Альманах №20

От редакции

Этот выпуск альманаха посвящен методам и формам коррекционной помощи аутичному ребенку дошкольного возраста, разработанным О.С. Никольской и ее коллегами. Статья Е.Р. Баенской посвящена ключевому для понимания данного подхода понятию «совместно-разделенное переживание». Обсуждается развитие способности к разделенному переживанию при нормальном онтогенезе и нарушение ее формирования при аутистическом развитии. Основные и взаимодополняющие формы психологической работы с аутичным ребенком – игра, рисование и совместное чтение – являются темами отдельных материалов, в каждом из которых подробно описываются цели, задачи, и конкретные методы коррекционной помощи. Внутри каждой статьи прослеживается общая логика работы и обсуждается специфика помощи при разных вариантах синдрома. Важнейшей частью коррекции детского аутизма и расстройств аутистического спектра является специальное устройство домашнего воспитания, которое родители могут организовать при условии постоянной поддержки специалистов (статья О.С. Никольской). В отдельном материале приводятся аргументы против использования в качестве базового подхода к коррекции детского аутизма одного из бихевиоральных методов – АВА-терапии (статья М.М. Либлинг). 
Статьи выпуска:

    Разделенное переживание - путь терапии детского аутизма

    Баенская Е.Р.

    Читать

    Ключевые слова

    Разделенное переживание - путь терапии детского аутизма

    аффективное развитие при аутизме
    психологическая помощь при аутизме
    совместно разделенное переживание
    совместно разделенное переживание как основа коррекционной помощи при аутизме
    Аннотация

    Разделенное переживание - путь терапии детского аутизма

    Понятие совместно разделенного переживания вводится как ключевое для понимания логики и содержания коррекционной помощи при аутизме. Данное понятие определяет исток и основную движущую силу становления аффективной сферы при нормальном онтогенезе. Описана последовательность формирования способности к разделенному переживанию в ходе благополучного аффективного развития; анализируются проявления его дефицитарности при аутизме. Намечаются пути преодоления этой дефицитарности, обсуждаются основные формы коррекционной работы, направленной на нормализацию психического и социального развития аутичного ребенка.

    Игра в коррекции детского аутизма

    Либлинг М.М.

    Читать

    Ключевые слова

    Игра в коррекции детского аутизма

    функции игры в психологической коррекции детского аутизма
    от аутостимуляции к разделенному переживанию
    логика
    цель
    задачи коррекционной работы в игре
    Аннотация

    Игра в коррекции детского аутизма

    Игра рассматривается как базовая форма работы с аутичным ребенком дошкольного возраста, первичная по отношению к другим занятиям. Обосновывается понимание общего направления игровой коррекции при аутизме, как движения «от аутостимуляции – в сторону разделенного переживания». Описываются методы формирования разделенного переживания в игре с аутичным ребенком. Последовательно раскрывается логика игровой коррекционной работы, обсуждаются ее общие принципы, цели и задачи, решаемые на каждом этапе занятий.

    Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми

    Баенская Е.Р.

    Читать

    Ключевые слова

    Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми

    рисование с аутичным ребенком
    функции сюжетного рисования в психологической коррекции детского аутизма
    логика
    цель
    задачи коррекционной работы в совместном рисовании
    этапы и приемы коррекционной работы
    Аннотация

    Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми

    В статье рассматриваются цели и содержание сюжетного рисования, используемого в психологической коррекции раннего детского аутизма; анализируются его особенности при работе с детьми, имеющими разные варианты аутистического дизонтогенеза; описываются последовательные этапы работы и конкретные приемы использования рисунка.

    Психологическая помощь ребенку с аутизмом в процессе совместного чтения

    Никольская О.С.

    Читать

    Ключевые слова

    Психологическая помощь ребенку с аутизмом в процессе совместного чтения

    функции совместного чтения в психологической коррекции детского аутизма осмысление
    дифференциация
    организация жизненного опыта ребенка
    Аннотация

    Психологическая помощь ребенку с аутизмом в процессе совместного чтения

    Совместное чтение представлено в статье как инструмент психологической помощи ребенку с проблемами в развитии, дополняющий возможности совместной игры и рисунка. Показывается, что вовлечение аутичного ребенка в совместное чтение может продвинуть его в осмыслении, дифференциации и сюжетной организации жизненного опыта, в выделении причинно-следственной связи событий, в выстраивании собственной иерархии целей и желаний. Обсуждаются возможности совместного чтения в коррекции страхов ребенка.

    Домашнее воспитание ребенка с аутизмом

    Никольская О.С.

    Читать

    Ключевые слова

    Домашнее воспитание ребенка с аутизмом

    особенности воспитания ребенка с аутизмом
    коррекционная помощь силами близких ребенка
    эмоционально-смысловой комментарий
    Аннотация

    Домашнее воспитание ребенка с аутизмом

    В статье описаны особенности организации жизни в семье, имеющей аутичного ребенка, и раскрывается содержание специального подхода к его воспитанию, помогающего ребенку эмоционально осмыслить события жизни, развить возможности произвольного поведения и гибкость в отношениях со средой. Особое значение придается постоянному эмоционально-смысловому комментированию происходящих с ребенком событий как необходимой форме коррекционной работы.

    Десять аргументов против АВА - терапии

    Либлинг М.М.

    Читать

    Ключевые слова

    Десять аргументов против АВА - терапии

    помощь ребенку с аутизмом
    ABA терапия
    аргументы против
    Аннотация

    Десять аргументов против АВА - терапии

    В статье обосновывается мнение о неадекватности применения АВА-терапии в качестве основного метода коррекции детского аутизма. Обсуждается несоответствие поведенческих методов задаче развития ребенка, подчеркивается необходимость игровых занятий с аутичными детьми дошкольного возраста и создания специальных условий для осмысленного усвоения ими социальных и бытовых навыков.
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности