Альманах №37

От редакции

Предлагаемый выпуск Альманаха продолжает публикацию материалов представляющих данные новых исследований и многолетнего практического опыта развития актуальных направлений психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями (ОВЗ).

Традиционно, большое внимание уделено вопросам помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). О.С. Аршатская в статье «Динамика проявлений стереотипной аутостимуляции в процессе психологической коррекционной помощи ребенку с аутизмом» дает подробный анализ начальных этапов индивидуальной психологической работы с ребенком раннего возраста, предотвратившей угрозу формирования тяжелого варианта аутистического дизонтогенеза и анализирует изменения проявлений аутосимуляции ребенка как показатели динамики коррекционного процесса.

В статье «Влияние применения средств альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) на формирование функциональной коммуникации у детей с РАС» И.В. Леонова, обращаясь к довербальному периоду развития ребенка с РАС, раскрывает значимость введения средств дополнительной и альтернативной коммуникации, как базиса развития функциональной коммуникации и социализации детей с аутизмом и предлагает специалистам возможности и алгоритмы их выбора. Результаты исследования особенностей и трудностей домашнего воспитания детей с РАС представлены в статье Н.А. Мальцевой «Организация жизни во времени и ежедневные рутины в семьях детей с расстройствами аутистического спектра».

Особое место в этом выпуске занимает статья В.И. Быковой «Психологический контекст сниженных состояний сознания после повреждений головного мозга», привлекающая внимание специалистов к достаточно новой области дефектологии: к возможностям психологической помощи детям с тяжелыми черепно-мозговыми травмами, находящимся в сниженном состоянии сознания. Представлены психологические феномены, наблюдаемые в этом тяжелом состоянии и континуум восстановления сознания ребенка, показана возможность участия специалиста и оговорены условия оказания психологической помощи в процессе этого постепенного «возвращения».

В статье О.В. Фроловой «Пример формирования произвольных движений у ребенка с интеллектуальной недостаточностью в условиях проектной формы обучения» обобщенный опыт исследования представляется на основе раскрытия единичного случая. Обосновано применение проектной формы обучения, и для каждого его этапа раскрываются цели, условия, психологические средства обучения особого ребенка, анализируется характер присвоения им двигательных схем.

Статья С.В. Илюшиной «Чему научаются слабослышащие дети, если программы и учебники не соответствуют их особым образовательным потребностям?», автора имеющего опыт и исследования, и многолетней практической работы, вновь обращает нас к проблеме опасности игнорирования особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Показывается, что неоправданная редукция специальных условий обучения, слабослышащих школьников и попытка обучать их по программам и учебникам для слышащих сверстников приводит к концу цикла начального обучения их к неготовности детей освоения содержания образования на следующей ступени.

Завершает выпуск обращение к теме социального взросления и профессионального развития молодых людей с ОВЗ в после школьный период, благополучие которого оценивает успешность всего предыдущего этапа их обучения. В.З. Кантор и М.А. Мазур в статье «Старшеклассники с инвалидностью и без инвалидности на подступах к инклюзивному реабилитационно-образовательному пространству вуза» на основе масштабного анкетного обследования характеризуют значимые особенности мотивационно-потребностной сферы старших школьников с инвалидностью и без инвалидности как потенциальных субъектов инклюзивного вузовского обучения.

Статьи выпуска:

    Динамика проявлений стереотипной аутостимуляции в процессе психологической коррекционной помощи ребенку с аутизмом

    Аршатская О.С.

    Читать

    Ключевые слова

    Динамика проявлений стереотипной аутостимуляции в процессе психологической коррекционной помощи ребенку с аутизмом

    психологическая коррекционная помощь при аутизме
    стереотипная аутостимуляция
    совместно-разделенное переживание
    нормализация процессов саморегуляции при аутизме
    Аннотация

    Динамика проявлений стереотипной аутостимуляции в процессе психологической коррекционной помощи ребенку с аутизмом

    Статья посвящена актуальной теме организации коррекционной помощи при аутизме. Представлен подробный анализ начальных этапов индивидуальной психологической работы с ребенком, страдающим аутизмом. Особое внимание автор уделяет анализу качественных изменений стереотипных аутостимуляторных действий аутичного ребенка в процессе коррекции. Показано, как установление эмоционального контакта с ребенком, развитие его способности к совместно-разделенному переживанию создает основу для нормализации процессов саморегуляции и существенного снижения самой потребности в стереотипной аутостимуляции.

    Влияние применения средств альтернативной и дополнительной коммуникации на формирование функциональной коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра

    Леонова И.В.

    Читать

    Ключевые слова

    Влияние применения средств альтернативной и дополнительной коммуникации на формирование функциональной коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра

    довербальный период развития коммуникации
    альтернативные и дополнительные средства коммуникации
    АДК
    расстройства аутистического спектра
    РАС
    Аннотация

    Влияние применения средств альтернативной и дополнительной коммуникации на формирование функциональной коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра

    Статья посвящена анализу современных подходов на формирование коммуникативных навыков детей с РАС (расстройствами аутистического спектра) и освещению практического исследования в этой области. В статье подчеркивается приоритетная значимость введения средств альтернативной коммуникации, как базиса дальнейшего развития коммуникативных способностей, социализации. Предложенные в статье шкалы и алгоритмы выбора средств альтернативной коммуникации для ребенка с РАС будут полезны специалистам, работающим в системе комплексной реабилитации детей, имеющих расстройства аутистического спектра.

    Организация жизни во времени и ежедневные рутины в семьях детей с расстройствами аутистического спектра

    Мальцева Н.А.

    Читать

    Ключевые слова

    Организация жизни во времени и ежедневные рутины в семьях детей с расстройствами аутистического спектра

    представления о времени
    расстройства аутистического спектра
    семейные рутины
    Аннотация

    Организация жизни во времени и ежедневные рутины в семьях детей с расстройствами аутистического спектра

    В статье описываются результаты исследования рутин и ритуалов, которые используются в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста, в том числе с расстройствами аутистического спектра. Обсуждаются особенности традиций и рутин, принятых в семьях с РАС, их качественное своеобразие.

    Психологический контекст сниженных состояний сознания после повреждений головного мозга

    Быкова В.И.

    Читать

    Ключевые слова

    Психологический контекст сниженных состояний сознания после повреждений головного мозга

    дети
    тяжелая черепно-мозговая травма
    повреждения головного мозга
    сниженные состояния сознания
    психологические феномены
    Аннотация

    Психологический контекст сниженных состояний сознания после повреждений головного мозга

    Статья посвящена психологическим феноменам, наблюдаемым у детей после серьезных повреждений головного мозга. Описание таких психических категорий как психологический возраст, характерологические черты, эмоциональное проявление, деятельность, мотивационно-потребностная сфера позволяют создать образ сниженного состояния сознания именно в контексте психологии. Отмечено, что любая психическая функция или психологический феномен вначале проявляется в утрированном виде и, лишь потом, приобретает характер «нормальной» проявленности, адаптированной к социальному взаимодействию. Континуум восстановления сознания – это постепенное возникновение, «возвращение» всех психических феноменов их внутренней жизни. Проявления психической жизни ребенка в сниженном сознании можно увидеть, только находясь с ним в едином эмоционально-чувственном, диалоговом поле. В диалоговом пространстве ребенка можно не только наблюдать их, но и участвовать, помогать в процессе появления и выстраивания.

    Пример формирования произвольных движений у ребенка с интеллектуальной недостаточностью в условиях проектной формы обучения

    Фролова О.В.

    Читать

    Ключевые слова

    Пример формирования произвольных движений у ребенка с интеллектуальной недостаточностью в условиях проектной формы обучения

    формирование движений
    двигательная активность
    опосредствование
    психологические средства
    произвольное движение
    проектная форма обучения
    Аннотация

    Пример формирования произвольных движений у ребенка с интеллектуальной недостаточностью в условиях проектной формы обучения

    В статье представлен «продольный срез» формирования произвольных движений у детей с интеллектуальной недостаточностью (ИН). Опыт исследования нескольких групп детей обобщен и описан на примере единичного случая. Раскрыты цели, условия, содержание средств, характер присвоения двигательных схем особым ребенком на каждом формирующем этапе. В качестве метода обосновано применение проектной формы обучения.

    Чему научаются слабослышащие дети, если программы и учебники не соответствуют их особым образовательным потребностям?

    Ильюшина С.В.

    Читать

    Ключевые слова

    Чему научаются слабослышащие дети, если программы и учебники не соответствуют их особым образовательным потребностям?

    сурдопедагогика
    слабослышащие дети
    общеучебные умения
    особые образовательные условия
    специальные условия обучения
    Аннотация

    Чему научаются слабослышащие дети, если программы и учебники не соответствуют их особым образовательным потребностям?

    В статье показано, что неоправданная редукция специальных условий обучения, игнорирование особых образовательных потребностей слабослышащих школьников и попытка обучать их по программам и учебникам для слышащих сверстников приводит к неблагополучию формирования общеучебных умений к концу цикла начального школьного обучения и указывает на их неготовность к полноценному освоению содержания образования на следующей ступени.

    Старшеклассники с инвалидностью и без инвалидности на подступах к инклюзивному реабилитационно-образовательному пространству вуза

    Мазур М.А. , Кантор В.З.

    Читать

    Ключевые слова

    Старшеклассники с инвалидностью и без инвалидности на подступах к инклюзивному реабилитационно-образовательному пространству вуза

    старшеклассники с инвалидностью; старшие школьники; инклюзивное образование
    вузовское обучение; инклюзивное реабилитационно-образовательное пространство вуза; мотивация профессионального выбора; специфические потребности; адаптированная образовательная программа
    Аннотация

    Старшеклассники с инвалидностью и без инвалидности на подступах к инклюзивному реабилитационно-образовательному пространству вуза

    В статье освещаются и в сравнительном плане анализируются результаты масштабного анкетного обследования, охватившего как старшеклассников с глубокими нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата, так и учащихся старших классов общеобразовательных школ. В контексте расширения масштабов инклюзивных процессов в высшем образовании и в русле представлений о необходимости формирования реабилитационно-образовательного пространства инклюзивного вуза характеризуются значимые в этом отношении особенности мотивационно-потребностной сферы старших школьников с инвалидностью и без инвалидности как потенциальных субъектов инклюзивного вузовского обучения: раскрывается специфика их профессионального выбора, его мотивации и информационного обеспечения, а также определяется структура их потребностей и предпочтений в части форм получения высшего образования и специальной программно-методической поддержки образовательной деятельности в вузе.
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности