От редакции / Альманах № 39 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики
Альманах № 39 "Развитие культурно-исторической традиции в специальной психологии и коррекционной педагогике"

От редакции

Предлагаемый выпуск предоставляет читателю возможность возвратиться к основополагающим для отечественной специальной психологии и коррекционной педагогики текстам Л.С. Выготского и А.Р. Лурии. Их работы помогают понять, как рождались идеи единства закономерности психического развития, возможности психологической и культурной компенсации физического дефекта и необходимости поиска «обходных путей» введения ребенка в развивающее взаимодействие с другим человеком, посредником культурного опыта. Они дают нам увидеть, что современные установки оказания как можно более ранней психолого-педагогической помощи ребенку, необходимости введения детей с особенностями развития в общество их обычных сверстников и интеграции систем общего и специального образования были обоснованы и заданы уже тогда, в начальный период развития отечественной дефектологии.

Статьи Е.Л. Гончаровой «Культурно-историческая традиция в специальной психологии» и О.И. Кукушкиной «Коррекционная педагогика: развитие культурно-исторической традиции» посвящены значению, судьбе идей основоположников культурно-исторической дефектологии и их развитию в работах учеников Л.С. Выготского, трудностям воплощения заложенных возможностей. Предпринята попытка осмысления процесса их реализации в советский и постсоветский период нашей истории, показывается, что спецификой и сильной стороной отечественной традиции была и является ее направленность не на тренировку отдельных функций и навыков, а на создание условий развития личности ребенка и формирование сложных форм его социального поведения, введение его в жизнь сообщества. В статье Е.Л. Гончаровой, О.И. Кукушкиной, О.С. Никольской «Дети с особыми образовательными потребностями в системе понятий культурно-исторической психологии», понятие «особые образовательные потребности» раскрывается как определение оптимальных условий целостного подхода к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию ребенка.

Развитие этой темы представлено статьей А.В. Суворова «Презумпция социальности при анализе причин нарушений детского развития», где на основе ярких примеров развития и обучения слепоглухих детей показывается необходимость разграничения в диагностике психофизиологических особенностей ребенка и социальной ситуации его развития, значение вовлечения слепоглухого ребенка в «пространство человеческих отношений», от характера которых, в первую очередь, зависит его развитие. А также статьей О.С. Никольской и Е.Р. Баенской «Эмоционально-смысловой подход в психологической помощи детям с аутизмом», где как основное условие нормализации психического и социального развития ребенка с аутизмом рассматривается его вовлечение в эмоциональный контакт с близкими взрослыми, в совместно-разделенное переживание и осмысление происходящего.

Печать
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями