Опыт групповой работы с аутичными детьми / Книжное приложение / Альманах №9 / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Опыт групповой работы с аутичными детьми

Кудрявцева Е.А., Яльцева А.С., Коррекционно-развивающая группа «Мой мир» (Москва)

На сегодня системы дошкольных учреждений и школ для детей с эмоционально-волевыми нарушениями практически не существует. Перед родителями таких детей остро встает вопрос не только организации жизни ребенка в семье, но и социальной адаптации.

Отсутствие у детей своевременного опыта организованного взаимодействия приводит к задержке развития новых форм и усвоения правил общения.

В то же время, интеграция неподготовленного ребенка с эмоционально-волевыми проблемами в коллектив нормально развивающихся сверстников без индивидуальной поддержки может травмировать ребенка и привести к формированию негативизма к структурированному взаимодействию или выработке и закреплению патологических форм поведения.

При наборе детей в коррекционную группу мы столкнулись с типичной ситуацией, когда ребенок демонстрирует достаточно высокий уровень учебной деятельности на индивидуальном занятии, но при этом абсолютно не состоятелен на групповом занятии. Эти данные говорят о том, что поведенческие проблемы проявляются наиболее ярко в ситуации, требующей поливалентной ориентировки, т.е. принятия и удержания фронтальной инструкции, произвольного подражания.

В результате, педагоги, индивидуально занимающиеся с ребенком, и педагоги, обучающие его в группе, по-разному оценивают его готовность к школе.

В течение пяти лет мы пытались найти наиболее эффективную форму организации индивидуально-групповых занятий для детей с РДА дошкольного возраста. Основная задача группы – подготовка детей к интеграции в типовые детские учреждения. На занятиях моделируется ситуация дошкольной группы при персональной организации каждого ребенка (система педагог – ребенок). При повышении у ребенка уровня произвольной саморегуляции и уменьшении тревожности ребенку предоставляется больше свободы.

При организации занятий соблюдаются следующие принципы:

  1. работа с ребенком начинается по родительскому запросу и включает совместную с родителем выработку целей и задач, построение индивидуальной коррекционной программы;
  2. состав группы 4-7 человек; группа формируется с учетом не биологического, а социального возраста ребенка, в одной группе находится не более одного неречевого или гиперактивного ребенка, при формировании группы учитываются страхи и привязанности детей;
  3. форма работы: индивидуально – групповая, длительность 2 часа. Первый час ребенок занимается по индивидуальной программе, включающей в себя познавательное развитие, подготовку к школе и проработку проблемных ситуаций, возникающих в группе. Второй час включает все формы коллективного взаимодействия: фронтальное занятие, игры с правилами, сюжетные игры, праздники, спектакли, совместные чаепития.

Приобретенный опыт позволил выявить сильные и слабые стороны работы группы и сделать следующие выводы.

Дети с РДА, имея первый опыт пребывания в малой группе, намного легче адаптировались в детских садах и школах.

Пребывание в группе позволяет выявить те или иные поведенческие проблемы и сосредоточиться на них в работе. Появляется возможность наблюдать динамику социального и интеллектуального развития ребенка и прогнозировать дальнейшее его развитие, выбирать наиболее правильную стратегию дальнейшего обучения.

При сложной структуре дефекта – сочетаниях эмоциональных нарушений и нарушений речи, внимания, а также отставания в интеллектуальном развитии, для родителей важна возможность получения широкого спектра занятий в одном месте.

Родитель постоянно получает качественную оценку развития и поведения ребенка в группе, что позволяет более объективно оценивать своего ребенка и учится занимать конструктивную позицию.
В то же время, у многих детей наблюдается зависимость от индивидуального контроля педагога, ребенок привыкает к подобной поддержке (от физической помощи до словесного поощрения) и ждёт её даже при выполнении доступных ему задач.

Тяжело формируется перенос более высоких форм социального взаимодействия в свободную деятельность. При адекватном поведении во время организованной коллективной деятельности, в свободном взаимодействии с детьми ребенок демонстрирует более низкий коммуникативный уровень.

Полученная динамика в развитии детей говорит о достаточной эффективности данной формы работы. Такая форма является промежуточным звеном между индивидуальными занятиями и интеграцией ребенка в типовые дошкольно-школьные учреждения.