В этом выпуске Альманаха объединены работы современных исследователей, психологов и педагогов, принадлежащих отечественной школе дефектологии. Это научно-методические разработки, затребованные практикой и адресованные самым разным категориям детей. Общей для всех них является научная основа - следование традициям культурно исторического подхода, понимание системности в развитии психических функций и необходимости рассмотрения их становления во взаимодействиеи ребенка с другими людьми. Представленные исследования принадлежат ключевым направлениям развития отечественной дефектологии, отвечающим приоритетным запросам современного общества.
Стремление современного сообщества максимально использовать возможности социального развития каждого ребенка ставит для дефектологии задачи разработки методов специальной помощи детям, ранее не входившим в ее сферу влияния. Теперь в нее включаются гораздо более широкий круг детей, с одной стороны, - группы риска, с другой – дети с наиболее глубокими нарушениями развития; т.е. те, кому в связи с тяжестью состояния ранее предлагались только уход и медицинская помощь. Из сферы медицинской помощи в дефектологическую переходят и дети, проблемы социализации которых раньше связывались исключительно с психическим заболеванием, а не с нарушением развития. Для большинства из них наиболее востребованным направлением помощи в настоящее время тоже становится психолого-педагогическая коррекционная работа. Именно поэтому в Альманах включены исследования дефектологов, посвященные и детям, воспитывающимся в доме ребенка, детям с множественными и тяжелыми нарушениями развития, детям с расстройствами аутистического спектра.
Важно отметить, что сообщество в настоящее время ждет от дефектологов разработку эффективных средств не просто коррекции, а профилактики нарушений психического и социального развития. Перед специалистами ставится задача предотвратить угрозу инвалидизации или, по крайней мере, избежать формирования наиболее тяжелых вариантов социальной дезадаптации ребенка. Понятно, что это определяет обращение дефектологических исследований ко все более ранним этапам жизни детей, когда найденный «обходной путь» позволяет избежать возникновения вторичных проблем и максимально использовать потенциал психического и социального развития ребенка. В связи с особой актуальностью подобных исследований статьи, представленные в этом выпуске, в своем большинстве представляют научно-методические разработки оказания специальной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с разными проблемами в развитии.
Обращение к раннему возрасту определяется значимостью еще одного направления современных дефектологических исследований – изучения и формирования условий семейного воспитания, позволяющих малышу с особыми образовательными потребностями оптимально реализовать потенциал своего развития. В центр внимания исследователя в настоящее время выходит не ребенок в специальном детском учреждении или на индивидуальном занятии со специалистом, а особенности и возможности коррекционного взаимодействия с ним в домашнем воспитании. Актуальным становится поиск и создание оптимальных условий взаимодействия матери и ребенка, ребенка с кругом всех его близких. Коррекционные воздействия специалиста направляются на формирование этого процесса, средством становится не только непосредственное обучение близких в общих занятиях с ребенком, но и распространяющаяся практика совместного анализа видеозаписей домашней жизни ребенка, повышающего их компетентность и умения. Практически все работы, вошедшие в этот выпуск и решающие задачи психолого-педагогической помощи детям с разными проблемами в развитии принадлежат этому направлению дефектологических исследований.
Поиск ресурсов коррекционной помощи маленькому ребенку с трудностями психического развития обуславливает особое внимание современных дефектологов к идее Л.С. Выготского о значимости изначально возникающей общности младенца и матери - «пра-мы», служащей основой и исходным пунктом дальнейшего развития сознания ребенка. В связи с этим стимулируются дефектологические исследования, направленные на изучение причин трудностей и отклонений на ранних этапах установления эмоционального контакта ребенка с близкими, развития личностно ориентированных форм общения. Идет поиск условий дающих ребенку возможность развиваться в эмоциональной общности с близкими, в совместном восприятии и переживании происходящего, т.е поиск средств помощи ему в переработке и осмысленном упорядочивании впечатлений, позволяющей стать более активным, компетентным и успешным в психическом и социальном развитии. Этому направлению принадлежат представленные здесь работы по коррекционному воспитанию младенцев-сирот в специальном доме ребенка, детей раннего возраста с сенсорными нарушениями, детей с расстройствами аутистического спектра.
Плодотворность методологических основ отечественной дефектологии со всей очевидностью открывается в реализации принципиально новых возможностей, открывающиеся с развитием новых медицинских технологий. Так, в работе А.И. Сатаевой «Работа сурдопедагога после КИ», представленной в этом выпуске, со всей очевидностью доказывается, что эффект высокотехнологической операции кохлеарной имплантации зависит от выбора подхода к сурдопедагогической помощи в послеоперационный период. И именно опора на традиционное понимание единства закономерностей обычного и затрудненного психического развития открывает возможность в полной мере реализовать возникшую у ребенка способность слышать. Показывается, что технология сурдопедагогической помощи должна быть основана не на прямой тренировке слуховой функции, а на помощи ребенку в переходе на нормальный путь слухоречевого развития в поэтапной перестройке на новой полноценной сенсорной основе, его эмоционального взаимодействия с близкими.
Представленные далее исследования выполнены в русле традиции отечественной дефектологии, отвечают современным запросам социума, и, что немаловажно, четко практически ориентированы. Особую ценность представляет то, что в них включены конкретные примеры и видео записи коррекционной работы. При единстве теоретических основ в этих работах выделяются разные акценты и показывают множественные возможности их плодотворного развития.
Исследование Т.П. Кудриной «Особенности взаимодействия матери и слепого недоношенного младенца» определяет условия организации полноценного общения, не допускающего формирование вторичных отклонений в развитии на самых ранних этапах онтогенеза. Показывается, что, как и для зрячего, для слепого младенца восприятие лица матери является запускающим механизмом эмоционального контакта. Оптимальным для развития общения и взаимодействия определяется тесный контакт, при котором слепой младенец сможет всеми сохранными органами чувств максимально полно воспринимать лицо матери. Выделяется соответствующие характеристики временно-пространственной организации коммуникации и стиля общения, позволяющей маме инициировать и поддерживать развивающее эмоциональное взаимодействие с ребенком.
В статье Г.Ю. Одиноковой «Феномены общения ребенка раннего возраста с синдромом Дауна» с позиции деятельностного подхода и отечественной концепции генезиса общения с равноценным вниманием к характеристикам действий матери и ребенка исследуется специфика общения детей раннего возраста с синдромом Дауна. С целью разработки комплекса педагогических мероприятий по преодолению неблагополучия в развитии общения матери и ребенка выделены и проанализированы признаки его развития и нарушения. Показывается, что налаживание общения в паре мать-ребенок требует создания условий для развития у ребенка потребности в общении, и что усилия должны быть направлены не только на формирование коммуникативных умений, но и на развитие предметной деятельности, как и ресурсов эмоционально-личностного общения.
В работах И.А. Выродовой «Особенности взаимодействия в диаде «воспитатель-младенец с синдромом Дауна» и «Развивающее взаимодействие: опыт работы в доме ребенка» автор обращает нас к проблеме дефицита личностно ориентированного взаимодействия с детьми, воспитывающимися в условиях материнской депривации. Указывается, что в наибольшей степени его, как правило, испытывают сироты с особенностями психического развития, фактически лишенные общения со взрослыми, хотя для реализации своего потенциала развития именно они нуждаются в дополнительной социально-эмоциональной стимуляции. Чем глубже отставание в психическом развитии малыша, тем чаще воспитатели взаимодействуют с ним всего лишь как с объектом ухода, называются причины, по которым это происходит. Показывается, что уход за малышом в доме ребенка, принципиально не может быть отделен от процесса эмоционального общения, поскольку именно в процессе ухода, формируется чувство надежности и стабильности в отношениях, развивается совместное эмоциональное переживание. Даются конкретные рекомендации налаживания эмоционального взаимодействия с ребенком в ситуации кормления, личностно ориентированного общения в процессе игровых занятий.
В статье И.С. Константиновой «Возможности музыкального занятия в коррекционной работе с детьми, имеющими сложные нарушения развития» представлена продуктивная работа нейропсихолога, ведущаяся с детьми с сенсомоторной алалией в форме специального музыкального занятия. Традиции отечественной дефектологии реализуются здесь в системном подходе к пониманию трудностей психического развития таких детей, в основе которого лежат работы А.Р. Лурии. Системность отличает и разработку авторского коррекционного подхода, где основной упор тоже делается не на отработке отдельных речевых навыков. Показано, что с развитием ритмичности движений на музыкальных занятиях у ребенка происходят положительные изменения и в состоянии импрессивной и экспрессивной речи, которые ранее не были достигнуты на традиционных логопедических занятиях по развитию слухового внимания, фонематического слуха, артикуляционного аппарата. Обращает внимание, что точная коррекционная работа и здесь строится в эмоционально осмысленном взаимодействии, доставляющем удовольствие ребенку и взрослому: в общем удовольствии движения под музыку и «музицирования» на подобранных к его возможностям музыкальных инструментах.
В работах О.С. Никольской «Эмоционально-смысловой подход в коррекции расстройств аутистического спектра» и О.С. Аршатской, О.С. Никольской «Начальный период психологической помощи ребенку с аутизмом: от стереотипной аутостимуляции к совместной игре» обсуждаются особенности психического развития при аутизме, которые связываются авторами прежде всего с проблемами формирования аффективной сферы, блокирующими когнитивное и социальное развитие ребенка. Показывается, что ресурсом нормализации развития ребенка с аутизмом является установление и развитие его эмоциональной общности с близкими людьми. Установление эмоционального контакта, открывает возможность вовлечения ребенка во взаимодействие и совместно-разделенное переживание происходящего, что позволяет ему осмыслить и организовать свой жизненный опыт, стать более устойчивым, активным и свободным в контактах с миром. Описывается начальный период психологической коррекционной работы, показывается, как происходит установление и развитие первых форм эмоционального контакта. Описывается как присоединение специалиста к стереотипным действия ребенка с аутизмом, при разделении и эмоциональном осмыслении им общих впечатлений, может помочь в вовлечении его в совместную игру.