Исследование психологических особенностей подростков, зависимых от ролевых компьютерных игр / Книжное приложение / Альманах №9 / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Исследование психологических особенностей подростков, зависимых от ролевых компьютерных игр

Теперик Р.Ф., Дубейко М.А., факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (Москва)

Целью нашего исследования* было выявление психологических особенностей подростков, зависимых от ролевых компьютерных игр.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: исследование тревожности у подростков, выявление уровня субъективного благополучия, определение социально-психологической адаптации, изучение сферы межличностного взаимодействия. В исследовании приняли участие 36 подростков 13 - 16 лет, мужского пола. Из них экспериментальная группа - 18 подростков, зависимых от ролевых компьютерных игр, и контрольная группа - 18 подростков, не играющих вообще или играющих в компьютерные игры достаточно редко.

Подростки, зависимые от ролевых компьютерных игр, отбирались в компьютерных клубах на основании предварительного опроса, личной беседы, а также статистики их времяпровождения в клубе.

В исследовании применялись следующие методики:

Было показано, что подростки, зависимые от ролевых компьютерных игр, демонстрируют высокий уровень эмоционального, когнитивного, поведенческого компонента мотивации к компьютерным играм, а также выраженный уровень тревожности. Уровень субъективного благополучия в целом ниже в группе зависимых подростков. Испытуемые экспериментальной группы испытывают чувство одиночества, которое компенсируется в ролевой игре, для них также характерен низкий уровень самооценки и низкий уровень удовлетворенности повседневной деятельностью. Можно говорить о преобладании неприятных эмоциональных переживаний в жизни подростка.

Данные исследования свидетельствуют о том, что социально-психологическая адаптация личности подростка, зависимого от ролевых компьютерных игр, направлена в русло эскапизма, который понимается как стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазии в ситуации кризиса, бессилия, отчуждения, при общем негативном эмоциональном фоне. Данная группа демонстрирует более выраженное поведение избегания принятия решений и взятия на себя ответственности. Одновременно с этим подростки испытывают значительную потребность в эмоциональной зависимости. Ролевые игры используются подростками в качестве компенсаторного механизма, способствующего разрешению возрастных проблем.


*Исследование было выполнено при поддержке Фонда РФФИ № 05-06-80022А.