Альманах №55
31.05.2024 Дата публикации статьи: 31.05.2024
Альманах №55 · Дети с кохлеарными имплантами: исследования и практика
Альманах №55 · Дети с кохлеарными имплантами: исследования и практика

Оценка развития коммуникации и речи ребенка с кохлеарными имплантами после перехода на путь развития слышащего

Гончарова Е.Л. Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Кукушкина О.И. Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Введение

Известно, что метод 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ ставит целью его перевод на путь развития, типичный для слышащего ребенка раннего возраста [1]. Доказано, что это возможно. Достаточно обратиться к данным исследования А.И.Сатаевой и анализу расширяющейся практики 3П- реабилитации семьи и ребенка с КИ [9].

Метод 3П теоретически обоснован [2,6] и экспериментально проверен [9]. Результативность метода 3П достаточно высокая, как показывают данные экспериментальных исследований - после операции кохлеарной имплантации удается перевести на путь развития слышащего 94 процента детей с тяжелыми нарушениями слуха. Это означает, что у 94 % реабилитированных по методу 3П детей с КИ появляется слуховое поведение, характерное для нормально слышащего ребенка, они начинают спонтанно (без специального обучения) осваивать речь в естественной коммуникации с окружающими людьми. При этом уровень общего и речевого развития реабилитированного ребенка с КИ может быть различным, как мы не раз отмечали [4,8].

Перейти на путь развития, типичный для слышащего, не означает достичь уровня его речевого развития, поэтому после успешной 3П-реабилитации возникает необходимость оценить общее и речевое развитие. Возникает необходимость ответить на вопрос - находится ли имплантированный и реабилитированный ребенок на соответствующем его возрасту уровне речевого развития? Если нет, то каков уровень его актуального и зона ближайшего развития.

Ориентиры и инструменты оценки развития коммуникации и речи реабилитированного ребенка с КИ

Коль скоро ребенок с КИ реабилитирован и перешел на путь развития, типичный для нормально слышащего, то и ориентироваться при оценке его речевого развития мы должны на нормативный речевой онтогенез – те возрастные характеристики, которые используются в отношении слышащего ребенка. Значимыми становятся понятия «коммуникативное поведение ребенка», «инициатива и отклик», «речевые средства», «условия речевого развития», «коммуникативная ситуация речевого развития ребенка в семье».

В современной коррекционной педагогике и специальной психологии разработаны ориентиры и показатели для оценки речевого развития ребенка дефектологом – это карты четырехкомпонентного анализа, предусматривающие взаимосвязанную оценку коммуникативного поведения и речевых средств ребенка и его окружения [3,7]. Созданные карты основаны на понимании необходимости выявлять уровень актуального и зону ближайшего речевого развития не только ребенка, но и характеристики коммуникативного поведения и речи окружения, в котором он растет и воспитывается. Таким образом, после успешного завершения реабилитации семьи и ребенка с КИ мы предлагаем оценивать его речевое развитие, ориентируясь на нормативный речевой онтогенез и применять четырехкомпонентную схему анализа, отвечая на вопрос, достиг ли ребенок соответствующего его возрасту уровня нормативного речевого развития как по характеристикам коммуникативного поведения, так и по уровню развития лексического, грамматического и фонетического строя речи.

Четырехкомпонентная схема анализа речевого развития ребенка, а также описание по этой схеме I, II, III уровня нормативного речевого развития было подробно представлено на страницах журнала в 2023 году [3,7], и теперь мы возвращаемся к ней в новом контексте – оценки развития коммуникации и речи детей с меняющимся функциональным статусом – детей с КИ.

На практике после успешной 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ специалисты сталкиваются с множеством вариантов речевого развития, но обратимся к наиболее типичным:

  • А) ребенок с КИ достиг или максимально приблизился к уровню развития коммуникации и речи, соответствующему его паспортному возрасту;
  • В) ребенок с КИ лишь частично – по ряду характеристик - достиг уровня развития коммуникации и речи, соответствующему его паспортному возрасту, по другим характеристикам наблюдается отставание;
  • С) ребенок с КИ успешно имплантирован, он перешел на путь развития, типичный для слышащего, однако к моменту завершения реабилитации не достиг уровня развития коммуникации и речи, соответствующего его паспортному возрасту.

Варианты В и С не являются редкими, как показывает практический опыт, и это вполне закономерно: часть своей жизни ребенок прожил в условиях глухоты, способы его взаимодействия с окружающими были нарушены и как следствие возникли вторичные трудности, отставание и специфика речевого развития, операция КИ и последующая реабилитация заняли время, поэтому перейти на путь спонтанного освоения речи в естественной коммуникации на слухо-зрительной основе еще не означает достичь уровня развития коммуникации и речи слышащего сверстника.

Если мы примем во внимание, что в настоящее время оперируют, как правило, детей раннего и дошкольного возраста, то ориентиром для оценки их коммуникации и речи к моменту благополучного завершения 3П реабилитации становятся I, II, III уровни нормального речевого развития.

Рассмотрим подробнее карту с характеристиками коммуникативного поведения и речевых средств, достижение которых позволяет специалисту сделать заключение о наличии 1 уровня нормативного речевого развития у реабилитированного ребенка с КИ в возрасте 2-2.5 лет.

I уровень нормативного речевого развития

  ← скрыть/показать

Психофизиологические предпосылки нормального речевого развития

характеристики (показатели)
  • в норме
  ← скрыть/показать

Коммуникативное поведение ребенка

  ← скрыть/показать

Круг собеседников

характеристики (показатели)
  • Свободно вступает в коммуникацию с близкими и хорошо знакомыми собеседниками
  • Допустимы отказы от коммуникации с малознакомыми собеседниками
  ← скрыть/показать

Содержание общения

характеристики (показатели)
  • Личный опыт ребенка: события, происходящие в настоящий момент или недавно завершившиеся, его желания, возникающий интерес, впечатления, наблюдения, действия
  ← скрыть/показать

Инициатива

характеристики (показатели)
  • Инициирует коммуникацию с близкими и хорошо знакомыми собеседниками о происходящем, заинтересовавшем, своих желаниях, впечатлениях, наблюдениях, действиях
  • Выражает свои желания, просьбы, обращается за помощью
  • Ожидает реакции партнера (собеседника) на заинтересовавший его предмет, на свои действия
  • Предвкушает понравившуюся реакцию и выразительный комментарий взрослого на свое действие; повторяет его, ожидая предстоящего удовольствия
  • Допустима низкая инициатива или ее отсутствие в коммуникации с малознакомыми собеседниками
  ← скрыть/показать

Отклик

характеристики (показатели)
  • Откликается на инициативу близких и хорошо знакомых людей
  • Способен в отклике соглашаться - не соглашаться, выражать сомнение
  • В случае непонимания близким взрослым его речи стремится добиться понимания, максимально привлекая доступные невербальные средства
  • Допустим отказ от отклика на коммуникативную инициативу малознакомых собеседников
  ← скрыть/показать

Отношение к своей речи

характеристики (показатели)
  • Отсутствует
  ← скрыть/показать

Речевые средства, освоенные ребенком

  ← скрыть/показать

Невербальные

характеристики (показатели)
  • Пользуется указательным жестом, замещая еще не освоенные слова, обозначающие предмет
  • Пользуется мимикой для выражения своего отношения к происходящему или качеству предмета
  • Использует интонацию для уточнения смысла своего высказывания
  • Заменяет естественным жестом то, что еще не может назвать словом (направление движения, величину предмета, указание места и др.)
  ← скрыть/показать

Вербальные

характеристики (показатели)
Понимание
  • Понимает слова и фразы с опорой на конкретную ситуацию или воспоминания о ней
  • Понимает слова и фразы, опираясь на выразительную смысловую интонацию собеседника
Cамостоятельное использование
Лексико-грамматические средства
  • Уверенно использует слова для выражения желания, призыва, просьбы, указания.
  • Использует в своей самостоятельной речи короткую фразу из 2-3-х слов, ранее используемую взрослым в аналогичных ситуациях
  • Уверенно использует слова, обозначающие знакомые предметы (существительные)
  • Начинает все чаще обозначать словом действие - использовать глаголы. Расширяется глагольный словарь ребенка
  • Начинает использовать притяжательные и указательные местоимения
  • Предпринимает попытки использовать слова, обозначающие признаки предметов (прилагательные)
  • Допустимо использование звукокомплексов, звукоподражаний, лепетных слов для пояснения просьбы, обращения, призыва, указания
  • Допустимо использование слов в широком значении
  • Допустимо использование отдельных слов в функции фразы
  • Может правильно согласовывать слова в единственном и множественном числе, мужском и женском роде
  • Допустимы аграмматизмы при согласовании слов в среднем роде, падежах
Фонетико-фонематические средства
  • Уверенно использует односложные слова с закрытым слогом
  • Уверенно использует двусложные слова с открытым слогом
  • Пока точно не воспроизводит звуковой состав 3-сложных слов, но уже воспроизводит их контур
  • Отчетливо и правильно произносит гласные звуки и согласные звуки раннего онтогенеза
    • П
    • Б
    • М
    • В
    • Ф
    • Т
    • Д
  • Различает на слух мелодику речи, интонацию, тембр, тон голоса
  • Допустимо смягченное произношение всех согласных
  • Допустим пропуск или замены согласных среднего и позднего онтогенеза на более простые по артикуляции
  • Допустим пропуск слогов в многосложных словах и словах со стечением согласных

I уровень нормативного речевого развития

компонент анализа
структура
характеристики (показатели)
Психофиз.Психофизиологические предпосылки нормального речевого развития
 
  • в норме
Коммуникативное поведение ребенка
Собеседники
  • Свободно вступает в коммуникацию с близкими и хорошо знакомыми собеседниками
  • Допустимы отказы от коммуникации с малознакомыми собеседниками
Содержание общения
  • Личный опыт ребенка: события, происходящие в настоящий момент или недавно завершившиеся, его желания, возникающий интерес, впечатления, наблюдения, действия
Инициатива
  • Инициирует коммуникацию с близкими и хорошо знакомыми собеседниками о происходящем, заинтересовавшем, своих желаниях, впечатлениях, наблюдениях, действиях
  • Выражает свои желания, просьбы, обращается за помощью
  • Ожидает реакции партнера (собеседника) на заинтересовавший его предмет, на свои действия
  • Предвкушает понравившуюся реакцию и выразительный комментарий взрослого на свое действие; повторяет его, ожидая предстоящего удовольствия
  • Допустима низкая инициатива или ее отсутствие в коммуникации с малознакомыми собеседниками
Отклик
  • Откликается на инициативу близких и хорошо знакомых людей
  • Способен в отклике соглашаться - не соглашаться, выражать сомнение
  • В случае непонимания близким взрослым его речи стремится добиться понимания, максимально привлекая доступные невербальные средства
  • Допустим отказ от отклика на коммуникативную инициативу малознакомых собеседников
Отношение к своей речи
  • Отсутствует
Речевые средства, освоенные ребенком
Невербальные
  • Пользуется указательным жестом, замещая еще не освоенные слова, обозначающие предмет
  • Пользуется мимикой для выражения своего отношения к происходящему или качеству предмета
  • Использует интонацию для уточнения смысла своего высказывания
  • Заменяет естественным жестом то, что еще не может назвать словом (направление движения, величину предмета, указание места и др.)
Вербальные
Понимание
  • Понимает слова и фразы с опорой на конкретную ситуацию или воспоминания о ней
  • Понимает слова и фразы, опираясь на выразительную смысловую интонацию собеседника
Cамостоятельное использование
Лексико-грамматические средства
  • Уверенно использует слова для выражения желания, призыва, просьбы, указания.
  • Использует в своей самостоятельной речи короткую фразу из 2-3-х слов, ранее используемую взрослым в аналогичных ситуациях
  • Уверенно использует слова, обозначающие знакомые предметы (существительные)
  • Начинает все чаще обозначать словом действие - использовать глаголы. Расширяется глагольный словарь ребенка
  • Начинает использовать притяжательные и указательные местоимения
  • Предпринимает попытки использовать слова, обозначающие признаки предметов (прилагательные)
  • Допустимо использование звукокомплексов, звукоподражаний, лепетных слов для пояснения просьбы, обращения, призыва, указания
  • Допустимо использование слов в широком значении
  • Допустимо использование отдельных слов в функции фразы
  • Может правильно согласовывать слова в единственном и множественном числе, мужском и женском роде
  • Допустимы аграмматизмы при согласовании слов в среднем роде, падежах Фонетико-фонематические средства
Фонетико-фонематические средства
  • Уверенно использует односложные слова с закрытым слогом
  • Уверенно использует двусложные слова с открытым слогом
  • Пока точно не воспроизводит звуковой состав 3-сложных слов, но уже воспроизводит их контур
  • Отчетливо и правильно произносит гласные звуки и согласные звуки раннего онтогенеза
    • П
    • Б
    • М
    • В
    • Ф
    • Т
    • Д
  • Различает на слух мелодику речи, интонацию, тембр, тон голоса
  • Допустимо смягченное произношение всех согласных
  • Допустим пропуск или замены согласных среднего и позднего онтогенеза на более простые по артикуляции
  • Допустим пропуск слогов в многосложных словах и словах со стечением согласных

Если реабилитированный ребенок с КИ достиг I уровня нормативного речевого развития по всем показателям коммуникативного поведения и речевых средств, есть основания говорить о соответствии возрастной норме. Остается следить за дальнейшим развитием коммуникации и речи реабилитированного ребенка с КИ в логике перехода от I ко II уровню нормативного речевого развития.

Зная, что среди оперируемых детей с КИ немало детей младшего и среднего дошкольного возраста, рассмотрим формат для заключения специалиста о наличии II уровня нормативного речевого развития у ребенка с КИ, успешная реабилитация которого завершилась к 4 годам.

II уровень нормативного речевого развития

  ← скрыть/показать

Психофизиологические предпосылки нормального речевого развития

характеристики (показатели)
  • в норме
  ← скрыть/показать

Коммуникативное поведение ребенка

  ← скрыть/показать

Круг собеседников

характеристики (показатели)
  • Близкие, хорошо знакомые, малознакомые дети и взрослые. Допустимы отказы от коммуникации с незнакомыми людьми
  ← скрыть/показать

Содержание общения

характеристики (показатели)
  • Личный опыт: события своей жизни, желания, впечатления, переживания, наблюдения, действия
  • Предметом обсуждения становится не только настоящее и прошедшее, но и ближайшее будущее
  • Ребенок начинает обсуждать происходящее в жизни окружающих его детей и взрослых
  • Ребенок начинает обсуждать сюжеты и персонажи знакомых книг, любимых мультфильмов, не только связанные с его личным опытом, но и выходящие за его пределы
  ← скрыть/показать

Инициатива

характеристики (показатели)
  • Легко инициирует коммуникацию с близкими
  • Начинает инициировать коммуникацию с малознакомыми собеседниками – взрослыми и детьми, при этом допустимо импульсивное поведение, сумбурное выражение желаний
  ← скрыть/показать

Отклик

характеристики (показатели)
  • Откликается на коммуникативную инициативу как близких, так и малознакомых собеседников – детей и взрослых, принимает в большинстве случаев приглашение к разговору
  • Может повторять за собеседником выразительную интонацию, мимику, жесты, слова, коммуникативные действия
  • В случае непонимания его речи собеседником ребенок стремится добиться понимания, привлекая не только невербальные, но и вербальные средства
  ← скрыть/показать

Отношение к своей речи

характеристики (показатели)
  • Начинает обращать внимание на качество своей речи в коммуникации, появляются самоисправления
  • Начинает замечать коммуникативные неудачи и реагировать на неразборчивость своей речи, ее непонимание или недопонимание окружающими
  • Активно использует невербальные средства, чтобы добиться понимания своей речи: намеренно замедляет темп речи, утрированно повторяет сказанное по слогам, начинает говорить громче; перебирает слова вслух, подыскивая более точные
  • Появляется реакция на помощь взрослого при коммуникативных неудачах. Возможны варианты: от спокойного принятия до нетерпимого отношения и стремления все исправить самостоятельно
  • Начинает замечать ошибки в речи собеседника и реагировать на них
  ← скрыть/показать

Речевые средства, освоенные ребенком

  ← скрыть/показать

Невербальные

характеристики (показатели)
  • Уверенно использует все виды интонации в речи
  • Прибегает к невербальным средствам общения лишь в сложных случаях, когда не уверен в достижении коммуникативной цели
  ← скрыть/показать

Вербальные

характеристики (показатели)
Понимание
  • Хорошо понимает ситуативную речь, описывающую происходящее «здесь и сейчас», недавно завершившееся, намерения в отношении ближайшего будущего
  • Понимает, если разговор ведется об объектах вне поля зрения, но хорошо знакомых и легко представляемых
  • Начинает понимать контекстную речь
  • Разрыв между пониманием и самостоятельной речью незначительный
Cамостоятельное использование
Лексико-грамматические средства
  • Уверенно пользуется фразой из 2-3-х, реже – 4-х слов
  • Начинает предвосхищать события и действия на основе накопленного личного опыта, в его речи появляются элементы планирования
  • Правильно согласовывает существительные, глаголы, прилагательные в числе, мужском и женском роде
  • Начинает использовать служебные части речи - пространственные предлоги и простейшие союзы
  • Уверенно использует в речи слова, обозначающие предмет, действия, признак, местоимения 2 и 3 лица
  • Начинает употреблять местоимения 1-го лица, указательные, отрицательные и вопросительные местоимения
  • Начинает пользоваться элементарными формами словообразования, использует уменьшительно-ласкательные суффиксы
  • Допустимы ошибки согласования слов в косвенных падежах и среднем роде
  • Допустимы замены слов по внешнему и ситуативному сходству
  • Допустим ускоренный или замедленный темп речи
  • Допустимы повторы отдельных слогов и слов
  • Допустимо нарушение последовательности слов при попытках использования контекстной речи
  • Допустимо нарушение последовательности слов при попытках произнесения сложной фразы из 4 и более слов
Фонетико-фонематические средства
  • Уверенно использует 1-2-3х сложные слова с открытым и закрытым слогом
  • Дифференцирует на слух твердые-мягкие, переднеязычные-заднеязычные
  • Пока не может воспроизвести правильно звуковой состав 4-сложных слов, но воспроизводит их контур, упрощая звуковую структуру
  • Правильно и уже без смягчения произносит все звуки раннего и среднего онтогенеза
  • Допустимы замены звуков
    • Ш
    • Ж
    • Щ
    • Ч
    • Р
    • Л
    на более простые по артикуляции или их пропуск
  • Допустимо упрощение звукового или слогового состава в 3-х сложных словах со стечением согласных
  • На слух различает произносительные ошибки в чужой речи

II уровень нормативного речевого развития

компонент анализа
структура
характеристики (показатели)
Психофиз.Психофизиологические предпосылки нормального речевого развития
 
  • в норме
Коммуникативное поведение ребенка
Собеседники
  • Близкие, хорошо знакомые, малознакомые дети и взрослые. Допустимы отказы от коммуникации с незнакомыми людьми
Содержание общения
  • Личный опыт: события своей жизни, желания, впечатления, переживания, наблюдения, действия
  • Предметом обсуждения становится не только настоящее и прошедшее, но и ближайшее будущее
  • Ребенок начинает обсуждать происходящее в жизни окружающих его детей и взрослых
  • Ребенок начинает обсуждать сюжеты и персонажи знакомых книг, любимых мультфильмов, не только связанные с его личным опытом, но и выходящие за его пределы
Инициатива
  • Легко инициирует коммуникацию с близкими
  • Начинает инициировать коммуникацию с малознакомыми собеседниками – взрослыми и детьми, при этом допустимо импульсивное поведение, сумбурное выражение желаний
Отклик
  • Откликается на коммуникативную инициативу как близких, так и малознакомых собеседников – детей и взрослых, принимает в большинстве случаев приглашение к разговору
  • Может повторять за собеседником выразительную интонацию, мимику, жесты, слова, коммуникативные действия
  • В случае непонимания его речи собеседником ребенок стремится добиться понимания, привлекая не только невербальные, но и вербальные средства
Отношение к своей речи
  • Начинает обращать внимание на качество своей речи в коммуникации, появляются самоисправления
  • Начинает замечать коммуникативные неудачи и реагировать на неразборчивость своей речи, ее непонимание или недопонимание окружающими
  • Активно использует невербальные средства, чтобы добиться понимания своей речи: намеренно замедляет темп речи, утрированно повторяет сказанное по слогам, начинает говорить громче; перебирает слова вслух, подыскивая более точные
  • Появляется реакция на помощь взрослого при коммуникативных неудачах. Возможны варианты: от спокойного принятия до нетерпимого отношения и стремления все исправить самостоятельно
  • Начинает замечать ошибки в речи собеседника и реагировать на них
Речевые средства, освоенные ребенком
Невербальные
  • Уверенно использует все виды интонации в речи
  • Прибегает к невербальным средствам общения лишь в сложных случаях, когда не уверен в достижении коммуникативной цели
Вербальные
Понимание
  • Хорошо понимает ситуативную речь, описывающую происходящее «здесь и сейчас», недавно завершившееся, намерения в отношении ближайшего будущего
  • Понимает, если разговор ведется об объектах вне поля зрения, но хорошо знакомых и легко представляемых
  • Начинает понимать контекстную речь
  • Разрыв между пониманием и самостоятельной речью незначительный
Cамостоятельное использование
Лексико-грамматические средства
  • Уверенно пользуется фразой из 2-3-х, реже – 4-х слов
  • Начинает предвосхищать события и действия на основе накопленного личного опыта, в его речи появляются элементы планирования
  • Правильно согласовывает существительные, глаголы, прилагательные в числе, мужском и женском роде
  • Начинает использовать служебные части речи - пространственные предлоги и простейшие союзы
  • Уверенно использует в речи слова, обозначающие предмет, действия, признак, местоимения 2 и 3 лица
  • Начинает употреблять местоимения 1-го лица, указательные, отрицательные и вопросительные местоимения
  • Начинает пользоваться элементарными формами словообразования, использует уменьшительно-ласкательные суффиксы
  • Допустимы ошибки согласования слов в косвенных падежах и среднем роде
  • Допустимы замены слов по внешнему и ситуативному сходству
  • Допустим ускоренный или замедленный темп речи
  • Допустимо нарушение последовательности слов при попытках использования контекстной речи
  • Допустимо нарушение последовательности слов при попытках произнесения сложной фразы из 4 и более слов
Фонетико-фонематические средства
  • Уверенно использует 1-2-3х сложные слова с открытым и закрытым слогом
  • Дифференцирует на слух твердые-мягкие, переднеязычные-заднеязычные
  • Пока не может воспроизвести правильно звуковой состав 4-сложных слов, но воспроизводит их контур, упрощая звуковую структуру
  • Правильно и уже без смягчения произносит все звуки раннего и среднего онтогенеза
  • Допустимы замены звуков
    • П
    • Ш
    • Ж
    • Щ
    • Ч
    • Р
    • Л
    на более простые по артикуляции или их пропуск
  • Допустимо упрощение звукового или слогового состава в 3-х сложных словах со стечением согласных
  • На слух различает произносительные ошибки в чужой речи

Если отмечается достижение ребенком с КИ II уровня нормативного речевого развития по всем показателям коммуникативного поведения и речевых средств, можно говорить о соответствии возрастной норме речевого развития. Предметом внимания становится благополучие освоения следующего - III уровня в логике нормативного речевого онтогенеза.

На практике нередко можно встретить детей с КИ, реабилитация которых завершается к старшему дошкольному возрасту – к 5-6 годам, в этом случае ориентиром для оценки развития коммуникации и речи ребенка становится III уровень нормативного речевого развития.

III уровень нормативного речевого развития

  ← скрыть/показать

Психофизиологические предпосылки нормального речевого развития

характеристики (показатели)
  • в норме
  ← скрыть/показать

Коммуникативное поведение ребенка

  ← скрыть/показать

Круг собеседников

характеристики (показатели)
  • Свободно вступает в коммуникацию с близкими, хорошо знакомыми и малознакомыми людьми
  • Начинает вступать в коммуникацию с незнакомыми людьми
  • Все еще допустимы отказы от коммуникации с незнакомыми людьми
  ← скрыть/показать

Содержание общения

характеристики (показатели)
  • Предметом общения являются события, происходящие с ребенком и его окружением «здесь и сейчас», завершившиеся, будущие, намерения, желания, планы
  • Ребенок способен обсуждать то, что выходит за рамки его личного опыта, без наглядных опор, он способен обсуждать воображаемые ситуации
  ← скрыть/показать

Инициатива

характеристики (показатели)
  • Инициирует коммуникацию с разными по степени близости собеседниками – как детьми, так и взрослыми
  • В общении с близкими и знакомыми людьми коммуникативные инициативы усложняются
  • Допустимо отсутствие инициативы в сложных коммуникативных ситуациях
  ← скрыть/показать

Отклик

характеристики (показатели)
  • Откликается на инициативу разных по степени близости собеседников
  • Пробует сдерживать импульсивные реакции в общении на эмоционально значимые темы
  • Начинает предварять отклик подготовкой к нему, продумывает, как лучше ответить собеседнику
  • В случае непонимания ребенком сказанного собеседником он начинает переспрашивать и уточнять
  • Организован в процессе общения, контролирует очередность высказываний, способен выслушивать собеседника, не перебивая и не торопясь с откликом
  • Способен адекватно реагировать на изменение условий общения, способен сменить тему в ходе диалога
  ← скрыть/показать

Отношение к своей речи

характеристики (показатели)
  • Стремится к максимальному пониманию своей речи собеседником за счет точности, правильности и логичности изложения
  • Старается следить за своей речью и при необходимости может перестраиваться в диалоге, переключиться с одной темы на другую
  • Допустимы опасения ребенка не оправдать ожидания собеседника, аффективная окраска поисковых попыток с паузами ожидания и нерешительности
  • При коммуникативной неудаче осознанно ищет выход – начинает предпринимать попытки переформулировать сказанное и оценить реакцию собеседника
  • Появляется оценочное отношение к речи собеседника
  ← скрыть/показать

Речевые средства, освоенные ребенком

  ← скрыть/показать

Невербальные

характеристики (показатели)
  • Использует все виды интонации, логическое ударение, регулирует темп и ритм речи, ее выразительность
  • Начинает использовать интонацию и логическое ударение для передачи смысловых оттенков, контекстных отношений и собственного отношения к сказанному
  • Начинает использовать выразительные движения, мимику, жесты для выразительности речи и усиления коммуникативного эффекта
  ← скрыть/показать

Вербальные

характеристики (показатели)
Понимание
  • Понимает ситуативную речь и контекстную речь, описывающую происходящее за пределами личного опыта ребенка
  • Начинает понимать обобщающие и отвлеченные понятия, фразеологические обороты, переносный смысл высказываний
  • Начинает понимать шутки
  • Допустимы неточности в понимании переносных смыслов, отвлеченных понятий, юмора
  • Начинает различать жанры произведений, которые взрослый читает ребенку: бывальщину, небывальщину, сказки о животных, стихи и прозу
Cамостоятельное использование
Лексико-грамматические средства
  • Уверенно пользуется фразой из 4-х и более слов
  • Начинает использовать сложные предложения: сложносочиненные и сложноподчинённые
  • Способен составить связный рассказ из 4-5 предложений
  • Словарь содержит уже все части речи, включает родственные слова, антонимы и синонимы, обобщающие слова, некоторые абстрактные понятия
  • Способен правильно грамматически согласовывать слова во фразе
  • Владеет основными формами словообразования существительных, глаголов и прилагательных (суффиксальным, префиксальным и сложением основ)
  • Экспериментирует со словом, способен к словотворчеству
  • Начинает использовать более сложные предлоги и предложно-падежные конструкции, отражающие временные, причинно-следственные и пространственные отношения
  • Начинает использовать в речи фразеологические обороты
  • Пробует шутить
Фонетико-фонематические средства
  • Речь преимущественно внятная. Замечает свои ошибки в произнесении слов и фраз, пытается исправить
  • Правильно произносит слова разной слоговой структуры, в том числе и 4-сложные, многосложные
  • Правильно произносит слова со стечениями согласных звуков
  • Дифференцирует на слух и правильно произносит все группы звуков
  • Дифференцирует звуки в словах

III уровень нормативного речевого развития

компонент анализа
структура
характеристики (показатели)
Психофиз.Психофизиологические предпосылки нормального речевого развития
 
  • в норме
Коммуникативное поведение ребенка
Собеседники
  • Свободно вступает в коммуникацию с близкими, хорошо знакомыми и малознакомыми людьми
  • Начинает вступать в коммуникацию с незнакомыми людьми
  • Все еще допустимы отказы от коммуникации с незнакомыми людьми
Содержание общения
  • События, происходящие с ребенком и его окружением «здесь и сейчас», завершившиеся, будущие, намерения, желания, планы
  • Ребенок способен обсуждать то, что выходит за рамки его личного опыта, без наглядных опор, он способен обсуждать воображаемые ситуации
Инициатива
  • Инициирует коммуникацию с разными по степени близости собеседниками – как детьми, так и взрослыми
  • В общении с близкими и знакомыми людьми коммуникативные инициативы усложняются
  • Допустимо отсутствие инициативы в сложных коммуникативных ситуациях
Отклик
  • Откликается на инициативу разных по степени близости собеседников
  • Пробует сдерживать импульсивные реакции в общении на эмоционально значимые темы
  • Начинает предварять отклик подготовкой к нему, продумывает, как лучше ответить собеседнику
  • В случае непонимания ребенком сказанного собеседником он начинает переспрашивать и уточнять
  • Организован в процессе общения, контролирует очередность высказываний, способен выслушивать собеседника, не перебивая и не торопясь с откликом
  • Способен адекватно реагировать на изменение условий общения, способен сменить тему в ходе диалога
Отношение к своей речи
  • Стремится к максимальному пониманию своей речи собеседником за счет точности, правильности и логичности изложения
  • Старается следить за своей речью и при необходимости может перестраиваться в диалоге, переключиться с одной темы на другую
  • Допустимы опасения ребенка не оправдать ожидания собеседника, аффективная окраска поисковых попыток с паузами ожидания и нерешительности
  • При коммуникативной неудаче осознанно ищет выход – начинает предпринимать попытки переформулировать сказанное и оценить реакцию собеседника
  • Появляется оценочное отношение к речи собеседника
Речевые средства, освоенные ребенком
Невербальные
  • Использует все виды интонации, логическое ударение, регулирует темп и ритм речи, ее выразительность
  • Начинает использовать интонацию и логическое ударение для передачи смысловых оттенков, контекстных отношений и собственного отношения к сказанному
  • Начинает использовать выразительные движения, мимику, жесты для выразительности речи и усиления коммуникативного эффекта
Вербальные
Понимание
  • Понимает ситуативную речь и контекстную речь, описывающую происходящее за пределами личного опыта ребенка
  • Начинает понимать обобщающие и отвлеченные понятия, фразеологические обороты, переносный смысл высказываний
  • Начинает понимать шутки
  • Допустимы неточности в понимании переносных смыслов, отвлеченных понятий, юмора
  • Начинает различать жанры произведений, которые взрослый читает ребенку: бывальщину, небывальщину, сказки о животных, стихи и прозу
Cамостоятельное использование
Лексико-грамматические средства
  • Уверенно пользуется фразой из 4-х и более слов
  • Начинает использовать сложные предложения: сложносочиненные и сложноподчинённые
  • Способен составить связный рассказ из 4-5 предложений
  • Словарь содержит уже все части речи, включает родственные слова, антонимы и синонимы, обобщающие слова, некоторые абстрактные понятия
  • Способен правильно грамматически согласовывать слова во фразе
  • Владеет основными формами словообразования существительных, глаголов и прилагательных (суффиксальным, префиксальным и сложением основ)
  • Экспериментирует со словом, способен к словотворчеству
  • Начинает использовать более сложные предлоги и предложно-падежные конструкции, отражающие временные, причинно-следственные и пространственные отношения
  • Начинает использовать в речи фразеологические обороты
  • Пробует шутить
Фонетико-фонематические средства
  • Речь преимущественно внятная. Замечает свои ошибки в произнесении слов и фраз, пытается исправить
  • Правильно произносит слова разной слоговой структуры, в том числе и 4-сложные, многосложные
  • Правильно произносит слова со стечениями согласных звуков
  • Дифференцирует на слух и правильно произносит все группы звуков
  • Дифференцирует звуки в словах

Если ребенок с КИ достиг III уровня нормативного речевого развития по всем показателям коммуникативного поведения и речевых средств, мы можем уверенно говорить о соответствии возрастной норме речевого развития.

Однако, нередко обследование коммуникации и речи успешно реабилитированного ребенка с КИ показывает, что он перешел на путь развития, типичный для слышащего, но пока еще его развитие не соответствует возрастным ориентирам. Так, если к 4 годам развитие коммуникации и речи реабилитированного ребенка с КИ не соответствует II уровню, то необходимо проверить достижение им I уровня нормативного речевого развития. Если к 5-6 годам не удается достичь III уровня развития коммуникативного поведения и речи по возрасту, следует проверить достижение II или даже 1 уровня.

Во всех случаях выявления несоответствия – по ряду показателей или по всем показателям - необходимо традиционное «снижение» по шкале возрастных показателей уровней речевого развития с целью определения точки актуального развития коммуникации и речи ребенка. По сути дела, требуется выявить разрыв между возрастной нормой и реальным уровнем развития коммуникации и речи ребенка. Определение уровня актуального и зоны ближайшего речевого развития реабилитированного ребенка с КИ является обязательным для обоснованной постановки задач дальнейшего развития его коммуникации и речи.

Ориентиры и инструменты оценки условий речевого развития реабилитированного ребенка с КИ

Определение уровня актуального и зоны ближайшего речевого развития позволяет обоснованно поставить задачи развития коммуникативного поведения и речевых средств реабилитированного ребенка с КИ, однако этого недостаточно – требуется проанализировать условия развития, оценить коммуникативную ситуацию речевого развития ребенка в семье.

В результате успешной 3П-реабилитации родители перешли к взаимодействию со своим ребенком как со слышащим, но это еще не означает их способности обеспечить то качество взаимодействия, ту коммуникативную ситуацию развития, которая необходима их ребенку теперь для дальнейшего благополучного освоения речи. Ориентирами нам будет служить достигнутый ребенком уровень и зона ближайшего речевого развития.

Рассмотрим формат для оценки соответствия коммуникативной ситуации развития ребенка с КИ I уровню нормативного речевого развития.

I уровень нормативного речевого развития

  ← скрыть/показать

Условия нормального речевого развития – коммуникативная ситуация развития

  ← скрыть/показать

Коммуникативное поведение родителей

Отношение к ребенку в коммуникации
характеристики (показатели)
  • Отношение к ребенку как к собеседнику вне зависимости от его речевых возможностей - любые реакции ребенка воспринимаются как его «ответ» и осмысленное включение в «разговор» и выразительно поддерживаются
  • Родители следят в большей степени за поддержанием диалога, а не за правильностью произношения ребенка
Содержание общения близких взрослых с ребенком
характеристики (показатели)
  • Личный опыт ребенка: события, происходящие в настоящий момент или недавно завершившиеся, его желания, впечатления, наблюдения, действия
Инициатива родителей
характеристики (показатели)
  • Привлекает внимание ребенка к внешним объектам и совместным действиям с ними, комментирует, задавая смысл и эмоциональное отношение к происходящему
  • Начинает разговор и стимулирует ответную вербальную реакцию ребенка, делая паузу и ожидая ответ, задавая уточняющий вопрос, используя выразительную мимику, смену высоты и эмоциональной окраски голоса
  • Создает проблемные коммуникативные ситуации, требующие вербальных ответов, просьб, вопросов со стороны ребенка, эмоционально подкрепляет их, вызывая удовольствие малыша
Отклик родителей
характеристики (показатели)
  • Откликается на все обращения ребенка – как вербальные, так и не вербальные – действием, эмоциональной реакцией, словом, тактильным контактом и стимулирует продолжение диалога
  • Откликается на любые инициативы ребенка как на приглашение к разговору
  • Эмоционально реагирует на интерес ребенка, поддерживает и непременно комментирует его
  • Осуществление эмоциональной подстройки к малышу, которая сопровождается выразительным вербальным комментарием происходящего – его осмыслением
  • Повторяет за ребенком правильно сказанное им слово, уточняя и придавая ему разную эмоциональную окраску
  • При неправильном произношении или употреблении слова не повторяет за ребенком, а сразу предлагает правильный образец, подсказывает правильное произношение
  • При неправильном произношении или употреблении слова ребенком, взрослый не исправляет ребенка, а уточняет, четко проговаривая данное слово
  ← скрыть/показать

Речевые средства, используемые родителями

Невербальные
характеристики (показатели)
  • Говорят подчеркнуто выразительно, эмоционально заражая ребенка и вовлекая его в коммуникацию
Вербальные
характеристики (показатели)
  • Пользуются ситуативной речью - комментируют происходящее с ребенком «здесь и сейчас», недавно завершившиеся события, его желания, проявленный интерес, впечатления, действия
  • Используют слова с конкретным значением, обозначающие предмет, действие, признак
  • Пользуются простой конструкцией фразы, произносят ее с выразительной смысловой интонацией, чтобы сделать фразу максимально понятной ребенку в конкретной ситуации

I уровень нормативного речевого развития

компонент анализа
структура
характеристики (показатели)
Условия нормального речевого развития – коммуникативная ситуация развития
Коммуникативное поведение родителей
 
Отношение к ребенку в коммуникации
  • Отношение к ребенку как к собеседнику вне зависимости от его речевых возможностей - любые реакции ребенка воспринимаются как его «ответ» и осмысленное включение в «разговор» и выразительно поддерживаются
  • Родители следят в большей степени за поддержанием диалога, а не за правильностью произношения ребенка
Содержание общения близких взрослых с ребенком
  • Личный опыт ребенка: события, происходящие в настоящий момент или недавно завершившиеся, его желания, впечатления, наблюдения, действия
Инициатива родителей
  • Привлекает внимание ребенка к внешним объектам и совместным действиям с ними, комментирует, задавая смысл и эмоциональное отношение к происходящему
  • Начинает разговор и стимулирует ответную вербальную реакцию ребенка, делая паузу и ожидая ответ, задавая уточняющий вопрос, используя выразительную мимику, смену высоты и эмоциональной окраски голоса
  • Создает проблемные коммуникативные ситуации, требующие вербальных ответов, просьб, вопросов со стороны ребенка, эмоционально подкрепляет их, вызывая удовольствие малыша
Отклик родителей
  • Откликается на все обращения ребенка – как вербальные, так и не вербальные – действием, эмоциональной реакцией, словом, тактильным контактом и стимулирует продолжение диалога
  • Откликается на любые инициативы ребенка как на приглашение к разговору
  • Эмоционально реагирует на интерес ребенка, поддерживает и непременно комментирует его
  • Осуществление эмоциональной подстройки к малышу, которая сопровождается выразительным вербальным комментарием происходящего – его осмыслением
  • Повторяет за ребенком правильно сказанное им слово, уточняя и придавая ему разную эмоциональную окраску
  • При неправильном произношении или употреблении слова не повторяет за ребенком, а сразу предлагает правильный образец, подсказывает правильное произношение
  • При неправильном произношении или употреблении слова ребенком, взрослый не исправляет ребенка, а уточняет, четко проговаривая данное слово
Речевые средства, используемые родителями
 
Невербальные
  • Говорят подчеркнуто выразительно, эмоционально заражая ребенка и вовлекая его в коммуникацию
Вербальные
  • Пользуются ситуативной речью - комментируют происходящее с ребенком «здесь и сейчас», недавно завершившиеся события, его желания, проявленный интерес, впечатления, действия
  • Используют слова с конкретным значением, обозначающие предмет, действие, признак
  • Пользуются простой конструкцией фразы, произносят ее с выразительной смысловой интонацией, чтобы сделать фразу максимально понятной ребенку в конкретной ситуации

Рассмотрим теперь формат для оценки соответствия коммуникативной ситуации развития ребенка с КИ II уровню нормального речевого развития.

II уровень нормативного речевого развития

  ← скрыть/показать

Условия нормального речевого развития – коммуникативная ситуация развития

  ← скрыть/показать

Коммуникативное поведение родителей

Отношение к ребенку в коммуникации
характеристики (показатели)
  • Уважительное отношение к ребенку как к собеседнику
  • Любые высказывания ребенка привлекают внимание взрослого и воспринимаются как приглашение к диалогу или отклик
Содержание общения близких взрослых с ребенком
характеристики (показатели)
  • Личный опыт ребенка, происходящие, недавно завершившиеся и предстоящие в ближайшем будущем события его жизни и жизни близких, желания ребенка, его интересы, впечатления и др.
  • Сюжеты и персонажи знакомых книг, любимых мультфильмов, связанные с личным опытом ребенка и выходящие за его пределы
Инициатива родителей
характеристики (показатели)
  • Инициируют обсуждение событий, – настоящих, прошлых и предстоящих, желаний, впечатлений, наблюдений, действий ребенка, того, что интересует
  • Инициируют обсуждение сюжетов и персонажей любимых книг и мультфильмов
  • Эмоционально-смысловой комментарий событий, желаний, впечатлений, наблюдений и действий ребенка – настоящих, прошлых и предстоящих
  • Инициируют ответную вербальную реакцию ребенка с помощью пауз, выразительного ожидания ответа, уточняющих вопросов, намеренной смены высоты и эмоциональную окраски голоса
  • Начинают использовать разговор с ребенком для разрешения трудностей взаимоотношений, возникающих в домашней жизни
Отклик родителей
характеристики (показатели)
  • Откликаются на инициативное обращение ребенка и стимулируют продолжение диалога
  • Главное назначение отклика состоит в эмоционально-смысловом комментарии сказанного ребенком
  • "Умышленно недопонимают" и переспрашивают неточно и невнятно сказанные слова, ненавязчиво помогают подобрать правильное слово, фразу, подсказывая их произнесение
  ← скрыть/показать

Речевые средства, используемые родителями

Невербальные
характеристики (показатели)
  • Используют выразительную интонацию, смену темпа, тембра и громкости голоса в диалоге с ребенком для удержания его внимания в разговоре и лучшего понимания сказанного
Вербальные
характеристики (показатели)
  • Пользуется преимущественно ситуативной речью, комментируя происходящие, недавно завершившиеся и предстоящие в ближайшем будущем события жизни ребенка, его впечатления, наблюдения, действия, желания
  • Включает в комментарий наряду со знакомыми ребенку новые для него слова и конструкции, которые становятся понятными в ситуации диалога
  • Начинает пользоваться контекстной речью, комментируя события жизни и чувства близких в семье, переживания самого ребенка

III уровень нормативного речевого развития

  ← скрыть/показать

Психофизиологические предпосылки нормального речевого развития

характеристики (показатели)
  • в норме
  ← скрыть/показать

Условия нормального речевого развития – коммуникативная ситуация развития

  ← скрыть/показать

Коммуникативное поведение родителей

Отношение к ребенку в коммуникации
характеристики (показатели)
  • Уважительно относятся к ребенку как к собеседнику
  • Внимательно и спокойно выслушивают, не перебивая ребенка
  • Замечают и хвалят ребенка за стремление к точности и ясности высказывания, соблюдение принятых коммуникативных норм
  • Замечают и поддерживают попытки ребенка установить нужную дистанцию в коммуникации с разными людьми
Содержание общения близких взрослых с ребенком
характеристики (показатели)
  • События личной жизни ребенка: прожитые, настоящие, предстоящие; выходящие за рамки его опыта, в том числе вымышленные
  • События из жизни близких и знакомых ребенку взрослых и детей
  • Обсуждение сюжетов и персонажей игр, мультфильмов, книг, их сопоставление с личным опытом ребенка
  • Шутки
  • Анекдоты
Инициатива родителей
характеристики (показатели)
  • Инициируют развернутый диалог на любую значимую для ребенка тему, как в рамках его личного опыта, так и за его пределами
  • Инициируют высказывание ребенком собственного мнения, отношения, поддерживают попытки умозаключений и выводов в разговоре
  • Инициируют и используют разговор с ребенком для разрешения трудностей взаимоотношений, возникающих в жизни ребенка дома и за его пределами
  • Намеренно используют шутки и анекдоты для понимания ребенком скрытого смысла, контекста и подтекста описываемых в речи событий
Отклик родителей
характеристики (показатели)
  • Стараются откликаться (немедленно или отсроченно) на каждое инициативное обращение ребенка и стимулируют продолжение диалога
  • Главное назначение отклика – обозначить смысл и выразить эмоциональное отношение к обсуждаемому, высказать отношение к самому высказыванию ребенка в диалоге – его сути, логике, адекватности выбранной формы
  • Уточняет в отклике значение сложных для ребенка слов и понятий
  • В случаях неправильно или неточно выбранной интонации, слова, конструкции фразы, взрослый предлагает более точный и корректный вариант, поясняя при необходимости разницу
  • В случаях нарушения ребенком дистанции в разговоре, взрослый регулирует дистанцию, предлагает правильный вариант и объясняет, почему следует соблюдать такую дистанцию в разговоре с этим собеседником
  ← скрыть/показать

Речевые средства, используемые родителями

Невербальные
характеристики (показатели)
  • Говорят естественно, выразительно и спокойно, используют интонацию для передачи смысловых оттенков, контекстных отношений и собственного отношения к сказанному
Вербальные
характеристики (показатели)
  • Употребляют все части речи, простые и сложные конструкции фразы, все формы согласования слов в предложении
  • Используют и ситуативную, и контекстную речь
  • Активно используют в общении с ребенком отвлеченные понятия
  • Намеренно используют в своей речи слова и фразы с переносным смыслом, простые фразеологические обороты
  • В речи взрослых постоянно присутствуют шутки, соответствующие возрасту ребенка
  ← скрыть/показать

Коммуникативное поведение ребенка

  ← скрыть/показать

Круг собеседников

характеристики (показатели)
  • Свободно вступает в коммуникацию с близкими, хорошо знакомыми и малознакомыми людьми
  • Начинает вступать в коммуникацию с незнакомыми людьми
  • Все еще допустимы отказы от коммуникации с незнакомыми людьми
  ← скрыть/показать

Содержание общения

характеристики (показатели)
  • Предметом общения являются события, происходящие с ребенком и его окружением «здесь и сейчас», завершившиеся, будущие, намерения, желания, планы
  • Ребенок способен обсуждать то, что выходит за рамки его личного опыта, без наглядных опор, он способен обсуждать воображаемые ситуации
  ← скрыть/показать

Инициатива

характеристики (показатели)
  • Инициирует коммуникацию с разными по степени близости собеседниками – как детьми, так и взрослыми
  • В общении с близкими и знакомыми людьми коммуникативные инициативы усложняются
  • Допустимо отсутствие инициативы в сложных коммуникативных ситуациях
  ← скрыть/показать

Отклик

характеристики (показатели)
  • Откликается на инициативу разных по степени близости собеседников
  • Пробует сдерживать импульсивные реакции в общении на эмоционально значимые темы
  • Начинает предварять отклик подготовкой к нему, продумывает, как лучше ответить собеседнику
  • В случае непонимания ребенком сказанного собеседником он начинает переспрашивать и уточнять
  • Организован в процессе общения, контролирует очередность высказываний, способен выслушивать собеседника, не перебивая и не торопясь с откликом
  • Способен адекватно реагировать на изменение условий общения, способен сменить тему в ходе диалога
  ← скрыть/показать

Отношение к своей речи

характеристики (показатели)
  • Стремится к максимальному пониманию своей речи собеседником за счет точности, правильности и логичности изложения
  • Старается следить за своей речью и при необходимости может перестраиваться в диалоге, переключиться с одной темы на другую
  • Допустимы опасения ребенка не оправдать ожидания собеседника, аффективная окраска поисковых попыток с паузами ожидания и нерешительности
  • При коммуникативной неудаче осознанно ищет выход – начинает предпринимать попытки переформулировать сказанное и оценить реакцию собеседника
  • Появляется оценочное отношение к речи собеседника
  ← скрыть/показать

Речевые средства, освоенные ребенком

  ← скрыть/показать

Невербальные

характеристики (показатели)
  • Использует все виды интонации, логическое ударение, регулирует темп и ритм речи, ее выразительность
  • Начинает использовать интонацию и логическое ударение для передачи смысловых оттенков, контекстных отношений и собственного отношения к сказанному
  • Начинает использовать выразительные движения, мимику, жесты для выразительности речи и усиления коммуникативного эффекта
  ← скрыть/показать

Вербальные

характеристики (показатели)
Понимание
  • Понимает ситуативную речь и контекстную речь, описывающую происходящее за пределами личного опыта ребенка
  • Начинает понимать обобщающие и отвлеченные понятия, фразеологические обороты, переносный смысл высказываний
  • Начинает понимать шутки
  • Допустимы неточности в понимании переносных смыслов, отвлеченных понятий, юмора
  • Начинает различать жанры произведений, которые взрослый читает ребенку: бывальщину, небывальщину, сказки о животных, стихи и прозу
Cамостоятельное использование
Лексико-грамматические средства
  • Уверенно пользуется фразой из 4-х и более слов
  • Начинает использовать сложные предложения: сложносочиненные и сложноподчинённые
  • Способен составить связный рассказ из 4-5 предложений
  • Словарь содержит уже все части речи, включает родственные слова, антонимы и синонимы, обобщающие слова, некоторые абстрактные понятия
  • Способен правильно грамматически согласовывать слова во фразе
  • Владеет основными формами словообразования существительных, глаголов и прилагательных (суффиксальным, префиксальным и сложением основ)
  • Экспериментирует со словом, способен к словотворчеству
  • Начинает использовать более сложные предлоги и предложно-падежные конструкции, отражающие временные, причинно-следственные и пространственные отношения
  • Начинает использовать в речи фразеологические обороты
  • Пробует шутить
Фонетико-фонематические средства
  • Речь преимущественно внятная. Замечает свои ошибки в произнесении слов и фраз, пытается исправить
  • Правильно произносит слова разной слоговой структуры, в том числе и 4-сложные, многосложные
  • Правильно произносит слова со стечениями согласных звуков
  • Дифференцирует на слух и правильно произносит все группы звуков
  • Дифференцирует звуки в словах

II уровень нормативного речевого развития

компонент анализа
структура
характеристики (показатели)
Условия нормального речевого развития – коммуникативная ситуация развития
Коммуникативное поведение родителей
 
Отношение к ребенку в коммуникации
  • Уважительное отношение к ребенку как к собеседнику
  • Любые высказывания ребенка привлекают внимание взрослого и воспринимаются как приглашение к диалогу или отклик
Содержание общения близких взрослых с ребенком
  • Личный опыт ребенка, происходящие, недавно завершившиеся и предстоящие в ближайшем будущем события его жизни и жизни близких, желания ребенка, его интересы, впечатления и др.
  • Сюжеты и персонажи знакомых книг, любимых мультфильмов, связанные с личным опытом ребенка и выходящие за его пределы
Инициатива родителей
  • Инициируют обсуждение событий, – настоящих, прошлых и предстоящих, желаний, впечатлений, наблюдений, действий ребенка, того, что интересует
  • Инициируют обсуждение сюжетов и персонажей любимых книг и мультфильмов
  • Эмоционально-смысловой комментарий событий, желаний, впечатлений, наблюдений и действий ребенка – настоящих, прошлых и предстоящих
  • Инициирует ответную вербальную реакцию ребенка с помощью пауз, выразительного ожидания ответа, уточняющих вопросов, намеренной смены высоты и эмоциональную окраски голоса
  • Начинают использовать разговор с ребенком для разрешения трудностей взаимоотношений, возникающих в домашней жизни
Отклик родителей
  • Откликаются на инициативное обращение ребенка и стимулируют продолжение диалога
  • Главное назначение отклика состоит в эмоционально-смысловом комментарии сказанного ребенком
  • Умышленно недопонимают" и переспрашивают неточно и невнятно сказанные слова, ненавязчиво помогают подобрать правильное слово, фразу, подсказывая их произнесение
Речевые средства, используемые родителями
 
Невербальные
  • Используют выразительную интонацию, смену темпа, тембра и громкости голоса в диалоге с ребенком для удержания его внимания в разговоре и лучшего понимания сказанного
Вербальные
  • Пользуется преимущественно ситуативной речью, комментируя происходящие, недавно завершившиеся и предстоящие в ближайшем будущем события жизни ребенка, его впечатления, наблюдения, действия, желания
  • Включает в комментарий наряду со знакомыми ребенку новые для него слова и конструкции, которые становятся понятными в ситуации диалога
  • Начинает пользоваться контекстной речью, комментируя события жизни и чувства близких в семье, переживания самого ребенка

Представим формат для оценки соответствия коммуникативной ситуации развития ребенка c КИ III уровню нормального речевого развития.

III уровень нормативного речевого развития

  ← скрыть/показать

Условия нормального речевого развития – коммуникативная ситуация развития

  ← скрыть/показать

Коммуникативное поведение родителей

Отношение к ребенку в коммуникации
характеристики (показатели)
  • Уважительно относятся к ребенку как к собеседнику
  • Внимательно и спокойно выслушивают, не перебивая ребенка
  • Замечают и хвалят ребенка за стремление к точности и ясности высказывания, соблюдение принятых коммуникативных норм
  • Замечают и поддерживают попытки ребенка установить нужную дистанцию в коммуникации с разными людьми
Содержание общения близких взрослых с ребенком
характеристики (показатели)
  • События личной жизни ребенка: прожитые, настоящие, предстоящие; выходящие за рамки его опыта, в том числе вымышленные
  • События из жизни близких и знакомых ребенку взрослых и детей
  • Обсуждение сюжетов и персонажей игр, мультфильмов, книг, их сопоставление с личным опытом ребенка
  • Шутки
  • Анекдоты
Инициатива родителей
характеристики (показатели)
  • Инициируют развернутый диалог на любую значимую для ребенка тему, как в рамках его личного опыта, так и за его пределами
  • Инициируют высказывание ребенком собственного мнения, отношения, поддерживают попытки умозаключений и выводов в разговоре
  • Инициируют и используют разговор с ребенком для разрешения трудностей взаимоотношений, возникающих в жизни ребенка дома и за его пределами
  • Намеренно используют шутки и анекдоты для понимания ребенком скрытого смысла, контекста и подтекста описываемых в речи событий
Отклик родителей
характеристики (показатели)
  • Стараются откликаться (немедленно или отсроченно) на каждое инициативное обращение ребенка и стимулируют продолжение диалога
  • Главное назначение отклика – обозначить смысл и выразить эмоциональное отношение к обсуждаемому, высказать отношение к самому высказыванию ребенка в диалоге – его сути, логике, адекватности выбранной формы
  • Уточняет в отклике значение сложных для ребенка слов и понятий
  • В случаях неправильно или неточно выбранной интонации, слова, конструкции фразы, взрослый предлагает более точный и корректный вариант, поясняя при необходимости разницу
  • В случаях нарушения ребенком дистанции в разговоре, взрослый регулирует дистанцию, предлагает правильный вариант и объясняет, почему следует соблюдать такую дистанцию в разговоре с этим собеседником
  ← скрыть/показать

Речевые средства, используемые родителями

Невербальные
характеристики (показатели)
  • Говорят естественно, выразительно и спокойно, используют интонацию для передачи смысловых оттенков, контекстных отношений и собственного отношения к сказанному
Вербальные
характеристики (показатели)
  • Употребляют все части речи, простые и сложные конструкции фразы, все формы согласования слов в предложении
  • Используют и ситуативную, и контекстную речь
  • Активно используют в общении с ребенком отвлеченные понятия
  • Намеренно используют в своей речи слова и фразы с переносным смыслом, простые фразеологические обороты
  • В речи взрослых постоянно присутствуют шутки, соответствующие возрасту ребенка

III уровень нормативного речевого развития

компонент анализа
структура
характеристики (показатели)
Условия нормального речевого развития – коммуникативная ситуация развития
Коммуникативное поведение родителей
 
