Бурлакова Н.С., факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (Москва)
В последней четверти 20-го века в психологии начинает активно разрабатываться тематика личностных расстройств. По характеру объекта и используемым методам можно говорить о данных, полученных преимущественно при диагностической и психотерапевтической работе с детьми, и данных, приобретенных при работе со взрослыми.
Согласно литературным источникам по «пограничным детям» (“borderline child”), этот термин используется в качестве определения относительно стабильной, тяжелой формы психопатологии, располагающейся между психотическим и невротическим уровнями функционирования. Подчеркивается тяжелый характер нарушений в эго-функционировании и объектных отношениях, низкая дифференциация Я и объекта; неоднократно посылаемые сообщения о собственной беспомощности, всепоглощающая тревога, в особенности, страх аннигиляции и тенденция к неконтролируемым взрывам.
Обнаруживается связь указанных нарушений с серьезной травмой развития, суть которой в искаженных ранних социальных отношениях между матерью (или лицом ее заменяющим) и ребенком. Однако в исследованиях часто встречается перенос данных с «взрослых» на «ребенка» или обратно, что требует осторожности. Существенная роль фактора развития и смены различных социальных ситуаций приводит к тому, что данное расстройство в детском возрасте приобретает черты изменчивости и флуктуации.
Процесс диагностики «пограничного ребенка» сложен и проблематичен. Психологу приходится сталкиваться не только с непредсказуемостью, импульсивностью или экстраординарностью, но и с особой характерологией этих детей, которая выполняет важную роль в поддержании хрупкой самоидентичности. Это существенно затрудняет процесс диагностики, если вообще не срывает его. В этой связи процедура диагностики чаще всего трансформируется в психотерапевтическую.
Как показывает наш опыт, наиболее информативные результаты при диагностике «пограничного ребенка» удается получить при помощи проективных методов (в частности, САТа), глубинно связанных с психотерапевтическими процедурами (Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И., 2001). Комплексная оценка содержания проективных ответов, наблюдения за поведением и эмоциональным состоянием ребенка, характером его отношений с психологом позволяют системно осмыслить структуру личностных нарушений ребенка, что является условием успешной психокоррекционной работы.