Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах № 39
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики

Развитие культурно-исторической традиции в специальной психологии и коррекционной педагогике

Развитие культурно-исторической традиции в специальной психологии и коррекционной педагогике
Третий выпуск Альманаха, посвященный развитию традиций отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики, в котором рассматриваются положения культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, на которых базируется современная культурно-историческая традиция в отечественной дефектологии. Подробнее о выпуске»

К психологии и педагогике детской дефективности

Л.С. Выготский / Источник: Впервые опубликовано в сб. "Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей", под ред. Л.С. Выготского. 1924. № 1. С. 112-120.
Основополагающая статья Л.С. Выготского, в которой с позиций культурно-исторической психологии рассматриваются причины нарушений в развитии, механизмы симптомообразования, компенсации и сверхкомпенсации, принципы обучения слепых, глухих и умственно отсталых детей. Обосновывается представление о социальной природе аномального развития, формулируются основы теории социальной компенсации, анализируются недостатки современных Л.С. Выготскому школ для слепых, глухих и умственно отсталых детей, обосновывается необходимость их кардинальной перестройки
Читать статью   Ключевые словаспециальная педагогика, тифлопедагогика, тифлопсихология, сурдопедагогика, сурдопсихология, олигофренопедагогика, теория компенсации и сверхкомпенации, первичный дефект, вторичный дефект, социальный вывих

Дефектология и психология

А.Р. Лурия / Источник: Лурия А.Р. Дефектология и психология // Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. Этюды по истории поведения. – М., 1993. – С. 205-211.
Статья выдающегося отечественного психолога посвящена проблеме компенсации и сверхкомпенсации дефекта – одной из центральных проблем как классической дефектологии, так и современных специальной психологии и коррекционной педагогики. В статье представлены и объяснены с позиций культурно исторической психологии Л.С. Выготского основные феномены компенсации дефекта при слепоте, глухоте, слепоглухоте, ряде физических дефектов и особенностей человека
Читать статью   Ключевые словакомпенсация и сверхкомпенсация, теория Л.С. Выготского, психологические системы, тифлопсихология, сурдопсихология, психология моды, психология протезирования, шрифт Брайля , дактилология

Культурно-историческая традиция в специальной психологии

Е.Л. Гончарова
В статье рассматриваются положения культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, на которых базируется современная культурно-историческая традиция в отечественной дефектологии. Рассматриваются вклад и судьба идей Л.С. Выготского в становление и развитие специальной психологии и педагогики на различных этапах развития отечественной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Читать статью   Ключевые словадефектология, специальная психология, Л.С. Выготский, специальное и инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями, дети с ограниченными возможностями здоровья, теория социальной компенсации, первичные и вторичные нарушения, обходные пути в развитии и обучении, психолого-педагогическое сопровождение

Развитие культурно-исторической традиции в коррекционной педагогике

О.И. Кукушкина
Впервые рассматривается становление и развитие культурно-исторической традиции в отечественной коррекционной педагогике. Представлены современные исследования, развивающие культурно-историческую традицию (1992-2019 гг.) в коррекционной педагогике, их вклад в развитие системы специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Читать статью   Ключевые словаЛ.С. Выготский, культурно-историческая традиция, коррекционная педагогика, дети с ОВЗ, специальное образование, инклюзивное образование, обучение и развитие, обходные пути обучения, специальная дидактика, особые образовательные потребности

Дети с особыми образовательными потребностями в системе понятий культурно-исторической психологии

Е.Л. Гончарова, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина
Статья раскрывает историческое значение термина «ребенок с особыми образовательными потребностями», показывает связь его содержания с представлениями о социальной природе нарушений в развитии у детей и теорией социальной компенсации Л.С. Выготского, рассматривает современное понимание и перспективы развития категории «дети с особыми образовательными потребностями» в отечественной специальной психологии и коррекционной педагогике
Читать статью   Ключевые словаДети с ограниченными возможностями здоровья, дети с нарушениями в развитии», Children with Special Needs», Л.С. Выготский, коррекционная педагогика и специальная психология, специальное и инклюзивное образование, варианты развития, аутизм, особые образовательные потребности аутичных детей

Эмоционально-смысловой подход в психологической помощи детям с аутизмом

О.С. Никольская, Е.Р. Баенская
В статье представлены основы эмоционально-смыслового подхода к психологической коррекции детского аутизма, целью которого является максимально возможная нормализация психического развития ребенка. Как ведущее в формировании детского аутизма рассматривается нарушение развития аффективной сферы, препятствующее становлению активных и осмысленных отношений ребенка с окружением. Раскрыто понимание детского аутизма как искаженного психического развития. Показывается, что основным условием продвижения ребенка с аутизмом в психическом и социальном развитии является вовлечение его в эмоциональный контакт с близкими взрослыми, в совместно-разделенное переживание и осмысление происходящего. Описаны последовательные шаги коррекционной работы.
Читать статью   Ключевые словадетский аутизм, нарушение развития аффективной сферы, искаженное психическое развитие, эмоционально-смысловой подход к коррекции детского аутизма, совместно-разделенное переживание

Презумпция социальности при анализе причин нарушений детского развития

А.В. Суворов
В статье рассматриваются разные подходы к определению причин трудностей и нарушений детского развития. Предлагается разграничить нарушения органов или систем и нарушения развития личности как имеющих принципиально разные причины. В отношении нарушений личностного развития ребенка предлагается использовать принцип «презумпции социальности» и искать их причины в социальной ситуации развития ребенка. Это классическое положение, базирующееся на традициях культурно-исторической психологии и философии, иллюстрируется яркими примерами развития и обучения слепоглухих детей
Читать статью   Ключевые словаразвитие личности, родовой и видовой опыт человека, наследственность, слепоглухота, тифлосурдопедагогика, органические нарушения, нарушения личностного развития