Выпуски

Дети с черепно-мозговой травмой. Междисциплинарная команда специалистов в реабилитации: взаимодействие медиков, педагогов и психологов

Альманах №25 · Выпуск первый · 2016 год

Альманах №25. Дети с черепно-мозговой травмой. Междисциплинарная команда специалистов в реабилитации: взаимодействие медиков, педагогов и психологов
Современная медицина располагает колоссальными возможностями в оказании помощи пациентам с ЧМТ: от хирургических и лечебных до психолого-педагогических. И, если ранее только врач пытался разобраться в тонкостях работы поврежденного мозга и связанных с этим последствиями, то сегодня целая команда специалистов: медиков, психологов, педагогов по крупицам восстанавливает возможности пациента, опираясь на потенциал его психической активности во взаимодействии с ближайшим окружением.

Черепно-мозговая травма у детей: социально-эпидемиологические особенности и качество жизни

Валиуллина С.А.
В статье представлены эпидемиологические данные о черепно-мозговой травме (ЧМТ), социально-эпидемиологические особенности черепно-мозговой травмы у детей в г. Москве (на примере НИИ НДХ и Т). Показано, что Москва является регионом с высокой заболеваемостью и низкой смертностью по детской ЧМТ. Дается социально-демографический портрет ребенка с ЧМТ как важный инструмент в решении проблемы черепно-мозгового травматизма в целом. Рассматривается показатель качества жизни детей с ЧМТ, основанный на субъективной оценке физического, психологического и социального благополучия.
Ключевые слова

Черепно-мозговая травма у детей: социально-эпидемиологические особенности и качество жизни

черепно-мозговая травма
эпидемиология
качество жизни при ЧМТ
неотложная медицинская помощь
реабилитация
восстановление
госпитальный этап

Ранняя нейрореабилитация детей с тяжелой черепно-мозговой травмой

Валиуллина С.А. , Семёнова Ж.Б. , Мамонтова Н.А.
Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является одной из основных причин возникновения тяжелых неврологических и психических расстройств у детей, требующих длительного лечения и реабилитации. Ежегодно в России получают травму головы более 270 тыс. детей, более 100 тыс. госпитализируются, 1,5 тысяч погибают, более 5 тысяч становятся инвалидами. Улучшение качества диагностики, совершенствование реанимационных мероприятий, внедрение методов малотравматичной нейрохирургии увеличивают долю пациентов, выживших после тяжелых травм головы, что заставляет максимально уделить внимание прогнозированию исхода, и оптимизировать ранние подходы к реабилитации детей с тяжёлой ЧМТ.
Ключевые слова

Ранняя нейрореабилитация детей с тяжелой черепно-мозговой травмой

черепно-мозговая травма
последствия ЧМТ
ранняя нейрореабилитация детей с ЧМТ
программа реабилитации

Дети с тяжелой черепно-мозговой травмой …или один день в стационаре

Закрепина А.В.
Публикуются дневниковые записи о работе педагога-дефектолога в стационаре, в котором лечатся и реабилитируются дети с тяжелой черепно-мозговой травмой. Чтобы читателю было легче понять специфику работы предлагаются нескольких клинических случаев с краткими сведениями о детях (до травмы) и описание конкретных приемов с объяснением смысла их использования в процессе налаживания доступного ребенку взаимодействия со взрослым. Статья будет полезна не только специалистам. Понимание другого и возможность посильной помощи в трудной жизненной ситуации - это момент истины для любого человека.
Ключевые слова

Дети с тяжелой черепно-мозговой травмой …или один день в стационаре

дети с тяжелой черепно-мозговой травмой
дети с ЧМТ
реабилитация
восстановление
коррекционное обучение
взаимодействие ребенка и взрослого
коррекционные приемы

Ранний этап педагогической работы с близкими ребенка, перенесшего тяжелую травму мозга (из опыта работы педагога-дефектолога)

Браткова М.В.
В статье представлен опыт педагогической помощи детям, имеющим нейрохирургическую патологию (постнатальные мозговые инфекции, травмы, интоксикации, энцефалопатии). Автор касается начального этапа работы, подробно описывая взаимодействие специалиста-дефектолога с родителями и приводит его конкретный пример.
Ключевые слова

Ранний этап педагогической работы с близкими ребенка, перенесшего тяжелую травму мозга (из опыта работы педагога-дефектолога)

педагогические технологии
дети младенческого и раннего возраста
стационар
педагог-дефектолог
комплексный подход
перинатальная патология
гидроцефалия
нейрохирургическая патология
родители.

Особенности афатических расстройств у детей и подростков с черепно-мозговой травмой

Визель Т.Г. , Тютюкина А.И. , Борисова Н.В.
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся проявления афазии у детей и подростков с черепно- мозговой травмой. Рассматриваются сходства и различия афатических проявлений у детей и взрослых. Приводится клинический пример логопедической работы с пациентом 4 лет.
Ключевые слова

Особенности афатических расстройств у детей и подростков с черепно-мозговой травмой

дети с тяжелой черепно-мозговой травмой
ТЧМТ у детей
дети с речевыми нарушениями
афазии у детей

Этапы нейропсихологического сопровождения детей в раннем периоде восстановления после тяжелой черепно-мозговой травмы

Фуфаева Е.В.
Статья посвящена роли нейропсихолога в процессе восстановления детей после тяжелой черепно-мозговой травмы. Задача нейропсихологического сопровождения пациентазависят от течения нейротравмы, уровня восстановления психической деятельности и реабилитационных целей при интердисциплинарной форме работы с пациентом. В статье рассматриваются основные особенности нейропсихологического сопровождения на каждом этапе восстановления психической деятельности детей после тяжелой черепно-мозговой травмы.
Ключевые слова

Этапы нейропсихологического сопровождения детей в раннем периоде восстановления после тяжелой черепно-мозговой травмы

дети с ЧМТ
тяжелая черепно-мозговая травма
нейропсихологическая диагностика и реабилитация

Психологический взгляд на взаимодействие «Родитель–Врач» на ранних этапах восстановления детей при тяжелой инвалидизации

Лукьянов В.И. , Львова Е.А. , Быкова В.И.
В статье представлены данные психологического исследования, посвященного изучению контингента взрослых (в том числе родителей), ухаживающих за ребенком с черепно –мозговой травмой в стационаре во время курса реабилитации. Дается анализ участия и конфликтности родителей в ситуации травм, описаны разные формы общения близких ребенку взрослых со специалистами, обозначены риски взаимодействия всех участников реабилитации ребенка.
Ключевые слова

Психологический взгляд на взаимодействие «Родитель–Врач» на ранних этапах восстановления детей при тяжелой инвалидизации

дети с ЧМТ
тяжелая травма головного мозга
глубокие измененные состояния сознания
методы реабилитации пациентов в сниженном сознании
взаимодействие

Психолого-психиатрическая помощь детям с тяжелой позвоночно-спинномозговой травмой

Сиднева Ю.Г. , Львова Е.А.
В статье показано, что восстановление после тяжелой позвоночно-спинномозговой травмы имеет свои особенности у детей. Совместное психолого-психиатрическое сопровождение детей на раннем этапе реабилитации позволит вовремя провести дифференцированную оценку эмоционально-мотивационных расстройств с выработкой тактики ведения, сопровождения и лечения пациентов после нейротравмы.
Ключевые слова

Психолого-психиатрическая помощь детям с тяжелой позвоночно-спинномозговой травмой

Позвоночно-спинномозговая травма
реабилитация
психологическая помощь
депрессия
тревога
снижение мотиваций
лечение
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности