Итак, мы подробно описали программно-методическое обеспечение специальных занятий, направленных на целенаправленное формирование читательской деятельности ребенка в соответствии с усложнением предлагаемого для чтения материала, представили подход к организации выбора книг для самостоятельного чтения детей. Очевидно, что секрет успеха только в сочетании системы занятий по чтению, где целенаправленно формируется читательская деятельность каждого ребенка, условий для чтения с удовольствием по собственному выбору и уроков, на которых в пределах круга доступного чтения осуществляется развитие речи и представлений об окружающей действительности. Опишем выработанный в ходе исследований подход к решению этой проблемы с помощью схемы.
На схеме представлены три первых круга чтения, за которыми открывается пространство оригинальной детской литературы, обозначены модули курса специальных занятий (большие домики) и уроки по развитию речи на материале текстов из доступного круга чтения (маленькие домики).
Сочетание специальных уроков чтения, занятий по внеклассному чтению и уроков по развитию речи детей описываются следующими правилами:- Каждый шаг в усложнении предлагаемого для чтения материала, требующий изменения содержания и структуры читательской деятельности ребенка, должен быть сначала подготовлен на уроках чтения на простом и уже отработанном лексико-грамматическом материале
- Как только ребенком будут освоены необходимые для понимания текстов нового типа приемы умственной деятельности, необходимо обеспечить условия для их закрепления и реализации в чтении по свободному выбору, в чтении "с удовольствием"
- По мере того, как ребенок осваивает новый круг доступного ему чтения и проявит в нем определенный уровень читательской самостоятельности, можно переходить к традиционной для современной школы работе по "эксплуатации" чтения текстов данного типа для решения образовательных, воспитательных и коррекционных задач
-
Проведенные исследования доказывают, что когда такое сочетание достигается, учителя, родители, библиотекарь детского дома сразу видят значительный эффект как в общем, так и в читательском развитии детей.