Книжное приложение

Использование теоретических подходов научной школы К.С. Лебединской в анализе механизмов поведенческой дезадаптации детей с двигательной расторможенностью

Семаго Н.Я., Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет (Москва)

Основным направлением нашей работы являлось исследование специфических особенностей и закономерностей развития детей с двигательной и поведенческой расторможенностью. Были выделены две основные группы детей:

- первая – дети с парциальной несформированностью регуляторного компонента деятельности;

- вторая – дети с недостаточностью аффективно-тонического обеспечения психической деятельности, сниженным уровнем психического тонуса.

В процессе анализа особенностей и закономерностей развития детей обеих групп удалось выявить специфические механизмы, приводящие к возникновению этих вариантов дизонтогенеза, нарушающих нормальную адаптацию ребенка.

Было выявлено, что у детей с преимущественной несформированностью регуляторного компонента деятельности наблюдалось искажение пропорций системы как правило, за счет гиперфункции 3-го уровня аффективной регуляции, а в грубых случаях 2-го и 4-го ее уровней, то есть наблюдалось повышение выносливости этих уровней, а наблюдаемая у этих детей двигательная расторможенность по сути своей может считаться «фоновой», и лишь усиливается в своих проявлениях при утомлении ребенка. В дальнейшем подобные проблемы поведения, по нашим наблюдениям, могут приводить к девиации развития в сторону дисгармоничного развития по экстрапунитивному типу (авторская типология отклоняющегося развития).

У детей же второй группы, наоборот, выявлялась недостаточность аффективной тонизации, уже начиная со 2-го уровня аффективной регуляции (то есть его гипофункция) и, как следствие, гипофункция 3-го, а часто и 4-го уровней базовой аффективной регуляции. В этом случае, особенно при наступлении утомления, необходимая для решения поведенческих задач аффективная тонизация может компенсаторно проявиться в нарастании защитных механизмов 2-го уровня аффективной регуляции. Именно это и проявлялось у детей в возникновении стереотипных двигательных реакций, выглядевших как двигательная расторможенность, но имевших в данном случае принципиально иной адаптивный смысл. В этом случае проявления расторможенности отражали не присущую детям «активность», а свидетельствовали о еще большем снижении психического тонуса на фоне утомления и компенсаторной потребности в активизации и тонизации различных уровней аффективной регуляции посредством двигательной активности – прыжков, бестолковой беготни, даже элементов стереотипных движений.

Таким образом, для этой категории детей двигательная расторможенность является компенсаторной реакцией на психическое истощение, то есть является реактивной. В дальнейшем такие дети, по результатам наших наблюдений, имеют большой риск формирования дисгармонического развития по интропунитивному типу, и появления психосоматических заболеваний. Эти различия в аффективном «статусе» детей рассматриваются нами как ведущие механизмы выявляемых особенностей поведения. Это позволило начать разработку для двух обсуждаемых вариантов поведенческих проблем специфичных методов и технологий психологической коррекции.

Мы предполагали, что для помощи детям с двигательной расторможенностью первого типа, наиболее действенной будет работа, направленная на формирование произвольной регуляции деятельности в целом, онтогенетически адекватного формирования функций программирования и контроля.

Для детей же, относимых нами ко второй группе, предлагаются технологии, ориентированные, в первую очередь, на работу по тонизации системы аффективной регуляции, которая может проходить как специально организованная «многослойная» работа.

В основе предлагаемых коррекционно-развивающих технологий лежат два основных принципа: принцип тонизации и «ритмизации» окружающей ребенка средой (в том числе и через дистантные сенсорные системы: зрение, слух) и собственно методы, направленные на повышение уровня психического тонуса ребенка за счет непосредственного телесного и тактильного контакта. В зависимости от степени «тонической» недостаточности и возраста ребенка, разрабатывался объем необходимой ритмической организации среды и собственно тактильных ритмических воздействий.

К дистантным методам ритмической организации среды были отнесены:

  • Установление четкого повторяющегося с аффективным закреплением (удовольствием) режима (ритма) жизни ребенка. Сам ритм и события дня должны были переживаться ребенком совместно с матерью, доставляя удовольствие обоим;
  • Подбор адекватных ритмично организованных музыкальных и стихотворных произведений, предъявляемых ребенку до наступления явного утомления (подобная работа может проводиться в рамках арт-терапии);
  • Собственно система тактильной тонизации, сопровождаемая специфическими интонационно оформленными «речевками» (по типу фольклорных припевок);
  • Проигрывание простых фольклорных игр и игр с мячом, имеющих стереотипный, повторяющийся характер;
  • Методы психической тонизации механизмами первого уровня аффективной тонизации – создание сенсорного комфорта, оптимальной интенсивности тех или иных воздействий, («ландшафтотерапия», специфическая организация сенсорного комфорта, уютной и безопасной «среды проживания»).
  • Подобного рода «дистантная» тонизация осуществлялась, как при работе со специалистом, так и дома в семье при реализации системы филиальной терапии.

    Если подобных способов было недостаточно для организации правильного поведения ребенка и повышения его психического тонуса, применялись специальные приемы тактильной тонизации, которым обучалась мать ребенка. Была разработана последовательность тонизационных приемов, технология обучения матери (филиальная терапия).

    Включение в работу с ребенком именно матери имело и собственную тактическую задачу - как показал анализ анамнестических и анкетных данных, именно матери «недотонизированных» детей, оказывались несостоятельными в своей родительской позиции на первом году жизни ребенка. В связи с этим было выдвинуто предположение о том, что одной из причин недостаточного психического тонуса ребенка является недостаточность тактильного, телесного, «архетипического» материнского поведения.

    Следующим направлением работы по повышению уровня психического тонуса ребенка является специально подбираемый спектр игр (с большим объемом двигательного компонента), с помощью которых ребенок получал аффективное насыщение, увеличивал свой психический ресурс.

    Эффективность работы оценивалась как субъективно, родителями, так и специалистами различных образовательных учреждений.

    На настоящий момент продолжается наблюдение за рядом детей, включенных в подобную коррекционную работу. Продолжается работа по анализу критериев эффективности данной коррекционной работы. Из позитивных изменений можно выделить следующие:

    • в большинстве семей значительно уменьшилось количество жалоб на двигательную расторможенность ребенка, как со стороны родителей, так и со стороны специалистов образовательных учреждений;
    • увеличился период активной работоспособности ребенка, общая оценка продуктивности его деятельности;
    • значительно улучшились взаимоотношения в диаде мать-ребенок, взаимопонимание между матерью и ребенком;
    • у большинства матерей появилось умение «считывать» и более чутко оценивать эмоциональное и физическое самочувствие ребенка;

    Несмотря на большую психотерапевтическую направленность основным «системообразующим» элементом следует считать работу по повышению психического тонуса ребенка.

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности