Альманах №22

От редакции

Предлагаемый выпуск альманаха содержит работы ведущих сотрудников Институт дефектологии АПН СССР середины прошлого века, создавших основы развития отечественной системы специального образования. Дефектологов в классическом понимании содержания этой специальности – педагогов, врачей, психологов, разрабатывавших комплексный (клинико-психолого-педагогический) подход к исследованиям и помощи детям с проблемами в развитии, чьи профессиональные установки сложились под непосредственным влиянием и в атмосфере развития идей Л.С. Выготского.

Публикуемые статьи являются избранными главами сборника «Основы обучения и воспитания аномальных детей», вышедшего в 1965 году. Многие термины, используемые в этих работах, в настоящее время вышли из употребления. Изменившееся отношение сообщества к детям с проблемами в развитии не позволяет нам сейчас назвать ребенка «аномальным». В современных исследованиях не используются понятия обычные для классических работ, определяющих структуру нарушения психического развития - «первичный» и «вторичный дефект», мы знаем, что у многих вызывает отторжение и само название специальности - «дефектология». Тем не менее, доверяя читателю, мы рассчитываем, что восприниматься будут не «некорректные» слова, а заключенные в них смыслы. Что читатель с самого начала поймет, что для авторов «аномальные дети», это дети с особенностями развития, которые изучаются не только с целью определения проблем и постановки диагнозов, но и, прежде всего, для выявления условий максимальной реализации компенсаторных тенденций и поиска обходных путей социализации.

Мы воспроизводим сейчас эти классические работы, поскольку с отстранением во времени в них легче опускаются вынужденные идеологические пассажи, устаревшие термины, и четче выступают гуманистические основы отечественной дефектологической школы. Работы этих авторов берегут нас от упрощенного механического понимания проблем, и без опоры на то, что сделали они, невозможно развитие современной психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Р.М. Боскис в главе «Аномальные дети» дает уникальный и совершенный пример системного подхода к пониманию особенностей развития «аномального ребенка», которые нельзя описать как выпадение отдельных способностей. Где даже степень первичного повреждения, создающего условия нарушения развития оценивается не по «абсолютным шкалам», а качественно, т.е. в соответствии с ролью в затруднении становления психических функций. Где вторичная симптоматика показывает не только возникающие трудности, но и попытки использования ребенком сохранившихся средств. Аномальное развитие рассматривается не как стабильный дефект и даже не как устойчивая структура нарушений, а как динамическое своеобразие, где причина и следствие находятся в постоянном динамическом взаимодействии. И все это не является блестящим, но отвлеченным теоретическим рассуждением, конкретизация этих идей в рассмотрении особенностей развития детей с сенсорными и речевыми нарушениями, детей с умственной отсталостью позволяет нам не только ощутить сопричастность высоким образцам психологической науки, но и лучше понять практические возможности и тонкость необходимой этим детям коррекционной помощи.

В главе «Клиническая характеристика аномальных детей» (авторы М.С. Певзнер, С.С. Ляпидевскиий Л.В. Нейман, А.И. Каплан) представлена клиническая характеристика биологических основ первопричин возникновения аномалий психического развития, так, как она сложилась к середине прошлого столетия. Она основана на анализе взаимодействия множественных факторов патогенеза, включающих этиологию, характер болезненного процесса, его локализацию, распространение и, что подчеркивают авторы, время поражения.

Используя каузально генетический метод, авторы рассматривают действие поражающих факторов в контексте процесса развития нервной системы ребенка, оценивая возможности нарушения становления функций ее высших отделов, формирования нормальных функциональных связей. В этом контексте представлены клинические формы олигофрении, различающиеся по этиологии, патогенезу и, соответственно, прогнозу особенностей нарушения психического развития ребенка, дифференцируемые с травматическим и шизофреническим слабоумием, умственной отсталостью, осложненной эпилептическим процессом. Охарактеризованы церебро-астенические состояния, описана специфика вариантов временных задержек психического развития. Подробно представлена клиника нарушений речевого развития и поражений зрительной и слуховой функций.

Статьи выпуска:

    Аномальные дети. Общее понятие

    Боскис Р.М.

    Читать

    Ключевые слова

    Аномальные дети. Общее понятие

    сложная структура развития
    анализ первичных проявлений повреждения
    динамическое взаимодействие
    первичные и вторичные симптомы
    развитие детей с сенсорными нарушениями
    интеллектуальные нарушения
    речевые нарушения
    Аннотация

    Аномальные дети. Общее понятие

    Развиваются идеи Л.С. Выготского о сложной структуре аномального онтогенеза. Понятие «аномальный ребенок» раскрывается автором с позиций развития, его динамического своеобразия, которое нельзя описать с точки зрения выпадения отдельных способностей. Повреждение рассматривается лишь как первичное условие возникновения вторичных симптомов, отражающих тенденции хода развития ребенка - возникающие трудности, компенсаторные тенденции и использование сохранившихся возможностей. Эти идеи конкретизируются в рассмотрении особенностей развития разных категорий детей – детей с сенсорными и речевыми нарушениями, с олигофренией.

    Клиническая характеристика аномальных детей

    Каплан А.И. , Нейман Л.В. , Ляпидевский С.С. , Певзнер М.С.

    Читать

    Ключевые слова

    Клиническая характеристика аномальных детей

    Клинический подход
    изучение закономерностей развития
    клиническая характеристика
    психическое развитие
    этиология
    локализация
    время поражения
    нарушение умственного
    речевого развития
    клиника поражений зрительной и слуховой функции
    Аннотация

    Клиническая характеристика аномальных детей

    Представлено значение клинического подхода в изучении закономерностей аномального развития, дается клиническая характеристика патологических факторов, определяющих биологические первопричины аномалий психического развития, особенностей исходных трудностей вне понимания которых невозможно формирование индивидуального подхода в лечебной, и психолого-педагогической коррекционной работе. Взаимодействие множественных факторов патогенеза, включающих этиологию, характер болезненного процесса, локализацию и время поражения рассматривается в контексте процесса развития нервной системы ребенка. Представлены клинические формы олигофрении, дифференцируемые с травматическим и шизофреническим слабоумием, умственной отсталостью, осложненной эпилептическим процессом, характеризуются церебро-астенические состояния, варианты временных задержек психического развития, клиника нарушений речевого развития, поражений зрительной и слуховой функций.

    Психологическое изучение основных вопросов обучения аномальных детей

    Шиф Ж.И.

    Читать

    Ключевые слова

    Психологическое изучение основных вопросов обучения аномальных детей

    Дефектология
    специальная психология
    задачи
    дисциплины
    методы
    категории детей
    общее развитие
    типичное развитие аномальных детей
    роль обучения в развитии
    компенсаторные возможности детей с умственной отсталостью
    нарушения слуха
    нарушения зрения.
    Аннотация

    Психологическое изучение основных вопросов обучения аномальных детей

    Определяется предмет и задачи и методы специальной психологии, ее направленность на поиск средств коррекционного обучения, мобилизующего компенсаторные возможности ребенка. В структуре проблем психического развития выделяются общие закономерности и типичные особенности для каждой категории аномальных детей. Трудности и возможности детей изучаются с точки зрения нарушения нормального взаимодействия ребенка со средой и в неразрывной связи с процессом коррекционного обучения. Утверждается ведущая роль обучения в развитии ребенка, необходимость коррекционной работы в зоне его ближайшего развития, показывается, что компенсаторные возможности в полной мере реализуются не в механической отработке отдельных элементарных навыков, а при формировании доступных детям форм сложной психической деятельности, расширяющих возможности их общения и взаимодействия с другими людьми.

    Речь и развитие аномальных детей

    Левина Р.Е. , Боскис Р.М.

    Читать

    Ключевые слова

    Речь и развитие аномальных детей

    отклонение речевого развития
    формирование речевой деятельности
    условия и предпосылки развития
    произносительная
    смысловая сторона речи
    нормальное развитие
    специфика
    нарушения речевого развития при нарушении слуха
    зрительного восприятия
    умственной отсталости
    артикуляционный аппарат
    фонематическое восприятие
    регуляторные процессы
    Аннотация

    Речь и развитие аномальных детей

    Показано, что системный характер речевой деятельности требует изучения условий становления сложного взаимодействие различных компонентов языка в норме, и что это особенно важно для понимания закономерностей аномального развития. Прослежена зависимость становления произносительной стороны речи от возможностей слухового и речедвигательного анализаторов; также как овладение лексикой и грамматическим строем речи от развития предметного восприятия и полноценности аналитико-синтетических процессов. Представлена специфика нарушения произносительной и смысловой стороны речи при недостатках слуховой функции у глухих и слабослышащих детей; особенности речевого развития, связанные с нарушением функции зрительного восприятия, с умственной отсталостью. Описаны проблемы речевого развития, связанные с нарушениями артикуляционного аппарата и фонематического восприятия, гностической функции слухового восприятия, с особенностями регуляторных процессов.

    Педагогическое изучение аномальных детей

    Манжуло И.Н. , Лебедева А.Л. , Стадненко Н.М. , Гольдберг А.И.

    Читать

    Ключевые слова

    Педагогическое изучение аномальных детей

    задачи
    возможности
    методы
    педагогическое обследование
    интерпретация
    комплексное взаимодействие
    нарушение развития
    первичные нарушения
    вторичные проявления
    оценка актуальных достижений
    перспектива развития
    требования к организации педагогического обследования
    подбор условий обучения
    методы коррекционного воздействия
    Аннотация

    Педагогическое изучение аномальных детей

    Представлены задачи и методы педагогического обследования аномального ребенка, необходимость педагогической оценки влияния первичного дефекта, а также выявления и интерпретации комплексного характера взаимодействия первичных и вторичных проявлений, порождающих комбинации, определяющие внутри различных категорий аномальных детей значительное своеобразие развития каждого ребенка. Показана важность оценки актуальных достижений и перспектив развития, выявляющихся в зоне ближайшего развития ребенка для подбора адекватных условий обучения и методов коррекционного воздействия. Определены требования к организации педагогического обследования, позволяющие разграничить возрастные, общие для данной категории детей и индивидуальные особенности, оценить методы педагогического воздействия.

    Исследования, опередившие время или о связи теории и практики

    Малофеев Н.Н.

    Читать

    Ключевые слова

    Исследования, опередившие время или о связи теории и практики

    научная школа
    теория
    практика
    специальное обучение
    дефектология
    научные основы
    принципы построения специальных учреждений
    практика развития
    дифференцированная система специального образования
    Аннотация

    Исследования, опередившие время или о связи теории и практики

    Анализируется содержание монографии «Основы обучения и воспитания аномальных детей», вышедшей под общей редакцией А.И. Дьячкова в 1962 году и представляющей результаты исследований предыдущих десятилетий, являющихся «золотым веком» отечественной дефектологии. Рассматриваются клинические, психофизиологические, психологические, педагогических работы исследователей, развивающих взгляды Л.С. Выготского на развитие, обучение и воспитание аномального ребенка. Показано, что к середине 60-х годов прошлого века наша страна обладала обоснованной и экспериментально проверенной теорией обучения и воспитания детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, и трудности становления дифференцированной системы специального образования не были связаны с отсутствием научных основ ее развития. Заключается, что плодотворное развитие научной мысли – важное, но не определяющее условие развития практики помощи детям с особыми образовательными потребностями. Указывается, что для реализации накопленных достижений отечественной специальной психологии и педагогики в настоящее время, так же, как и в советский период необходимо формирование социального запроса на освоение наследия культурно-исторической дефектологии, но это все еще дело будущего.
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности