Альманах № 48

От редакции

Продолжая традицию тематических выпусков, посвященных исследованиям в области диагностики и коррекционной помощи при нарушениях детского развития, Альманах представляет сборник статей по проблеме аутизма и расстройств аутистического спектра. В номере объединены материалы современных исследований отечественных авторов – психологов, педагогов, врачей-психиатров – изучающих возрастные, типологические и иные особенности аутистического расстройства, и разрабатывающих методы психолого-педагогической помощи детям, подросткам и взрослым с аутизмом.

Номер открывает теоретическая работа О.С. Никольской – основателя исследовательской школы, базирующейся на представлении об аутизме как нарушении аффективного развития. Автор анализирует причины и характер современного кризиса в понимании клинико-психологической специфики аутистических расстройств, которые в последнее время все чаще представляются как вариативные наборы нарушений, различных по своим причинам, проявлениям и необходимым методам помощи. Показывается, что обращение к традициям отечественной дефектологии способствует отграничению аутистических расстройств от иных проблем развития, выявлению особой логики аутистического дизонтогенеза и специфики коррекционной помощи при аутизме.

Статья трех исследователей – А.В. Беркун, М.В. Иванова и Н.В. Симашковой – пример междисциплинарного сотрудничества психологов и врачей-детских психиатров - интересна качественным анализом двух клинических случаев, которые ярко демонстрируют признаки неблагополучия психического развития у детей раннего возраста при формирующемся аутизме. Одна из авторов статьи – Наталья Валентиновна Симашкова, известный детский врач-психиатр – недавно ушла из жизни. Ее наблюдательность, огромный опыт и настоящее исследовательское стремление разобраться в деталях каждого клинического случая чувствуется в описаниях, приведенных в статье. В материале не только проанализированы данные диагностических проб, но и представлены результаты оказания ранней комплексной помощи семье ребенка с РАС, подтверждающие важность своевременной междисциплинарной работы специалистов.

Тема раннего выявления признаков расстройств аутистического спектра и психологической поддержки семей, воспитывающих таких детей, раскрывается также в статье Е.Р. Баенской – признанного специалиста в области диагностики и коррекционной помощи детям раннего возраста с формирующимся аутистическим расстройством. В публикации дается представление о характерных трудностях воспитания ребенка с аутизмом раннего возраста и связанных с ними проблемах семьи; формулируются задачи, условия и содержание психологической помощи близким ребенка с угрозой формирования аутистического расстройства.

Следующая публикация посвящена недавней разработке сотрудников ИКП РАО - диагностике психоэмоционального развития дошкольников с расстройствами аутистического спектра, построенной на игре ребенка как самостоятельной, так и совместной со взрослым. В отличие от уже имеющихся диагностических инструментов, рассматриваемая диагностика дает возможность не только оценить основные направления развития ребенка, но и соотнести результаты с определенным вариантом аутизма, что позволяет исследователю получить целостное представление о вероятных моделях поведения ребенка и перспективах его развития. Авторы статьи (Н.Ю. Калмыкова, М.М. Либлинг) рассказывают об исследовании, направленном на апробацию разработанной диагностики, обсуждают ее практическую значимость и на конкретном примере рассматривают возможности количественного и качественного анализа результатов.

В публикации О.П. Суетиной приводится исследование, направленное на развитие возможностей эмоционального контакта, подражания, игровой инициативы и самостоятельности у детей раннего возраста с формирующимся РАС. Уникальность представленной работы связана с тем, что описанный опыт помощи детям с формирующимся аутизмом был получен в условиях районного детского центра, предназначенного для обычных малышей с типичным развитием. На занятия в такие центры или клубы все чаще попадают дети, не имеющие диагноза, с выраженными признаками аутизма. Описана последовательность вовлечения таких детей в занятия, возможность включения маленького ребенка с РАС в групповые занятия для обычных малышей, приемы и способы психологической работы, показавшей свою эффективность в эмоциональном и коммуникативном развитии детей раннего возраста с признаками аутизма.

Возможности и последовательность групповой работы с детьми с аутизмом рассматриваются и в статье И.Д. Антоновой, О.С. Аршатской и А.А. Подольного. Речь идет о психологической работе, нацеленной на формирование эмоционально значимых отношений в группе детей предшкольного возраста с высокофункциональным аутизмом. Такие дети, имея хороший интеллект, часто бывают подготовлены к школе по чтению, письму, математике, но в области эмоционально-коммуникативного развития остаются крайне незрелыми и беспомощными. Раскрываются цели и структура групповых занятий, особенности организации пространственно-предметной среды, критерии подбора участников группы и определения содержания занятий. Обсуждается опыт и результаты групповой работы, проводимой на протяжении учебного года, приводятся конкретные примеры.

Актуальной теме организации дистанционного обучения школьников с РАС посвящена статья Л.В. Шаргородской. Несмотря на то, что дистанционное обучение имеет ряд преимуществ, неправильная организация и, особенно, недостаточный учет индивидуальных особенностей обучающихся могут не только затруднять достижение образовательных результатов, но и приводить к серьезным психологическим проблемам у школьников с аутизмом. В статье приводятся возможные ограничения при использовании дистанционного обучения для школьников с РАС, а также рекомендации по организации их дистанционного обучения, реализация которых поможет в эффективном достижении образовательных результатов.

Публикация И.А. Костина, раскрывает особые трудности психологического взросления подростков и взрослых с аутизмом. Обсуждаются направления психологической работы, помогающей сформировать у таких людей «внутреннюю позицию взрослого»: это развитие представлений о жизненном цикле человека, об особенностях, присущих разным возрастам, о формировании возможности ответственного выбора и принятия решений, о развитии заботливой, помогающей позиции по отношению к другим, прежде всего – близким людям.

Завершает выпуск фрагмент вышедшей в 2021 году под редакцией Академика РАО А.А. Реана монографии «Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодежи: анализ мирового опыта», посвященный профилактике буллинга и кибербуллинга в мировой практике через анализ существующих программ и подходов.

В работе, подготовленной авторским коллективом в составе А.А. Реана, И.А. Коновалова, М.А. Новиковой, Д.В. Молчановой, поднимается широкий круг проблем, связанных с рисками асоциальности подростков и молодежи. Книга содержит три макро-раздела, связанные с общественной реакцией на различные проявления асоциальности, анализом факторов риска различных проявлений деструктивности и детальным рассмотрением разнообразных программ профилактики делинквентности, реализуемые в различных странах.

В фокус аналитического рассмотрения попадают такие виды подростковой и молодежной девиантности, как преступления против несовершеннолетних, одиночные акты агрессии в образовательных учреждениях, риск вовлечения в асоциальные группы, а также проблемы школьной травли и буллинга. В рамках различных разделов указанные виды делинквентности анализируются с точки зрения указанных выше аспектов: общественной реакции, факторов риска и программ профилакти и преодоления указанных явлений.

Говоря об общественной реакции, среди прочего, поднимаются следующие вопросы: как именно происходит освещение нападений на образовательные учреждения в масс-медиа, общественная реакция на террористические акты и вовлеченность молодежи в экстремизм, как общества в различных государствах реагируют на проблему насилия в отношении несовершеннолетних.

Анализ факторов риска затрагивает такие вопросы, как причины возникновения риска ситуации школьной травли, культурные различия как фактор риска буллинга, проблемы школьного климата. Внимание также уделяется анализу случаев нападения на школы, рассматривается типология школьных стрелков, анализируются аспекты, связанные с планированием нападения. Факторы риска вовлечения в асоциальные группы предполагают анализ индивидуальных особенностей, семейных факторов риска, рассмотрение факторов, связанных с кругом общения подростков. Поднимаются проблемы криминализации и радикализации молодежи.

В рамках рассмотрения программ профилактики рассматриваются различные подходы к профилактике домашнего насилия, реализуемые в различных странах. Рассматриваются существующие модели профилактики и предотвращения одиночных актов агрессии в образовательных учреждениях. Предотвращение риска криминализации и радикализации рассматривается через анализ государственных мер профилактики и различные практики, реализуемые как в непосредственной работе как с широким кругом лиц, так и с подростками и молодежью группы риска.

Статьи выпуска:

    Взгляд на расстройства аутистического спектра с позиций отечественной дефектологии: логика дизонтогенеза и основы коррекционной помощи

    Никольская О.С.

    Читать

    Ключевые слова

    Взгляд на расстройства аутистического спектра с позиций отечественной дефектологии: логика дизонтогенеза и основы коррекционной помощи

    Расстройства аутистического спектра
    детский аутизм
    трудности дифференциальной диагностики
    первазивность проблем психического развития
    логика аутистического дизонтогенеза
    специфика коррекционной помощи при аутизме
    Аннотация

    Взгляд на расстройства аутистического спектра с позиций отечественной дефектологии: логика дизонтогенеза и основы коррекционной помощи

    В статье обсуждаются причины и характер современного кризиса в понимании клинической и психологической специфики расстройств аутистического спектра, все чаще рассматривающихся как конгломерат вариаций, различных по биологическим предпосылкам, проявлению нарушений и требующейся помощи. Анализируются причины трудностей дифференциальной диагностики и формирования целостного представления о нарушениях психического развития при аутизме. Показывается, что обращение к традициям отечественной дефектологии способствует отграничению аутистических расстройств от иных проблем развития, выявлению особой логики аутистического дизонтогенеза и специфики коррекционной помощи при аутизме. Как основной фактор, определяющий целостность и уникальность картины аутистических расстройств, рассматривается патологическое изменение отношений между «аффектом» и «интеллектом», ведущее к системному искажению в развитии психических функций ребенка. Обосновывается необходимость психологической помощи, направленной на нормализацию смысловых основ отношений ребенка с окружением, вне которой усилия по коррекции развития его психических функций не имеют практического значения. В качестве основного условия их нормализации и сближения траектории психического развития ребенка с нормотипической выделяется восстановление и развитие его эмоциональной общности с близким взрослым.

    Ранняя диагностика аутистических расстройств у детей первых лет жизни в рамках медико-психолого-педагогического сопровождения: анализ двух случаев из практики

    Беркун А.В. , Иванов М.В. , Симашкова Н.В.

    Читать

    Ключевые слова

    Ранняя диагностика аутистических расстройств у детей первых лет жизни в рамках медико-психолого-педагогического сопровождения: анализ двух случаев из практики

    аутизм
    искаженное развитие
    младенческий возраст
    ранний возраст
    диагностика РАС
    методики обследования
    ранняя комплексная помощь
    междисциплинарное взаимодействие
    Аннотация

    Ранняя диагностика аутистических расстройств у детей первых лет жизни в рамках медико-психолого-педагогического сопровождения: анализ двух случаев из практики

    В статье представлен анализ двух клинических случаев детей раннего возраста с расстройством аутистического спектра. Описаны маркеры неблагополучия их психического развития на ранних этапах. Раскрыты возможности использования современного диагностического инструментария с целью раннего обнаружения признаков искаженного развития. Приведены и проанализированы данные диагностических проб. Представлены результаты оказания ранней комплексной помощи семье ребенка с РАС, подтверждающие важность своевременной междисциплинарной работы специалистов.

    О психологической помощи родителям ребенка с аутизмом раннего возраста

    Баенская Е.Р.

    Читать

    Ключевые слова

    О психологической помощи родителям ребенка с аутизмом раннего возраста

    аутизм
    расстройства аутистического спектра
    ранний возраст
    психологическое сопровождение родителей
    совместно-разделенное переживание
    эмоциональное взаимодействие
    Аннотация

    О психологической помощи родителям ребенка с аутизмом раннего возраста

    Дается представление о характерных трудностях воспитания ребенка с аутизмом раннего возраста и связанных с ними проблемах семьи; о необходимости и возможностях раннего психологического сопровождения родителей в развитии их взаимодействия с малышом. С позиций эмоционально-смыслового подхода формулируются задачи, условия и содержание психологической помощи близким ребенка с угрозой аутистических расстройств и уже сформированным синдромом аутизма. Рассматриваются основные направления поддержки родителей и предлагаемые им рекомендации по организации домашней жизни, освоению конкретных приемов преодоления тенденций искаженного развития и формирования активных, осмысленных отношений ребенка с ближайшим окружением.

    Определение типологического варианта аутизма у дошкольников с помощью диагностики психоэмоционального развития

    Калмыкова Н.Ю. , Либлинг М.М.

    Читать

    Ключевые слова

    Определение типологического варианта аутизма у дошкольников с помощью диагностики психоэмоционального развития

    аутизм
    расстройства аутистического спектра
    диагностика развития
    аффективная сфера
    дошкольный возраст
    типологический вариант аутизма
    Аннотация

    Определение типологического варианта аутизма у дошкольников с помощью диагностики психоэмоционального развития

    В статье представлена диагностика психоэмоционального развития дошкольников с расстройствами аутистического спектра, разработанная на основе концепции о нарушении аффективного развития при детском аутизме. В отличие от уже имеющихся диагностических инструментов, рассматриваемая диагностика дает возможность не только оценить основные направления развития ребенка, но и соотнести результаты с определенным вариантом аутизма, что позволяет исследователю получить целостное представление о вероятных моделях поведения ребенка и перспективах его развития.

    Игровые занятия в малой инклюзивной группе как средство помощи детям раннего возраста с признаками расстройства аутистического спектра

    Суетина О.П.

    Читать

    Ключевые слова

    Игровые занятия в малой инклюзивной группе как средство помощи детям раннего возраста с признаками расстройства аутистического спектра

    ранняя помощь
    расстройства аутистического спектра
    скрининг
    ранний возраст
    инклюзивные группы
    игровые занятия
    эмоционально-смысловой подход
    Аннотация

    Игровые занятия в малой инклюзивной группе как средство помощи детям раннего возраста с признаками расстройства аутистического спектра

    В статье представлено исследование, проведенное на базе негосударственного детского центра с инклюзивными группами, включающими в себя детей раннего возраста с признаками расстройств аутистического спектра (РАС). Описана игровая методика, разработанная в русле эмоционально-смыслового подхода к коррекции аутизма, и направленная на развитие у детей раннего возраста с признаками РАС способности к эмоциональному контакту, подражанию, игровой инициативе, самостоятельности. Обсуждаются изменения в состоянии детей в процессе групповых занятий.

    Опыт формирования эмоционально значимых отношений в группе старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра в процессе психологических коррекционных занятий

    Аршатская О.С. , Антонова И.Д. , Подольный А.А.

    Читать

    Ключевые слова

    Опыт формирования эмоционально значимых отношений в группе старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра в процессе психологических коррекционных занятий

    эмоционально-смысловой подход
    дети старшего дошкольного возраста с высокофункциональным аутизмом
    групповые занятия
    направленные на формирование эмоционально значимых отношений.
    Аннотация

    Опыт формирования эмоционально значимых отношений в группе старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра в процессе психологических коррекционных занятий

    В статье раскрывается специфика организации психо-коррекционных занятий с группой старших дошкольников с РАС, направленных на формирование эмоционально-значимых отношений со сверстниками. Представлены критерии подбора участников группы, структура и содержание занятий. Обсуждаются задачи ведущего и тьюторов, приемы и методы, используемые в процессе групповой работы. На конкретных примерах анализируется динамика группового процесса и особенности формирования позитивных эмоциональных отношений между участниками.

    Особенности организации дистанционного обучения школьников с РАС

    Шаргородская Л.В.

    Читать

    Ключевые слова

    Особенности организации дистанционного обучения школьников с РАС

    обучающиеся с расстройствами аутистического спектра РАС)
    дистанционное обучение
    аутизм
    организация обучения детей с РАС
    методы обучения детей с РАС
    Аннотация

    Особенности организации дистанционного обучения школьников с РАС

    В настоящее время значительно увеличилось количество детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), имеющих опыт обучения в дистанционном режиме. Для того, чтобы дистанционное обучение школьника с РАС было эффективным, необходимо не только решать общие для всех учащихся задачи организации дистанционного обучения, но и учитывать требования, связанные с специальными образовательными потребностями данной категории учащихся. В данной статье приводятся возможные ограничения при использовании дистанционного обучения для школьников с РАС, а также рекомендации по организации дистанционного обучения для обучающихся с РАС, реализация которых помогает в эффективном достижении образовательных результатов.

    Помощь подросткам, взрослым с особенностями ментального развития в овладении более взрослой психологической позицией

    Костин И.А.

    Читать

    Ключевые слова

    Помощь подросткам, взрослым с особенностями ментального развития в овладении более взрослой психологической позицией

    внутренняя позиция взрослого
    возрасты человека
    ответственность
    заботливость
    самостоятельность
    навыки
    молодые люди с особенностями ментального развития
    Аннотация

    Помощь подросткам, взрослым с особенностями ментального развития в овладении более взрослой психологической позицией

    Приведены трудности психологического взросления подростков и молодых людей с особенностями развития. Описаны направления психологического сопровождения, помогающие занятию внутренней позиции взрослого: развитие представлений о возрастах и жизненном цикле человека, предоставление возможности выбирать и принимать посильные решения, стимулирование заботливой и помогающей позиции по отношению к окружающим людям и др.

    Профилактика буллинга и кибербуллинга: программы противодействия травле

    Реан А.А. , Коновалов И.А. , Новикова М.А. , Молчанова Д.В.

    Читать

    Ключевые слова

    Профилактика буллинга и кибербуллинга: программы противодействия травле

    буллинг
    агрессия
    профилактика
    программы
    практики
    Аннотация

    Профилактика буллинга и кибербуллинга: программы противодействия травле

    В работе раскрываются основные технологии профилактики буллинга и кибербуллинга в мировой практике. Показана история становления программ профилактики школьной травли и проанализированы основные компонены, включенные в данные программы. Рассмотрены такие аспекты программ как работа со сверстниками, дисциплинарные методы и восстановительные подходы. Отдельно рассматривается роль семьи и роль педагогов.
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности