Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах № 40
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики

Комплексная реабилитация детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Комплексная реабилитация детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Выпуск Альманаха представляет материалы круглого стола «Современные достижения наук в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов», который состоялся 26 марта 2020 года в Российской академии образования. Подробнее о выпуске»

Междисциплинарное взаимодействие специалистов в реабилитации детей

С.А. Валиуллина
В статье внимание сконцентрировано на этапном мульти и междисциплинарном подходе к реабилитации детей с острыми приобретенными и врожденными/хроническими заболеваниями; методах и средствах реабилитации для возможного восстановления нарушенных или утраченных функций, либо адаптации ребенка к имеющемуся дефициту, развившемуся в результате болезни или травмы.
Читать статью   Ключевые словареабилитация и абилитация; мультидисциплинарная команда; методы и мероприятия медицинской реабилитации; физическая реабилитация; инновации в педиатрии; психолого-педагогическая помощь; качество жизни; социальное функционирование

Современное состояние системы комплексной реабилитации инвалидов в Российской Федерации: проблемы и пути развития

Ж.В. Порохина, А.А. Ярков
В статье рассмотрено современное положение дел в области реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации, даны обобщающие выводы и сформулированы предложения по развитию системы комплексной реабилитации инвалидов в нашей стране.
Читать статью   Ключевые слова

Педагогическая поддержка образовательных возможностей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах

С.В. Шариков
В статье отражена текущая ситуация с обучением детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах России, вопросы проектирования образовательной среды в условиях медицинских стационаров, а также практика реализации основных направлений федерального проекта «УчимЗнаем», нацеленного на создание национальной модели госпитальной школы, полноценной образовательной среды и комплексной поддержки образовательных возможностей детей, нуждающихся в длительном лечении.
Читать статью   Ключевые словагоспитальная школа, образовательная среда, медицинский стационар, длительное лечение, особые образовательные потребности

Психолого-педагогические технологии в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

С.Б. Лазуренко, А.Л. Венгер
Изложены основные направления психолого-педагогической помощи в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, цель психолого-педагогической работы и факторы, которые необходимо учитывать при определении ее содержания. Перечислены приоритетные направления психолого-педагогической деятельности в медицинском стационаре (ранняя помощь, отделение реанимации, хирургический, соматический и неврологический стационар, работа с родителями, форм междисциплинарного взаимодействия). Сформулированы предложения по оценке эффективности психолого-педагогической составляющей в комплексной реабилитации, указаны перспективы развития.
Читать статью   Ключевые словадети с ограниченными возможностями здоровья, нарушения психического развития, комплексная реабилитация, особые образовательные потребности, социализация, ранняя помощь, психолого-педагогические технологии, специальное образование, межведомственное взаимодействие

Современные направления психолого-педагогической подготовки медицинского работника в педиатрии

И.Н. Нурлыгаянов, Т.В. Свиридова, С.Б. Лазуренко
В статье обосновывается необходимость повышения квалификации врачей-педиатров в сфере психологии общения с пациентами детского возраста и их родителями в соответствии с Концепцией непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации. Определяются направления психолого-педагогической подготовки специалистов в педиатрии и формы реализации с учетом компетентностного подхода.
Читать статью   Ключевые слованепрерывное медицинское образование, психология общения, профессиональная подготовка, повышение квалификации, компетенции, личностно-ориентированный подход в педиатрии

Педагогическая реабилитация в системе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: концептуальные аспекты

В.З. Кантор
В статье на основе понимания реабилитации инвалидов как особого направления социальной политики строится ее системная структурная модель, в соответствии с которой она обнаруживает морфологическое (видовое), динамическое (стадийно-уровневое) и инструментальное (технологическое) измерения. С этих позиций определяется место педагогической реабилитации в системе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и раскрываются сущностные характеристики педагогической реабилитации как специфической педагогической деятельности, нацеленной на формирование у таких детей социальных компетенций, обеспечивающих их способность и готовность к реализации нормативного для конкретно-исторических условий стиля жизни. В данном контексте формулируются ключевые принципы педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе их комплексной реабилитации.
Читать статью   Ключевые словакомплексная реабилитация, педагогическая реабилитация, дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, социальное наследование, стиль жизни, социальные компетентности

Задачи психологической помощи семье с больным ребенком

О.А. Карабанова
Цель статьи – определение задач и основных направлений психологической помощи семье с ребенком с ОВЗ и инвалидностью. Болезнь ребенка рассматривается как ненормативный кризис семьи, обуславливающий трансформацию всей семейной системы. Выделены психологические особенности семьи с больным ребенком: изменение функционально-ролевой структуры семьи; формирование новых границ семьи с учетом длительного стресса; нарушение эмоционального взаимодействия и эмоционального статуса семьи; искажение семейного самосознания и деформация семейной истории, порождающие семейные мифы; переживание утраты контроля над событиями жизни; неопределенность жизненной перспективы, риски утраты личной идентичности. На основе принципов целостности семейной системы, определения семьи с ребенком с ОВЗ и инвалидностью целевой группы ранней помощи в образовании, учения о психологическом возрасте и ресурсной модели психологического консультирования определены основные направления и задачи оказания психологической помощи семье.
Читать статью   Ключевые словасемейная система, ребенок с ОВЗ и инвалидностью, внутренняя картина болезни, направления психологической помощи семье