Книжное приложение

Особенности педагогического обследования детей с аутизмом

Лаврентьева Н.Б., Институт коррекционной педагогики РАО (Москва)

В настоящее время многие специалисты уделяют особое внимание обучению аутичных детей начальным школьным навыкам. Однако, недостаточное понимание педагогами проблем аутичного ребенка, затрудняет оценку его исходных возможностей.

Негативизм, страхи, агрессия, трудности произвольного внимания, ограниченность речевых возможностей, моторная неловкость – мешает ему быть адекватным в любой ситуации, в том числе и учебной.

Для определения коррекционно - развивающей программы обучения педагогу необходимо выявить: уровень развития ребенка, сохранность психических функций, готовность к началу занятий.

Учитывая эмоциональную незрелость и проблемы поведения, педагог не может использовать традиционные способы обследования. Традиционный подход ориентирован на детей, не имеющих тяжелого нарушения контакта и поведенческих проблем; характер взаимодействия и поведение таких детей в целом предсказуемы. Предсказать реакции аутичного ребенка в учебной ситуации обследования сложно.

Наиболее важным моментом успешного взаимодействия является создание дополнительных условий произвольной деятельности аутичного ребенка с учетом его собственных интересов. Важно также, чтобы еще до начала обследования педагог уделил время установлению эмоционального контакта с ребенком.

Обследование направлено на выявление уровня развития ребенка с целью последующих учебных занятий. Таким образом, возраст детей варьируется от 5-ти до 7-ми лет. Учитывая эмоциональную незрелость аутичного ребенка, мы считаем, что в большинстве случаев такой ребенок готов начать обучение в школе (даже при условии интенсивных подготовительных занятий) не раньше 8-ми лет. Как правило, «паспортный возраст» такого ребенка не совпадает с «эмоциональным возрастом», эмоциональное развитие отстает от возрастных показателей.

Для маленького ребенка обследование проводится в игровой форме, что позволяет поддерживать его интерес. Чем старше ребенок, тем организованнее условия обследования, тем больше они приближены к традиционной учебной ситуации.

На педагогическом обследовании педагог оценивает:

  • готовность к началу обучения,
  • развитие эмоционально-волевой сферы,
  • интеллектуальные возможности,
  • уровень ориентации во времени, пространстве,
  • состояние общей, мелкой моторики,
  • степень сформированности устной речи,
  • овладение навыками чтения, письма, счета.

Анализ результатов обследования не только выявляет уровень актуальных возможностей ребенка, но и позволяет определить его «зону ближайшего развития», с учетом которой составляется план индивидуальных занятий с ребенком, и определяется в целом его «образовательный маршрут».

Лаврентьева Н.Б., Институт коррекционной педагогики РАО (Москва)

В течение нескольких лет на базе детского сада 1465 работают группы кратковременного пребывания. Опыт работы таких групп показывает, что дети с особыми потребностями, посещавшие их, значительно легче интегрируются в среду обычных сверстников, чем дети, не имеющие подобного опыта, а для некоторых детей, например, для большинства детей с аутизмом, предварительная подготовка в группе кратковременного пребывания обязательно должна предшествовать их интеграции.

Цели создания группы:

  1. оказание педагогической и психологической помощи семьям, имеющим ребёнка с особыми потребностями, в частности ребёнка с аутизмом;
  2. формирование у ребёнка высших психических функций;
  3. формирование коммуникативных навыков, развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы – подготовка ребенка к интеграции в среду обычных сверстников.

Задачи:

  • целенаправленное формировании у ребёнка навыков общения со сверстниками и со взрослыми;
  • формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции деятельности;
  • развитие познавательной деятельности и речи;
  • адаптация ребёнка к коллективу сверстников;
  • психотерапевтическая реабилитация родителей.

Организация предметно – развивающей среды

Пространственно-временная структура среды – мощное средство выстраивания поведения аутичного ребенка. Для работы с группой аутичных детей мы сочли целесообразным по возможности использовать различные помещения для разных типов занятий. Это помогало преодолевать страхи и сложности освоения пространства, а также облегчало переключение, так как в каждом помещении создавался свой стереотип поведения.

Структура занятий

В работе с группой аутичных детей нам пришлось учитывать отсутствие или слабое развитие у них произвольной регуляции и контроля деятельности, поэтому занятия, а также входящие в них игры и упражнения строились с опорой на внешние формы контроля, совместную деятельность с педагогами, с постепенной частичной передачей функций ребёнку.

Содержание педагогического процесса

Круг. Круг – структурированное игровое занятие, основными целями которого являются формирование навыков общения, произвольной регуляции деятельности и развитие речи.

Танцы. Этнические танцы используются в лечебной педагогике как один из методов коррекционно-развивающей работы с «особым» ребёнком. Для аутичных детей, внутренний контроль у которых развит очень слабо, четко выстроенный ритм и пространство танца создает внешнюю опору, концентрирует внимание, способствует обретению спокойствия и уверенности.

Творческие занятия. На занятиях творческой деятельностью художественных задач мы не ставили. Главное – получение удовольствия от использования самих материалов.

Музыкальные занятия. Музыкальные занятия были одними из самых любимых занятий в нашей группе. Они не ставили перед собой целью обучение музыке или пению, а были направлены на коррекцию развития «особого» ребёнка, музыкальную терапию.

Физкультура. Игры и упражнения мы подбирали так, чтобы максимально облегчить детям произвольную деятельность, привлечь внешние формы контроля.

Сюжетная игра. У всех детей нашей группы характер игровой деятельности значительно отставал от возрастной нормы, преобладала манипулятивная игра. Поэтому основной задачей мы ставили переход от манипулятивной игры к сюжетной.

Навыки самообслуживания. Обучение навыкам самообслуживания проходило на протяжении всего времени пребывания ребёнка в детском саду.

Индивидуальные и подгрупповые занятия. Дети в нашей группе были разного возраста и разного уровня психического развития, поэтому для наиболее эффективного когнитивного и речевого развития мы использовали сочетание групповых занятий с индивидуальными занятиями.

Элементы интеграции. Дети нашей группы вместе с родителями принимали участие во всех общих праздниках детского сада.

Принцип командной работы. Коррекционная работа с детьми строилась педагогами на основе принципа командной работы.

Некоторые практические результаты и проблемы

Мы стараемся подготовить детей к интеграции в среду обычных сверстников в детском саду или в школе. Однако найти такую среду для аутичного ребёнка довольно трудно. Только двое из наших детей смогли пойти в интегративные группы нашего детского сада, так как детский сад небольшой, а интегративная группа может принять не более двух детей с аутизмом. К сожалению, ни наш детский сад, ни группа «Особый ребёнок» не в состоянии принять всех желающих.

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности