Какая архитектура электронных библиотек нужна современной аудитории в условиях дистанционного обучения? / Альманах № 43 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики
Альманах № 43 "Цифровые инструменты профессиональной подготовки"

Какая архитектура электронных библиотек нужна современной аудитории в условиях дистанционного обучения?

И.И. Кукушкин АНО ДПО "Национальный институт качества образования", Москва

Введение

Современные исследования показывают, что ИТ-инструменты создаваемые для сферы образования можно условно разделить на две группы – те, что поддерживают ранее сложившуюся практику, и те, что качественно меняют ее. Уже ясно, что перспектива развития ИТ-инструментов связана с разработками, нацеленными на качественное изменение практики образования как детей, так и студентов 1, 2.

Отечественная научная школа коррекционной педагогики изначально отстаивала тезис о нецелесообразности механического копирования в электронном виде традиционных средств обучения и сразу предложила создавать инструменты, использующие возможности ИТ технологий для качественного преобразования доминирующей практики помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 3, и столь же существенного преобразования практики профессиональной подготовки дефектологов 4. Была разработана методология проектирования такого рода инструментов и созданы опытно-экспериментальные образцы. Не является исключением предметное поле разработок электронных каталогов и библиотек профессиональной литературы для специалистов. Их недостаток или неудобство пользования стали особенно остро ощущаться в условиях пандемии и массового вынужденного перехода к дистанционному обучению. Тенденция прямого копирования и переноса в виртуальное пространство привычных способов организации каталогов и библиотек стала явной, в то время как нецелесообразность такого подхода доказана в научных исследованиях, и важнейшим аргументом остается состав современной аудитории.

Исследование современной сетевой аудитории

В условиях вынужденного массового перехода к дистанционному обучению в период пандемии сложилась уникальная ситуация – аудитория специальной психологии и коррекционной педагогики стремительно и в полном составе перешла в сетевое пространство. Это означает, что ранее выявленные характеристики данной аудитории актуальны для понимания состава современной сетевой аудитории специальной психологии и коррекционной педагогики.

Исследование аудитории, обращающейся к достижениям отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики, показало ее заметное изменение в ходе развития отечественной практики помощи детям с ОВЗ.

На этапе становления этой практики аудиторию составляли те, кто непосредственно был занят в работе с «аномальными» детьми: студенты и преподаватели, педологи, педагоги-подвижники, врачи, представители церкви и общественных организаций, благотворители, устроители учреждений, родители. Система специального образования начала выстраиваться в логике диалога общества, государства, церкви и родителей. В 1917 году эта логика была прервана, и из аудитории были исключены: благотворители, представители церкви, волонтеры, а впоследствии педологи и «царские» специалисты. Возник, как пишет Н.Н. Малофеев, «дефектологический квадрат» (30-гг. ХХ в.), внутри которого долгие годы развивалась система специального образования 5.

На этапе развития и дифференциации практики (до начала 90-х гг. ХХ в.) аудиторию составляли преимущественно дефектологи: исследователи, практики, преподаватели вузов, аспиранты, студенты. Они использовали единую терминологию, работали в единой парадигме, имели сходную и по уровню, и по содержанию профессиональную подготовку. Аудитория на этом этапе была достаточно однородна и профессиональна.

При переходе к этапу интеграции систем общего и специального образования в 90-е гг. ХХ века «дефектологический квадрат» размыкается в историческое одночасье – аудитория перестает быть однородной и профессиональной. С развитием образовательной интеграции и инклюзии, аудитория расширяется за счет включения многочисленных специалистов сферы общего образования (воспитателей, педагогов, психологов и др.). В это же время в среде дефектологов утеривается содержательное единство подготовки кадров и существенно меняется терминологическая парадигма.

Уникальность современной, ставшей сетевой, аудитории заключается в существенном росте ее численности и неоднородности состава. Это ее ключевые характеристики. Таким образом, и без того сложная задача разработки инструментов формирования профессиональных компетенций в области специальной психологии и коррекционной педагогики осложняется теперь составом сетевой аудитории.

Эффективная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья возможна при условии постоянного обращения к научно обоснованным и экспериментально проверенным разработкам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, способности оперативно ориентироваться в содержании публикаций и подбирать необходимые для личной практики. Это одна из базовых профессиональных компетенций, и современной неоднородной аудитории необходимы не просто электронные, но универсальные инструменты, позволяющие всем участникам надежно ориентироваться в массивах исследований, содержании опубликованных работ и оперативно подбирать их для личной практики.

Какой э-каталог / библиотека профессиональной литературы нужны неоднородной сетевой аудитории?

Требуется каталог, консолидирующий в виртуальном пространстве результаты исследований, накопленные на всех этапах исторического развития, во всех областях специальной психологии и коррекционной педагогики. Это необходимо, чтобы пользователи могли составить целостное представление о научной школе и ее развитии, получив открытый доступ ко всему массиву исследований в условиях дистанционного обучения.

Первоначальную каталогизацию столь значительного массива публикаций целесообразно осуществить на основе идей культурно-исторической теории Л.С. Выготского и соответствующих ей современных представлений о сферах применения исследований дефектологов, а именно:

  • Норма и поддержка нормального развития
  • Риски и предупреждение возможных нарушений развития
  • Изучение и коррекция выявленных нарушений развития

Такая первичная каталогизация имеет смысл для современной неоднородной сетевой аудитории, так как сразу раскрывает весь спектр применения накопленного знания и принятую отечественной научной школой ориентировку специалиста на характеристики развития ребенка при решении любой профессиональной задачи, включая подбор литературы.

В качестве первого и обязательного шага аудитории предлагается выбор одного из трех указанных массивов публикаций, т. е. сразу же требуется ориентировка на характеристики развития ребенка и пользователям не оставляют возможности действовать в иной логике.

Профессиональная содержательная интерпретация традиционной библиографии доступна дефектологам и затруднена для профессионально неподготовленной части современной аудитории, в том числе - специалистов инклюзивного образования. Из этого следует со всей очевидностью бессмысленность попыток повторить в виртуальном пространстве традиционный каталог, так как он снова будет доступен лишь малой части современной сетевой аудитории.

Исследование состава сетевой аудитории приводит нас к мысли о том, что требуется иное – сделать профессиональные ориентиры дефектологов при подборе литературы явными, видимыми, открытыми для освоения всей аудиторией. Одним из результатов проведенного исследования является разработка способа решения этой задачи.

Изменение архитектуры каталога: смысловая ориентировка и поиск

Новизна решения заключается в том, что структура каталога публикаций становится смыслообразующей, в нее вводятся впервые собственно профессиональные содержательные указатели и при этом общие для разных областей специальной психологи и коррекционной педагогики:

  • направление исследования;
  • вид нарушения развития ребенка, рассматриваемый / упоминаемый в произведении (действующие классификации всех категорий детей с ОВЗ);
  • возрастной период развития лиц, рассматриваемых / упоминаемых в произведении;
  • адресат;
  • актуальность произведения, с точки зрения современных представлений научной школы;
  • актуальность произведения для современной практики комплексной диагностики и коррекции нарушений развития у детей.

Такая структура каталога позволяет обнаружить не явные для большей части аудитории смысловые ориентиры дефектолога в процессе подбора и поиска литературы, они становятся явными и открытыми для освоения.

Новизна предложенного решения заключается и в том, что профессионально ориентированная структура каталога воспроизводится при описании произведения и формировании поисковых запросов. Это означает, что, формируя поисковый запрос, пользователь использует содержательные указатели, выбирая интересующие его область исследований, вид нарушения развития ребенка, возраст, адресата и т. д.

Такой электронный каталог профессиональной литературы не просто избавляет пользователя от рутинных операций, он качественно преобразует процесс подбора литературы и ее анализа – подготовленная часть аудитории действует в привычной логике и оперирует профессиональными параметрами, неподготовленная же часть аудитории вынуждена осваивать логику смысловой ориентировки в массиве, пользоваться содержательными профессиональными указателями / индексами при формировании поисковых запросов.

Введение публикаций в каталог: новое решение

Новизна предлагаемого решения заключается в новом способе введения в э-каталог / библиотеку новых научных публикаций. Предложенный способ позволяет проявить для аудитории исследования, меняющие сложившуюся систему взглядов и отграничить их от исследований, уточняющих привычные профессиональному сообществу представления. Работы, расширяющие, углубляющие или уточняющие ранее сложившиеся научные представления, пополняют массив произведений, но не влияют на структуру э-каталога / библиотеки не меняют ее. Они включаются в массив и описываются по ранее заданным показателям (индексам) – к какому направлению исследований принадлежит работа, какой вид нарушения развития ребенка рассматривается, о каком возрасте идет речь, насколько актуально содержание публикации для современного этапа развития теории и практики.

Иначе обстоит дело с введением новых публикаций, отражающих результаты исследований, меняющих сложившиеся научные представления и потому являющихся новыми ориентирами специалистов. Из-за новизны исследования действующая структура каталога, карта описания произведения и поисковый запрос становятся недостаточными для введения такой публикации и потому должны быть дополнены новым указателем (индексом). Например, включение в каталог публикаций о детях с кохлеарными имплантами (КИ), требует развития его структуры, потому что традиционных индексов – глухие, слабослышащие, позднооглохшие – уже недостаточно. Установлено, что дети с КИ – это новая категория детей с нарушенным слухом и потому для описания публикаций по этой проблеме требуется ввести новое значения индекса «Дети с нарушениями слуха», а именно: «Дети с КИ». Изменение структуры каталога и поискового запроса в отношении литературы о детях с нарушенным слухом позволит аудитории точнее подбирать публикации. Введенный в структуру каталога индекс «Дети с КИ» поможет аудитории осваивать представления об этих детях как о новой категории детей с меняющимся функциональным статусом, избегать неоправданного и неэффективного «переноса» методов обучения с одной категории детей с нарушенным слухом на другую 6.

Приведем еще один пример. Исследование С.Б. Лазуренко 7, посвященное ранней психолого-педагогической помощи детям с высоким риском нарушения развития в педиатрической практике, также потребовало ввести в структуру каталога новое значение индекса «направления исследований», так как предшествующие публикации касались ранней помощи в системе образования и не затрагивали ее организации, сути, эффектов в условиях педиатрической практики.

Предложенный способ введения новых публикаций в э-каталог/библиотеку помогает сетевой аудитории осваивать содержательную ориентировку в массиве литературы, созданной в рамках отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики.

Визуализация соотношения «хронологического возраста» публикации и ее актуальности

Каждое новое знание в области специальной психологии и коррекционной педагогики требует переосмысления накопленного ранее, поэтому был разработан новый механизм для э-каталога – при введении в его структуру нового профессионального индекса для описания подлинно инновационных исследований сразу же вносятся соответствующие изменения в описание ранее введенных в каталог публикаций, поскольку результаты ранее выполненных исследований переосмысливаются с новых позиций. Приведем пример. Описание цикла научных публикаций Н.Н. Малофеева, впервые исследовавшего закономерности развития практики специального и инклюзивного образования в разных странах мира, потребовало ввести в структуру каталога новый индекс «Актуальность научной публикации для практики образования детей с ОВЗ» и задать значения этого индекса: этап становления системы специального образования, этап ее развития и дифференциации, этап интеграции систем общего и специального образования. Введение данного индекса привело к необходимости переосмыслить весь массив публикаций с этих позиций и указать по отношению к каждой включенной в каталог работе те этапы практики, для которых она актуальна.

Так же, как дефектолог различает паспортный и психологический возраст ребенка, он должен уметь различать хронологический возраст работы и ее актуальность для практики. Они могут совпадать или расходиться, это становится явным для аудитории только в том каталоге, где используется предложенный механизм.

Результаты и выводы

Предложенная архитектура каталога дает возможность сетевому пользователю оперировать профессиональными индексами при подборе литературы и тем самым осваивать их. Это дает основание относить такого рода электронный каталог литературы к ИТ-инструментам, качественно преобразующим процесс трансляции накопленного дефектологами научного знания современной неоднородной аудитории.

Отличия предлагаемой архитектуры каталога от традиционной заключаются в изменении базовых принципов:

  • отбора произведений;
  • первичной каталогизации массива;
  • построения смыслоообразующей структуры каталога, включающей набор профессиональных индексов и их значений;
  • единства структуры каталога, карты описания произведения и поискового запроса;
  • профессионально-ориентированного поиска.

Принцип отбора произведений в каталог – принадлежность исследования отечественной научной традиции, определяемая методом экспертной оценки. Массив литературы задается рамками научной школы и пополняется по мере ее развития.

Принцип первичной каталогизации массива произведений базируется на культурно-исторических представлениях о сферах применения деефктологических исследований – поддержка нормального развития, профилактика и коррекция его нарушений.

В структуру каталога вводятся общие для разных областей специальной психологии и коррекционной педагогики собственно профессиональные указатели, значимые для смысловой ориентировки в массиве исследований и их содержании. Структура каталога включает не только библиографические указатели, но и содержательные профессиональные индексы и набор их значений, определяемый методом экспертной оценки.

Способ описания публикаций (э-библиографическая карточка) предусматривает дополнение общепринятых библиографических данных собственно профессиональными содержательными указателями, играющими роль смысловых ориентиров при поиске. Карта произведения – это результат содержательного анализа исследования, выполняемый и предъявляемый аудитории экспертом.

Структура каталога, карточки произведения и его поиска едины. Содержат значимые для отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики ориентиры при подборе профессиональной литературы и анализе.

Карта произведения позволяет составить представление о направлении научного поиска, сфере применения исследования, рассматриваемых в публикации категориях и группах детей, возрастных периодах и областях развития, месте исследования в системе научного знания, адресате, актуальности для практики коррекционной помощи.

Единство структур анализа, описания и поиска публикаций создает условия для освоения профессиональных индексов и их значений, так как пользователь оперирует элементами структуры при подборе произведений и последующем анализе их описаний.

Способ введения новых публикаций предусматривает наглядное различение исследований, расширяющих и меняющих ранее сложившиеся научные представления.

Поисковый запрос профессионально ориентирован и требует опоры на содержательные характеристики публикации. Кроме того, доступные параметры поиска варьируются в зависимости от профессиональной принадлежности пользователя и его компетенции. Чем выше профессиональная компетенция пользователя, тем больше параметров поиска становятся доступными.

Благодаря новой архитектуре электронного каталога он может использоваться современной, масштабной и неоднородной по составу сетевой аудиторией в роли инструмента надежного и смыслового подбора дефектологической литературы.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Кукушкин И.И. Какая архитектура электронных библиотек нужна современной аудитории в условиях дистанционного обучения? // Альманах Института коррекционной педагогики. 2021. Альманах № 43 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-43/what-architecture-of-digital-libraries-does-a-modern-audience-need-in-terms-of-distance-learning (Дата обращения: 12.05.2021)
Список литературы
  1. Кохлеарная имплантация: запускающий этап реабилитации // Альманах Института коррекционной педагогики. 2016. Альманах №24 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-24/
  2. Кукушкин И.И. Новые инструменты освоения дефектологического знания для новой аудитории // Педагогика. 2017. № 9. С. 79-87.
  3. Кукушкин И.И. Электронный каталог публикаций как инструмент введения в профессию // Дефектология. 2015. № 3. С. 74-81.
  4. Кукушкина О.И. Виртуальная лаборатория студента дефектолога: электронные инструменты профессиональной подготовки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. № 190.
  5. Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования : дис. ... докт. пед. наук: 13.00.03 // Ольга Ильинична Кукушкина. – Ин-т коррекц. педагогики РАО. М., 2005. 381 с.
  6. Лазуренко С.Б. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего возраста с высоким риском нарушения психического развития в педиатрической практике: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.03 // Светлана Борисовна Лазуренко. – Ин-т коррекц. педагогики РАО. М., 2014. 351 с.
  7. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия. Учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч., Ч. 1 / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.
  8. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия. Учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч., Ч. 2 / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 320 с.
  9. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2018. — 28 с. — 300 экз. — (Современная аналитика образования. № 2 (19).
  10. Froumin I., Remorenko I. From the «Best-in-the World» Soviet School to a Modern Globally Competitive School System. Audacious Education Purposes / Fernando M. Reimers. NY. Springer, Cham. 2020. DOI https://doi.org/10.1007/978-3-030-41882-3. Pp. 233-250.
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.