Отношение к ребенку в коммуникации
  • Уважительно относятся к ребенку как к собеседнику
  • Внимательно и спокойно выслушивают, не перебивая ребенка
  • Замечают и хвалят ребенка за стремление к точности и ясности высказывания, соблюдение принятых коммуникативных норм
  • Замечают и поддерживают попытки ребенка установить нужную дистанцию в коммуникации с разными людьми
Содержание общения близких взрослых с ребенком
  • События личной жизни ребенка: прожитые, настоящие, предстоящие; выходящие за рамки его опыта, в том числе вымышленные
  • События из жизни близких и знакомых ребенку взрослых и детей
  • Обсуждение сюжетов и персонажей игр, мультфильмов, книг, их сопоставление с личным опытом ребенка
  • Шутки
  • Анекдоты
Инициатива родителей
  • Инициируют развернутый диалог на любую значимую для ребенка тему, как в рамках его личного опыта, так и за его пределами
  • Инициируют высказывание ребенком собственного мнения, отношения, поддерживают попытки умозаключений и выводов в разговоре
  • Инициируют и используют разговор с ребенком для разрешения трудностей взаимоотношений, возникающих в жизни ребенка дома и за его пределами
  • Намеренно используют шутки и анекдоты для понимания ребенком скрытого смысла, контекста и подтекста описываемых в речи событий
Отклик родителей
  • Стараются откликаться (немедленно или отсроченно) на каждое инициативное обращение ребенка и стимулируют продолжение диалога
  • Главное назначение отклика – обозначить смысл и выразить эмоциональное отношение к обсуждаемому, высказать отношение к самому высказыванию ребенка в диалоге – его сути, логике, адекватности выбранной формы
  • Уточняет в отклике значение сложных для ребенка слов и понятий
  • В случаях неправильно или неточно выбранной интонации, слова, конструкции фразы, взрослый предлагает более точный и корректный вариант, поясняя при необходимости разницу
  • В случаях нарушения ребенком дистанции в разговоре, взрослый регулирует дистанцию, предлагает правильный вариант и объясняет, почему следует соблюдать такую дистанцию в разговоре с этим собеседником
Речевые средства, используемые родителями
 
Невербальные
  • Говорят естественно, выразительно и спокойно, используют интонацию для передачи смысловых оттенков, контекстных отношений и собственного отношения к сказанному
Вербальные
  • Употребляют все части речи, простые и сложные конструкции фразы, все формы согласования слов в предложении
  • Используют и ситуативную, и контекстную речь
  • Активно используют в общении с ребенком отвлеченные понятия
  • Намеренно используют в своей речи слова и фразы с переносным смыслом, простые фразеологические обороты
  • В речи взрослых постоянно присутствуют шутки, соответствующие возрасту ребенка

Анализ коммуникативной ситуации развития по всем заявленным в формате показателям позволяет специалисту выявить соответствие, неполное соответствие, несоответствие коммуникативного поведения и используемых родителями речевых средств уровню актуального и зоне ближайшего развития их ребенка. Это позволяет обоснованно ответить на вопрос - нужна или не нужна работа дефектолога по коррекции коммуникативного поведения взрослых для благополучного дальнейшего развития речи ребенка с КИ, перешедшего на путь развития, типичный для нормально слышащего. Инструменты оценки коммуникативной ситуации развития реабилитированного ребенка с КИ в семье разработаны для всех трех уровней речевого онтогенеза, что позволяет обоснованно определять особые образовательные потребности родителей и ставить конкретные задачи по преобразованию их актуальной коммуникации с ребенком в развивающую.

Заключение

В процессе 3П-реабилитации ориентирами служат показатели завершения первой, второй, третьей сессий, а также итоговые показатели по отношению к ребенку и близким взрослым.

По завершению реабилитации, т.е. после перехода ребенка с КИ на путь развития, типичный для слышащего, уровень развития его коммуникации и речи может варьироваться: соответствовать, частично соответствовать, не соответствовать возрастным показателям. Требуется определить уровень актуального и зону ближайшего речевого развития реабилитированного ребенка с КИ, что требует смены ориентиров и инструментов оценки.

В современной коррекционной педагогике и специальной психологии разработаны ориентиры и показатели для оценки речевого развития ребенка дефектологом – это карты четырехкомпонентного анализа, предусматривающие взаимосвязанную оценку коммуникативного поведения и речевых средств ребенка, так и его окружения. После завершения реабилитации предлагается перейти к четырехкомпонентной схеме анализа развития коммуникации и речи ребенка с КИ и его окружения, что необходимо для обоснованной постановки задач его дальнейшего речевого развития в логике онтогенеза.

Инструментами специалиста становятся карты оценки коммуникативного поведения и речи детей с КИ разного возраста (I II IIIуровень нормативного речевого развития), успешно завершивших реабилитацию и перешедших на путь развития, характерный для слышащих.

Описаны включающие все необходимые характеристики форматы заключений специалиста о наличии у ребенка с КИ полного соответствия, частичного соответствия, а также возможного несоответствия возрастным показателям развития коммуникативного поведения и речи.

Раскрыта логика перехода от понимания уровня актуального и зоны ближайшего развития реабилитированного ребенка с КИ к обоснованной постановке задач дальнейшего развития его коммуникации и речи в логике онтогенеза.

Обоснована необходимость оценки условий дальнейшего речевого развития реабилитированного ребенка с КИ - коммуникативного поведения и речевых средств близких взрослых, их соответствия актуальному уровню и зоне ближайшего речевого развития ребенка. Представлены необходимые инструменты оценки.

Описаны включающие все необходимые характеристики форматы заключений специалиста о наличии полного или частичного соответствия, а также возможного несоответствия их коммуникативного поведения и речи актуальному уровню и зоне ближайшего речевого развития их ребенка с КИ. Оценка условий дальнейшего речевого развития реабилитированного ребенка с КИ позволяет обоснованно определять потребность в дальнейшей помощи семье, содержание особых образовательных потребностей родителей, необходимость корректировки их коммуникативного поведения и используемых речевых средств, приведения их в соответствие с потребностями ребенка.

Подчеркнем, что описанные инструменты оценки коммуникативного поведения и речи ребенка с КИ и его окружения применяются только после того, как он завершил реабилитацию и перешел на путь развития, типичный для слышащего. Соответственно, пользоваться этими инструментами могут и должны не только сурдопедагоги, но и логопеды, дошкольные дефектологи.

Перейти на путь развития, типичный для слышащего, ребенок с КИ можно благодаря разным методам реабилитации или плодотворным усилиям самих родителей, однако во всех случаях понадобится оценка соответствия коммуникативного поведения и речи близких взрослых актуальным потребностям ребенка и понимание задач, стоящих перед семьей и ребенком на новом этапе его жизни.

  • 1. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. «3П-реабилитация» детей с КИ. Основные положения и отличия от «слухо-речевой реабилитации». // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №30 2017 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/3p-rehabilitation-of-children- with-ci-basic-provisions-and-differences-from-the-auditory-speech- rehabilitation
  • 2. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. «Точка запуска» новых слуховых возможностей и спонтанного развития речи ребенка после кохлеарной имплантации. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №24 2016 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-24/launch- point-of-new-auditory-capabilities-and-spontaneous-development-of-the- childs-speech-after-cochlear-implantation
  • 3. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Анализ речевого развития ребенка дефектологом: современные представления отечественной научной школы. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №51 2023 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-51/analysis-of-the- speech-development-of-a-child-by-a-defectologist-modern-ideas-of-the- national-scientific-school
  • 4. Дети с кохлеарными имплантами: научно–популярное издание / под ред. О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. – 208 с.
  • 5. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. 3П-реабилитация: новые профессиональные умения сурдопедагога // Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. Альманах № 42 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-42/3r-rehabilitation-new-professional-skills-of-a-deaf-teacher
  • 6. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Реабилитация ребенка с кохлеарным имплантом как перевод на путь естественного развития слухового восприятия, коммуникации и речи/ О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Вестник оториноларингологии. – 2018. – Т. 83. – № 2. – С. 26-29.
  • 7. Кукушкина О.И., Китик Е.Е., Гончарова Е.Л. Четырехкомпонентная характеристика нормативного речевого онтогенеза как ориентир дефектолога. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №51 2023 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-51/four- component-characteristics-of-normative-speech-ontogenesis-as-a-landmark- for-a-defectologist
  • 8. Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка: монография / под ред. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Никольская О.С. М., 2014. 192 с.
  • 9. Сатаева А.И. Система работы сурдопедагога с детьми после кохлеарной имплантации: автореферат дис... канд. пед. наук: 13.00.03. – А.И. Сатаева – М., 2016. – 24 с.

Библиография


Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Оценка развития коммуникации и речи ребенка с кохлеарными имплантами после перехода на путь развития слышащего. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №55 2024 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-55/assessing-the-development-of-communication-and-speech-in-a-child-with-cochlear-implants-after-transition-to-a-hearing-path (Дата обращения: 24.06.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности