Выпуски

Чтение и письмо

Альманах №57 · Выпуск второй · 2024 год

Альманах №57. Чтение и письмо
В этом выпуске акцент сделан на исследованиях в области обучения детей осмысленному чтению и письму. Показаны механизмы типичных нарушений читательского развития, представлены действенные «обходные пути» и специальные методы взаимосвязанной коррекции речевого и читательского развития.

Обучение осмысленному письму: представления отечественной научной школы

Кукушкина О.И.
В статье представлены описанные Л.С.Выготским и его последователями коренные отличия письменной речи от устной, условия обучения, необходимые детям для освоения осмысленного письма, специфика освоения письменной речи детьми с нарушениями слуха, речи, задержкой психического развития, их особая потребность в цифровых инструментах создания и редактирования текста на первых годах школьного обучения.
Ключевые слова

Обучение осмысленному письму: представления отечественной научной школы

Л.С.Выготский
Д.Б.Эльконин
коррекционная педагогика
письменная речь
сочинение
текст
дети с нарушениями слуха
дети с нарушениями речи
дети с задержкой психического развития
особенности письменной речи
условия обучения
цифровые инструменты

Нарушения чтения и читательского развития у детей: основные варианты

Гончарова Е.Л.
В статье представлена базовая структура читательской компетентности, описаны этапы и условия ее благополучного развития, выделены и рассмотрены три варианта нарушений в развитии базовой структуры читательской компетентности, позволяющие осуществлять дифференцированный подход в обучении и коррекции.
Ключевые слова

Нарушения чтения и читательского развития у детей: основные варианты

дети с ОВЗ
психология чтения
педагогика чтения
читательская компетентность
дошкольный период читательского развития
культурные традиции приобщения к чтению детей
нарушения в развитии базовой структуры читательской компетентности

Роль и место письменной культуры в контексте понимания целей специального образования незрячих детей

Малофеев Н.Н.
В статье показано, что представления общества и специалистов о целях специального образования незрячих оказывают непосредственное влияние на понимание роли и места письменной культуры в системе обучения. Только в контексте обязательного специального образования незрячих освоение чтения и письма становится неотъемлемой частью школьной программы, а изобретенный Брайлем «обходной путь» обучения грамоте - тактильный шрифт и способ книгопечатания – востребованными.
Ключевые слова

Роль и место письменной культуры в контексте понимания целей специального образования незрячих детей

нарушения зрения
чтение
письмо
обучение
грамота
обходные пути
тактильный
шрифт
тифлопедагогика

Два варианта читательского становления в условиях слепоглухоты

Суворов А.В.
Статья слепоглухого автора, профессора, доктора психологических наук А.В. Суворова, содержит уникальное описание его читательской биографии от с детских впечатлений о мамином чтении вслух до перехода к чтению научной литературы по программе факультета психологии МГУ, где он учился вместе с еще тремя слепоглухими студентами. В статье также представлен опыт автора в обучении чтению и поддержке читательского развития слепоглухих детей с трудно развивающейся словесной речью.
Ключевые слова

Два варианта читательского становления в условиях слепоглухоты

Слепоглухота
слепоглухие дети
слепоглухие студенты
брайлевские книги
читательские интересы
читательское развитие
Загорский детский дом для слепоглухих
понимание художественной литературы
понимание научной литературы

Дидактогенные нарушения в овладении техникой чтения и письма дошкольниками и младшими школьниками

Безрукова О.А.
В статье рассматриваются дислексия и дисграфия, обусловленные ошибками в методике обучения детей грамоте. Обсуждаются недостатки современных применяемых на практике технологий обучения грамоте детей, проводится лингво-методический анализ конкретных методов и приемов обучения первоначальным навыкам чтения и письма.
Ключевые слова

Дидактогенные нарушения в овладении техникой чтения и письма дошкольниками и младшими школьниками

букваристика
методы обучения грамоте
позиционный принцип
чтение
слогослияние
транскрипция
фонематический анализ
дислексия
дидактогенная
дисграфия

Современные методы запуска контекстной речи у детей с ОВЗ

Гончарова Е.Л. , Кукушкина О.И.
В статье рассматриваются методы согласованной коррекционной работы в области речевого и читательского развития детей с ОВЗ, овладевших грамотой, но не перешедших к освоению контекстной речи. Подробно представлены научно обоснованные и экспериментально проверенные методы: «Три круга предчтения», специальная методика «Читаем книгу знакомого автора», игра «Автор. герой. читатель», «Я и другой».
Ключевые слова

Современные методы запуска контекстной речи у детей с ОВЗ

ОВЗ
специальное и инклюзивное образование
дошкольники
младшие школьники
запуск
контекст
речь
ситуативная
нарушение
читательское развитие
методы
развитие речи

Решение базовых читательских задач учащимися начальных классов с ЗПР

Трошина Е.С.
В статье представлены результаты сравнительного исследования способности к решению трех типов читательских задач в группах младших школьников с ЗПР и детей с нормотипическим развитием. Выявлялось, в каком плане по П.Я. Гальперину (умственном, речевом, материализованном) дети способны к самостоятельному решению каждой задачи, а какой план является зоной ближайшего развития этой способности. Представлены данные, которые указывают как на принципиальную возможность, так и на большие трудности становления способности к решению трех типов читательских задач младшими школьниками с ЗПР.
Ключевые слова

Решение базовых читательских задач учащимися начальных классов с ЗПР

младшие школьники с ЗПР
чтение
читательское развитие
читательская компетентность
читательские задачи
решение читательских задач

Особенности восприятия детьми с задержкой психического развития художественных текстов при диалогическом чтении

Сыроваткина-Сидорина К.Б.
В статье рассматриваются преимущества метода диалогического чтения при обучении чтению, сопоставлены основные показатели восприятия и понимания содержания художественного текста детьми с ЗПР и нормотипичным развитием при диалогическом и монологическом чтении. Представлены результаты исследования особенностей восприятия на слух, описаны преимущества использования технологии диалогического чтения при обучении детей с ЗПР.
Ключевые слова

Особенности восприятия детьми с задержкой психического развития художественных текстов при диалогическом чтении

дети с задержкой психического развития
читательское развитие
осмысленное чтение
диалогическое чтение
восприятие художественных текстов

Дефектология и дефектологи в энциклопедическом словаре по чтению

Шулекина Ю.А.
В статье представлен обзор статей энциклопедического словаря по чтению (издательство «Наука» Российской академии наук, 2021 год), раскрывающих специальный дефектологический подход к описанию феномена чтения. Вклад дефектологов при этом не ограничивается разработкой узко профессиональной проблематики нарушений чтения и читательского развития, он значим при анализе общетеоретических и общеметодических аспектов чтения.
Ключевые слова

Дефектология и дефектологи в энциклопедическом словаре по чтению

чтение
словарь
особые образовательные потребности
нарушения чтения
обучение
ОВЗ
дети с ограниченными возможностями здоровья
специальный
дефектология
подход
изучение
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности