Детская тревожность в контексте изучения психосоматического развития / Книжное приложение / Альманах №9 / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Детская тревожность в контексте изучения психосоматического развития

Менделевич О.В., факультет психологии МГУ им. Ломоносова (Москва)

Распространенность феноменов тревожности в детской популяции, ее негативная роль в развитии, являются темой многочисленных работ психологов, клинических психологов, педагогов, врачей. Интерес к данной проблеме со стороны представителей различных областей практики обусловлен влиянием тревоги на многие аспекты развития ребенка: физическое и психическое здоровье, развитие эмоциональной сферы и общения, учебную деятельность и т.д. В психологической и медицинской литературе традиционно подчеркивается роль тревожности в возникновении широкого круга патологических явлений, ее значение в клинической картине психосоматических и психических расстройств. Актуальность данной проблемы обусловлена распространенностью невротических и психосоматических расстройств (Антропов Ю.Ф., Бельмер С.В., 2005; Захаров А.И., 2005 и др.), явлений школьной дезадаптации в детской популяции.

Для решения задач психологической диагностики, профилактики и коррекции представляется существенным вопрос о различении нормальных и патологических механизмов тревожности в психическом развитии, определении круга нормальных и патологических феноменов, отражающих действие тревожности. Распространенность феноменов тревожности в норме определяет необходимость рассмотрения данной проблематики при исследовании нормального развития (в том числе психосоматического развития).

Наиболее важное значение для развития имеет не сам факт наличия тревоги, а особенности динамики ее переживания, которые определяются ресурсами личности, позволяющими совладать с тревогой. Основными факторами, опосредующими действие тревожности, являются детско-родительские отношения, копинг-стратегии, особенности переработки и выражения эмоций.

Существенным потенциалом для анализа данной проблемы обладает культурно-исторический подход к психологии телесности (Николаева В.В., Тхостов А.Ш., Арина Г.А.). Центральным понятием данного подхода является понятие психосоматического развития, которое определяется как «процесс закономерного становления механизмов психологической регуляции телесных функций, действий и феноменов» (Николаева В.В., Арина Г.А., 2003, стр. 119). В контексте культурно-исторического подхода смысловые структуры и эмоциональные переживания рассматриваются как формы внедрения психологической регуляции в телесные феномены (Николаева В.В., Арина Г.А., 2003), что определяет значение эмоционального развития для становления телесности.

Важной проблемой для выяснения механизмов встраивания тревожности в психосоматическое развитие является установление качественных различий в функционировании феноменов психосоматического развития в нормальном и в отклоняющемся развитии. Одни и те же телесные феномены могут отражать нормальное психосоматическое развитие, либо психосоматический дизонтогенез в зависимости от возраста ребенка.

Изучение тревожности в контексте психосоматического развития необходимо включает исследование важнейшего фактора всех аспектов психологического онтогенеза - семейной среды. В семье происходит означение в качестве тревожных определенных телесных проявлений, формируются стратегии совладания с тревогой, даются модели симптоматического поведения; телесным феноменам, отражающим действие тревоги, придаются смысл и значение, определяющие их функционирование в семейной системе. Можно предположить, что каждому возрастному этапу психосоматического развития присущ особый характер опосредующей роли детско-родительских отношений в соответствии с задачами и содержанием этого этапа.

Опыт практической работы в детском медицинском стационаре свидетельствует об эффективности данной теоретической модели в решении диагностических задач. Анализ хода психосоматического развития с раннего возраста, содержания эмоциональной коммуникации в диаде «мать-ребенок», выявление актуальных психосоматических феноменов, отражающих действие тревожности, позволяет дифференцировать различные по происхождению виды тревожности и отражающие их телесные феномены, выявить действующие в каждом конкретном случае патогенные факторы семейной среды и особенности эмоционально-смысловой сферы, определяющие ход психосоматического развития. Психологическая помощь детям с повышенной тревожностью (в том числе страдающим различными психосоматическими расстройствами) должна быть направлена на выявление и коррекцию смыслов и функций, которыми наделены феномены, отражающие действие тревожности.