Особенности самооценки и самоотношения у девиантных подростков / Книжное приложение / Альманах №9 / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Особенности самооценки и самоотношения у девиантных подростков

Печникова Л.С., факультет психологии МГУ им. Ломоносова (Москва)

Наша работа была посвящена исследованию самоотношения у девиантных подростков. Мы предполагали, что существует внутренний конфликт в структуре самоотношения между аффективным и когнитивным его компонентами. Целью нашей работы являлось выявление особенностей самоотношения у подростков мужского и женского пола с девиантным поведением. В задачи исследования входило изучение самооценки девиантных подростков и аффективного и когнитивного компонентов самоотношения этих подростков.

В экспериментальном исследовании в качестве испытуемых приняли участие 34 подростка - 20 девочек и 14 мальчиков, от 12 до 15 лет. Все обследуемые находились в психиатрическом стационаре (Детская психиатрическая больница №6, отделения №1, 3, 4, 10) с психопатоподобным синдромом. Основные жалобы, в связи с которыми больные направлялись на лечение: повышенная агрессивность, конфликтность в отношениях со сверстниками и взрослыми, неоднократные побеги из дома или из интерната, воровство, в некоторых случаях злоупотребление табаком и алкоголем, наркотическими веществами, раннее начало половой жизни.

Применялись следующие методы - метод клинической беседы, методика самооценки Дембо-Рубинштейн со свободными шкалами, методика «Рисунок несуществующего животного», Цветовой тест отношений, методика «Свободное самоописание». Последняя методика была модифицирована нами в следующем виде: испытуемым предлагалось описать себя с помощью 10 предложений, начинающихся с «Я…». Причём оговаривалось, что по этому портрету можно было бы узнать именно его. В дальнейшем был проведён контент-анализ по следующим категориям: термины субъективных предпочтений (хочу; люблю); определение себя через действия, эмоционально-оценочные; определение себя через сверстников; определение себя через близких.

Результаты проведённого исследования позволили сделать следующие выводы:

  1. Большинство девиантных подростков эмоционально негативно относятся к себе, однако, если девочки демонстрируют отвержение себя, то мальчики склонны принимать себя в качестве плохого, социально неодобряемого.
  2. Являясь в целом заниженной, самооценка мальчиков-подростков несколько выше и устойчивее, чем у девочек.
  3. И для девочек, и для мальчиков характерно описание себя через удовлетворение собственных потребностей, что обычно считается характерным для детей 3-5 лет. Следующий по значимости фактор – эмоционально-ценностные категории определения себя. Если для девочек более частыми оказываются описания себя через категории, то для мальчиков более значима сфера субъективных предпочтений. То есть при фрустрации потребности у мальчиков чаще происходит торможение развития самоконтроля, формирование моральных ценностей затрудняется, в связи с чем формируется девиантное поведение.
    Когнитивный компонент самоотношения девиантных подростков отличается незрелостью, так как критериями для оценки себя чаще становятся субъективные предпочтения или возможности удовлетворения собственных потребностей («хочу машину», «хочу гулять» и т.д.), а также эмоционально-ценностные категории («капризная», «неловкая» и т.д.). При этом субъективные предпочтения чаще становятся основой самоотношения у мальчиков, а оценка личностных качеств – у девочек.
  4. В качестве основы для отношения к себе девиантные подростки чаще используют отношения с семьёй, а не со сверстниками, которые при нормальном развитии в подростковом возрасте должны становиться более значимыми.