Выпуски

Дети с кохлеарными имплантами: исследования медиков, сурдопсихологов, сурдопедагогов

Альманах №49 · Выпуск шестой · 2022 год

Альманах №49. Дети с кохлеарными имплантами: исследования медиков, сурдопсихологов, сурдопедагогов

Выпуск продолжает цикл публикаций о кохлеарной имплантации (КИ) — самом эффективном современном методе помощи при глухоте и самой современной и междисциплинарной части сурдопедагогики. Статьи номера знакомят Читателя с актуальными проблемами реабилитации детей с кохлеарными имплантами, представлениями родителей и будущих сурдопедагогов о кохлеарной имплантации и постоперационной реабилитации.

Первый форум российских сурдопедагогов (28 декабря 1895 – 5 января 1896 гг.)

Малофеев Н.Н.
В статье представлена первая в отечественной истории профессиональная дискуссия врачей и сурдопедагогов о цели, задачах, содержании, методах, формах организации обучения детей с различными нарушениями слуха.
Ключевые слова

Первый форум российских сурдопедагогов (28 декабря 1895 – 5 января 1896 гг.)

дети с нарушениями слуха
история сурдопедагогики
обучение глухих
права глухих
специальное образование
цели специального образования.

Сохранение работоспособности кохлеарного импланта и непрерывности реабилитации при возникновении последствий травматического воздействия

Федосеев В.И. , Милешина Н.А. , Курбатова Е.В. , Осипенков С.С.
Представлены причины, механизм и последствия различных внешних воздействий на область расположения имплантируемой части кохлеарного импланта и смежные отделы головы пациента. Рассматриваются ранние признаки их появления, а также профилактика и приемы помощи таким пациентам с целью сохранения работоспособности кохлеарного импланта и непрерывности процесса реабилитации. Цель исследования: повышение эффективности реабилитации пациентов-пользователей кохлеарными имплантами. Материалы и методы: анализ состояния 3347 пациентов после кохлеарной имплантации в отдаленный послеоперационный период. Результаты и обсуждение: среди прочих причин реабилитация может быть прервана из-за нарушения работы имплантируемой части устройства или критического изменения состояния тканей в месте её локации. Своевременное обнаружение первых признаков локальных изменений и организация адекватной медицинской помощи позволяет сохранить работающий имплант и продолжить процесс реабилитации. Профилактика подобных изменений напрямую связана с профилактикой травматизма у пользователей кохлеарными имплантами и соблюдением рекомендуемых условий эксплуатации имплантов. Выводы. Внедрение и использование алгоритма помощи пользователям кохлеарными имплантами в зависимости от характера местных изменений доступно для специалистов не только медицинского профиля; повысит качество и стабильность этапа реабилитации после КИ.
Ключевые слова

Сохранение работоспособности кохлеарного импланта и непрерывности реабилитации при возникновении последствий травматического воздействия

кохлеарная имплантация
сурдология
сурдопедагогика
реабилитация

Медицинская реабилитация пациентов с врожденными пороками развития наружного и среднего уха с использованием систем костного звукопроведения

Милешина Н.А. , Осипенков С.С. , Курбатова Е.В. , Добрякова М.М.
В статье представлена информация об эффективности реабилитации пациентов с врожденными пороками развития наружного и среднего уха, сопровождающихся кондуктивной тугоухостью тяжелой степени. Наиболее эффективным способом во всем мире у этой категории больных признано использование имплантируемых систем костного звукопроведения. Современные технологии позволяют на фоне хорошего косметического эффекта после операции добиться нормализации слуховой функции вне зависимости от выраженности анатомических нарушений в каждом конкретном случае. Дети с врожденными нарушениями слуха представляют интерес не только для врачей оториноларингологов и сурдологов. Важную роль в их реабилитации играют сурдопедагоги, логопеды, психологи. По нашему мнению, для специалистов немедицинского профиля в оценке эффективности проводимой работы важное значение имеет получение обратной связи, в том числе с использованием анкетирования. Опросник GCBI - один из наиболее распространенных в мире при работе с пациентами с оториноларингологической патологией позволяет оценить изменения в социально-педагогических аспектах жизни на фоне комплекса реабилитационных мероприятий.
Ключевые слова

Медицинская реабилитация пациентов с врожденными пороками развития наружного и среднего уха с использованием систем костного звукопроведения

Реабилитация
аномалии развития
наружный слуховой проход
кондуктивная тугоухость
костное звукопроведение

Метод 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ: задачи, логика и содержание обучения сурдопедагогов

Кукушкина О.И.
Предметом рассмотрения являются современные научные представления о КИ и методе постоперационной 3П-реалибитации семьи и ребенка. Показана необходимость их трансляции в практику профессиональной подготовки будущих специалистов, описаны задачи обучения, логика построения содержания, его тематические разделы и их последовательность.
Ключевые слова

Метод 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ: задачи, логика и содержание обучения сурдопедагогов

КИ
реабилитация
сурдопедагог
логопед
дефектолог
специальный психолог
профессиональная подготовка и переподготовка

Читательское развитие детей с КИ, завершивших 3П-реабилитацию: ориентиры специалиста

Гончарова Е.Л.
В статье рассмотрены вопросы читательского развития глухих детей с кохлеарными имплантами, вставших на путь естественного развития общения и речи. Работая с такими детьми, специалист может применять логику развития чтения слышащего ребенка. В статье раскрывается содержание и закономерности дошкольных дописьменных этапов онтогенеза читателя, выделяются состояния и критические точки, рассматриваются особенности сопровождения ранних этапов читательского онтогенеза у детей с измененным слуховым статусом.
Ключевые слова

Читательское развитие детей с КИ, завершивших 3П-реабилитацию: ориентиры специалиста

кохлеарная имплантация
базовая структура читательской компетентности
шкала читательского развития
переход от ситуативной к контекстной речи
культурные традиции приобщения к чтению детей раннего и дошкольного возрастов
совместное чтение.

Представления будущих сурдопедагогов о научных достижениях современной медицины и сурдопедагогики

Илатовская А.А. , Красильникова О.А.
В статье представлен анализ и интерпретация представлений студентов о кохлеарной имплантации и методах постоперационной реабилитации. Статья рекомендована преподавателям кафедр сурдопедагогики и будущим сурдопедагогам.
Ключевые слова

Представления будущих сурдопедагогов о научных достижениях современной медицины и сурдопедагогики

студенты
дети с кохлеарными имплантами
сурдопедагогика
медицина
реабилитация после кохлеарной имплантации
методы реабилитации.

Представления родителей о кохлеарной имплантации и методах постоперационной реабилитации

Илатовская А.А. , Кукушкина О.И.
В статье описаны результаты пилотного исследования представлений родителей детей с нарушением слуха о новейших достижениях высокотехнологичной медицины и сурдопедагогики. Показано, что представления родителей о кохлеарной имплантации и методах постоперационной психолого-педагогической реабилитации детей могут быть неполны, неточны, ошибочны, что является одним из препятствий внедрения самого эффективного метода помощи детям при глухоте. Исходя из анализа полученных данных, определены и обоснованы задачи просвещения родителей детей с тяжелыми нарушениями слуха.
Ключевые слова

Представления родителей о кохлеарной имплантации и методах постоперационной реабилитации

глухие дети
дети с тяжелыми нарушениями слуха
семья
сурдопедагогика
метод 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности