От редакции / Альманах № 35 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах № 35 "Ранняя помощь: ключевые аспекты развития"

От редакции

Новый выпуск Альманаха подготовлен в рамках Государственного задания № 25.9040.2017/8.9 и посвящен теме развития общения и взаимодействия с ребенком раннего возраста, имеющего особенности, препятствующие естественному ходу установления контакта с близкими взрослыми. Трудности могут быть разными, но для будущего всех этих детей решающее значение имеет, будет ли преодолена угроза «социального вывиха», найдутся ли в каждом из этих случаев «обходные пути» вовлечения ребенка в развивающее взаимодействие. Материалы, представленные в этом выпуске Альманаха, убедительно показывают, что для этого психолого-педагогическая помощь специалистов должна адресоваться не только ребенку, но и его близким. Именно у них и, прежде всего – у них, должны быть сформированы особые коммуникативные умения, вовлекающие ребенка в общение. Содержание Альманаха составляют как теоретические работы, знакомящие с современными взглядами на роль общения и взаимодействия в развитии ребенка, так и работы практические, предлагающие средства обучения близких взрослых развивающему общению с детьми раннего возраста при разных ограничениях возможностей их коммуникации.

Открывающая выпуск статья О.А. Карабановой «Развитие возрастно-психологического подхода в современной психологии» знакомит с методологическими основами и актуальными направлениями современной практики консультирования, диагностики, профилактики и коррекции психического развития ребенка. Обсуждается кризисный характер современного детства, определяющий проблемы развития значительного числа детей и подростков и меры по его преодолению. Большое внимание уделяется значению общения в психическом развитии ребенка, обсуждаются вопросы генезиса общения, его дефицитарности и особенностей его новых форм, характерных для современного сообщества.

Статья Н.Н. Авдеевой «Потребность в общении: врожденная или приобретенная?» дает читателю возможность сопоставить подходы к пониманию генеза потребности, сложившиеся в отечественной и зарубежной психологии. Прослеживается развитие взглядов на прижизненное формирование потребности в общении в рамках культурно-исторического подхода, приводятся данные зарубежных исследований о существовании врожденных биологических предпосылок социального развития – особой восприимчивости младенца к социальным стимулам и его способности инициировать и регулировать взаимодействие со взрослым.

Г.Ю. Одинокова в статье «Педагогическая работа по изменению коммуникативного поведения матерей детей раннего возраста с синдромом Дауна» анализирует трудности вовлечения такого ребенка в развивающее общение и показывает их связь не только с детскими особенностями, но и с коммуникативными проблемами его близких, ориентированных на взаимодействие с типично развивающимся младенцем. Формулируются задачи изменения материнского поведения, представлены положительные результаты ее обучения коммуникативным умениям, позволяющим, в обход имеющихся нарушений, наладить контакт с ребенком, поддерживать его активность и эмоциональную вовлеченность в общение.

К категории детей, занимающей ведущее место в структуре патологии новорожденных и имеющих высокий риск возникновения серьезных отклонений в развитии, обращена статья Ю.А. Разенковой и Е.В. Орловой «Средства общения матери и ребенка второго года жизни с органическим поражением ЦНС». Авторы рассматривают особенности спонтанно складывающегося коммуникативного поведения матери и ребенка и обнаруживают, что коммуникативные действия и матери, и ребенка не поддерживают развитие их диалога, поскольку используемые средства не отвечают потребностям и ожиданиям партнера. Ребенок ограничен в использовании речевых средств, но для матери именно эти общепринятые средства предпочтительны в общении, сам же он наиболее чувствителен к эмоциональным экспресионально-мимическим обращениям, но как раз они мамой используются минимально. Показывается, что в этих случаях требуется специальное обучение взрослых, которое должно стать обязательной частью содержания программ ранней помощи.

В статье «Сравнительный анализ взаимодействия детей с тяжелыми множественными нарушениями развития с разными взрослыми в учреждении для детей-сирот» авторы А.В. Серкина А.В., С.И. Груничева и И.А. Мещерякова показывают отличия в поведении детей, проявляющиеся в зависимости от специфики взаимодействия с ними взрослого. Показывается, что ключевым фактором активизации ребенка во взаимодействии является чувствительность взрослого к его сигналам и готовность поддержать инициативу. Препятствует же этому объектное отношение взрослого к ребенку – игнорирование или отрицательная реакция на инициативу, нежелание подстраиваться к его возможностям. Выявляется, что у сотрудников детского учреждения во взаимодействии с детьми преобладают неблагоприятные паттерны взаимодействия, что связывается авторами с отсутствием адекватной системы оценки качества работы сотрудников и обучения их навыкам развивающего общения.

Исследование С.Ю. Цапиной, представленное в статье «Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей раннего и дошкольного возраста с тяжелой психофизической патологией», посвящено проблемам семьи ребенка с церебральным параличом, сочетанным с выраженными формами умственной отсталости. Показывается, что переживание тяжести состояния ребенка, сложность ухода и воспитания вызывают физическое и психическое истощение его близких, что не может не сказываться на их общении и взаимодействии с ребенком, а значит, еще более утяжеляет прогноз его развития. Определяется необходимость оказания психологической помощи не только ребенку, но и семье в целом, выделяются ее направления, представлены разработанные и успешно опробованные автором методы ее оказания.

Статья Т.П. Кудриной, Е.Б. Айвазян «Письма матери слепого ребенка педагогу как ресурс психолого-педагогической работы с семьей» посвящена дистанционному сопровождению семьи, эмоциональной и информационной поддержки мамы ребенка с ОВЗ в период между очными консультациями. Авторы показывают, что поддержание письменного общения со специалистом стимулирует самостоятельную работу матери по совершенствованию коммуникативных умений, отвечающих потребностям развития ребенка, помогает присваивать и использовать в повседневной жизни знания и умения, полученные на консультации. Специалист же, в свою очередь, на основе анализа содержания писем матери получает возможность отслеживать формирование ее компетенций, оценивать динамику развития ребенка и эффективность собственной работы на очной консультации.

В объемном Приложении к этому выпуску Альманаха собраны статьи, освещающие историю и современное состояние развития партнерства государственных и некоммерческих организаций (НКО) в развитии практики ранней помощи детям с ОВЗ. Анализируется зарубежный и отечественный опыт такого сотрудничества, показываются его результативность в развитии вариативных форм помощи, учитывающих интересы и запросы семьи, выравнивающих возможности оказания ранней помощи ребенку, независимо от места его проживания. Показывается рост доли вклада НКО в развитие системы ранней помощи, представлены направления и формы их многолетней и успешной практической работы.

Печать
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Статьи выпуска: