Альманах №11

От редакции

В этом выпуске альманаха рассматриваются актуальные проблемы организации воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с их обычными сверстниками. Здесь показывается, что такая интеграция может быть полезна всем этим детям и является закономерным этапом развития системы образования – выстраивания новых, гораздо более тесных и творческих отношений между массовыми и коррекционными учреждениями и их специалистами.

В открывающей его статье Н.Н.Малофеева стремление интегрировать особых детей в сообщество их обычных сверстников рассматривается как естественное следствие более глобальных и системных процессов принятия нашим сознанием ценностей “открытого гражданского общества”. Автором выделяется общность и различия в развитии процессов интеграции в странах с разным социально-экономическим статусом, анализируются возможности их полноценной реализации в нашей стране.

Рассматривается специфика условий перехода дифференцированной системы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии к их интеграции, складывающаяся в России. Внимание автора останавливается не только на сложных социально-экономических условиях, неразработанности ее законодательной базы, но и на недостаточности усилий направленных на формирование в обществе готовности принять особого человека, на преодоление устоявшегося стереотипа восприятия инвалида - той специальной работы, которая только начинается у нас, но уже 20 лет активно идет в западном сообществе.

Показывается опасность прямого и поверхностного подхода к решению задач интеграции. Необходимость разработки ее разных моделей и организационных форм, позволяющих найти для каждого ребенка свой уровень сложности развивающей социальной среды и обеспечить специальной поддержкой, направленной на удовлетворение его особых образовательных потребностей, иначе интеграция будет формальной и может обернуться для него тяжелой дискриминацией. Таким образом, как указывает автор “смысл интеграции состоит не в том, чтобы противопоставить две образовательные системы – массовую и специальную, а в том, чтобы сблизить их, сделать проницаемыми границы между ними, обогатить общую педагогику достижениями специальной”. Материал подготовлен специально для этого выпуска.

В следующей статье “Система образования нового типа” Н.Н.Малофеев, основываясь на работах, ведущихся в ИКП РАО с 90х годов, показывает, какие тенденции развития системы специального образования, позволяют рассчитывать на такое сближение. Показывается, что специальные образовательные учреждения на этом этапе развития приобретают новую функцию поддержки особого ученика и его обычного педагога в процессе интеграции, таким образом возникают качественно новые формы взаимодействия систем специального и массового образования. Описываются разрабатываемые в Институте формы интеграции, организующейся на базе разных образовательных учреждений и дающих каждому ребенку возможность включиться в этот процесс. Среди них по своим возможностям выделяется принципиально новый тип детских образовательных учреждений – комбинированного типа. Показывается, что именно такие учреждения позволяют каждому особому ребенку получить важную для него специальную поддержку и найти свою необходимую и полезную меру интеграции.

Далее, в статье Н.Н.Малофеева и Н.Д.Шматко конкретизируются разработанные в Институте модели интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, которые могут быть реализованы в образовательных учреждениях разного типа: в массовых, специальных, комбинированных. Доказывается, что именно учреждения комбинированного вида обладают максимальными возможностями в подборе для каждого ребенка в соответствии с уровнем его общего и речевого развития той “доли” интеграции, которая будет для него и доступна, и полезна. Она может быть найдена в одной из моделей интеграции: комбинированной, частичной, временной, в воспитании в смешанной группе. Дается характеристика детей, для которых может быть эффективна полная интеграция в условиях массового детского сада или школы, раскрываются возможности получения такими детьми необходимой им коррекционной помощи.

Обобщение уже существующего многолетнего опыта практической работы дает возможность авторам охарактеризовать условия, при которых интеграция полезна для социального развития всех детей - и “особых”, и их “обычных” сверстников. Показывается, как опыт совместной жизни меняет отношение к интеграции и самих специалистов и родителей всех детей, что именно такой опыт в наибольшей степени способствует разрушению стереотипов восприятия инвалида.

В этом выпуске можно ознакомиться с мнением и опытом самих практических специалистов, уже в течение длительного времени активно вовлеченных в процессы образовательной интеграции. Несомненна ценность этого конкретного опыта и живых впечатлений специалистов массовых, специальных и комбинированных учреждений. В этом разделе можно ознакомиться с опытом обучения в “гибких” классах, дающем возможность интеграции детей с ЗПР и неотягощенной умственной отсталостью. Работа в этих учреждениях ведется под руководством специалистов Института.

Приложение к альманаху открывает очень важный для нас материал Е.Л.Гончаровой и О.И.Кукушкиной, определяющий основное условие полноценной интеграции детей с отклонением в развитии в общую образовательную среду – удовлетворение при этом их особых образовательных потребностей, т.е. показывающий необходимость и суть необходимой этим детям специальной поддержки в процессе интеграции.

Далее, в статье “Педагогам массового образования о детях с особыми образовательными потребностями” раскрывается и конкретизируется содержание особых образовательных потребностей разных категорий детей с отклонениями в развитии. В статье использованы материалы книги “Дети с отклонениями в развитии” (сост. Н.Д.Шматко, М., Аквариум, 1997г.), созданной как методическое пособие и адресованной сотрудникам обычных детских садов и школ, где есть дети с нару¬шениями слуха, движений, зрения. Пособие стало важным шагом помощи дефектологов специалистам массовых детских учреждений.

Статьи выпуска:

    Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна

    Малофеев Н.Н.

    Читать

    Ключевые слова

    Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна

    гражданское общество
    правовое сознание
    Европа
    Запад
    ценности
    интеграция
    образование
    Аннотация

    Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна

    Новые ценности и идеалы: от унитарного социума к построению открытого гражданского общества. Европейские государства формируют готовность общества к интеграции инвалидов. Семья ребенка с особыми потребностями обретает право голоса. Открытое общество - открытая образовательная система. От специальных образовательных институтов к политике интеграции в образовании.

    Система специального образования нового типа

    Малофеев Н.Н.

    Читать

    Ключевые слова

    Система специального образования нового типа

    комбинированное образовательное учреждение
    Институт коррекционной педагогики
    система специального образования
    интегративное образование
    смешанные группы
    Аннотация

    Система специального образования нового типа

    Характеристика системы нового типа. Система специального образования XXI века - система нового типа. Образовательные учреждения нового типа - комбинированные. Новые функции специальных образовательных учреждений.

    Интегрированное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии

    Шматко Н.Д. , Малофеев Н.Н.

    Читать

    Ключевые слова

    Интегрированное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии

    модели образовательной и социальной интеграции
    специальные учреждения
    массовые учреждения
    учреждения комбинированного вида
    отношение к интеграции
    Аннотация

    Интегрированное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии

    Новые формы образовательной интеграции. Интеграция детей с особыми нуждами в массовые образовательные учреждения. Отношение родителей и педагогов к интегрированному обучению.

    Из опыта образовательной интеграции: Интегрированное воспитание дошкольников с нарушенным слухом (из опыта работы), Москва. ГОУ ДЕТСКИЙ САД № 1365

    Сводина В.Н.

    Читать

    Ключевые слова

    Из опыта образовательной интеграции: Интегрированное воспитание дошкольников с нарушенным слухом (из опыта работы), Москва. ГОУ ДЕТСКИЙ САД № 1365

    модели совместного воспитания и обучения
    специальные группы
    смешанные группы
    массовые группы
    воспитатель
    сурдопедагог
    Аннотация

    Из опыта образовательной интеграции: Интегрированное воспитание дошкольников с нарушенным слухом (из опыта работы), Москва. ГОУ ДЕТСКИЙ САД № 1365

    Наш детский сад находится в отдаленном районе Москвы - Марьино. Он работает уже 14 лет, из которых последние шесть как учреждение комбинированного типа, в котором воспитываются нормально развивающиеся дети (от 1,5 до 6 лет) и дошкольники с нарушенным слухом.

    Интегрированное обучение дошкольников с нарушенным слухом в смешанной группе (из опыта работы). ГОУ ДЕТСКИЙ САД № 1365, Москва

    Гуревич М.Г. , Терьянова Л.Н.

    Читать

    Ключевые слова

    Интегрированное обучение дошкольников с нарушенным слухом в смешанной группе (из опыта работы). ГОУ ДЕТСКИЙ САД № 1365, Москва

    совместное воспитание и обучение
    смешанная группа
    организация занятий и деятельности детей
    уровень психофизического и речевого развития
    результаты обучения
    Аннотация

    Интегрированное обучение дошкольников с нарушенным слухом в смешанной группе (из опыта работы). ГОУ ДЕТСКИЙ САД № 1365, Москва

    1 сентября 1996 г. для меня начался новый этап моей педагогической деятельности в качестве учителя-дефектолога смешанной группы, которая была скомплектована из трехлетних детей: 10 дошкольников с нормальным слухом и 4 слабослышащих ребенка.

    Из опыта работы по интеграции детей с нарушенным слухом ГОУ № 1513, Москва

    Лосева Л.Л. , Теплоухова И.А. , Гиндина Е.А. , Дорофеева И.И.

    Читать

    Ключевые слова

    Из опыта работы по интеграции детей с нарушенным слухом ГОУ № 1513, Москва

    модели совместного воспитания и обучения
    специальные группы
    смешанные группы
    массовые группы
    воспитатель
    сурдопедагог
    музыкальный руководитель
    уровень психофизического и речевого развития
    результаты обучения
    Аннотация

    Из опыта работы по интеграции детей с нарушенным слухом ГОУ № 1513, Москва

    В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем развития коррекционной педагогики является расширение возможностей интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Это обусловлено, с одной стороны, демократизацией всех сторон жизни общества, а с другой - поиском оптимальных условий организации реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения в развитии.

    Интегрированное обучение детей с нарушенным слухом в специальном коррекционном детском доме. Коломна

    Медведева З.П.

    Читать

    Ключевые слова

    Интегрированное обучение детей с нарушенным слухом в специальном коррекционном детском доме. Коломна

    специальное образовательное учреждение
    массовое образовательное учреждение
    дети с нарушенным слухом
    уровень психофизического и речевого развития
    обучение общению
    психологическая готовность к интеграции
    Аннотация

    Интегрированное обучение детей с нарушенным слухом в специальном коррекционном детском доме. Коломна

    Коломенский дошкольный коррекционный детский дом для детей с нарушением слуха находится в 120 км от Москвы. Учреждение существует с 1960 года. Дети поступают к нам со всей Московской области, в первую очередь с ее Юго-восточного региона - Егорьевска, Воскресенска, Луховиц, Каширы, Озер.

    Образование учащихся с нарушением слуха в условиях массовой школы

    Соловьева Т.А.

    Читать

    Ключевые слова

    Образование учащихся с нарушением слуха в условиях массовой школы

    инклюзия
    дети с нормальным и нарушенным слухом
    сопровождение
    коррекционная помощь
    взаимодействие специалистов
    Аннотация

    Образование учащихся с нарушением слуха в условиях массовой школы

    Развитие системы ранней помощи, целенаправленная разработка разноуровневых моделей интеграции дошкольников с нарушенным слухом, открытие смешанных групп привело к тому, что появилась новая категория дошкольников с нарушением слуха. К основным ее отличительным особенностям можно отнести: близкий к возрастной норме уровень речевого и общего развития, богатый опыт общения и разных видов совместной деятельности со слышащими сверстниками. Высокий уровень дошкольной подготовки этих детей позволяет их родителям выбирать для своего ребенка массовую школу рядом с домом. Родители полагают, что и в школе их дети будут также обеспечены сурдопедагогической помощью и специальной психологической поддержкой. В реальности все складывается иначе.

    Опыт совместного обучения слабослышащих и слышащих школьников

    Васильева Т.И.

    Читать

    Ключевые слова

    Опыт совместного обучения слабослышащих и слышащих школьников

    дети с нормальным и нарушенным слухом
    специальная (коррекционная) школа
    общеобразовательная школа
    школа комбинированного вида
    специальные классы
    интегрированные классы
    совместные мероприятия и уроки
    Аннотация

    Опыт совместного обучения слабослышащих и слышащих школьников

    Исследования последних 10-15 лет показали, что наиболее комфортные условия для социальной и образовательной интеграции с учетом уровня общего и слухо-речевого развития каждого ребенка с нарушенным слухом созданы в детских садах комбинированного вида. Для дошкольников разработаны и апробированы разноуровневые модели интеграции, но они не могут быть механически перенесены на обучение школьников.

    Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении. Средняя общеобразовательная школа № 73, Челябинск

    Шевчук Л.Е.

    Читать

    Ключевые слова

    Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении. Средняя общеобразовательная школа № 73, Челябинск

    нарушения речи
    ЗПР
    умственная отсталость
    обычные классы
    интегрированные классы
    гибкие классы
    деятельность психолога и учителя дефектолога
    Аннотация

    Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении. Средняя общеобразовательная школа № 73, Челябинск

    Сегодня в России существует две формы организации обучения детей с особенностями в развитии в общеобразовательных учреждениях. Это внешняя дифференциация в форме открытия специальных (коррекционных) классов для детей с задержкой психического развития и интегрированное обучение в условиях общеобразовательного класса.

    Книжное приложение

    Статья "Дети с отклонениями в развитии и их особые образовательные потребности"
    Книга "Педагогам массового образования о детях с особыми образовательными потребностями"

    Перейти

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности