Альманах №27

От редакции

Этот номер Альманаха посвящен научным достижениям в сфере комплексной профилактической помощи детям раннего возраста с перинатальной патологией в условиях педиатрической практики. Основы развития такого подхода к реабилитации детского здоровья были заложены в России еще в конце XVIII – начале XIX вв. при создании Московского Воспитательного дома для детей-сирот, открытого в 1763 году. Это заведение стало первым государственным учреждением, определившим необходимость создания целостного подхода к социальному воспитанию и физическому развитию детей. В представленном выпуске рассматриваются эффективный современный опыт комплексной работы врачей и педагогов в педиатрической практике восстановления здоровья и коррекционного воспитания младенцев с перинатальной патологией.

Необходимость обращения специалистов к развитию методов комплексной медико-педагогической абилитации детей раннего возраста не вызывает сомнения. Известно, что ранний возраст является первостепенным этапом онтогенеза и потери возможностей абилитации психофизического потенциала развития ребенка в этом возрастном периоде не восполняются никогда. Именно в это время использование высоких адаптационных резервов организма, максимальной онтогенетической нейропластичности мозга ребенка позволяют запустить механизмы компенсации и регенерации, найти обходные пути психического развития, предупреждающие развитие вторичных нарушений и инвалидизацию ребенка.

Наиболее частой причиной нарушения процессов физиологического онтогенеза является неблагополучное течение беременности. Основным следствием этих перинатальных нарушений являются гипоксически-ишемические повреждения головного мозга, создающие предпосылки нарушения психофизического развития ребенка. Своевременное начало реабилитации/абилитации с использованием в педиатрической практике современных медицинских и психолого-педагогических стратегий, включающих в себя фармакологическую терапию и специальное рациональное вскармливание, разработку индивидуальных профилактических адаптивных программ педагогической помощи обеспечивают возможность сохранения жизни детей раннего возраста с перинатальной патологией, восстанавливают работу их организма, снижают тяжесть социальных последствий нарушения здоровья.

Статьи выпуска:

    Несколько слов в предисловии

    Намазова-Баранова Л.С.

    Читать

    Ключевые слова

    Несколько слов в предисловии

    неонатология
    церебральная ишемия
    бронхолегочная дисплазия
    нервно-психическое развитие
    последствия перинатальной патологии
    Аннотация

    Несколько слов в предисловии

    В предисловии делается акцент на современных возможностях реабилитации детей с последствиями перинатальной патологии в условиях педиатрической практики

    Комплексная реабилитация детей первого года жизни с последствиями перинатальной патологии: взгляд неонатолога

    Павлюкова Е.В. , Яцык Г.В. , Давыдова И.В.

    Читать

    Ключевые слова

    Комплексная реабилитация детей первого года жизни с последствиями перинатальной патологии: взгляд неонатолога

    неонатология
    церебральная ишемия
    бронхолегочная дисплазия
    нервно-психическое развитие
    последствия перинатальной патологии
    Аннотация

    Комплексная реабилитация детей первого года жизни с последствиями перинатальной патологии: взгляд неонатолога

    В статье представлены результаты ретроспективной оценки и пролонгированного наблюдения за состоянием здоровья, физическим и психическим развитием детей с экстремально низкой (ЭНМТ) и очень низкой массой тела (ОНМТ). Описана структура нарушений здоровья, возможные исходы неврологической патологии, опыт реализации и результаты мультидисциплинарного ведения детей на первом году жизни в условиях педиатрической практики.

    Развитие движений у детей с перинатальной патологией с помощью современных методов физического воздействия

    Мамедъяров А.М. , Христочевский А.Д. , Поляков С.Д. , Намазова-Баранова Л.С. , Лупандина-Болотова Г.С.

    Читать

    Ключевые слова

    Развитие движений у детей с перинатальной патологией с помощью современных методов физического воздействия

    физическая реабилитация
    немедикаментозные виды лечения
    онтогенез движений
    дети раннего возраста
    нарушения мышечного тонуса
    Аннотация

    Развитие движений у детей с перинатальной патологией с помощью современных методов физического воздействия

    В статье представлено определение физической реабилитации, даны пояснения к основным терминам, характеристика новых методов и порядок их применения в соответствии с возрастом ребенка, тяжестью перинатальной патологии и целью физической реабилитации.

    Роль грудного вскармливания в реабилитации ребенка с последствиями перинатальной патологии

    Беляева И.А. , Яцык Г.В. , Боровик Т.Э. , Лукоянова О.Л.

    Читать

    Ключевые слова

    Роль грудного вскармливания в реабилитации ребенка с последствиями перинатальной патологии

    новорожденные
    грудное вскармливание
    психология материнства
    питание больного ребенка
    нутритивный статус
    Аннотация

    Роль грудного вскармливания в реабилитации ребенка с последствиями перинатальной патологии

    Рациональное полноценное вскармливание недоношенных детей на всех этапах их выхаживания возможно лишь при наличии физиологически обоснованных знаний о функционировании желудочно-кишечного тракта незрелого ребенка и его потребностях в питательных веществах и энергии. Современные возможности решения этой задачи и дифференцированный подход к вскармливанию недоношенных детей с учетом степени зрелости, возраста и сопутствующей патологии представлен в статье.

    Особенности адаптации женщин к ситуации пребывания с недоношенным ребенком в стационаре второго этапа выхаживания

    Беляева И.А. , Лазуренко С.Б. , Ртищева М.С.

    Читать

    Ключевые слова

    Особенности адаптации женщин к ситуации пребывания с недоношенным ребенком в стационаре второго этапа выхаживания

    психологическое состояние матери
    недоношенный ребенок
    детско-родительские отношения
    выхаживание новорожденных
    медицинский стационар
    адаптация к трудной жизненной ситуации
    Аннотация

    Особенности адаптации женщин к ситуации пребывания с недоношенным ребенком в стационаре второго этапа выхаживания

    В статье рассматриваются проблемы адаптации матерей к ситуации пребывания в стационаре с недоношенным новорожденным, которые определяются индивидуальным соотношением таких факторов как активность и гибкость, а также параметров психоэмоционального состояния. Описаны 4-е группы матерей, дана психологическая характеристика поведения матерей каждой из групп, цель, направления и форма психологической помощи.

    Психолого-педагогическое обследование недоношенных младенцев с перинатальной патологией ЦНС: проблемы и пути решения

    Кузиванова А.А. , Скляднева В.М. , Акимова Е.А.

    Читать

    Ключевые слова

    Психолого-педагогическое обследование недоношенных младенцев с перинатальной патологией ЦНС: проблемы и пути решения

    новорожденные с экстремально низкой и очень низкой массой тела
    психолого-педагогическая диагностика
    нарушения нервно-психического развития
    функциональные возможности анализаторов
    ранняя коррекционно-педагогическая помощь
    Аннотация

    Психолого-педагогическое обследование недоношенных младенцев с перинатальной патологией ЦНС: проблемы и пути решения

    В статье рассматривается проблема диагностики психической активности недоношенных детей первых месяцев жизни, рожденных с очень низкой и экстремально низкой массой тела, представлена технология психолого-педагогического обследования в условиях педиатрической практики, позволяющая оценить функциональные возможности анализаторов и психической активности незрелых младенцев, подробно описана процедура обследования и его результаты, подведены итоги в виде рекомендаций по осуществлению индивидуальной педагогической работы.

    Динамика психического развития младенцев с перинатальной патологией как ориентир для построения индивидуальной программы коррекционно-педагогической помощи

    Стребелева Е.А. , Лазуренко С.Б.

    Читать

    Ключевые слова

    Динамика психического развития младенцев с перинатальной патологией как ориентир для построения индивидуальной программы коррекционно-педагогической помощи

    перинатальная патология
    нарушения развития
    коррекционно-педагогическая помощь
    индивидуальная программа реабилитации
    дети раннего возраста
    варианты психического развития
    Аннотация

    Динамика психического развития младенцев с перинатальной патологией как ориентир для построения индивидуальной программы коррекционно-педагогической помощи

    В статье изложена информация о качественном своеобразии формирования психики у детей на первом году жизни, механизмах и факторах, определяющих и влияющих на этот процесс, прослежена и показана закономерная последовательность становления центральных психологических достижений возраста у детей и возможность их появления в более позднем онтогенезе. Пролонгированное наблюдение за динамикой психического развития детей установило, что в течение первых 12 месяцев психическое развитие детей может реализовываться по одному из 4-х вариантов: нормальному, задержанному, медленному или крайне медленному.

    Организация и результаты раннего коррекционно-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми сочетанными нарушениями развития

    Павлова Н.Н.

    Читать

    Ключевые слова

    Организация и результаты раннего коррекционно-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми сочетанными нарушениями развития

    заболевания нервной системы
    нервно-психическое развитие
    индивидуальная коррекционно-педагогическая помощь
    комплексная реабилитация
    дети раннего возраста
    Аннотация

    Организация и результаты раннего коррекционно-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми сочетанными нарушениями развития

    В статье на примере клинического случая описана последовательность комплексной реабилитационной программы в стационаре, где проходят лечение дети с тяжелыми поражениями ЦНС. Раскрывается содержание и организация педагогической работы на каждом этапе реабилитации. Автор показывает динамику в психическом развитии ребенка с тяжелой сочетанной неврологической патологией, сопоставляет ее с изменением в неврологическом и соматическом состоянии.
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности