Захарова И.Ю., Ермолаев Д.В., Центр Лечебной Педагогики (Москва)
Волшебные сказки достаточно широко используются психотерапевтами, о чем свидетельствует большое количество публикаций, посвященных этой теме. Надо отметить, что использование такого рода сказок в психотерапевтических целях предполагает наличие достаточно высокого уровня самосознания. С другой стороны первые сказки ребенку начинают рассказывать в то время, когда он еще полностью слит со своими переживаниями, то есть не может взглянуть на себя со стороны.
С нашей точки зрения ценность сказки заключается в том, что она может способствовать становлению эмоциональной регуляции через развитие самосознания. Каждому этапу эмоционального развития соответствует свой тип сказки.
Нам представляется естественной следующая последовательность включения сказок в терапевтический процесс:
- монотонные ритмические стихи, потешки и песенки, в которых позднее выделяется кульминационный момент;
- простейшие сказки, позволяющие выделить связь слова и действия (прим. «Курочка Ряба»);
- кумулятивные сказки, действие которых разворачивается в одной точке пространства (прим. «Теремок»);
- кумулятивные сказки, сюжет которых имеет протяженность в пространстве (прим. «Колобок»);
- сказки с заданными извне правилами, касающимися пространства (прим. «Кот, лиса и петух»);
- сказки, в которых появляется главный герой-человек и эмоционально-смысловое разделение пространства (прим. «Снегурочка и лиса»).
Только после проработки этих «доволшебных» сказок приобретает смысл использование в работе волшебных сказок, в которых есть активно действующей главный герой, доброе и злое начала, пространства знакомого и незнакомого, которое и должен освоить главный герой.