Альманах №31

От редакции

В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детей, согласно приказу Президента Российской Федерации В.В. Путина, 2018-2027 гг. объявлены "Десятилетием детства". В рамках государственной программы планируется выявить существующие медико-социальные проблемы и найти эффективные пути их решения. Для улучшения ситуации планируется произвести уникальные по сложности и масштабу социальные преобразования, в том числе всестороннюю модернизацию и технологическое обновление системы государственной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Как показывает мировой опыт, эффективность решения задач по укреплению здоровья, развитию психологического потенциала и социальной адаптации больных детей зависит, как от качества медицинского сопровождения, так и от квалифицированной психолого-педагогической помощи. Сложившаяся ситуация требует от ученых и практиков разработки эффективного механизма межведомственного взаимодействия специалистов системы образования и здравоохранения. В статьях настоящего номера обобщен многолетний опыт научно-практического сотрудничества педиатров и специалистов психолого-педагогического профиля, двух ведущих научных учреждений страны: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики российской академии образования» и ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации, по созданию современной обновленной концепции реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Вниманию читателей предлагаются результаты целенаправленного, планомерного, последовательного внедрения фундаментальной отечественной научной базы коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии в систему педиатрической помощи детям.

Номер открывается статьей Л.С. Намазовой-Барановой, А.А. Баранова, Е.В. Антоновой и соавторов о современном состоянии здоровья детского населения, в том числе подросткового возраста.

Известно, что этиология и характер течения болезни оказывают непосредственное влияние на образ жизни ребенка и его близких. Поэтому особую актуальность сегодня приобрели методы оценки качества жизни и определения степени функционирования в обществе человека с тем или иным заболеванием. Статья И.В. Винярской посвящена методам изучения социальных факторов в педиатрии.

Теоретическое обоснование и научно-практический опыт работы психологов в различных подразделениях педиатрической клиники изложен в статье А.Л. Венгера.

Алгоритм и содержание психологического сопровождения детей с ревматическими болезнями освещены в статье А.С. Буслаевой и соавторов.

Направления психологической помощи родителям ребенка с тяжелым жизнеугрожающим заболеванием, находящегося в отделении реанимации и интенсивной терапии, сформулированы в статье Ртищевой М.С.

Направления междисциплинарного взаимодействия среднего медицинского персонала педиатрического учреждения и специалистов психолого-педагогического профиля освещены в статье Свиридовой Т.В. и соавторов.

Завершает номер опыт пролонгированного психологического сопровождения подростка с хроническим заболеванием на разных этапах восстановительного лечения, представленный Афониной М.С.

Надеемся, что материалы номера будут востребованы специалистами психолого-педагогического профиля учреждений здравоохранения. Практическая направленность содержания позволяет их использовать в качестве ориентира при определении форм и направлений психологической помощи больному ребенку и его родителям. Будем рады отклику коллег о прочитанном и готовы оказать методическую поддержку тем, кто в ней нуждается. Контактный адрес: almanah@ikprao.ru

Статьи выпуска:

    Проблемы здоровья подростков в Российской Федерации

    Конова С.Р. , Слипка М.И. , Альбицкий В.Ю. , Терлецкая Р.Н. , Антонова Е.В. , Баранов А.А. , Намазова-Баранова Л.С.

    Читать

    Ключевые слова

    Проблемы здоровья подростков в Российской Федерации

    подростки
    заболеваемость
    инвалидность
    трудная жизненная ситуация
    социальные риски
    комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение
    Аннотация

    Проблемы здоровья подростков в Российской Федерации

    В статье представлены данные о состоянии здоровья подростков (в возрасте 15-19 лет) в РФ за период 2006-2016 гг.; приведены официальные статистические данные причин заболеваемости и инвалидности подростков, социально значимой патологии и болезней. Показано, что в Российской Федерации ухудшение состояния здоровья подростков в большинстве случаев социально обусловлено. Приводятся реальные доказательства того, что проблема сохранения жизни и укрепления здоровья подростков может быть решена только путем реализации комплексного подхода и скоординированных действиях федеральных органов исполнительной власти.

    Возможности использования показателя качества жизни в педиатрии

    Винярская И.В.

    Читать

    Ключевые слова

    Возможности использования показателя качества жизни в педиатрии

    дети
    педиатрия
    качество жизни
    хронические заболевания
    Аннотация

    Возможности использования показателя качества жизни в педиатрии

    В статье обсуждается проблема и возможность использования показателя качества жизни в медицине, история возникновения данного инструмента, методологические аспекты его применения в педиатрии, представлены результаты исследований, определяющих эффективность лечебно-оздоровительных мероприятий с помощью оценки качества жизни маленького пациента.

    Психолого-педагогическая служба в педиатрии

    Венгер А.Л.

    Читать

    Ключевые слова

    Психолого-педагогическая служба в педиатрии

    психологическое сопровождение
    дети с ограниченными возможностями здоровья
    внутрисемейные отношения
    семья больного ребенка
    психология развития
    социальная адаптация
    Аннотация

    Психолого-педагогическая служба в педиатрии

    В статье обобщен многолетний опыт научно-практической деятельности специалистов психолого-педагогической службы в многопрофильном медицинском стационаре, изложен механизм влияния нарушений здоровья на психическое состояние и развитие ребенка, перечислены типы реакций родителей на болезнь ребенка, задачи, направления и формы психологической работы.

    Особенности психологического состояния хронически больного ребенка с разной тяжестью течения болезни

    Венгер А.Л. , Буслаева А.С.

    Читать

    Ключевые слова

    Особенности психологического состояния хронически больного ребенка с разной тяжестью течения болезни

    ревматические болезни
    варианты психологического состояния больного ребенка
    психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья
    детско-родительские отношения
    Аннотация

    Особенности психологического состояния хронически больного ребенка с разной тяжестью течения болезни

    В статье представлены результаты исследования психологических трудностей детей с разной тяжестью течения ревматических болезнями, в том числе клинические описания благоприятного, условно благоприятного и неблагоприятного психологического состояния детей, основные направления и формы психологической помощи ребенку в процессе лечения.

    Психологическое сопровождение семьи ребенка, находящегося в отделении реанимации и интенсивной терапии

    Лазуренко С.Б. , Ртищева М.С.

    Читать

    Ключевые слова

    Психологическое сопровождение семьи ребенка, находящегося в отделении реанимации и интенсивной терапии

    психологическая помощь в отделении реанимации
    тяжелое жизнеугрожающее заболевание ребенка
    постстрессовая реабилитация
    тяжелая жизненная ситуация
    стратегии поведения
    защитные механизмы личности
    Аннотация

    Психологическое сопровождение семьи ребенка, находящегося в отделении реанимации и интенсивной терапии

    В статье рассматриваются направления психологической помощи родителям ребенка с тяжелым жизнеугрожающим заболеванием, находящегося в отделении реанимации и интенсивной терапии. Раскрывается зависимость между психоэмоциональным состоянием матери (подавленное, возбужденное, стабильное) и характером ее взаимодействия с ребенком, даны качественные психологические характеристики поведения матерей каждой из групп, представлены задачи и направления психологической помощи.

    Направления междисциплинарного взаимодействия среднего медицинского персонала педиатрического учреждения и специалистов психолого-педагогического профиля

    Бирюкова Е.Г. , Герасимова А.М. , Павлова Н.Н. , Свиридова Т.В.

    Читать

    Ключевые слова

    Направления междисциплинарного взаимодействия среднего медицинского персонала педиатрического учреждения и специалистов психолого-педагогического профиля

    медицинская психология
    сестринское дело
    эффективная коммуникация
    междисциплинарное взаимодействие в педиатрии
    эмоциональное выгорание
    Аннотация

    Направления междисциплинарного взаимодействия среднего медицинского персонала педиатрического учреждения и специалистов психолого-педагогического профиля

    В статье освещены основные психологические проблемы среднего медицинского персонала педиатрического учреждения, которые можно сгладить с помощью психологического просвещения: установление эффективной коммуникации с ребенком и родителями, оказание эмоциональной поддержки ребенку и родителям в стрессовой ситуации, создание для пациентов комфортных условий в процессе проведения врачебных манипуляций и пребывания в отделении, обучение родителей и детей самостоятельному выполнению рутинных процедур, профилактика собственного эмоционального выгорания.

    Этапы психологического сопровождения ребенка в период восстановления здоровья после обострения хронического заболевания

    Лазуренко С.Б. , Афонина М.С.

    Читать

    Ключевые слова

    Этапы психологического сопровождения ребенка в период восстановления здоровья после обострения хронического заболевания

    комплексная реабилитация
    этапы психологической помощи
    ребенок с хроническим заболеванием
    социальная адаптация
    профессиональное определение подростка с ограниченными возможностями здоровья
    Аннотация

    Этапы психологического сопровождения ребенка в период восстановления здоровья после обострения хронического заболевания

    В статье на примере клинического случая представлен опыт пролонгированного психологического сопровождения подростка с хроническим заболеванием, начиная с момента его поступления в отделение реанимации и интенсивной терапии и заканчивая реабилитацией в амбулаторно-поликлинических условиях. Описаны направления, формы и методы психологической работы с ребенком на каждом этапе в процессе восстановительного лечения.
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности