Серкина А.В.
ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования", Москва
В России и странах бывшего СССР ранняя помощь начала складываться в рамках работы по профилактике социального сиротства и помощи детям-сиротам, в том числе и через работу некоммерческих организаций. В качестве примера рассмотрим деятельность благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».
Официально фонд был зарегистрирован в 2007 году, он вырос из общественного движения, возникшего в 2004 году для помощи детям-«отказникам», находящимся в больницах. Миссия фонда – содействие решению проблемы социального сиротства.
Основные направления деятельности:
- профилактика социального сиротства;
- помощь детям, проживающим в учреждениях для детей-сирот;
- содействие семейному устройству;
- работа над изменением законодательства, общественного мнения и системы учреждений для детей-сирот.
Остановимся подробнее на формах работы фонда, которые непосредственно относятся к ранней помощи.
Профилактика социального сиротства
Многочисленные исследования показывают, что в учреждении невозможно обеспечить все условия для полноценного развития и благополучия ребенка [1, 3, 4, 5], Поэтому в ситуации угрозы изъятия или отказа от ребенка, если только семья не несет реальной угрозы жизни и здоровью ребенка, семьям предлагается системная профессиональная помощь, направленная на сохранение для ребенка возможности жить в семье. Выстраивание партнерских отношений с семьей, совместное принятие решений семьей и специалистами – основной принцип работы. С каждой семьей работает команда из психологов, юристов, социальных работников и волонтеров. Команда специалистов согласовывает с семьей план помощи, который регулярно пересматривается. Подобная помощь чаще всего оказывается актуальной для: семей, в которых родители – выпускники детских домов; многодетных матерей, оставшихся без поддержки родственников; для семей, воспитывающих детей с особенностями развития.
Усилия специалистов направлены на то, чтобы постепенно семья смогла обходиться без внешней помощи. Для этого требуется содействие в решении социальных и материальных проблем семьи и помощь родителям – как в повышении уровня родительской компетенции, так и психологическая.
Специалисты могут предлагать свою помощь на разных этапах жизни семьи: на этапе рождения ребенка (проект «Профилактика отказов от новорожденных» и приют «Теплый дом» для женщин, которые не хотят помещать ребенка в учреждение, но у которых нет условий для жизни вместе с ним) и на более отдаленных этапах жизни с ребенком, когда семья сталкивается с трудностями (проекты «Помощь семьям в сложной жизненной ситуации» и «Помощь родителям с ментальными особенностями»).
В рамках Проекта «Профилактика отказов от новорожденных», действующего с 2010 года, фонд сотрудничает с шестью роддомами Москвы и Московской области. Сотрудники роддома сообщают в фонд о ситуации, когда женщина изъявляет желание отказаться от ребенка, после чего в течение нескольких часов в роддом выезжает психолог, прошедших специальную подготовку. Задачи психолога: выяснить причины отказа, предложить женщине информацию о вариантах возможной помощи от фонда и других профильных организаций и помочь принять взвешенное решение.
Примерно в 60 % случаев оказывается, что женщина вынуждена отказываться от ребенка по причине отсутствия жилья, социальной неустроенности или стрессового состояния, вызванного сложной жизненной ситуацией, и хотела бы оставить его с собой, если для этого будут подходящие условия. В этих случаях женщине предлагается та помощь, которая необходима в ее ситуации. Это может быть размещение в центре временного пребывания «Теплый дом», содействие в возвращении на родину, вещевая и продуктовая помощь, консультации юристов и психологов. Всего за время существования проекта психологи выезжали на 210 случаев потенциального отказа, и в 128 случаях дети остались с матерью.
Центр временного пребывания «Теплый дом» предназначен для молодых матерей с новорожденными детьми, которые из-за отсутствия жилья, работы и поддержки родственников оказались на грани отказа от ребенка или его изъятия государственными службами опеки.
Центр временного пребывания «Теплый дом» предназначен для молодых матерей с новорожденными детьми, которые из-за отсутствия жилья, работы и поддержки родственников оказались на грани отказа от ребенка или на грани его изъятия государственными службами опеки. Для каждой женщины, проживающей в «Теплом доме», специалистами разрабатывается индивидуальный план реабилитации, включающий социально-правовую и медико-психологическую помощь, обучение знаниям и навыкам, необходимым для самостоятельной жизни с ребенком. За время существования проекта помощь в «Теплом доме» получили 75 женщин с 83 детьми, 90 % детей до сих пор живут со своими матерями.
Индивидуальное сопровождение волонтерами детей в детских домах
В учреждении для детей-сирот ребенок растет в условиях дефицита индивидуального внимания со стороны взрослых, что негативно сказывается на его развитии и состоянии [1, 2, 3, 4]. В начале своей деятельности фонд организовывал групповое посещение волонтерами детских домов: группа волонтеров приходит к группе детей. Таким образом дети получают некоторый качественно новый опыт общения со взрослыми. Но со временем был сделан вывод, что такая форма работы неэффективна, и постепенно волонтеры перешли к полностью индивидуальному сопровождению детей: у каждого ребенка есть свой волонтер, который навещает его не реже одного раза в неделю и ходит к нему не менее одного года. Такое индивидуальное сопровождение получают дети уже с первого года жизни.
На сегодняшний день большинство воспитанников детских домов в возрасте до 7 лет – это дети с ОВЗ, среди них есть и дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. Перечислим, что именно ребенок получает от общения с волонтером.
- Опыт привязанности. Волонтер становится для ребенка значимым взрослым. Конечно, речь не идет о таких полноценных отношениях привязанности, как между ребенком и родителем, но ребенок получает качественно новый опыт отношений, происходит «создание прецедента» таких отношений в его жизни.
- Индивидуальное внимание: волонтер имеет возможность учесть в общении все индивидуальные потребности ребенка и создать для него максимально комфортные условия.
- Поддержка инициативы ребенка и возможность выбора являются важнейшими условиями личностного и познавательного развития ребенка. При общении с сотрудниками учреждения в условиях группы дети, как правило, лишены этих возможностей.
- Развивающая среда и новые впечатления. Благодаря индивидуальному формату общения волонтер может дать ребенку максимум возможностей для знакомства с окружающим миром.
У всех детей, не исключая и самых тяжелых, наблюдается устойчивая положительная динамика в развитии и эмоциональном состоянии уже в первые месяцы регулярного общения с волонтером [8].
Для того чтобы помощь волонтера ребенку была максимально эффективной, волонтер должен понимать, каково его место в жизни ребенка, какие именно задачи он решает и что конкретно он может делать для их решения при каждой встрече с ребенком. К тому же большинство волонтеров ранее никогда не сталкивались с детьми с ОВЗ. Таким образом, волонтеры нуждаются в предварительном обучении. Обучение в фонде, которое волонтеры проходят до первой встречи с детьми, включает в себя:
- Базовые знания о психологических особенностях детей-сирот и возрастных особенностях детей. Поскольку жизненный опыт детей, проживающих в сиротских учреждениях, значительно отличается от опыта их сверстников, проживающих в семье, то волонтеры без специальной подготовки не понимают потребностей и причин поведения детей, которых они встречают в детских домах.
- Принципы установления контакта и выстраивания коммуникации с ребенком с ОВЗ. Понимать такого ребенка бывает трудно из-за специфики его невербального и вербального общения, взрослому приходится овладевать специфическими коммуникативными навыками.
- Принципы подбора игр и занятий, соответствующих интересам и возможностям ребенка. Без специального обучения волонтеров предлагаемые ими занятия могут либо превышать возможности ребенка, либо не соответствовать его актуальным интересам.
- Основы развивающего ухода: как кормить и позиционировать ребенка с учетом его особенностей, используя каждую ситуацию взаимодействия с ребенком как возможность для его развития.
Предварительно обучение выполняет две функции: дает базовый запас знаний и навыков для общения с детьми и, помимо этого, позволяет потенциальным волонтерам заранее сформировать реалистичное представление о волонтерской помощи детям-сиротам и принять взвешенное информированное решение о своем в ней участии. Поскольку одним из основных условий эффективности помощи волонтера является длительность его участия в жизни ребенка (не менее года), то очень важно, чтобы в начале практики волонтер не испытал разочарование и не обнаружил, что эмоциональная нагрузка является для него чрезмерной.
Помимо обучения, каждый волонтер проходит анкетирование и очное собеседование с психологом: не все потенциальные волонтеры допускаются к детям. Основные критерии отбора следующие: способность устанавливать эмоциональный контакт с ребенком и гибко подстраиваться под него, стрессоустойчивость, готовность учиться, готовность и умение работать в команде (поскольку волонтер тесно взаимодействует с сотрудниками фонда и учреждения для детей-сирот).
Но отбора и вводного обучения недостаточно, чтобы волонтер мог принести максимально возможную пользу конкретному ребенку, поэтому необходимо дальнейшее обучение и психологическое сопровождение волонтеров. Оно проходит в разных форматах: групповые и индивидуальные консультации, тренинги, семинары. Основная задача такого обучения – помочь волонтеру адекватно определить стратегию и тактику помощи ребенку, а также научиться отслеживать изменения в его развитии и поведении. Поскольку динамика развития, как правило, медленная и неочевидная, волонтеру требуется помощь психолога в «настройке оптики», позволяющей отслеживать малейшие изменения, происходящие с его подопечным. Также сопровождение обязательно должно включать в себя эмоциональную поддержку самих волонтеров.
Каждый волонтер при сопровождении ребенка координирует свои действия с сотрудниками учреждения – воспитателями и специалистами (педагогами, врачами, психологами). Поскольку никто не проводит столько времени один на один с ребенком, как волонтер, иногда он обладает уникальными знаниями о возможностях и индивидуальных предпочтениях ребенка и может поделиться этой информацией с персоналом. Волонтеру может быть поручено отрабатывать с ребенком задания дефектолога или инструктора ЛФК, но при условии, что это не сказывается негативно на его эмоциональном контакте с ребенком.
Помощь волонтеров детям-сиротам во время госпитализации
Пребывание в больнице – тяжелый опыт для каждого ребенка, а для детей-сирот в особенности, поскольку их, как правило, во время госпитализации не сопровождает никто из знакомых взрослых: у сотрудников детского дома нет такой возможности. В результате во время госпитализации ребенок оказывается в условиях депривации и демонстрирует все проявления госпитализма: аутостимуляцию, регресс в развитии, снижение познавательного интереса.
Волонтеры фонда посменно дежурят в детских больницах, куда регулярно попадают дети-сироты и дети, только что изъятые из семьи органами опеки. Задачи волонтера в больнице, в целом, те же, что и в детском доме, только без возможности установить устойчивые отношения с ребенком, поскольку срок госпитализации ограничен: обеспечить ребенка индивидуальным вниманием и поддержкой взрослого и сделать так, чтобы время, проведенное в больнице, не оказалось потерянным для развития. Таким образом, участие волонтеров позволяет смягчить для ребенка опыт госпитализации и предотвратить длительные негативные последствия для развития и эмоционального состояния ребенка.
Обучение сотрудников учреждений для детей-сирот
На сегодняшний день многие сотрудники учреждений для детей-сирот не обладают знаниями об особенностях того контингента детей, с которым они работают, очень ограниченно понимают свои задачи; кроме того, не владеют навыками выстраивания отношений с семьей ребенка, кровной или принимающей. В результате в учреждении не создается среда, способствующая всестороннему развитию и благополучию ребенка. Фонд регулярно организует и проводит семинары для сотрудников учреждений, направленные на повышение компетентности сотрудников и их мотивации к работе. Особенно ценным оказывается совместное обучение сотрудников и волонтеров, поскольку позволяет сформировать общее видение системы помощи ребенку у всех окружающих его взрослых.
Таким образом, системная работа специалистов и волонтеров позволяет сохранять для детей возможность оставаться в семье, а в ситуациях, когда это все-таки оказывается невозможным – повышать качество жизни детей в учреждении.
список литературы:
- Боулби Дж. Привязанность / Дж. Боулби; пер. с англ. Н.Г. Григорьевой, Г.В. Бурменской; общ. ред. и вступ. статья Г.В.Бурменской. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
- Выродова И.А. Взаимодействие ухаживающих взрослых с младенцами-сиротами в условиях дома ребенка: Монография / И.А. Выродова. – М.: Полиграф Сервис, 2011. – 252 с.
- Дети-сироты: консультирование и диагностика развития; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998. – 336 с.
- Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – 288 с.
- Морозова Т.Ю., Довбня С.В. Шаг навстречу: Программы раннего вмешательства в домах ребенка. – М.: Генезис, 2011. – 168 с.
- Программа раннего вмешательства в домах ребенка (опыт российско-американского проекта в Санкт–Петербурге) / Р.Ж. Мухамедрахимов, О. И. Пальмов, Н.В. Никифорова, К. Гроак, Р. МакКолл // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Материалы конференции. – М.: Полиграф сервис, 2003. – С. 275-281.
- Разенкова Ю.А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми первого года жизни группы риска в условиях дома ребенка: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Юлия Анатольевна Разенкова. – М., 1997. – 23 с.
- Серкина А.В., Груничева С.И., Мещерякова И.А Взаимодействие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и глубокой степенью умственной отсталости с разными взрослыми в условиях учреждения для детей-сирот // Дефектология. – 2017. – № 5. – C. 44-52.