Книжное приложение

Внутренняя материнская позиция у беременных женщин: теоретический и эмпирический анализ

Айвазян Е.Б., Институт коррекционной педагогики РАО

Период беременности может рассматриваться как этап развития личности и как стадия развития материнства. Беременность затрагивает все сферы жизни женщины и предполагает телесные перемены, изменение семейного и профессионального статуса, системы отношений с окружением, структуры деятельностей, в которые включена женщина, перспективы жизни в целом. Представляется возможным провести аналогию между периодом беременности и периодами возрастных кризисов, в которые происходит смена социальной ситуации развития, а именно, периодом перехода к школьному обучению.

Можно предположить, что психологическая готовность к материнству обеспечивается наличием «внутренней материнской позиции» (ВМП), так же, как внутренняя готовность к школьному обучению обеспечивается принятием «внутренней позиции школьника». Процесс принятия ВМП происходит во время беременности, которую можно рассматривать, таким образом, как период перехода к новой социальной позиции – позиции матери. Внутренняя материнская позиция, особая система потребностей, связанных с материнством как общественно значимой деятельностью, создает мотивационную направленность на выполнение материнских функций в ходе беременности и в родах (в виде поведения, ориентированного на сохранение здоровья ребенка, поддержание оптимального его состояния), и после рождения ребенка.

Сформированная внутренняя позиция проявляется на мотивационном, когнитивном и эмоциональном уровне. Мотивационный уровень, представленный смыслами и ценностями, связанными с материнством и ребенком, посредством когнитивных и эмоциональных составляющих регулирует поведение как во время беременности и родов, так и в последующем – в процессе взаимодействия с ребенком и его воспитания.

Эмпирическое исследование структуры и содержания ВМП в период беременности проводилось с помощью методики «Незаконченные предложения» (НП), разработанной на основе приема управляемой проекции (Столин В.В., 1983. Содержание и структура ВМП анализировалось у 40 испытуемых с неотягощенной беременностью на сроках от 11 до 40 недель.

Результаты эмпирического исследования показывают, что в структуре и содержании ВМП испытуемых с неотягощенной беременностью выявлены противоречия, которые, обобщая, можно свести к дилемме «отношения или деятельность». В мотивационной сфере обследованных женщин наблюдается поляризация: в системе ценностных ориентаций (ЦО) ведущими становятся либо ценности, связанные с семейными взаимоотношениями, либо ценности «внесемейной» самореализации и активной деятельности, либо эти стремления вступают в конфликт.

Дилемма «отношение – деятельность» отражается и в эмоционально-ценностном отношении к себе как матери. Содержание самооценки организуется в двухполюсное пространство, в котором один полюс представлен «андрогинными» личностными качествами, активным поведением и стремлением к «внесемейной» самореализации, а другой – мягкостью, пассивностью и центрацией интересов на семье и ребенке. Также эта дилемма отражается в содержании проектируемого отношения к ребенку, которое одними испытуемыми описывается в терминах чувств (например, нежность, умиление, любовь к ребенку, тревога за него), а другими – как специфическое поведение или возможность собственной самореализации (забота, опека, реализация замыслов).

Можно видеть, что на декларируемом уровне аспект «отношения» всегда имеет больший вес, что указывает на давление социальных стереотипов, предписывающих женщине самореализацию только в сфере взаимоотношений. Однако эти социальные ожидания противоречат реальным устремлениям части наших испытуемых, для которых самореализация в активной деятельности представляет собой ценность – опять-таки как в целом, так и в рамках материнской роли.

Дилемма «отношения – деятельность» не носит характера непримиримого противоречия, напротив, наши данные указывают на стремление испытуемых интегрировать эти полюса. На это указывают следующие факты.

Во-первых, семья и семейные взаимоотношения являются значимой личностной ценностью для подавляющего числа испытуемых не только на декларативном, но и на косвенно выявляемом уровне, следовательно, даже испытуемые, выдвигающие на приоритетную позицию «внесемейную» активную самореализацию, параллельно заявляют о ценности отношений в семье.

Во-вторых, «выстраивание» целостной ВМП происходит за счет различий между «реальными» и декларируемыми устремлениями: если «глубинным ядром» ВМП являются чувства и отношения, то в «прямых» ответах эти представления обогащаются «деятельностными» характеристиками; и, наоборот, если материнство неосознаваемо воспринимается как активная деятельность, то в декларируемые представления о нем включаются «отношенческие» параметры. с ребенком и требования к себе.

В-третьих, «полярность» ЦО, отражающаяся в проекте материнской роли, не проецируется напрямую в эмоционально-ценностное отношение к ребенку.

Таким образом, у беременных женщин как внутри группы, так и на уровне индивидуального случая, в контексте жизненного самоопределения выявлен конфликт между ценностью отношений и ценностью деятельности. Этот конфликт может отражать мотивационные перестройки, связанные с формированием новой внутренней позиции – позиции матери, в рамках которой это противоречие порождает систему компенсаций и разнообразных по содержанию стратегий, направленных на интеграцию этих ценностей и обретение целостности.

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности