное развитие
младенческий возраст
ранний возраст
диагностика РАС
методики обследования
ранняя комплексная помощь
междисциплинарное взаимодействие

О психологической помощи родителям ребенка с аутизмом раннего возраста

Баенская Е.Р.
Дается представление о характерных трудностях воспитания ребенка с аутизмом раннего возраста и связанных с ними проблемах семьи; о необходимости и возможностях раннего психологического сопровождения родителей в развитии их взаимодействия с малышом. С позиций эмоционально-смыслового подхода формулируются задачи, условия и содержание психологической помощи близким ребенка с угрозой аутистических расстройств и уже сформированным синдромом аутизма. Рассматриваются основные направления поддержки родителей и предлагаемые им рекомендации по организации домашней жизни, освоению конкретных приемов преодоления тенденций искаженного развития и формирования активных, осмысленных отношений ребенка с ближайшим окружением.
Ключевые слова

О психологической помощи родителям ребенка с аутизмом раннего возраста

аутизм
расстройства аутистического спектра
ранний возраст
психологическое сопровождение родителей
совместно-разделенное переживание
эмоциональное взаимодействие

Определение типологического варианта аутизма у дошкольников с помощью диагностики психоэмоционального развития

Калмыкова Н.Ю. , Либлинг М.М.
В статье представлена диагностика психоэмоционального развития дошкольников с расстройствами аутистического спектра, разработанная на основе концепции о нарушении аффективного развития при детском аутизме. В отличие от уже имеющихся диагностических инструментов, рассматриваемая диагностика дает возможность не только оценить основные направления развития ребенка, но и соотнести результаты с определенным вариантом аутизма, что позволяет исследователю получить целостное представление о вероятных моделях поведения ребенка и перспективах его развития.
Ключевые слова

Определение типологического варианта аутизма у дошкольников с помощью диагностики психоэмоционального развития

аутизм
расстройства аутистического спектра
диагностика развития
аффективная сфера
дошкольный возраст
типологический вариант аутизма

Игровые занятия в малой инклюзивной группе как средство помощи детям раннего возраста с признаками расстройства аутистического спектра

Суетина О.П.
В статье представлено исследование, проведенное на базе негосударственного детского центра с инклюзивными группами, включающими в себя детей раннего возраста с признаками расстройств аутистического спектра (РАС). Описана игровая методика, разработанная в русле эмоционально-смыслового подхода к коррекции аутизма, и направленная на развитие у детей раннего возраста с признаками РАС способности к эмоциональному контакту, подражанию, игровой инициативе, самостоятельности. Обсуждаются изменения в состоянии детей в процессе групповых занятий.
Ключевые слова

Игровые занятия в малой инклюзивной группе как средство помощи детям раннего возраста с признаками расстройства аутистического спектра

ранняя помощь
расстройства аутистического спектра
скрининг
ранний возраст
инклюзивные группы
игровые занятия
эмоционально-смысловой подход

Опыт формирования эмоционально значимых отношений в группе старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра в процессе психологических коррекционных занятий

Аршатская О.С. , Антонова И.Д. , Подольный А.А.
В статье раскрывается специфика организации психо-коррекционных занятий с группой старших дошкольников с РАС, направленных на формирование эмоционально-значимых отношений со сверстниками. Представлены критерии подбора участников группы, структура и содержание занятий. Обсуждаются задачи ведущего и тьюторов, приемы и методы, используемые в процессе групповой работы. На конкретных примерах анализируется динамика группового процесса и особенности формирования позитивных эмоциональных отношений между участниками.
Ключевые слова

Опыт формирования эмоционально значимых отношений в группе старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра в процессе психологических коррекционных занятий

эмоционально-смысловой подход
дети старшего дошкольного возраста с высокофункциональным аутизмом
групповые занятия
направленные на формирование эмоционально значимых отношений.

Особенности организации дистанционного обучения школьников с РАС

Шаргородская Л.В.
В настоящее время значительно увеличилось количество детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), имеющих опыт обучения в дистанционном режиме. Для того, чтобы дистанционное обучение школьника с РАС было эффективным, необходимо не только решать общие для всех учащихся задачи организации дистанционного обучения, но и учитывать требования, связанные с специальными образовательными потребностями данной категории учащихся. В данной статье приводятся возможные ограничения при использовании дистанционного обучения для школьников с РАС, а также рекомендации по организации дистанционного обучения для обучающихся с РАС, реализация которых помогает в эффективном достижении образовательных результатов.
Ключевые слова

Особенности организации дистанционного обучения школьников с РАС

обучающиеся с расстройствами аутистического спектра РАС)
дистанционное обучение
аутизм
организация обучения детей с РАС
методы обучения детей с РАС

Помощь подросткам, взрослым с особенностями ментального развития в овладении более взрослой психологической позицией

Костин И.А.
Приведены трудности психологического взросления подростков и молодых людей с особенностями развития. Описаны направления психологического сопровождения, помогающие занятию внутренней позиции взрослого: развитие представлений о возрастах и жизненном цикле человека, предоставление возможности выбирать и принимать посильные решения, стимулирование заботливой и помогающей позиции по отношению к окружающим людям и др.
Ключевые слова

Помощь подросткам, взрослым с особенностями ментального развития в овладении более взрослой психологической позицией

внутренняя позиция взрослого
возрасты человека
ответственность
заботливость
самостоятельность
навыки
молодые люди с особенностями ментального развития

Профилактика буллинга и кибербуллинга: программы противодействия травле

Реан А.А. , Коновалов И.А. , Новикова М.А. , Молчанова Д.В.
В работе раскрываются основные технологии профилактики буллинга и кибербуллинга в мировой практике. Показана история становления программ профилактики школьной травли и проанализированы основные компонены, включенные в данные программы. Рассмотрены такие аспекты программ как работа со сверстниками, дисциплинарные методы и восстановительные подходы. Отдельно рассматривается роль семьи и роль педагогов.
Ключевые слова

Профилактика буллинга и кибербуллинга: программы противодействия травле

буллинг
агрессия
профилактика
программы
практики
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности