Альманах №12
04.04.2008 Дата публикации статьи: 04.04.2008
Альманах №12 · Новые исследования в приоритетных направлениях развития отечественной дефектологии
Альманах №12 · Новые исследования в приоритетных направлениях развития отечественной дефектологии

Обучение английскому языку студентов с нарушениями слуха в системе высшего гуманитарного образования (начальный курс)

Набокова Л.А. Московский педагогический государственный университет, Москва

Социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями, среди которых и лица с различной степенью поражения слуховой функции, представляет для современного общества важную гуманитарную задачу, решаемую, в том числе, средствами образования.

Владение иностранными языками, как известно, в значительной степе-ни определяет кругозор и общий культурный уровень личности. Особое место принадлежит английскому языку, ставшему по существу языком межнационального общения. Развитие и широкое распространение в последние годы компьютерных технологий, средств связи, сетевых коммуникаций (интернет) привело к тому, что знание английского языка оказывается необходимым не только для многих видов профессиональной деятельности, но в значительной мере для ориентации в современной повседневной жизни. Владение английским языком для молодых людей, входящих в жизнь, становится все более важным, влияющим на их общественный статус.

Сказанное имеет прямое отношение и к лицам с нарушениями слуха, обучающимся в вузе в специально созданных для них учебных группах и получающим высшее гуманитарное образование. Овладение английским языком становится одним из условий полноты их социальной адаптации, профессиональной востребованности.

Иностранный язык входит в перечень обязательных общеобразовательных дисциплин, установленный действующим Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Настоящее исследование направлено на выявление возможностей и особенностей усвоения студентами с нарушенным слухом иностранного языка, определение основных путей и методов их обучения английскому языку.

Таким образом, современные требования к полноте социальной адаптации лиц с нарушениями слуха и необходимость совершенствования образования, получаемого в вузе глухими и слабослышащими студентами, определяют актуальность исследования.

Обучение иностранному языку при слуховых нарушениях не может вестись путем прямого использования существующих методик, применяемых при обучении лиц, обладающих нормальным слухом. Причины этого значительно глубже, чем просто физические трудности, связанные с поте-рей либо со значительным снижением слуха. Лица с нарушениями слуха иначе, чем слышащие воспринимают речь; у них иные пути формирования словесной речи, овладения грамматическим строем языка, развития языковых обобщений. Эти факторы определяют своеобразие усвоения ими языка и, как следствие, создают необходимость разработки специальных методов обучения таких лиц английскому языку. Жестовый язык глухих в настоящем исследовании мы не рассматриваем.

При проведении исследования предполагалось, что необходимый результат в обучении глухих и слабослышащих студентов английскому языку будет получен на основе синтеза подходов, методов и приемов, используемых для обучения родному языку при нарушенном слухе, и обучения иностранному языку слышащих.

Проблемам обучения словесной речи, родному языку при нарушениях слуха посвящены многочисленные исследования и разработки. В отечественной сурдопедагогике огромную роль в создании современных научных подходов к решению этих проблем сыграли исследования Л.С. Выготского. Теоретические идеи Л.С. Выготского в научно-практическом плане были развиты его учениками и последователями Р.М. Боскис, С.А. Зыковым, Б.Д. Корсунской, А.Р. Лурия, Н.Г. Морозовой, Ф.Ф. Рау, Ж.И. Шиф и др. Большой вклад в дальнейшее теоретическое обоснование, становление и развитие современной системы обучения глухих и слабослышащих внесен такими учеными, как В.И. Бельтюков, Л.М. Быкова, А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, К.В. Комаров, К.Г. Коровин, Е.П. Кузьмичева, Л.П. Носкова, Н.Ф. Слезина, Л.И. Тигранова и др.

Современная отечественная научная школа обучения иностранным языкам представлена такими учеными, как А.А. Алхазишвили, В.Д. Аракин, В.А. Артемов, И.М. Берман, И.Н. Гез, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, З.И. Клычникова, А.А. Леонтьев, А.А. Миролюбов, Е.И. Пассов, И.В. Рахманов, С.К. Фоломкина, З.М. Цветкова, В.С. Цетлин, Л.В. Щерба и др. Теоретические и методические результаты, полученные этими учеными, опираются как на исследования лингвистического, психологического, психолингвистического направлений, так и на исследования, непосредственно направленные на формирование практических методик обучения иностранному языку.

Учеными давно проявлялся интерес к существующим взаимосвязям, между овладением родным языком при нарушенном слухе и овладением иностранным языком при нормальном слухе (Выготский Л.С., Коровин К.Г., Шиф Ж.И., Шаповал И.А. и др.). Между этими двумя процессами имеется сходство, порожденное тем, что в обоих случаях они протекают в условиях целенаправленного, специально организованного обучения языку. Такое сходство становится более полным в случае обучения иностранному языку при нарушенном слухе; это позволяет говорить о специфической преемственности процесса обучения глухого или слабослышащего студента иностранному языку по отношению к процессу овладения им родным языком. Из этой преемственности вытекают важные в методическом плане положения, используемые в настоящем исследовании.

Проблема настоящего исследования состоит в выявлении особенностей и возможностей овладения иностранным языком студентами с нарушениями слуха, определении путей и способов их обучения английскому языку.

Цель исследования состоит в определении, обосновании и реализации в учебном процессе методов, приемов, содержания начального обучения глухих и слабослышащих студентов английскому языку.

Объект исследования – овладение студентами с нарушениями слуха иностранным языком.

Предмет исследования – процесс усвоения знаний при изучении английского языка глухими и слабослышащими студентами, содержание начального курса их обучения английскому языку.

Гипотеза исследования – усвоение глухими и слабослышащими студентами начального курса английского языка будет успешным, если в процессе их обучения учитываются своеобразие овладения языком при нарушенном слухе, особенности взаимосвязи между устной и письменной речью при слуховой недостаточности, специфическая взаимосвязь между воспроизведением и восприятием устной речи, а также степень нарушения слуха у обучаемых студентов, их мотивация изучения иностранного языка.

Задачи исследования:

  • провести сравнительный анализ научных данных, составляющих научно-методические основы обучения родному языку лиц с нарушениями слуха и обучения иностранным языкам нормально слышащих; исходя из этого установить отправные положения для специального обучения глухих и слабослышащих студентов иностранному языку;
  • выявить цели и предпочтения студентов с нарушениями слуха в изучении английского языка, определяющие их мотивацию в овладении соответствующими знаниями; для студентов, изучавших английский язык до поступления в вуз, определить уровень и прочность ранее полученных знаний;
  • определить содержание начального курса английского языка для преподавания студентам с нарушенным слухом;
  • определить методы, приемы и средства обучения, разработать систему проведения занятий при преподавании начального курса английского языка студентам с нарушениями слуха; проверить их эффективность в ходе экспериментального обучения.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные положения о взаимосвязи мышления и речи, о месте и роли внутренней речи в речемыслительной деятельности, об универсальности мышления на разных языках, полисенсорной основе восприятия и компенсаторных возможностях человека при поражении отдельных анализаторов, о соотношении сознательного и интуитивно-чувствуемого при овладении языком; положения, определяющие сущность социализации личности.

Методы исследования: анализ литературных источников; констатирующий эксперимент в основном и дополняющем варианте в форме интернет-опроса; обучающий эксперимент; наблюдения, анкетирование, тестирование, контрольные срезы; количественный и качественный анализ промежуточных и окончательных результатов экспериментального обучения.

Организация исследования - исследование проводилось на протяжении 1998 – 2004 гг. на базе специальных групп студентов со слуховыми нарушениями, обучавшихся на дефектологическом факультете МПГУ. В каждом из указанных экспериментов участвовало 105 студентов с нарушениями слуха, из которых 45 глухих, 60 слабослышащих.

Научная новизна исследования:

  • впервые представлены научно обоснованные данные о возможностях и особенностях овладения иностранным языком студентами с нарушенным слухом;
  • установлены методические положения, на основании которых должно строиться обучение английскому языку глухих и слабослышащих студентов;
  • определены специальные методы, приемы и средства проведения лексикограмматической работы во взаимосвязи с работой над произносительной стороной и восприятием устной английской речи студентами с нарушениями слуха;
  • определено содержание обучения с учетом выявленных у студентов с нарушенным слухом интересов и мотивов в изучении английского языка.

Теоретическая значимость:

  • определены основополагающие подходы к обучению глухих и слабослышащих студентов иностранному языку, опирающиеся на современные теоретические представления об овладении родным языком при нарушениях слуха и овладении иностранным языком слышащими;
  • расширены теоретические представления, относящиеся к специальному обучению лиц с нарушенным слухом за счет новых данных, касающихся обучения иностранному языку глухих и слабослышащих в условиях вуза;
  • установлены роль и место методов, разработанных в сурдопедагогике, и методов обучения иностранным языкам для решения новой педагогической задачи, состоящей в обучении английскому языку студентов с нарушенным слухом; определены условия, границы и особенности их эффективного применения.

Практическая значимость. В исследовании разработаны и апробированы экспериментальная программа и система проведения занятий при преподавании английского языка студентам с поражением слуховой функции. На этой основе могут быть разработаны методические пособия для преподавателей, обучающих английскому языку студентов с нарушениями слуха, учебные пособия для студентов. Тем самым создается необходимая база для обучения студентов этой категории английскому языку в гуманитарных вузах и обеспечивается возможность включения данной дисциплины в число дисциплин, обязательных для изучения такими студентами, что соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Практическим результатом ра-боты является овладение обучавшимися по разработанной программе студентами спецгрупп МПГУ английским языком в пределах предложенного в работе начального курса.

Основные выводы:

  1. Глухие и слабослышащие студенты проявляют высокую заинтересованность в овладении английским языком. В соответствии с данными, полученными относительно приоритетности целей, преследуемых студентами в изучении языка, наибольшее внимание при обучении должно быть направлено на возможно более широкий охват лексики повседневно-бытового характера. В рамках изучения языкового материала, связанного с профессиональной деятельностью, должно быть отведено место компьютерной лексике, в частности, связанной с обращением к интернету.
  2. Значительная часть студентов (47% от общего состава) какими-либо знаниями иностранного языка при поступлении в вуз не обладают. Исходный уровень знаний студентов, изучавших язык в довузовский период, оценивается как низкий. Уровень владения грамматическими знаниями значительно ниже уровня знаний лексики. Тем не менее, из анализа данных, полученных в эксперименте, следует вывод о необходимости учета ранее полученных студентами знаний, однако из-за их неустойчивости опираться на них в последующем учебном процессе можно лишь в ограниченной степени.

В ходе методической работы и экспериментального обучения глухих и слабослышащих студентов английскому языку получены следующие результаты.

  • Установлена необходимость дифференцированного обучения студен-тов с нарушениями слуха английскому языку; предложенный подход с разделением студентов по подгруппам двух видов обеспечивает достаточную для такого обучения однородность составов формируемых подгрупп.
  • С учетом объема учебного времени, темпа овладения английским языком, доступного для данного контингента студентов, выявленных приоритетов в его изучении предложены базовый и дополнительный варианты программы начального курса английского языка, отвечающие требованиям дифференцированного обучения студентов с нарушениями слуха в под-группах разного вида.
  • Для преподавания студентам со слуховыми нарушениями начального курса английского языка разработана система проведения занятий, при реализации которой лексикограмматическая работа ведется во взаимосвязи с работой над восприятием и воспроизведением устной английской речи.
  • Количественный анализ лексикограмматических знаний, полученных студентами при экспериментальном обучении, подтверждает его эффективность. На основе качественного анализа процесса усвоения студентами английского языка, анализа их ошибок выявлены специфические закономерности и характерные различия в овладении им глухими и слабослышащими студентами.

Из результатов контрольных тестов и экзаменов, проводившихся в конце каждого полного курса обучения, следует вывод об успешности овладения студентами знаниями и умениями, предусмотренными предложенной программой обучения английскому языку.

Наиболее существенные результаты, полученные автором состоят в следующем: определена методическая база специального обучения английскому языку глухих и слабослышащих студентов; установлена необходимость дифференцированного обучения студентов со слуховыми нарушениями английскому языку, предложен подход к реализации такого обучения; разработана программа обучения английскому языку в вариантах, отвечающих требованию дифференцированного обучения студентов; экспериментально доказана возможность успешного овладения студентами с нарушенным слухом английским языком в пределах разработанного начального курса.

Представленные научно-практические результаты подтверждают правильность гипотезы, положенной в основу исследования, и правомерность вынесенных на защиту положений.

Перспектива исследования состоит в дальнейшей разработке вопросов, связанных с различными сторонами обучения иностранному языку неслышащих студентов. Среди них вопросы развития речевого слуха при изучении иностранного языка, совершенствования лексикограмматической работы за счет повышения роли самостоятельной письменной речи, при-влечения компьютерных технологий обучения, перехода к более высокому, по отношению к начальному, уровню овладения языком.

  • 1. Алхазишвили A.A. Основы овладения устной иностранной речью М.: Просвещение, 1988. - 124 с.
  • 2. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети М.: Советский спорт, 2004. -304 с.
  • 3. Выготский Л.С. Мышление и речь М.: Лабиринт, 2001. - 367 с.
  • 4. Гвинерия В.Г. Как быстро обучить английскому языку М.: Ин-т учебника Paideia, 1998. -218 с.
  • 5. Гольдберг A.M. К вопросу об овладении значением слова у глухонемых школьников // Труды научной сессии по дефектологии. М.,1958. - С. 262-270.
  • 6. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Нарушения в психофизическом развитии детей // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2002. -№ 5.
  • 7. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. М., 1966. - С. 5-26.
  • 8. Зикеев А.Г. Основные направления работы по совершенствованию лексико-семантической вариативности речи глухих старшеклассников // Дефектология. 1995. - № 2. - С. 37-44.
  • 9. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
  • 10. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку М.: Просвещение, 1977. - 200 с.
  • 11. Зыкова Т.С. Характеристика речевого развития выпускников школ для глухих детей // Дефектология. - 2000. - № 6. - С. 88-93; 2001. - № 1. - С. 86-96.
  • 12. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика - М.: Русский язык, 1992. - 254 с.
  • 13. Коровин К.Г. Дифференциальная диагностика традиции и новаторство. На примере обследования глухих и слабослышащих детей. // Дефектология. - 1997. - № 6. - С. 11-13.
  • 14. Леонтьев A.A. Проблема опоры на родной язык и типология речевых актов // Вопросы психолингвистики и преподавания русского языка как иностранного / Под ред. Леонтьева A.A., Рябовой T.B. - М., 1971. - С. 17.
  • 15. Львов М.Р. Основы теории речи М.: Academia, 2000. - 245 с.
  • 16. Малофеев H.H. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. - 1997. - № 4. - С. 3-16.
  • 17. Набокова Л.A. English для слабослышащих студентов // Высшее образование в России. - 2004.- № 1. - С. 118-121.
  • 18. Основные направления методов преподавания иностранных языков в XIX-XX вв. / С.К. Фоломкина, Н.И. Гез, И.А. Зимняя, А.Я. Шайкевич, И.В. Рахманов; под ред. Рахманова И.В. М.: Педагогика, 1972. - 317с.
  • 19. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования М.: Просвещение, 2000. - 174 с.
  • 20. Pay Ф.Ф. Устная речь глухих. М.: Педагогика, 1973. - 301с.
  • 21. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
  • 22. Соколов А.И. Внутренняя речь и мышление. М.: Просвещение, 1968. - 248 с.
  • 23. Тигранова Л.И. Исследование обучаемости слабослышащих детей // Особенности усвоения учебного материала слабослышащими детьми / под ред. Боскис P.M., Коровина К.Г. - М., 1981. - С. 145-159.
  • 24. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе.: общие вопросы методики 2-ое изд. / под ред. Рахманова М.И. - М.: Высшая школа, 1974 - 112 с.
  • 25. Яхнина Е.З. Пути совершенствования произносительной стороны устной речи глухих школьников // Дефектология. – 1994. - № 3. ; 1995. - № 1. - С. 61-65; С. 49-53.

Библиография


Набокова Л.А. Обучение английскому языку студентов с нарушениями слуха в системе высшего гуманитарного образования (начальный курс). // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №12 2008 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-12/obuchenie-anglijskomu-yazyiku-studentov-s-narusheniyami-sluxa-v-sisteme-vyisshego-gumanitarnogo-obrazovaniya-(nachalnyij-kurs) (Дата обращения: 15.10.2024)

Статьи выпуска:
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности