Альманах № 35

От редакции

Новый выпуск Альманаха подготовлен в рамках Государственного задания № 25.9040.2017/8.9 и посвящен теме развития общения и взаимодействия с ребенком раннего возраста, имеющего особенности, препятствующие естественному ходу установления контакта с близкими взрослыми. Трудности могут быть разными, но для будущего всех этих детей решающее значение имеет, будет ли преодолена угроза «социального вывиха», найдутся ли в каждом из этих случаев «обходные пути» вовлечения ребенка в развивающее взаимодействие. Материалы, представленные в этом выпуске Альманаха, убедительно показывают, что для этого психолого-педагогическая помощь специалистов должна адресоваться не только ребенку, но и его близким. Именно у них и, прежде всего – у них, должны быть сформированы особые коммуникативные умения, вовлекающие ребенка в общение. Содержание Альманаха составляют как теоретические работы, знакомящие с современными взглядами на роль общения и взаимодействия в развитии ребенка, так и работы практические, предлагающие средства обучения близких взрослых развивающему общению с детьми раннего возраста при разных ограничениях возможностей их коммуникации.

Открывающая выпуск статья О.А. Карабановой «Развитие возрастно-психологического подхода в современной психологии» знакомит с методологическими основами и актуальными направлениями современной практики консультирования, диагностики, профилактики и коррекции психического развития ребенка. Обсуждается кризисный характер современного детства, определяющий проблемы развития значительного числа детей и подростков и меры по его преодолению. Большое внимание уделяется значению общения в психическом развитии ребенка, обсуждаются вопросы генезиса общения, его дефицитарности и особенностей его новых форм, характерных для современного сообщества.

Статья Н.Н. Авдеевой «Потребность в общении: врожденная или приобретенная?» дает читателю возможность сопоставить подходы к пониманию генеза потребности, сложившиеся в отечественной и зарубежной психологии. Прослеживается развитие взглядов на прижизненное формирование потребности в общении в рамках культурно-исторического подхода, приводятся данные зарубежных исследований о существовании врожденных биологических предпосылок социального развития – особой восприимчивости младенца к социальным стимулам и его способности инициировать и регулировать взаимодействие со взрослым.

Г.Ю. Одинокова в статье «Педагогическая работа по изменению коммуникативного поведения матерей детей раннего возраста с синдромом Дауна» анализирует трудности вовлечения такого ребенка в развивающее общение и показывает их связь не только с детскими особенностями, но и с коммуникативными проблемами его близких, ориентированных на взаимодействие с типично развивающимся младенцем. Формулируются задачи изменения материнского поведения, представлены положительные результаты ее обучения коммуникативным умениям, позволяющим, в обход имеющихся нарушений, наладить контакт с ребенком, поддерживать его активность и эмоциональную вовлеченность в общение.

К категории детей, занимающей ведущее место в структуре патологии новорожденных и имеющих высокий риск возникновения серьезных отклонений в развитии, обращена статья Ю.А. Разенковой и Е.В. Орловой «Средства общения матери и ребенка второго года жизни с органическим поражением ЦНС». Авторы рассматривают особенности спонтанно складывающегося коммуникативного поведения матери и ребенка и обнаруживают, что коммуникативные действия и матери, и ребенка не поддерживают развитие их диалога, поскольку используемые средства не отвечают потребностям и ожиданиям партнера. Ребенок ограничен в использовании речевых средств, но для матери именно эти общепринятые средства предпочтительны в общении, сам же он наиболее чувствителен к эмоциональным экспресионально-мимическим обращениям, но как раз они мамой используются минимально. Показывается, что в этих случаях требуется специальное обучение взрослых, которое должно стать обязательной частью содержания программ ранней помощи.

В статье «Сравнительный анализ взаимодействия детей с тяжелыми множественными нарушениями развития с разными взрослыми в учреждении для детей-сирот» авторы А.В. Серкина А.В., С.И. Груничева и И.А. Мещерякова показывают отличия в поведении детей, проявляющиеся в зависимости от специфики взаимодействия с ними взрослого. Показывается, что ключевым фактором активизации ребенка во взаимодействии является чувствительность взрослого к его сигналам и готовность поддержать инициативу. Препятствует же этому объектное отношение взрослого к ребенку – игнорирование или отрицательная реакция на инициативу, нежелание подстраиваться к его возможностям. Выявляется, что у сотрудников детского учреждения во взаимодействии с детьми преобладают неблагоприятные паттерны взаимодействия, что связывается авторами с отсутствием адекватной системы оценки качества работы сотрудников и обучения их навыкам развивающего общения.

Исследование С.Ю. Цапиной, представленное в статье «Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей раннего и дошкольного возраста с тяжелой психофизической патологией», посвящено проблемам семьи ребенка с церебральным параличом, сочетанным с выраженными формами умственной отсталости. Показывается, что переживание тяжести состояния ребенка, сложность ухода и воспитания вызывают физическое и психическое истощение его близких, что не может не сказываться на их общении и взаимодействии с ребенком, а значит, еще более утяжеляет прогноз его развития. Определяется необходимость оказания психологической помощи не только ребенку, но и семье в целом, выделяются ее направления, представлены разработанные и успешно опробованные автором методы ее оказания.

Статья Т.П. Кудриной, Е.Б. Айвазян «Письма матери слепого ребенка педагогу как ресурс психолого-педагогической работы с семьей» посвящена дистанционному сопровождению семьи, эмоциональной и информационной поддержки мамы ребенка с ОВЗ в период между очными консультациями. Авторы показывают, что поддержание письменного общения со специалистом стимулирует самостоятельную работу матери по совершенствованию коммуникативных умений, отвечающих потребностям развития ребенка, помогает присваивать и использовать в повседневной жизни знания и умения, полученные на консультации. Специалист же, в свою очередь, на основе анализа содержания писем матери получает возможность отслеживать формирование ее компетенций, оценивать динамику развития ребенка и эффективность собственной работы на очной консультации.

В объемном Приложении к этому выпуску Альманаха собраны статьи, освещающие историю и современное состояние развития партнерства государственных и некоммерческих организаций (НКО) в развитии практики ранней помощи детям с ОВЗ. Анализируется зарубежный и отечественный опыт такого сотрудничества, показываются его результативность в развитии вариативных форм помощи, учитывающих интересы и запросы семьи, выравнивающих возможности оказания ранней помощи ребенку, независимо от места его проживания. Показывается рост доли вклада НКО в развитие системы ранней помощи, представлены направления и формы их многолетней и успешной практической работы.

Статьи выпуска:

    Развитие возрастно-психологического подхода в современной психологии

    Карабанова О.А.

    Читать

    Ключевые слова

    Развитие возрастно-психологического подхода в современной психологии

    Выготский
    психологический возраст
    детство
    социальная ситуация развития
    социальное конструирование детства
    объект развития
    общение
    Аннотация

    Развитие возрастно-психологического подхода в современной психологии

    В статье анализируются основные направления развития возрастно-психологического подхода, методологическую основу которого составило учение Л.С. Выготского о структуре и динамике психологического возраста. Показано, что такими направлениями являются признание социо-культурной природы детства и кризисного характера его развития на современном этапе общественного развития; изменение представлений об объекте развития; переход от познания универсальных законов развития к исследованию индивидуального случая; переход от стратегии констатации хода психического развития к стратегии целенаправленного социального конструирования детства. Определены особенности социальной ситуации развития ребенка в современном обществе и тенденции развития детства. Выделены актуальные проблемы, возникающие в связи с новым пониманием объекта развития и признанием особой роли общения и активности в развитии ребенка.

    Потребность в общении: врожденная или приобретенная?

    Авдеева Н.Н.

    Читать

    Ключевые слова

    Потребность в общении: врожденная или приобретенная?

    ребенок младенческого возраста
    потребность в общении
    развитие общения
    потребность в новых впечатлениях
    социально-когнитивное развитие
    социальное взаимодействие
    социальная компетентность
    Аннотация

    Потребность в общении: врожденная или приобретенная?

    В статье обсуждается развитие взглядов на происхождение потребности в общении ребенка со взрослым на ранних этапах онтогенеза в рамках культурно-исторического подхода. Представлены взгляды Л.С. Выготского, Л.И. Божович, М.И. Лисиной о прижизненном формировании потребности в общении. Также кратко представлены результаты зарубежных исследований социально-когнитивного развития и социального взаимодействия ребенка со взрослым, начиная с первых месяцев жизни: доказательства разнообразных врожденных проявлений социальной активности, социальной компетентности ребенка, его готовности к восприятию взрослого и вступлению в социальное взаимодействие. Рассматривается «интерсубъективность» – врожденный психологический механизм, обеспечивающий способность младенца к социальному взаимодействию.

    Педагогическая работа по изменению коммуникативного поведения матерей детей раннего возраста с синдромом Дауна

    Одинокова Г.Ю.

    Читать

    Ключевые слова

    Педагогическая работа по изменению коммуникативного поведения матерей детей раннего возраста с синдромом Дауна

    ранняя помощь
    развитие общения ребенка
    ребенок с синдромом Дауна
    сопровождение семьи
    Аннотация

    Педагогическая работа по изменению коммуникативного поведения матерей детей раннего возраста с синдромом Дауна

    В статье обсуждается опыт психолого-педагогической работы с матерями детей второго года жизни с синдромом Дауна, направленной на перестройку их поведения во взаимодействии со своими детьми. Описано содержание работы по обучению матери умениям наблюдать за ребенком и квалифицировать его потребности, а также по обучению матери коммуникативным действиям, способствующим развитию общения ребенка. Приведены результаты обучающего эксперимента, показывающие, что работа с матерью изменяет качество взаимодействия и отражается в коммуникативном развитии ребенка.

    Средства общения матери и ребенка второго года жизни с органическим поражением ЦНС

    Разенкова Ю.А. , Орлова Е.В.

    Читать

    Ключевые слова

    Средства общения матери и ребенка второго года жизни с органическим поражением ЦНС

    ранняя помощь
    взаимодействие матери и ребенка раннего возраста
    развитие общения ребенка раннего возраста с ОВЗ
    дети с органическим поражением центральной нервной системы
    Аннотация

    Средства общения матери и ребенка второго года жизни с органическим поражением ЦНС

    В статье представлен анализ взаимодействия матерей и детей второго года жизни с органическим поражением ЦНС, особое внимание уделено изучению эффективности инициативных действий матерей и детей, выраженных различными коммуникативными средствами. Показано, что преимущественное использование матерями речевых средств и минимальное использование экспрессивно-мимических средств не соответствует возможностям и потребностям детей этой категории, что является одним из факторов, препятствующих разворачиванию как ситуативно-личностного, так и ситуативно-делового общения.

    Сравнительный анализ взаимодействия детей с тяжелыми множественными нарушениями развития с разными взрослыми в учреждении для детей-сирот

    Мещерякова И.А. , Груничева С.И. , Серкина А.В.

    Читать

    Ключевые слова

    Сравнительный анализ взаимодействия детей с тяжелыми множественными нарушениями развития с разными взрослыми в учреждении для детей-сирот

    ранняя помощь
    взаимодействие матери и ребенка раннего возраста
    развитие общения ребенка раннего возраста
    дети с тяжелыми множественными нарушениями развития
    дети с глубокой степенью умственной отсталости
    дети-сироты
    Аннотация

    Сравнительный анализ взаимодействия детей с тяжелыми множественными нарушениями развития с разными взрослыми в учреждении для детей-сирот

    В статье представлен анализ взаимодействия детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и глубокой степенью умственной отсталости, проживающих в учреждении для детей-сирот, с сотрудниками учреждения и приходящими взрослыми. Показано, что возможности, которые ребенок демонстрирует в ходе этого взаимодействия, различаются. Описаны и проанализированы различия в поведении взрослых, обусловливающие результат общения.

    Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей раннего и дошкольного возраста с тяжелой психофизической патологией

    Цапина С.Ю.

    Читать

    Ключевые слова

    Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей раннего и дошкольного возраста с тяжелой психофизической патологией

    ребенок с тяжелой психофизической патологией
    ДЦП
    тяжелая умственная отсталость
    психологические проблемы семьи
    психологическая помощь семье
    психокоррекция
    Аннотация

    Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей раннего и дошкольного возраста с тяжелой психофизической патологией

    В статье представлен опыт реализации индивидуализированных программ психологической помощи семьям, воспитывающим детей с особо тяжелой психофизической патологией. В исследовании участвовали 39 семей с детьми в возрасте 2–7 лет с детским церебральным параличом (ДЦП) высокой степени тяжести в сочетании с тяжелой или глубокой умственной отсталостью. Для определения психологического состояния родителей использовались беседа, анкетирование, методика «Незаконченные предложения» и «Шкала депрессии» А. Бека. На основании полученных результатов определялся индивидуальный профиль психологической помощи для каждой семьи: ведущие и дополнительные направления, используемые средства, формы работы, а также количество и частота встреч с психологом. В ходе психокоррекционной работы родителей обучали способам взаимодействия с ребенком, поддержанию позитивного эмоционального контакта с ним, формированию у него простейших средств общения, навыков гигиены и самообслуживания. Родителям оказывалась также помощь в оценке сложившейся ситуации, в выработке стратегий совладания с выявленными психологическими проблемами. Использовались арт-терапевтические, игровые, релаксационные, нарративные техники. В результате психокоррекционной работы улучшалось эмоциональное состояние как ребенка, так и родителей, повышалась социальная адаптированность семьи, что иллюстрируется двумя клиническими примерами, приведенными в статье.

    Письма матери слепого ребенка педагогу как ресурс психолого-педагогической работы с семьей

    Айвазян Е.Б. , Кудрина Т.П.

    Читать

    Ключевые слова

    Письма матери слепого ребенка педагогу как ресурс психолого-педагогической работы с семьей

    ранняя помощь
    дистанционное консультирование
    слепой ребенок
    сопровождение семьи
    Аннотация

    Письма матери слепого ребенка педагогу как ресурс психолого-педагогической работы с семьей

    В статье анализируется опыт использования переписки с семьей как способ оценки развития умения матери наблюдать за изменениями в поведении слепого ребенка. Рассмотрены и проанализированы основные темы писем, волнующие родителей слепых детей младенческого и раннего возрастов. Показано значение полученной через письма родителей информации для определения содержания психолого-педагогической работы с парой «мать – слепой ребенок» и оценки ее эффективности. Представленный материал позволяет показать большие возможности переписки специалиста с семьей для развития родительской компетентности во взаимодействии со слепым ребенком.

    Книжное приложение «Ранняя помощь в регионах: лучшая практика социально ориентированных НКО»

    В статья обсуждается роль социально ориентированных некоммерческих организаций в развитии мировой и отечественной практики ранней помощи; представлены примеры инновационных практик ранней помощи, разработанных и внедренных некоммерческим сектором.

    Перейти

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности