Книжное приложение

Важные аспекты жизни ребенка со сложными отклонениями

Валлиулина А.А., благотворительная общественная организации попечения слепоглухих и людей с синдромом Ушера "Омэт" (Уфа)

Нарушения эмоциального развития в пределах одного вида аномалий и в каждом индивидуальном случае отличаются по степени тяжести. А при наличии сочетанности нарушений у ребенка работа по социальной адаптации еще более затруднена. Особенно сложно, когда родители с самого начала не получают помощь опытного специалиста и не имеют возможности посещать какое-нибудь специальное заведение, где ребенок и родители получали бы необходимую помощь.

Имея опыт борьбы с болезнью ребенка, и сталкиваясь постоянно с нехваткой всего того, что необходимо такому ребенку, включая поддержку, в которой так нуждается семья, я, как мама такого ребенка, чувствую потребность обучаться и работать вместе со всеми, кто вовлечен в эту деятельность. А пока хочется поделиться тем, как опираясь на интуицию, я обучаю свою дочь, ведь именно мама тонко чувствует состояние ребенка и ощущает, что ему удобно и приятно. Надеюсь, что мой индивидуальный опыт поможет и другим родителям, имеющим детей со сложными отклонениями.

Обучение слепого ребенка с чертами аутизма, имеющего отставание (искажение) в психофизическом развитии, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы, требует специальных методов обучения и коррекционной поддержки.

В младенчестве у моей дочери наблюдалось проявление специфических трудностей: страх перед шуршащими и движущимися объектами; брезгливость, избирательность в еде; бесстрашие. Позднее выделялось характерное стремление к монотонной активности, сильная тревожность в непривычных ситуациях и сверхсильная привязанность к родителям (при разлуке с родителями на сутки у ребенка поднялась температура, возникла рвота и отказ от еды).

При постоянном наблюдении за поведением были выявлены:

- грубые нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы;

- буквальность и конкретность в восприятии окружающего и неспособность к переносу навыка в другую ситуацию;

- требование поддержания стереотипных условий жизни;

- уход и отказ от преодоления препятствий.

Кроме того, все эти годы (до 10 лет) существовала физическая угроза жизни дочери (в связи с органическим заболеванием). Постоянные приступы сильно истощали ее организм, уходило много времени на восстановление.

Вместе с тем девочка очень ласкова, привязана к родным, очень пластична. Ничего активно не требует, всегда «очень тактична». У нее очень осмысленное, «умное» выражение лица. Ей необходимо постоянное эмоциональное тонизирование, эмоциональная поддержка родителей, но при этом она отказывается от вмешательства в свои занятия. Попытка организовать взаимодействие с ребенком заканчивалась отказом от сотрудничества.

Если пытаться наметить пути решения этих проблем, то главное – это эмоциональное взаимодействие, которое дает моему ребенку ощущение комфорта и уверенности, радости жизни. На первых порах основными проблемами были чрезмерная стереотипность поведения, отсутствие реакции на холод и боль, ранимость, сверхвозбудимость (быстро пресыщалась от всего и начинала смеяться так, что невозможно было ее остановить). Эти проблемы я решала двумя путями. Во-первых, осторожно вводила новые элементы и детали в ее стереотипы, используя при этом моменты эмоционального подъема. И, во-вторых – устраняла многие страхи моей дочери с помощью специальных занятий в воде.

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности