Выпуски

Ранняя помощь: ключевые аспекты развития

Альманах № 35 · Выпуск восьмой · 2018 год

Альманах № 35. Ранняя помощь: ключевые аспекты развития
Альманах представляет основные тенденции в развитии исследований и практики ранней помощи на современном этапе. Обсуждаются основные направления развития возрастно-психологического подхода, актуальные проблемы, возникающие в связи с новым пониманием объекта развития в возрастной психологии и специальной психологии, признанием особой роли общения и активности в развитии ребенка. Представлены основные положения подхода к предупреждению и преодолению трудностей развития общения у различных категорий детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, разработанные в ИКП РАО. Выявлены особенности взаимодействия матерей и детей второго года жизни с органическим поражением ЦНС, воспитателей и волонтеров с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития в учреждениях для детей-сирот. Раскрыто основное содержание педагогической работы по изменению коммуникативного поведения матерей слепых детей и детей раннего возраста с синдромом Дауна.

Развитие возрастно-психологического подхода в современной психологии

Карабанова О.А.
В статье анализируются основные направления развития возрастно-психологического подхода, методологическую основу которого составило учение Л.С. Выготского о структуре и динамике психологического возраста. Показано, что такими направлениями являются признание социо-культурной природы детства и кризисного характера его развития на современном этапе общественного развития; изменение представлений об объекте развития; переход от познания универсальных законов развития к исследованию индивидуального случая; переход от стратегии констатации хода психического развития к стратегии целенаправленного социального конструирования детства. Определены особенности социальной ситуации развития ребенка в современном обществе и тенденции развития детства. Выделены актуальные проблемы, возникающие в связи с новым пониманием объекта развития и признанием особой роли общения и активности в развитии ребенка.
Ключевые слова

Развитие возрастно-психологического подхода в современной психологии

Выготский
психологический возраст
детство
социальная ситуация развития
социальное конструирование детства
объект развития
общение

Потребность в общении: врожденная или приобретенная?

Авдеева Н.Н.
В статье обсуждается развитие взглядов на происхождение потребности в общении ребенка со взрослым на ранних этапах онтогенеза в рамках культурно-исторического подхода. Представлены взгляды Л.С. Выготского, Л.И. Божович, М.И. Лисиной о прижизненном формировании потребности в общении. Также кратко представлены результаты зарубежных исследований социально-когнитивного развития и социального взаимодействия ребенка со взрослым, начиная с первых месяцев жизни: доказательства разнообразных врожденных проявлений социальной активности, социальной компетентности ребенка, его готовности к восприятию взрослого и вступлению в социальное взаимодействие. Рассматривается «интерсубъективность» – врожденный психологический механизм, обеспечивающий способность младенца к социальному взаимодействию.
Ключевые слова

Потребность в общении: врожденная или приобретенная?

ребенок младенческого возраста
потребность в общении
развитие общения
потребность в новых впечатлениях
социально-когнитивное развитие
социальное взаимодействие
социальная компетентность

Педагогическая работа по изменению коммуникативного поведения матерей детей раннего возраста с синдромом Дауна

Одинокова Г.Ю.
В статье обсуждается опыт психолого-педагогической работы с матерями детей второго года жизни с синдромом Дауна, направленной на перестройку их поведения во взаимодействии со своими детьми. Описано содержание работы по обучению матери умениям наблюдать за ребенком и квалифицировать его потребности, а также по обучению матери коммуникативным действиям, способствующим развитию общения ребенка. Приведены результаты обучающего эксперимента, показывающие, что работа с матерью изменяет качество взаимодействия и отражается в коммуникативном развитии ребенка.
Ключевые слова

Педагогическая работа по изменению коммуникативного поведения матерей детей раннего возраста с синдромом Дауна

ранняя помощь
развитие общения ребенка
ребенок с синдромом Дауна
сопровождение семьи

Средства общения матери и ребенка второго года жизни с органическим поражением ЦНС

Разенкова Ю.А. , Орлова Е.В.
В статье представлен анализ взаимодействия матерей и детей второго года жизни с органическим поражением ЦНС, особое внимание уделено изучению эффективности инициативных действий матерей и детей, выраженных различными коммуникативными средствами. Показано, что преимущественное использование матерями речевых средств и минимальное использование экспрессивно-мимических средств не соответствует возможностям и потребностям детей этой категории, что является одним из факторов, препятствующих разворачиванию как ситуативно-личностного, так и ситуативно-делового общения.
Ключевые слова

Средства общения матери и ребенка второго года жизни с органическим поражением ЦНС

ранняя помощь
взаимодействие матери и ребенка раннего возраста
развитие общения ребенка раннего возраста с ОВЗ
дети с органическим поражением центральной нервной системы

Сравнительный анализ взаимодействия детей с тяжелыми множественными нарушениями развития с разными взрослыми в учреждении для детей-сирот

Мещерякова И.А. , Груничева С.И. , Серкина А.В.
В статье представлен анализ взаимодействия детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и глубокой степенью умственной отсталости, проживающих в учреждении для детей-сирот, с сотрудниками учреждения и приходящими взрослыми. Показано, что возможности, которые ребенок демонстрирует в ходе этого взаимодействия, различаются. Описаны и проанализированы различия в поведении взрослых, обусловливающие результат общения.
Ключевые слова

Сравнительный анализ взаимодействия детей с тяжелыми множественными нарушениями развития с разными взрослыми в учреждении для детей-сирот

ранняя помощь
взаимодействие матери и ребенка раннего возраста
развитие общения ребенка раннего возраста
дети с тяжелыми множественными нарушениями развития
дети с глубокой степенью умственной отсталости
дети-сироты

Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей раннего и дошкольного возраста с тяжелой психофизической патологией

Цапина С.Ю.
В статье представлен опыт реализации индивидуализированных программ психологической помощи семьям, воспитывающим детей с особо тяжелой психофизической патологией. В исследовании участвовали 39 семей с детьми в возрасте 2–7 лет с детским церебральным параличом (ДЦП) высокой степени тяжести в сочетании с тяжелой или глубокой умственной отсталостью. Для определения психологического состояния родителей использовались беседа, анкетирование, методика «Незаконченные предложения» и «Шкала депрессии» А. Бека. На основании полученных результатов определялся индивидуальный профиль психологической помощи для каждой семьи: ведущие и дополнительные направления, используемые средства, формы работы, а также количество и частота встреч с психологом. В ходе психокоррекционной работы родителей обучали способам взаимодействия с ребенком, поддержанию позитивного эмоционального контакта с ним, формированию у него простейших средств общения, навыков гигиены и самообслуживания. Родителям оказывалась также помощь в оценке сложившейся ситуации, в выработке стратегий совладания с выявленными психологическими проблемами. Использовались арт-терапевтические, игровые, релаксационные, нарративные техники. В результате психокоррекционной работы улучшалось эмоциональное состояние как ребенка, так и родителей, повышалась социальная адаптированность семьи, что иллюстрируется двумя клиническими примерами, приведенными в статье.
Ключевые слова

Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей раннего и дошкольного возраста с тяжелой психофизической патологией

ребенок с тяжелой психофизической патологией
ДЦП
тяжелая умственная отсталость
психологические проблемы семьи
психологическая помощь семье
психокоррекция

Письма матери слепого ребенка педагогу как ресурс психолого-педагогической работы с семьей

Айвазян Е.Б. , Кудрина Т.П.
В статье анализируется опыт использования переписки с семьей как способ оценки развития умения матери наблюдать за изменениями в поведении слепого ребенка. Рассмотрены и проанализированы основные темы писем, волнующие родителей слепых детей младенческого и раннего возрастов. Показано значение полученной через письма родителей информации для определения содержания психолого-педагогической работы с парой «мать – слепой ребенок» и оценки ее эффективности. Представленный материал позволяет показать большие возможности переписки специалиста с семьей для развития родительской компетентности во взаимодействии со слепым ребенком.
Ключевые слова

Письма матери слепого ребенка педагогу как ресурс психолого-педагогической работы с семьей

ранняя помощь
дистанционное консультирование
слепой ребенок
сопровождение семьи

Книжное приложение «Ранняя помощь в регионах: лучшая практика социально ориентированных НКО»

В статья обсуждается роль социально ориентированных некоммерческих организаций в развитии мировой и отечественной практики ранней помощи; представлены примеры инновационных практик ранней помощи, разработанных и внедренных некоммерческим сектором.

Перейти

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности