Выпуски

Развитие культурно-исторической традиции в специальной психологии и коррекционной педагогике

Альманах № 39 · Выпуск третий · 2019 год

Альманах № 39. Развитие культурно-исторической традиции в специальной психологии и коррекционной педагогике
Третий выпуск Альманаха, посвященный развитию традиций отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики, в котором рассматриваются положения культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, на которых базируется современная культурно-историческая традиция в отечественной дефектологии.

К психологии и педагогике детской дефективности

Выготский Л.С.
Основополагающая статья Л.С. Выготского, в которой с позиций культурно-исторической психологии рассматриваются причины нарушений в развитии, механизмы симптомообразования, компенсации и сверхкомпенсации, принципы обучения слепых, глухих и умственно отсталых детей. Обосновывается представление о социальной природе аномального развития, формулируются основы теории социальной компенсации, анализируются недостатки современных Л.С. Выготскому школ для слепых, глухих и умственно отсталых детей, обосновывается необходимость их кардинальной перестройки
Ключевые слова

К психологии и педагогике детской дефективности

специальная педагогика
тифлопедагогика
тифлопсихология
сурдопедагогика
сурдопсихология
олигофренопедагогика
теория компенсации и сверхкомпенации
первичный дефект
вторичный дефект
социальный вывих

Дефектология и психология

Лурия А.Р.
Статья выдающегося отечественного психолога посвящена проблеме компенсации и сверхкомпенсации дефекта – одной из центральных проблем как классической дефектологии, так и современных специальной психологии и коррекционной педагогики. В статье представлены и объяснены с позиций культурно исторической психологии Л.С. Выготского основные феномены компенсации дефекта при слепоте, глухоте, слепоглухоте, ряде физических дефектов и особенностей человека
Ключевые слова

Дефектология и психология

компенсация и сверхкомпенсация
теория Л.С. Выготского
психологические системы
тифлопсихология
сурдопсихология
психология моды
психология протезирования
шрифт Брайля
дактилология

Культурно-историческая традиция в специальной психологии

Гончарова Е.Л.
В статье рассматриваются положения культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, на которых базируется современная культурно-историческая традиция в отечественной дефектологии. Рассматриваются вклад и судьба идей Л.С. Выготского в становление и развитие специальной психологии и педагогики на различных этапах развития отечественной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова

Культурно-историческая традиция в специальной психологии

дефектология
специальная психология
Л.С. Выготский
специальное и инклюзивное образование
дети с особыми образовательными потребностями
дети с ограниченными возможностями здоровья
теория социальной компенсации
первичные и вторичные нарушения
обходные пути в развитии и обучении
психолого-педагогическое сопровождение

Развитие культурно-исторической традиции в коррекционной педагогике

Кукушкина О.И.
Впервые рассматривается становление и развитие культурно-исторической традиции в отечественной коррекционной педагогике. Представлены современные исследования, развивающие культурно-историческую традицию (1992-2019 гг.) в коррекционной педагогике, их вклад в развитие системы специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова

Развитие культурно-исторической традиции в коррекционной педагогике

Л.С. Выготский
культурно-историческая традиция
коррекционная педагогика
дети с ОВЗ
специальное образование
инклюзивное образование
обучение и развитие
обходные пути обучения
специальная дидактика
особые образовательные потребности

Дети с особыми образовательными потребностями в системе понятий культурно-исторической психологии

Кукушкина О.И. , Никольская О.С. , Гончарова Е.Л.
Статья раскрывает историческое значение термина «ребенок с особыми образовательными потребностями», показывает связь его содержания с представлениями о социальной природе нарушений в развитии у детей и теорией социальной компенсации Л.С. Выготского, рассматривает современное понимание и перспективы развития категории «дети с особыми образовательными потребностями» в отечественной специальной психологии и коррекционной педагогике
Ключевые слова

Дети с особыми образовательными потребностями в системе понятий культурно-исторической психологии

Дети с ограниченными возможностями здоровья
дети с нарушениями в развитии»
Children with Special Needs»
Л.С. Выготский
коррекционная педагогика и специальная психология
специальное и инклюзивное образование
варианты развития
аутизм
особые образовательные потребности аутичных детей

Эмоционально-смысловой подход в психологической помощи детям с аутизмом

Баенская Е.Р. , Никольская О.С.
В статье представлены основы эмоционально-смыслового подхода к психологической коррекции детского аутизма, целью которого является максимально возможная нормализация психического развития ребенка. Как ведущее в формировании детского аутизма рассматривается нарушение развития аффективной сферы, препятствующее становлению активных и осмысленных отношений ребенка с окружением. Раскрыто понимание детского аутизма как искаженного психического развития. Показывается, что основным условием продвижения ребенка с аутизмом в психическом и социальном развитии является вовлечение его в эмоциональный контакт с близкими взрослыми, в совместно-разделенное переживание и осмысление происходящего. Описаны последовательные шаги коррекционной работы.
Ключевые слова

Эмоционально-смысловой подход в психологической помощи детям с аутизмом

детский аутизм
нарушение развития аффективной сферы
искаженное психическое развитие
эмоционально-смысловой подход к коррекции детского аутизма
совместно-разделенное переживание

Презумпция социальности при анализе причин нарушений детского развития

Суворов А.В.
В статье рассматриваются разные подходы к определению причин трудностей и нарушений детского развития. Предлагается разграничить нарушения органов или систем и нарушения развития личности как имеющих принципиально разные причины. В отношении нарушений личностного развития ребенка предлагается использовать принцип «презумпции социальности» и искать их причины в социальной ситуации развития ребенка. Это классическое положение, базирующееся на традициях культурно-исторической психологии и философии, иллюстрируется яркими примерами развития и обучения слепоглухих детей
Ключевые слова

Презумпция социальности при анализе причин нарушений детского развития

развитие личности
родовой и видовой опыт человека
наследственность
слепоглухота
тифлосурдопедагогика
органические нарушения
нарушения личностного развития

Памяти Валентины Яковлевны Стаценко. Чтобы помнили…

Королевская Т.К.
Статья о выдающемся отечественном сурдопедагогике - Валентине Яковлевне Стаценко, ушедшей из жизни в 2019 году.
Ключевые слова

Памяти Валентины Яковлевны Стаценко. Чтобы помнили…

Валентина Яковлевна Стаценко
сурдопедагог
воспоминания
биография
память
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности