Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах №31
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в педиатрическом стационаре

Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в педиатрическом стационаре
В статьях настоящего номера обобщен многолетний опыт научно-практического сотрудничества педиатров и специалистов психолого-педагогического профиля, двух ведущих научных учреждений страны: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» и ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации, по созданию современной обновленной концепции реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Вниманию читателей предлагаются результаты целенаправленного, планомерного, последовательного внедрения фундаментальной отечественной научной базы коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии в систему педиатрической помощи детям. Подробнее о выпуске»

Проблемы здоровья подростков в Российской Федерации

Л.С. Намазова-Баранова, А.А. Баранов, Е.В. Антонова, Р.Н. Терлецкая, В.Ю. Альбицкий, М.И. Слипка, С.Р. Конова
В статье представлены данные о состоянии здоровья подростков (в возрасте 15-19 лет) в РФ за период 2006-2016 гг.; приведены официальные статистические данные причин заболеваемости и инвалидности подростков, социально значимой патологии и болезней. Показано, что в Российской Федерации ухудшение состояния здоровья подростков в большинстве случаев социально обусловлено. Приводятся реальные доказательства того, что проблема сохранения жизни и укрепления здоровья подростков может быть решена только путем реализации комплексного подхода и скоординированных действиях федеральных органов исполнительной власти.
Читать статью   Ключевые словаподростки, заболеваемость, инвалидность, трудная жизненная ситуация, социальные риски, комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение

Возможности использования показателя качества жизни в педиатрии

И.В. Винярская
В статье обсуждается проблема и возможность использования показателя качества жизни в медицине, история возникновения данного инструмента, методологические аспекты его применения в педиатрии, представлены результаты исследований, определяющих эффективность лечебно-оздоровительных мероприятий с помощью оценки качества жизни маленького пациента.
Читать статью   Ключевые словадети, педиатрия, качество жизни, хронические заболевания

Психолого-педагогическая служба в педиатрии

А.Л. Венгер
В статье обобщен многолетний опыт научно-практической деятельности специалистов психолого-педагогической службы в многопрофильном медицинском стационаре, изложен механизм влияния нарушений здоровья на психическое состояние и развитие ребенка, перечислены типы реакций родителей на болезнь ребенка, задачи, направления и формы психологической работы.
Читать статью   Ключевые словапсихологическое сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья, внутрисемейные отношения, семья больного ребенка, психология развития, социальная адаптация

Особенности психологического состояния хронически больного ребенка с разной тяжестью течения болезни

А.С. Буслаева, А.Л. Венгер
В статье представлены результаты исследования психологических трудностей детей с разной тяжестью течения ревматических болезнями, в том числе клинические описания благоприятного, условно благоприятного и неблагоприятного психологического состояния детей, основные направления и формы психологической помощи ребенку в процессе лечения.
Читать статью   Ключевые словаревматические болезни, варианты психологического состояния больного ребенка, психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, детско-родительские отношения

Психологическое сопровождение семьи ребенка, находящегося в отделении реанимации и интенсивной терапии

М.С. Ртищева, С.Б. Лазуренко
В статье рассматриваются направления психологической помощи родителям ребенка с тяжелым жизнеугрожающим заболеванием, находящегося в отделении реанимации и интенсивной терапии. Раскрывается зависимость между психоэмоциональным состоянием матери (подавленное, возбужденное, стабильное) и характером ее взаимодействия с ребенком, даны качественные психологические характеристики поведения матерей каждой из групп, представлены задачи и направления психологической помощи.
Читать статью   Ключевые словапсихологическая помощь в отделении реанимации, тяжелое жизнеугрожающее заболевание ребенка, постстрессовая реабилитация, тяжелая жизненная ситуация, стратегии поведения, защитные механизмы личности

Направления междисциплинарного взаимодействия среднего медицинского персонала педиатрического учреждения и специалистов психолого-педагогического профиля

Т.В. Свиридова, Н.Н. Павлова, А.М. Герасимова, Е.Г. Бирюкова
В статье освещены основные психологические проблемы среднего медицинского персонала педиатрического учреждения, которые можно сгладить с помощью психологического просвещения: установление эффективной коммуникации с ребенком и родителями, оказание эмоциональной поддержки ребенку и родителям в стрессовой ситуации, создание для пациентов комфортных условий в процессе проведения врачебных манипуляций и пребывания в отделении, обучение родителей и детей самостоятельному выполнению рутинных процедур, профилактика собственного эмоционального выгорания.
Читать статью   Ключевые словамедицинская психология, сестринское дело, эффективная коммуникация, междисциплинарное взаимодействие в педиатрии, эмоциональное выгорание

Этапы психологического сопровождения ребенка в период восстановления здоровья после обострения хронического заболевания

М.С. Афонина, С.Б. Лазуренко
В статье на примере клинического случая представлен опыт пролонгированного психологического сопровождения подростка с хроническим заболеванием, начиная с момента его поступления в отделение реанимации и интенсивной терапии и заканчивая реабилитацией в амбулаторно-поликлинических условиях. Описаны направления, формы и методы психологической работы с ребенком на каждом этапе в процессе восстановительного лечения.
Читать статью   Ключевые словакомплексная реабилитация, этапы психологической помощи, ребенок с хроническим заболеванием, социальная адаптация, профессиональное определение подростка с ограниченными возможностями здоровья