Альманах №57
29.11.2024 Дата публикации статьи: 29.11.2024
Альманах №57 · Чтение и письмо
Альманах №57 · Чтение и письмо

Роль и место письменной культуры в контексте понимания целей специального образования незрячих детей

Малофеев Н.Н. Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Введение

Современного читателя должно удивлять длительное отсутствие попыток выучить незрячего человека грамоте, ведь европейцы на примере талантливых слепых музыкантов неоднократно убеждались в одаренности тех, кто родился слепым или утратил зрение достаточно рано. Зародившаяся еще в глубокой Античности традиция ограничивать сферу возможного обучения слепого стихосложением, пением и игре на музыкальных инструментах, сохранялась на протяжении тысячелетий.

Незрячий человек не вызывал у окружающих такого мистического страха, как носители иных физических и психических недостатков. Слепец, в отличие от глухонемого, владел речью, усваивал общепринятые правила поведения и по внешнему виду мог не отличаться от окружающих.

Более того известен казус философа Дидима Слепого (ок. 313-398) из Александрии. Зрение он утратил в пятилетнем возрасте, но по счастью нашелся монах, который не просто познакомил слепого юношу с богословием, но научил его читать! Почувствовав в необычном ученике особый дар, подвижник придумал как взамен зрения сформировать у него тактильные ощущения. Монах вырезал буквы из дерева, получив «вырезную азбуку». Решение оказалось простым, но на протяжении долгих столетий не привлекло ничьего внимания. Согласно укоренившемуся мнению, в обучении слепца чтению и письму не было необходимости [2].

За редким исключением на протяжении веков слепые жили подаянием; единственной областью, где они могли достичь успеха, оставалась музыка. В 1662 г. несколько незрячих сицилийцев организовали в Палермо некое подобие музыкальной школы, где их товарищи по несчастью могли совершенствоваться в исполнительском мастерстве.

Рассказы о «великих слепцах» прошлого создают превратное представление о реальной судьбе школьного обучения слепых. Чаще всего рассказ начинается с Гомера и Мильтона, но, во-первых, хронологическая дистанция между датами жизни исторических персонажей почти две с половиной тысячи лет, во-вторых, оба поэта утратили зрение много позже, чем обрели гражданский статус и известность. Английский поэт, публицист, политический деятель, блестяще образованный светский человек Джон Мильтон (1608-1674), утратил зрение во второй половине жизни, и, следовательно, его случай не служит приметой изменения статуса слепца.

Положение незрячих по сравнению с прочими категориями инвалидов оставалось наиболее благополучным. Важная привилегия — королевское разрешение слепым нищенствовать, традиционно терпимое, даже участливое отношение к ним Римско-католической церкви и зажиточной части населения привели к тому, что слепцы превратились в особую касту. Ремесло нищего кормило их лучше всякого труда, а образование, как это ни парадоксально звучит, ухудшало привычный статус.

Прецедент Саундерсона: слепой может овладеть чтением и письмом

Настоящий прорыв в мир зрячих, мир образования, более того, мир науки совершил ослепший в раннем детстве англичанин Николас Саундерсон (1682-1739). Ему удалось стать профессором математики, чьи заслуги признали король и общество. Прецедент обучения юного Саундерсона по школьной программе, пришедшийся на последнее десятилетие XVII в., допустимо признать рубежом, с которого начинается история специального обучения слепых детей.

Казус Саундерсена подвиг апологета «естественного права» философа Дидро к написанию «Письма о слепых в назидание зрячим» (1749). Публикация не просто вызвала интерес у просвещенных читателей, но и послужила стимулом к ряду специальных научных изысканий. Психологический анализ Дидро внутреннего мира незрячего человека заставил многих европейцев пересмотреть свое отношение к слепым.

Валентин Гаюи: слепых можно научить грамоте, но нужен «обходной путь» – осязаемые рельефные буквы

Идеи Дидро взволновали одного из его почитателей - правительственного чиновника Валентина Гаюи (Hauy Valentin, 1745-1822). Признав, что среди незрячих немало людей способных, Гаюи решил организовать для них школу, но столкнулся с непониманием благотворительного общества, отказавшегося передать педагогу на обучение 12 отобранных им из приюта детей. Неудача не обескуражил энтузиаста, вскоре (1784) на церковной паперти он находит ученика. Слепой от рождения семнадцатилетний Франсуа Лезюэр (Frangois de Lessuer) и его родители, довольные размерами собираемой милостыни, далеко не сразу приняли казавшееся им странным предложение прожектера. К удивлению современного читателя, первое в мире экспериментальное обучение слепого письму и чтению было платным — платил за обучение педагог! Лишь на таких условиях родители позволили перевести сына с паперти за парту.

Эксперимент Гаюи увенчался полным триумфом, да и воспитанник оказался талантливым, менее чем через год обучения пионер тифлопедагогики продемонстрировал результаты на заседании Французской академии наук (1785). Одобрение академиков и газетная шумиха сделали свое дело — парижане поверили в полезность начинания и стали активно жертвовать на образование слепого вундеркинда. Благорасположенность короля поможет Гаюи открыть в Париже частную школу - «Мастерскую трудящихся слепых», которую Людовик XVI своим указом преобразует в Королевский институт слепых (1786).

Парижанин предложил оригинальную концепцию обучения слепых, положив тем самым начало тифлопедагогике. Его «Очерк об обучении слепых» (1786) стал первой попыткой определить задачи, содержание и методы специального школьного обучения этих детей, включив в качестве обязательного элемента овладение грамотой. Техническое решение подсказало Гаюи знакомство с работой наборщиков, он использует «передвижной шрифт» наподобие типографского.

«Набирали его строками, вставляя в гнезда, проделанные в доске. Когда слепой усвоил буквы, он приступал к их набору, отыскивая необходимые из наборного ящика, располагая последовательно, как это делают наборщики. Первые ученики Гаюи учились читать по типографским широтам, размером не менее 15 мм в высоту. <…> Гаюи изыскивал способ при посредстве которого слепые могли бы без посторонней помощи, читать печатное, оттиснутое на довольно плотной бумаге».

Итак, через сто лет после рождения незрячего математика Саундерсона во Франции проявляется частное, затем королевское (читай государственное) специальное учебное заведение для слепых детей. От успешного опыта обучения Дидима Слепого (IV в.) до появления специальной школы (XVIII в.) прошло почти полтора тысячелетия. Наконец европейцы приняли простое, казалось бы, решение — слепого ребенка можно и должно учить тому же, чему учат его зрячих сверстников, включая обязательное обучение грамоте. В конце XVIII века письменная культура впервые признается обязательным предметом освоения незрячих в ходе начального школьного образования.

Луи Брайль: тактильный шрифт - более совершенный «обходной путь» обучения незрячих грамоте

Лидерство Франции в деле обучения слепых отнюдь не случайно. Успех Гаюи не получил бы широкого признания столичной публики, не будь Париж той поры столицей Просвещения, отсутствуй в стране научное сообщество, Академия наук, газеты, желание и умение горожан их читать. В пору педагогической деятельности Гаюи Римско-католическая церковь не смела перечить просвещенному монарху, а король искренне заинтересовался опытами энтузиаста — призрение слепых исторически входило в круг добрых дел его венценосных предков.

Королевскую школу для слепых после казни Людовик XVI переименуют в Национальный Институт слепых (Institution Nationale des Aveugles-Travalleurs). Число его учеников быстро достигнет 120 человек.

Среди воспитанников французского Национального Института оказалось немало людей талантливых, наибольшую же известность обрел Луи Брайль. Он прославился тем, что, совершенствуя рельефный шрифт Барбье, предложил собратьям по несчастью оригинальный точечный алфавит, а также способ книгопечатания и систему нотной записи для слепых. Тактильный алфавит Брайль изобрел в шестнадцатилетнем возрасте, опубликовал же после некоторых доработок в 1825 г. Пользуясь термином Л.С. Выготского, мы могли бы сказать, что Луи Брайль предложил новый и гораздо более удобный «обходной путь» обучения слепого ребенка письменной речи, открыл любому слепому ребенку возможность освоения письменной культуры человечества, преодолев главное препятствие на этом пути. Вслед за Гаюи он сделал буквы осязаемыми, но другим способом – более простым для ребенка и более технологичным для книгоиздателей. Изобретение Брайля снимало существовавшие до этого ограничения на обучение незрячих детей письменной речи.

Казалось бы, изобретение тактильного алфавита, а также рельефно-точечного способа книгопечатания устраняло все ограничения на пути овладения незрячих детей грамотой, однако многие европейцы на этапе становления специального образования по-прежнему не считали обучение слепого грамоте обязательным.

«Обходной путь» изобретен, но следует ли всех незрячих детей учить грамоте?

Обратимся к опыту Германии и проанализируем дискуссию специалистов, случившуюся на этапе становления школьного образования незрячих детей.

13 октября 1806 года в столице Пруссии после встречи Фридриха Вильгельма II с Гаюи был учрежден Берлинский институт слепых. Однако вне зависимости от знакомства короля с Гаюи и его учеником, то есть от прихоти конкретного венценосца в сопоставимые сроки появились бы учебные заведения и для детей с недостатками зрения. Пруссия последовательно двигалась к введению обязательного школьного обучения, а значит слепые обязательно попали бы в поле зрения соответствующей государственной управленческой структуры. К концу XIX века число учебно-воспитательных заведений для слепых в Пруссии достигло 15, в Берлине действовал детский сад для слепых малышей. Сходным образом развивались события и в других немецких землях. В 1873 году Германия принимает закон об обязательном обучении слепых, глухих и умственно отсталых детей.

Появление значительного числа разнообразных заведений закономерно привело к необходимости уточнить цели, содержание (программу) и организационные формы обучения слепых. Мнения участников процесса не всегда совпадали. Директор Берлинского института Цейне не уставал повторять: «Слепой в состоянии достигнуть высокого уровня образования. Нужно только внушить ему веру в свои силы» [6]. Будучи сторонником широкого академического образования, университетский выпускник, изначально не помышлявший о лаврах тифлопедагога, получив неожиданное назначение, постарался максимально приблизить программу Берлинского института к гимназической, включая обязательное освоение письменной культуры. Педагогическую карьеру Цейне начинал учителем географии в классической гимназии, имея наставником и другом Песталоцци, а потому не удивительно, что и на новом поприще прогрессивно мыслящий интеллектуал ставит перед собой и учениками самые высокие академические цели.

Высокие устремления Цейне коллеги по цеху не разделяли. Так, его современник, директор Дрезденского института Георги утверждал, что незрячий «хотя и способен к развитию, но имеет свои пределы, вытекающие из целей общества» [1]. Саксонец Георги мечтал о максимальном включении слепых в обучение, имея в виду и детей из бедных семей. Совершенствуя обучение своих подопечных, энтузиаст ни на минуту не забывал, что грамотность, академические достижения не решают всех проблем слепого человека, ему необходимо овладеть ремеслом. В дополнение к ранее культивируемому в Дрезденском институте обучению музыке и пению Георги вводит обучение плетению канатов, корзинок, столярному и щеточному делу. Педагог-протестант категорически не признает нищенство достойным способом существования слепого человека из простонародья, веря, что слепец должен и может жить заработком. Воплощая теорию в практику, Георги создает целостное учебного заведение, состоящее из дошкольного, школьного и ремесленного отделений.

Если Цейне считал главной целью специальной школы «хорошее образование», умственное развитие слепого, то Георги, не отрицая роли образования, относил к числу важнейших задач ремесленное обучение (трудовую подготовку), трудоустройство и организацию патроната выпускников — слепых ремесленников. Первопричина расхождений состояла не столько в том, что Цейне являлся приверженцем классического образования, а Георги — ремесленного, но в том, что их подопечные принадлежали к разным сословиям. Одни выпускники по выходе из школы могли рассчитывать на помощь близких, другим же предстояло зарабатывать хлеб насущный самостоятельно.

Государственным институтам, возникшим благодаря введению всеобуча, цель определило правительство, желавшее в обмен на затраченные средства получить «полезных» слепых, т. е. незрячих, но работоспособных граждан. Не удивительно, что в Германии важнейшим направлением специального образования становится обучение ремеслу.

Различия в понимании целей и смыслов специального образования незрячих определили различие отношения к обязательности освоения письменной культуры и, соответственно, необходимости применения изобретений Луи Брайля.

Принятие закона об обязательном специальном образовании: обучение грамоте обязательно, изобретение Брайля необходимо На примере Саксонии легко определить суть и размах перемен, происходящих после принятия закона о специальном образовании

«В королевстве Саксонском дело о слепых организовано и настолько закончено, что составляет нечто целое, в котором не отсутствует ни одно необходимое звено. Для детей 6—12 лет — подготовительная школа, для слепых 12—20 лет — главное училище в Дрездене; для ослепших в зрелом возрасте — два отделения вне Дрездена; для малоразвитых детей — 2 особых училища (на 700 детей)»

Следует упомянуть инициативу доктора Фридландера, организовавшего в Лейпциге особый подготовительный институт для слепых, мечтавших продолжить образование в Лейпцигском университете. Если россиянин Рейх описывал ситуацию в Германии как идеальную, то немецкое правительство не считало проблему решенной. В начале XX столетия в Хемнице открывается крупнейший государственный центр для незрячих, объединившей все профильные учреждения.

Всего за столетие Германия стремительно прошла путь от открытия модельной школы с единственным учеником до создания развернутой системы обучения и социальной опеки слепых. Содержание образования, предоставляемого большинством немецких институтов слепых, складывалось из программ народной (начальной) школы и профессионально-ремесленной подготовки.

По мере движения вперед выявилась очередная проблема - оказалось, что не всем предлагаемое обучение нравится. В массе своей незрячие обучающиеся являлись выходцами из бедных и малоимущих семей, но попадались среди них и дети состоятельных родителей, которым нищенская сума не грозила. Ученики из обеспеченных семей не нуждались в овладении ремеслами ради будущего заработка. Богатые родители мечтали о хорошем (гимназическом) образовании для своих чад и нанимали для них частных учителей. Но и тем, и другим было необходимо освоить грамоту, и помочь в этом мог «обходный путь» обучения, изобретенный Луи Брайлем.

Итак, в контексте обязательного специального образования незрячих освоение чтения и письма становится неотъемлемой частью их начального школьного образования, а изобретенный Брайлем «обходной путь» - тактильный шрифт и способ книгопечатания - востребованным. Изменение социокультурного контекста, развитие законодательных основ системы специального образования, признание письменной культуры важной частью образования незрячих подарило жизнь изобретению Брайля на многие десятилетия вперед.

Англичане долгое время понимали опеку слепых исключительно как призрение, а потому продолжали направлять их в приюты и убежища. С конца XVIII столетия появляются школы-мастерские, где незрячих обучали ремеслам, не уделяя большого внимания общему образованию. При большинстве подобных заведений, существовавших на средства частных лиц и благотворительных обществ, имелись мастерские и общежития. Наиболее крупной и деятельной филантропической организацией в конце XVIII столетия стало общество «Посещения слепых на дому». Среди его волонтеров числилось немало людей со слабым зрением либо незрячих. Уникальность движения заключалась в его нацеленности на взаимопомощь. Волонтерам предписывалось отыскивать слепых детей, а затем брать их под свою опеку, обучать грамоте и ремеслу, уделяя особое внимание религиозно-нравственному воспитанию [5].

В первой половине XIX века Великобритания располагала 28 различными благотворительными заведениями для незрячих, из которых учебными с большой натяжкой можно считать не более пяти.

Модернизация английской системы стала возможной благодаря Томасу Эрмитеджу (Armitage, 1824-1890). Слабовидящий выпускник медицинского факультета Лондонского университета из-за слабого зрения оставил врачебную карьеру и посвятил жизнь обучению слепых. Вхождение в профессию Эрмитедж отважно начал с путешествия на материк ради изучения тамошнего опыта. Присущая английскому обществу Викторианской эпохи самодостаточность усилилась в силу избранного Великобританией внешнеполитического курса «блестящей изоляции». Островное государство сознательно не интересовалось проблемами континентальной Европы. Англичанин, решившийся в подобной политической атмосфере изучать опыт извечного соперника - Франции, других стран Западной Европы, тем более переносить его на родину, вне всякого сомнения, обладал немалым гражданским мужеством.

Эрмитедж более других верил в потенциальные возможности слепых людей, настаивая на том, что человек, лишенный зрения, способен успешно двигаться по лестнице знаний, причем двигаться самостоятельно. Скорость движения ограничивала зависимость от зрячего помощника, помочь же самообразованию могли книги, напечатанные специальным шрифтом. Изобретатели рельефного шрифта в Англии имелись: J. Gall, Е. Fry, J.Frere, W. Moon , но, как убедился Эрмитедж в Париже, решение Брайля оказалось наиболее эффективным.

«По почину Эрмитеджа в Англии издавались рельефом рукописные книги для летучих библиотек взрослых слепых и учебники при содействии зрячих девиц, тщательно изучивших систему Брайля. После строгой корректуры эти рукописи сдавались для переписки слепым девицам, окончившим училище, за плату. До 1887 г. их появилось около 300 томов».

Не без активного участия Эрмитеджа в Лондоне учреждается Королевский нормальный колледж (1868), где незрячие студенты могли получить хорошее музыкальное образование. Следующим достижением становится открытие в предместье Лондона учебного заведения для слепых детей «благородных родителей». Частный закрытый институт принимал исключительно мальчиков дворянского происхождения, а потому специальный колледж ничем внешне не отличался от привилегированных классических пансионов. Задачей заведения являлось воспитание из детей, лишенных зрения, джентльменов, что же касается качества образования, то достаточно сказать, что многие выпускники поступали в Кембридж и Оксфорд. В начале XX в. для незрячих девочек из аристократических семей в Чарльсвуде было открыто заведение для «слепых леди».

При желании и достаточных денежных средствах родители-аристократы могли дать слепому ребенку хорошее образование, в стране имелись прекрасные учителя-гувернеры, привилегированные закрытые школы, Королевский нормальный колледж. Не стоит задаваться вопросом, учили ли в этих колледжах плести веревки, корзины или делать щетки. Перенося на английскую землю некоторые новации тифлопедагогов континентальной Европы, Эрмитедж оставался британцем во всем, что касалось целей и задач образования людей, принадлежащих к разным сословиям, по этому вопросу у Эрмитеджа не было разногласий с соотечественниками. Слепым детям из разных социальных слоев, по мысли филантропа, не следовало обучаться совместно. Слепые отпрыски дворянского происхождения могли беспрепятственно получить широкое гуманитарное образование в специальных колледжах, недоступное даже для детей богатых буржуа.

Способ книгопечатания Брайля открывает дорогу первым библиотекам для незрячих

Англия преуспела в развитии сети общедоступных библиотек для незрячих, первая приняла читателей в 1882 году, к 1914 империя довела число таких учреждений культуры до 118! Богатые специализированные фонды для обслуживания незрячих имелись в публичных библиотеках более чем 50 городов. В одних из них число книг, напечатанных рельефно-точечным шрифтом, достигало нескольких сотен, в других - тысяч экземпляров. Библиотека Общества распространения грамотности (Глазго) насчитывала около 6500 томов, передвижная библиотека Лондонского общества обучения слепых на дому — более 7000 томов, Лондонская национальная библиотека — 14000 томов книг и 2000 нотных записей. Библиотечное обслуживание незрячих читателей строилось с учетом их возраста, духовных запросов и профессиональных интересов. Более того, в королевстве открылась специализированная детская библиотека, бесплатно пересылающая маленьким незрячим британцам детские книги по почте. Читатели школьного возраста обеспечивались учебниками и художественной литературой по Брайлю в библиотеках непосредственно по месту обучения. Незрячие студенты могли пользоваться специальным библиотечным фондом Оксфордского университета: свои - бесплатно, гости - за минимальную плату.

Библиотека Королевского колледжа и Академии музыки для слепых (Верхний Норвуд, предместье Лондона), основанная незрячим музыкантом и тифлопедагогом Френсисом Кемпбеллом, обладала уникальной коллекцией нотных записей музыкальных произведений и музыкальной литературы по Брайлю. Ее фондами активно пользовались незрячие музыканты, регенты церковных хоров, а также слепые, пожелавшие овладеть нотной грамотой. Увлеченный музыкой Кемпбелл не менее страстно любил спорт (в паре с сыном поднялся на Монблан), разработал систему физической реабилитации незрячего, направленную на формирование у слепого человека активной жизненной позиции, способности к труду. Не удивительно, что Кемпбелл дарил библиотеке книги по физической культуре и спортивной медицине. Все это пригодится во время Первой мировой войны, когда Кемпбелл при своем колледже организует центр помощи военнослужащим, потерявшим зрение на фронте. Инвалидов войны станут учить читать и писать по Брайлю, играть на музыкальных инструментах. Государство по достоинству оценит патриотизм и активность незрячего энтузиаста, за заслуги в обучении и воспитании слепых детей король Эдуард VII пожалует ему дворянское звание с привилегиями.

В деле организации школьного обучения слепых Англия вырабатывала собственную модель, принципиально не желая копировать опыт Франции или Германии. Выстраивая образовательную систему по сословному принципу, британцы не видели причин нарушать сложившуюся традицию при обучении слепых. Идя «своей дорогой», Великобритания сумела добиться хороших показателей - на рубеже XIX-XX столетий располагала 70 институтами для слепых против 34 в Германии и 28 во Франции.

Накануне Первой мировой войны Великобритания обладала сетью разнообразных специальных учебных заведений, в стране активно издавалась рельефно-печатная учебная и художественная литература, самообразованию незрячих помогали многочисленные библиотеки, обладавшие богатыми фондами рукописных и печатных книг по Брайлю, действовал Закон об обязательном обучении слепых. Уступая по некоторым показателям Германии, Англия тем не менее вышла на лидирующие позиции в области образования и социальной опеки слепых.

  • 1. Коваленко Н. Б., Румянцева В. А. История тифлопедагогики за рубежом. - Известия АПН РСФСР. - 1959. - Выпуск 96.
  • 2. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учебн. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. – 2-е изд., перераб. - М., Просвещение. 2018.
  • 3. Рейх М. Что делает мир для улучшения участи слепых. — 3-е изд. - СПб., 1901.
  • 4. Скребицкий А. И. Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе. - СПб., 1903.
  • 5. Феоктистова В. А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей. — Л., 1973.
  • 6. Цех Ф. Воспитание и обучение слепых детей / Пер. с нем.; под ред. В. А. Гандера. - М.: Госучпедгиз, 1934.

Библиография


Малофеев Н.Н. Роль и место письменной культуры в контексте понимания целей специального образования незрячих детей. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №57 2024 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-57/the-role-and-place-of-written-culture-in-the-context-of-understanding-the-goals-of-special-education-for-blind-children (Дата обращения: 10.12.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности