Альманах №49

От редакции

Выпуск «Дети с КИ: исследования медиков, сурдопсихологов, сурдопедагогов», посвященный самой современной и междисциплинарной части сурдопедагогики, открывается исторической ретроспективой. Это статья о первой дискуссии врачей и сурдопедагогов об обучении глухих, случившейся в конце XIX века. Предметом внимания Читателя станут высказанные выдающимися специалистами своего времени идеи о том, кто, как и чему должен учить детей с нарушенным слухом (Н.Н.Малофеев).

Последующие статьи выпуска переносят нас в современность, давая возможность составить представление и о пройденном с конца XIX века пути, и об актуальных научных представлениях медиков, сурдопедагогов и сурдопсихологов о детях с меняющимся функциональным статусом.

Ведущие специалисты в области современной аудиологии и сурдологии представляют результаты исследования, в котором приняли участие более 3000 пациентов с кохлеарными имплантами. Авторы показали, что среди прочих причин реабилитация может быть прервана из-за нарушения работы имплантируемой части устройства или критического изменения состояния тканей в месте её локации. Своевременное обнаружение первых признаков локальных изменений и организация адекватной медицинской помощи позволяет сохранить работающий имплант и продолжить процесс реабилитации. Профилактика подобных изменений непосредственно связана с профилактикой травматизма у пользователей КИ и соблюдением рекомендуемых условий эксплуатации имплантов. Эта статья будет полезна и интересна сурдопедагогам и родителям детей с нарушенным слухом (В.И.Федосеев, Н.А.Милешина, Е.В.Курбатова, С.Осипенков).

Следующая статья номера рассказывает о реабилитации средствами медицины пациентов с врожденными пороками развития наружного и среднего уха. Показано, что наиболее эффективным способом коррекции такого нарушения слуха признано использование имплантируемых систем костного звукопроведения. Поднимается важная междисциплинарная проблема - получение обратной связи о процессе и результатах реабилитации пациентов средствами медицины и психолого-педагогическими средствами. Предлагается обсудить возможность использования опросника GCBI – одного из наиболее распространенных в мире для оценки изменения в социально-педагогических аспектах жизни пациента на фоне комплекса реабилитационных мероприятий (Милешина Н.А., Осипенков С.С., Курбатова Е.В., Добрякова М.М).

Преподавателям ВУЗов, занятым профессиональной подготовкой сурдопедагогов, логопедов, специальных психологов, будет интересна статья, посвященная трансляции метода 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ в практику обучения студентов. Равноценными предметами освоения предлагается сделать научные представления о ключевых положениях метода 3П-реабилитации, его теоретических основаниях и представления о собственно практической профессиональной деятельности – этапах и их последовательности, ориентирах специалиста, задачах, методах, приемах, технологии работы, показателях достижений ребенка и семьи в каждой реабилитационной сессии по методу 3П. Обязательным компонентом обучения студентов предлагается считать видео-иллюстрации корректной практики, разбор детских и семейных случаев (Кукушкина О.И.).

Долгожданной можно назвать статью о читательском развитии ребенка с КИ, успешно завершившего реабилитацию. Показано, что теперь следует ориентироваться на логику развития чтения слышащего ребенка, но при этом следует уделять особое внимание возможным сбоям на ранних этапах читательского онтогенеза, возникающим и у слышащих детей, вовремя оказывая помощь и применяя требуемые в каждом случае методы. Читая статью, специалисты и родители откроют для себя наиболее типичные варианты трудностей и особенности сопровождения ранних этапов читательского онтогенеза у детей с измененным слуховым статусом (Гончарова Е.Л.).

Завершают выпуск две статьи, написанные начинающим исследователем-сурдопедагогом совместно с научными руководителями по результатам анкетирования родителей и студентов на предмет КИ и постоперационной реабилитации. Удалось показать, какие представления о самом современном и эффективном методе помощи при глухоте адекватно усваиваются студентами и родительской аудиторией, какие неточны. Выделены и описаны ложные представления, которые заключают в себе риски и мешают реализации уникальной возможности – имплантировать глухого ребенка и перевести его на путь развития, типичный для слышащего. Впервые выявлены зоны риска в обучении студентов современной сурдопедагогике, указывающие на необходимость корректировки ряда программ (Илатовская А.А.,Красильникова О.А.), описаны и обоснованы неотложные задачи просвещения аудитории родителей детей с нарушенным слухом (Илатовская А.А., Кукушкина О.И.).

Статьи выпуска:

    Первый форум российских сурдопедагогов (28 декабря 1895 – 5 января 1896 гг.)

    Малофеев Н.Н.

    Читать

    Ключевые слова

    Первый форум российских сурдопедагогов (28 декабря 1895 – 5 января 1896 гг.)

    дети с нарушениями слуха
    история сурдопедагогики
    обучение глухих
    права глухих
    специальное образование
    цели специального образования.
    Аннотация

    Первый форум российских сурдопедагогов (28 декабря 1895 – 5 января 1896 гг.)

    В статье представлена первая в отечественной истории профессиональная дискуссия врачей и сурдопедагогов о цели, задачах, содержании, методах, формах организации обучения детей с различными нарушениями слуха.

    Сохранение работоспособности кохлеарного импланта и непрерывности реабилитации при возникновении последствий травматического воздействия

    Федосеев В.И. , Милешина Н.А. , Курбатова Е.В. , Осипенков С.С.

    Читать

    Ключевые слова

    Сохранение работоспособности кохлеарного импланта и непрерывности реабилитации при возникновении последствий травматического воздействия

    кохлеарная имплантация
    сурдология
    сурдопедагогика
    реабилитация
    Аннотация

    Сохранение работоспособности кохлеарного импланта и непрерывности реабилитации при возникновении последствий травматического воздействия

    Представлены причины, механизм и последствия различных внешних воздействий на область расположения имплантируемой части кохлеарного импланта и смежные отделы головы пациента. Рассматриваются ранние признаки их появления, а также профилактика и приемы помощи таким пациентам с целью сохранения работоспособности кохлеарного импланта и непрерывности процесса реабилитации. Цель исследования: повышение эффективности реабилитации пациентов-пользователей кохлеарными имплантами. Материалы и методы: анализ состояния 3347 пациентов после кохлеарной имплантации в отдаленный послеоперационный период. Результаты и обсуждение: среди прочих причин реабилитация может быть прервана из-за нарушения работы имплантируемой части устройства или критического изменения состояния тканей в месте её локации. Своевременное обнаружение первых признаков локальных изменений и организация адекватной медицинской помощи позволяет сохранить работающий имплант и продолжить процесс реабилитации. Профилактика подобных изменений напрямую связана с профилактикой травматизма у пользователей кохлеарными имплантами и соблюдением рекомендуемых условий эксплуатации имплантов. Выводы. Внедрение и использование алгоритма помощи пользователям кохлеарными имплантами в зависимости от характера местных изменений доступно для специалистов не только медицинского профиля; повысит качество и стабильность этапа реабилитации после КИ.

    Медицинская реабилитация пациентов с врожденными пороками развития наружного и среднего уха с использованием систем костного звукопроведения

    Милешина Н.А. , Осипенков С.С. , Курбатова Е.В. , Добрякова М.М.

    Читать

    Ключевые слова

    Медицинская реабилитация пациентов с врожденными пороками развития наружного и среднего уха с использованием систем костного звукопроведения

    Реабилитация
    аномалии развития
    наружный слуховой проход
    кондуктивная тугоухость
    костное звукопроведение
    Аннотация

    Медицинская реабилитация пациентов с врожденными пороками развития наружного и среднего уха с использованием систем костного звукопроведения

    В статье представлена информация об эффективности реабилитации пациентов с врожденными пороками развития наружного и среднего уха, сопровождающихся кондуктивной тугоухостью тяжелой степени. Наиболее эффективным способом во всем мире у этой категории больных признано использование имплантируемых систем костного звукопроведения. Современные технологии позволяют на фоне хорошего косметического эффекта после операции добиться нормализации слуховой функции вне зависимости от выраженности анатомических нарушений в каждом конкретном случае. Дети с врожденными нарушениями слуха представляют интерес не только для врачей оториноларингологов и сурдологов. Важную роль в их реабилитации играют сурдопедагоги, логопеды, психологи. По нашему мнению, для специалистов немедицинского профиля в оценке эффективности проводимой работы важное значение имеет получение обратной связи, в том числе с использованием анкетирования. Опросник GCBI - один из наиболее распространенных в мире при работе с пациентами с оториноларингологической патологией позволяет оценить изменения в социально-педагогических аспектах жизни на фоне комплекса реабилитационных мероприятий.

    Метод 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ: задачи, логика и содержание обучения сурдопедагогов

    Кукушкина О.И.

    Читать

    Ключевые слова

    Метод 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ: задачи, логика и содержание обучения сурдопедагогов

    КИ
    реабилитация
    сурдопедагог
    логопед
    дефектолог
    специальный психолог
    профессиональная подготовка и переподготовка
    Аннотация

    Метод 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ: задачи, логика и содержание обучения сурдопедагогов

    Предметом рассмотрения являются современные научные представления о КИ и методе постоперационной 3П-реалибитации семьи и ребенка. Показана необходимость их трансляции в практику профессиональной подготовки будущих специалистов, описаны задачи обучения, логика построения содержания, его тематические разделы и их последовательность.

    Читательское развитие детей с КИ, завершивших 3П-реабилитацию: ориентиры специалиста

    Гончарова Е.Л.

    Читать

    Ключевые слова

    Читательское развитие детей с КИ, завершивших 3П-реабилитацию: ориентиры специалиста

    кохлеарная имплантация
    базовая структура читательской компетентности
    шкала читательского развития
    переход от ситуативной к контекстной речи
    культурные традиции приобщения к чтению детей раннего и дошкольного возрастов
    совместное чтение.
    Аннотация

    Читательское развитие детей с КИ, завершивших 3П-реабилитацию: ориентиры специалиста

    В статье рассмотрены вопросы читательского развития глухих детей с кохлеарными имплантами, вставших на путь естественного развития общения и речи. Работая с такими детьми, специалист может применять логику развития чтения слышащего ребенка. В статье раскрывается содержание и закономерности дошкольных дописьменных этапов онтогенеза читателя, выделяются состояния и критические точки, рассматриваются особенности сопровождения ранних этапов читательского онтогенеза у детей с измененным слуховым статусом.

    Представления будущих сурдопедагогов о научных достижениях современной медицины и сурдопедагогики

    Илатовская А.А. , Красильникова О.А.

    Читать

    Ключевые слова

    Представления будущих сурдопедагогов о научных достижениях современной медицины и сурдопедагогики

    студенты
    дети с кохлеарными имплантами
    сурдопедагогика
    медицина
    реабилитация после кохлеарной имплантации
    методы реабилитации.
    Аннотация

    Представления будущих сурдопедагогов о научных достижениях современной медицины и сурдопедагогики

    В статье представлен анализ и интерпретация представлений студентов о кохлеарной имплантации и методах постоперационной реабилитации. Статья рекомендована преподавателям кафедр сурдопедагогики и будущим сурдопедагогам.

    Представления родителей о кохлеарной имплантации и методах постоперационной реабилитации

    Илатовская А.А. , Кукушкина О.И.

    Читать

    Ключевые слова

    Представления родителей о кохлеарной имплантации и методах постоперационной реабилитации

    глухие дети
    дети с тяжелыми нарушениями слуха
    семья
    сурдопедагогика
    метод 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ
    Аннотация

    Представления родителей о кохлеарной имплантации и методах постоперационной реабилитации

    В статье описаны результаты пилотного исследования представлений родителей детей с нарушением слуха о новейших достижениях высокотехнологичной медицины и сурдопедагогики. Показано, что представления родителей о кохлеарной имплантации и методах постоперационной психолого-педагогической реабилитации детей могут быть неполны, неточны, ошибочны, что является одним из препятствий внедрения самого эффективного метода помощи детям при глухоте. Исходя из анализа полученных данных, определены и обоснованы задачи просвещения родителей детей с тяжелыми нарушениями слуха.
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности