Альманах № 40

От редакции

Статьи этого выпуска представляют читателю современное состояние и тенденции развития системы комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Авторы материалов – ведущие российские ученые-эксперты в области медицинской реабилитации и психолого-педагогической помощи семье ребенка-инвалида, подготовки кадров для системы ранней и комплексной медико-психолого-педагогической помощи, изобретатели инновационных технологий восстановления здоровья и специальной развивающей образовательной среды, в том числе дистанционных форм обучения и психолого-педагогического сопровождения детей в процессе лечения. В текстах статей затрагиваются дискуссионные аспекты оценки реабилитационного потенциала детей-инвалидов, структура и содержание индивидуальной программы реабилитации и абилитации, объемы и порядок предоставления мероприятий по восстановлению детского здоровья, технологическое и кадровое обеспечение Проекта концепции развития системы комплексной реабилитации и абилитации.

Обсуждение современного состояния и тенденций развития системы комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов открывает возможность для внесения консолидированных предложений, дополнений и поправок в Проект концепции развития систем комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов и сопровождения при организации их жизнеустройства на период до 2025 года.

Статьи выпуска:

    Междисциплинарное взаимодействие специалистов в реабилитации детей

    Валиуллина С.А.

    Читать

    Ключевые слова

    Междисциплинарное взаимодействие специалистов в реабилитации детей

    реабилитация и абилитация; мультидисциплинарная команда; методы и мероприятия медицинской реабилитации; физическая реабилитация; инновации в педиатрии; психолого-педагогическая помощь; качество жизни; социальное функционирование
    Аннотация

    Междисциплинарное взаимодействие специалистов в реабилитации детей

    В статье внимание сконцентрировано на этапном мульти и междисциплинарном подходе к реабилитации детей с острыми приобретенными и врожденными/хроническими заболеваниями; методах и средствах реабилитации для возможного восстановления нарушенных или утраченных функций, либо адаптации ребенка к имеющемуся дефициту, развившемуся в результате болезни или травмы.

    Современное состояние системы комплексной реабилитации инвалидов в Российской Федерации: проблемы и пути развития

    Ярков А.А. , Порохина Ж.В.

    Читать

    Ключевые слова

    Современное состояние системы комплексной реабилитации инвалидов в Российской Федерации: проблемы и пути развития

    Аннотация

    Современное состояние системы комплексной реабилитации инвалидов в Российской Федерации: проблемы и пути развития

    В статье рассмотрено современное положение дел в области реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации, даны обобщающие выводы и сформулированы предложения по развитию системы комплексной реабилитации инвалидов в нашей стране.

    Педагогическая поддержка образовательных возможностей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах

    Шариков С.В.

    Читать

    Ключевые слова

    Педагогическая поддержка образовательных возможностей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах

    госпитальная школа
    образовательная среда
    медицинский стационар
    длительное лечение
    особые образовательные потребности
    Аннотация

    Педагогическая поддержка образовательных возможностей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах

    В статье отражена текущая ситуация с обучением детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах России, вопросы проектирования образовательной среды в условиях медицинских стационаров, а также практика реализации основных направлений федерального проекта «УчимЗнаем», нацеленного на создание национальной модели госпитальной школы, полноценной образовательной среды и комплексной поддержки образовательных возможностей детей, нуждающихся в длительном лечении.

    Психолого-педагогические технологии в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

    Венгер А.Л. , Лазуренко С.Б.

    Читать

    Ключевые слова

    Психолого-педагогические технологии в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

    дети с ограниченными возможностями здоровья
    нарушения психического развития
    комплексная реабилитация
    особые образовательные потребности
    социализация
    ранняя помощь
    психолого-педагогические технологии
    специальное образование
    межведомственное взаимодействие
    Аннотация

    Психолого-педагогические технологии в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

    Изложены основные направления психолого-педагогической помощи в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, цель психолого-педагогической работы и факторы, которые необходимо учитывать при определении ее содержания. Перечислены приоритетные направления психолого-педагогической деятельности в медицинском стационаре (ранняя помощь, отделение реанимации, хирургический, соматический и неврологический стационар, работа с родителями, форм междисциплинарного взаимодействия). Сформулированы предложения по оценке эффективности психолого-педагогической составляющей в комплексной реабилитации, указаны перспективы развития.

    Современные направления психолого-педагогической подготовки медицинского работника в педиатрии

    Лазуренко С.Б. , Свиридова Т.В. , Нурлыгаянов И.Н.

    Читать

    Ключевые слова

    Современные направления психолого-педагогической подготовки медицинского работника в педиатрии

    непрерывное медицинское образование
    психология общения
    профессиональная подготовка
    повышение квалификации
    компетенции
    личностно-ориентированный подход в педиатрии
    Аннотация

    Современные направления психолого-педагогической подготовки медицинского работника в педиатрии

    В статье обосновывается необходимость повышения квалификации врачей-педиатров в сфере психологии общения с пациентами детского возраста и их родителями в соответствии с Концепцией непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации. Определяются направления психолого-педагогической подготовки специалистов в педиатрии и формы реализации с учетом компетентностного подхода.

    Педагогическая реабилитация в системе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: концептуальные аспекты

    Кантор В.З.

    Читать

    Ключевые слова

    Педагогическая реабилитация в системе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: концептуальные аспекты

    комплексная реабилитация
    педагогическая реабилитация
    дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
    социальное наследование
    стиль жизни
    социальные компетентности
    Аннотация

    Педагогическая реабилитация в системе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: концептуальные аспекты

    В статье на основе понимания реабилитации инвалидов как особого направления социальной политики строится ее системная структурная модель, в соответствии с которой она обнаруживает морфологическое (видовое), динамическое (стадийно-уровневое) и инструментальное (технологическое) измерения. С этих позиций определяется место педагогической реабилитации в системе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и раскрываются сущностные характеристики педагогической реабилитации как специфической педагогической деятельности, нацеленной на формирование у таких детей социальных компетенций, обеспечивающих их способность и готовность к реализации нормативного для конкретно-исторических условий стиля жизни. В данном контексте формулируются ключевые принципы педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе их комплексной реабилитации.

    Задачи психологической помощи семье с больным ребенком

    Карабанова О.А.

    Читать

    Ключевые слова

    Задачи психологической помощи семье с больным ребенком

    семейная система
    ребенок с ОВЗ и инвалидностью
    внутренняя картина болезни
    направления психологической помощи семье
    Аннотация

    Задачи психологической помощи семье с больным ребенком

    Цель статьи – определение задач и основных направлений психологической помощи семье с ребенком с ОВЗ и инвалидностью. Болезнь ребенка рассматривается как ненормативный кризис семьи, обуславливающий трансформацию всей семейной системы. Выделены психологические особенности семьи с больным ребенком: изменение функционально-ролевой структуры семьи; формирование новых границ семьи с учетом длительного стресса; нарушение эмоционального взаимодействия и эмоционального статуса семьи; искажение семейного самосознания и деформация семейной истории, порождающие семейные мифы; переживание утраты контроля над событиями жизни; неопределенность жизненной перспективы, риски утраты личной идентичности. На основе принципов целостности семейной системы, определения семьи с ребенком с ОВЗ и инвалидностью целевой группы ранней помощи в образовании, учения о психологическом возрасте и ресурсной модели психологического консультирования определены основные направления и задачи оказания психологической помощи семье.
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности