М.Ю.Веденина, Институт коррекционной педагогики РАО (Москва)
Среди случаев тяжелого проявления раннего детского аутизма выделяется группа детей, у которых к подростковому возрасту так и не удается сформировать устную речь. В то же время описаны случаи, когда мутичные подростки и взрослые овладевали письменной речью (от руки или на компьютере) и выражали свои мысли и чувства в достаточно сложной форме. Нередко, благодаря возможности выразить себя смягчались некоторые поведенческие проблемы (A.M.Donnellan, M.Leary, 1995; Костин, 2003).
Опыт показывает, однако, что такому аутичному подростку или взрослому чаще всего требуется поддержка значимого взрослого (родственника или педагога) в большей или меньшей степени (от физической поддержки руки различной локализации до простого присутствия рядом). Подобное взаимодействие характеризуется избирательностью; необходимым условием является взаимное доверие. К сожалению, экспериментальные попытки исследования этого способа взаимодействия, так называемой облегченной коммуникации, чаще всего демонстрировали сильное влияние помогающего человека на содержание печатаемых сообщений. Зависимость от другого человека, а также вынужденное на первых порах владение обоими участниками взаимодействия общей информацией, делает процесс подобного взаимодействия в глазах многих исследователей несостоятельным. В результате экспериментальных исследований и недобросовестного использования метода, во многих странах метод облегченной коммуникации оказался крайне скомпрометированным.
Тем не менее, описаны несколько случаев, когда после длительного обучения печатать информацию, неизвестную помогающему взрослому, подросток все же успешно проходил тест (M.Weiss, S.Wagner, M.Bauman,1994). Кроме того, имеющиеся случаи письменного изложения своих мыслей на бумаге, когда наличие или отсутствие физического контроля более очевидно нежели при работе на компьютере, наглядно демонстрируют факт, что человек с внешне неадекватным поведением, неспособный к произвольной деятельности, может иметь сложную внутреннюю жизнь и способен выразить себя.
Надо отметить, что зависимость от физической и эмоциональной поддержки свойственна очень многим (в том числе говорящим) детям, и подросткам, страдающим аутизмом, и проявляется в различных видах деятельности, что описано представителями разных терапевтических подходов. Причинами называют и трудности переноса навыка из одной ситуации в другую, и крайнюю неуверенность, тревожность аутичного человека, низкий порог фрустрации, повышенную сензитивность, позволяющую аутичному человеку воспринимать неосознаваемые другим индивидом движения, используя их как подсказки, и наоборот, гипочувствительность, препятствующую фиксации телесной схемы действия.
Феномен зависимости аутичного человека от присутствия и/или поддержки близкого человека, а также от владения общей информацией, нуждается в изучении и объяснении. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы недоверие окружающих не разрушало появившийся хрупкий канал коммуникации, а во-вторых, чтобы можно было попытаться ослабить данную зависимость. Попытки объяснения должны осуществляться с осторожностью, т.к. опыт других стран показал, что нередкие случаи спекуляции на данной проблеме и неграмотные, фантастические интерпретации этого феномена компрометируют сам метод, и тем самым наносится тяжелая психическая травма и детям, и их родителям. Так как количество использующих письменную речь аутичных людей достаточно мало, представляется важным объединение специалистов, сталкивающихся с данной проблемой, для совместного накопления информации и наблюдений.