Козорез А.И., факультет клинической и специальной психологии МГППУ (Москва),
Зверева Н.В., факультет клинической и специальной психологии МГППУ, отдел клинической психологии ГУ НЦПЗ РАМН (Москва)
Среди психологических характеристик детей с синдромом аутизма значительное место занимают эмоциональные особенности. Выделенные формы аутизма различаются по интеллектуальным показателям. Большое значение имеет наличие соответствующего инструментария для оценки эмоциональной и интеллектуальной специфики. Эдинбургский рисуночный тест (Edinburgh Picture Test), ЭРТ, направлен на диагностику уровня развития интеллекта и интеллектуальных операций у детей от 5 до 8 лет в норме и с особенностями психофизического развития. Перевод, стандартизация и адаптация были проведены М.О.Александрович (2003). В ее оригинальном исследовании среди детей с психофизическими особенностями не изучались испытуемые с синдромом детского аутизма, однако было показано, что результаты теста хорошо коррелируют с другими методиками оценки интеллекта на разных категориях отклоняющегося развития в детском возрасте. Это позволило нам использовать данный тест для диагностики уровня развития интеллекта у детей с синдромом аутизма при планируемом исследовании особенностей медиавосприятия, в котором равную значимость имеет эмоциональный и интеллектуальный статус испытуемых.
Материал: данные обследования 15 детей 6-8 лет с заболеваниями аутистического спектра. Исследование проводилось на базе городского Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков департамента образования г.Москвы, все дети посещали школьную группу.
Методика: ЭРТ как диагностический инструмент был выбран нами по ряду причин:
- процедура тестирования занимает не более 30 минут,
- каждый субтест имеет несколько тренировочных заданий,
- материал полностью является наглядным,
- прохождение данного теста не требует от ребенка навыков устной речи, достаточно, чтобы ребенок указал на выбранный им вариант ответа. Последнее является очень важным, так как у многих детей с синдромом аутизма значительно нарушена вербальная сфера.
Результаты. Методика оказалась доступной для работы детям с синдромом аутизма. В методике пять субтестов различной сложности; по результатам, с помощью таблицы определялся уровень IQ каждого ребенка в соответствии с возрастом и общей суммой правильно выполненных заданий. В нашем обследовании мы принимали за средний уровень показатели от 85 баллов, учитывая специфику контингента испытуемых. Полученные нами результаты показали, что большинство обследованных нами детей укладывается в «средний уровень развития интеллектуальных операций», разброс полученных баллов от 85 до 100 баллов (среднее – 91 балл). В группу с «низким уровнем развития интеллектуальных операций» вошли 2 испытуемых (70 баллов). «Высокий уровень развития интеллектуальных операций» показал 1 испытуемый (125 баллов). Различные субтесты выявляли неодинаковую успешность их выполнения детьми с синдромом аутизма. Наибольшее количество ошибок у большинства испытуемых наблюдалось при выполнении двух субтестов: «Перевертыш» и «Последовательности». В первом испытуемому предлагается образец, к которому из пяти дополнительных изображений нужно подобрать его зеркальное отражение, во втором испытуемому дается 4 или 5 перепутанных картинок, которые следует расставить в нужном порядке либо по нарастанию признака, либо по порядку выполнения действия.
Резюме. В настоящее время затруднительно определить причины, по которым для испытуемых с синдромом детского аутизма наиболее трудными являются именно названные субтесты. Дальнейшие исследования помогут разобраться в этом вопросе, оценке интеллектуальных возможностей служит и начатое исследование указанной выборки детей с помощью теста Векслера. Новые данные помогут определить влияние интеллектуального и эмоционального статуса на особенности медиавосприятия испытуемых с синдромом детского аутизма.