Современные направления психолого-педагогической подготовки медицинского работника в педиатрии / Альманах № 40 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики
Альманах № 40 "Комплексная реабилитация детей с ОВЗ и детей-инвалидов"

Современные направления психолого-педагогической подготовки медицинского работника в педиатрии

И.Н. Нурлыгаянов Московский педагогический государственный университет, Москва
Т.В. Свиридова ФГАУ «Национальный медицинский иссле­довательский центр здоровья детей» Минздрава России, Москва
С.Б. Лазуренко ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

В ответ на широкое распространение гуманистических тенденций в социуме и личностно-ориентированного подхода в педиатрической практике возникают высокие требования к личностным и коммуникативным качествам специалистов. В связи с чем, все более актуальными становятся вопросы, касающиеся психолого-педагогической подготовки медицинских кадров 1 2.

Анализ федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в области подготовки врачей-педиатров показывает, что выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать общекультурными (ОК), общепрофессиональными (ОПК) и профессиональными компетенциями (ПК) 3. Содержательный анализ компетенций позволяет выявить их сопряженность с проблематикой формирования личностной и коммуникативной компетенции. В частности, выпускник должен быть готов к работе в коллективе, к толерантному восприятию социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий (ОК-8); к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5). В профессиональной деятельности он должен быть способен реализовать этические и деонтологические принципы (ОПК-4), обладать готовностью к обучению детей и их родителей (законных представителей) основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам самоконтроля основных физиологических показателей, способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний (ПК-15); к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания (ПК-5).

Однако, как показывает анализ учебных планов, в основном психолого-педагогический контекст подготовки обучающихся в вузе охватывает лишь общие разделы медицинской (клинической) психологии. Теоретические аспекты консультирования семьи больного ребенка, а также прикладные вопросы в виде курсов и тренингов, направленных на формирование практико-ориентированных компетенций, как правило, в образовательной программе высшего образования (ОП ВО) не освещены. Это приводит к недостаточной подготовке выпускников медицинских вузов в области психологии и педагогики. В то же время, стихийное приобретение молодыми специалистами необходимых психолого-педагогических знаний непосредственно в практической деятельности негативно сказывается на качестве сотрудничества с пациентами и, в целом, на эффективности оказания медицинской помощи, увеличивает временные и эмоциональные затраты медработников, а также вызывает риск профессионального выгорания 4.

Согласно проведенному нами анкетированию молодых врачей (50 чел.), они испытывают трудности при решении таких задач как: установление эффективной коммуникации с ребенком и родителями (60,2 %), оказание эмоциональной поддержки пациенту и его близким в стрессовой ситуации (70,4 %), обучение родителей и детей самостоятельному выполнению рутинных процедур (40,5 %), рациональное распределение рабочей нагрузки и отдыха (78 %). Дополнительные сложности вызывают у педиатров аспекты взаимодействия со специалистами мультидисциплинарной команды (58 %), в том числе: соблюдение собственных профессиональных и личностных границ, врачебной и корпоративной этики, конструктивное решение профессиональных споров.

Разнообразие и уникальность ситуаций, возникающих в ходе практической деятельности, нередко вызывают вопросы и у более опытных специалистов. Так, опрос педиатров с десятилетним стажем работы и выше (50 чел.) констатировал необходимость профессиональной подготовки в области мотивирования родителей на соблюдение медицинских рекомендаций и помощь (75 %), консультирования родителей при выявлении риска жестокого обращение с ребенком в семье (91 %), общения с ребенком, находящимся на паллиативном лечении (42 %) и его близкими. Также востребованными для врачей остаются вопросы личностного роста и профилактики эмоционального выгорания (80,2 %).

Приведенные выше данные наглядно демонстрируют большую потребность медицинских кадров в непрерывной психолого-педагогической подготовке. Таким образом, подтверждается мнение зарубежных и отечественных врачей (А. Льебо, Ж. Шарко, З. Фрейд, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов и др.) о значимости проблемы психологии общения в медицинской практике 5. Как отмечает В.Н. Мясищев, общение врача с пациентом должно быть профессиональным и всегда нести психотерапевтический эффект 6.

В соответствии с изложенными выше потребностями педиатрической практики и научно-методическими основами проблем общения нами были определены пять ключевых направлений психолого-педагогической подготовки специалистов.

К первому направлению было отнесено расширение представлений специалистов об эффективных формах взаимодействия с пациентами детского возраста, их родителями. Его реализация осуществляется преимущественно в форме лекционных занятий. Слушателям необходимо рассмотреть понятие общения, его структуру, функции и уровни, а также коммуникативную компетентность как профессионально важное качество медицинского работника. На практических занятиях (в форме ролевых игр, моделирования ситуаций) полезно познакомить слушателей с базовыми навыками эффективного общения и способами повышения коммуникативной компетентности.

Второе направление психолого-педагогической подготовки посвящено аспектам взаимодействия медицинского работника и пациентов детского возраста. На лекционных занятиях необходимо подробно раскрыть возрастной аспект в деятельности врача-педиатра (специфика общения с детьми раннего, дошкольного, школьного и подросткового возрастов) и особенности взаимодействия с ребенком и родителями на каждом этапе лечения. На практических занятиях (решение ситуативных задач, супервизия случаев из практики) целесообразно рассмотреть типичные причины возникновения трудностей в установлении контакта с ребенком в ходе лечения и алгоритмы преодоления коммуникативного барьера специалистом.

Учитывая специфику педиатрической практики, для результативной подготовки медработников в области общения, не менее важны вопросы организации взаимодействия специалистов с родителями пациентов детского возраста (третье направление). Лекционные занятия необходимо посвятить базовым правилам поведения при установлении первого контакта с родителем, типичным трудностям в общении с родителями пациентов и приемами их конструктивного преодоления. Дополнительно на практических занятиях (семинары, практикумы, решение ситуативных задач) следует подробно рассмотреть особенности общения с родителями, находящимися в ситуации острого стресса, с признаками нарушения личности, асоциальной направленностью и подозрениями на жестокое обращение с ребенком, а также алгоритм выбора стратегии взаимодействия с родителями в зависимости от их приверженности лечению ребенка.

В четвертом направлении психолого-педагогической подготовки медицинских кадров должны быть затронуты аспекты конструктивного сотрудничества в междисциплинарной команде. На лекциях важно раскрыть представление о комплексном подходе в педиатрии, организационные и этические основы в работе мультидисциплинарной команды, требования к коммуникативным навыкам специалистов для эффективного сотрудничества. В рамках практических занятий целесообразно познакомить слушателей с социально-психологическим подходом к пониманию конфликта, тактикой и приемами реагирования на манипулятивные тактики собеседника (тренинг общения) и основами командной работы (тренинг командообразования).

Последнее, пятое направление подготовки медицинских кадров должно быть посвящено основам совершенствования навыков саморазвития, межличностного взаимодействия и профилактики эмоционального выгорания. Необходимо уделить особое внимание признакам эмоционального выгорания и доступным средствам самопомощи в устранении симптомов переутомления, эмоционального стресса, профессиональных деструкций. Содержание данного направления целесообразно реализовывать преимущественно в форме практических занятий в малых группах.

Согласно определенным нами направлениям психолого-педагогической подготовки медицинских работников была разработана программа дополнительной профессиональной подготовки. Она рассчитана на обучение специалистов с различным стажем работы и предполагает совершенствование компетенций от теоретических основ к умениям и овладению практическими навыками.

С целью обеспечения доступности и результативности подготовки для специалистов, программа рассчитана на 36 академических часов, причем, половина времени отводится практическим занятиям (в виде разбора клинических случаев, ролевых игр, элементов тренинга общения). Для реализации возможности слушателей дополнительно в дистанционной форме получать и обобщать приобретаемые современные психолого-педагогические знания используется образовательная среда (на платформе Moodle *).

Согласно результатам апробации курса «Психология общения медицинского работника в педиатрии» (Институт подготовки медицинских кадров ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, руководитель – доктор медицинских наук Паунова С.С.), его содержание в полной мере соответствует базовым потребностям педиатрической практики и позволяет подготовить медицинских работников к эффективному решению типичных коммуникативных ситуаций, возникающих в процессе работы с пациентами и их родителями. Это способствует повышению качества профессиональной деятельности при снижении эмоциональных и личностных затрат специалистов, а также формированию положительного имиджа медицинского учреждения.

В качестве перспектив данной работы считаем необходимым углубление тематики направлений психолого-педагогической подготовки с учетом специфических практических задач педиатрической практики (в том числе, коммуникации с родителями пациентов, находящихся на паллиативном лечении, до и после трансплантации, в случае пренебрежительного отношения к лечению тяжелобольного ребенка, в чрезвычайной ситуации).

Таким образом, психология общения является неотъемлемым компонентом в непрерывном образовании медицинских кадров. Его полноценная реализация позволит педиатрам быть готовыми к различным коммуникативным ситуациям с пациентами и их близкими, что повысит эффективность оказания медицинской помощи и снизит временные и эмоциональные трудозатраты.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Нурлыгаянов И.Н., Свиридова Т.В., Лазуренко С.Б. Современные направления психолого-педагогической подготовки медицинского работника в педиатрии // Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. Альманах № 40 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-40/5-modern-trends-of-psychological-and-pedagogical-training-of-the-medical-worker-in-pediatrics (Дата обращения: 25.05.2020)
Список литературы
  1. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Изд-во Моск. психол.-социального ин-та: Воронеж: МОДЭК, 2003. – 398 с.
  2. Приказ Минздрава России от 21 ноября 2017 г. N 926н «Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года».
  3. Приказ Минздрава России от 22 декабря 2017 г. N 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» (в ред. от 30.10.2019).
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 августа 2015 г. N 853 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.05.02 Педиатрия (уровень специалитета)».
  5. Психологические аспекты медицинской реабилитации: учебное пособие / под ред. Е.Е. Ачкасова, Н.Д. Твороговой. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 352 с.
  6. Свиридова Т.В., Павлова Н.Н., Герасимова А.М., Бирюкова Е.Г. Направления междисциплинарного взаимодействия среднего медицинского персонала педиатрического учреждения и специалистов психолого-педагогического профиля // Альманах Института коррекционной педагогики. 2017. Альманах № 31 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-31/the-direction-of-interdisciplinary-cooperation-of-nursing-staff-of-pediatric-institutions-and-specialists-of-psychological-and-pedagogical-profile (Дата обращения: 15.04.2020)
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Статьи выпуска: