Альманах №55
31.05.2024 Дата публикации статьи: 31.05.2024
Альманах №55 · Дети с кохлеарными имплантами: исследования и практика
Альманах №55 · Дети с кохлеарными имплантами: исследования и практика

Надомная форма 3П-реабилитация семьи и ребенка с КИ

Олешова В.В. Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», Москва

Реабилитации на дому детей раннего возраста в странах Европы, США и России

В настоящее время в странах Европы и США активно реализуются программы надомной реабилитации семей с детьми раннего возраста, имеющими особенности развития. Надомное визитирование позволяет начать коррекционно-развивающую работу с ребенком сразу после постановки диагноза, а также максимально включить родителей в реабилитационный процесс.

Посещение на дому семей с маленькими детьми исторически осуществлялось разными специалистами: работниками образования, здравоохранения и социальной сферы, как имеющими специальное образование, так и без него [6].

Зарубежные авторы отмечают, что надомная реабилитация является наиболее комфортной технологией сопровождения семьи ребенка раннего возраста, так как в процессе посещения семьи на дому специалисту возможно грамотно выстроить взаимодействие между взрослым и ребенком не только в рамках занятий, но и в течение ежедневно повторяющихся бытовых ситуаций [12,13,14,15]. Реабилитация на дому является наиболее естественной для ребенка с особенностями развития и его семьи формой помощи. Это связано с тем, что в раннем возрасте главным условием гармоничного психического развития является общение ребенка с близкими взрослыми (Л.С. Выготский, М.И. Лисина), которые обеспечивают ребенку ведущий для этого возраста вид деятельности: на первом году жизни – возможность постоянного эмоционального общения, на втором и третьем году – целенаправленное развитие предметно-манипулятивной деятельности и постепенный переход к игровой деятельности [4]. Таким образом они создают комфортную «зону ближайшего развития» в естественных условиях домашней коррекционно-развивающей среды.

Ряд авторов указывает, что благодаря работе специалиста в условиях домашней среды со всей семьей, родители быстрее выходят из стрессовой ситуации, связанной с рождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а дети показывают лучшие результаты в реабилитации [14,15].

Привычная домашняя обстановка позволяет создать наиболее благоприятные условия для формирования новых знаний и навыков, которые родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья сразу внедряют в режимные моменты и повседневную жизнь ребенка.

В рамках реабилитации на дому взаимодействие между специалистом, родителями и ребенком с ограниченными возможностями здоровья выстраивается таким образом, что основную помощь ребенок получает от родителей в промежутке между визитами специалиста. Специалист в этой ситуации является наставником, который показывает родителям приемы работы, подсказывает, как решение развивающих задач можно внедрить не только в занятия, но и в обыденную семейную жизнь.

Основной задачей специалиста по надомной реабилитации является помощь родителям ребенка с ограниченными возможностями здоровья в выстраивании взаимодействия с ребенком в течение дня, так как только таким образом ребенок будет получать качественную коррекционно-развивающую помощь постоянно, а не только во время занятий со специалистом.

В Российской Федерации реабилитация на дому семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в основном в рамках системы здравоохранения и социального обслуживания населения, а также благотворительными фондами и некоммерческими организациями.

16 августа 2022 года Правительство утвердило «План мероприятий по реализации Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года», в котором отдельное внимание уделено развитию системы сопровождения семей детей-инвалидов и привлечению родителей к процессу реабилитации, а также помощи им в создании домашней реабилитационной среды [7], что указывает на особую актуальность работы с родителями и разработки технологии надомной реабилитации для различных категорий семей с детьми с особенностями в развитии, в том числе и для семей с детьми с нарушенным слухом.

Анализируя отечественную литературу, мы столкнулись с тем, что проблема надомной реабилитации поднимается в трудах отдельных авторов и остается недостаточно разработанной на уровне работы с семьей ребенка раннего возраста с нарушенным слухом [1,5,9].

Надомное визитирование является относительно новой для сурдопедагогов и привлекательной для родителей формой реабилитации. Реабилитация в условиях обыденной жизни семьи помогает выстраивать доверительное и качественное взаимодействие со всеми членами семьи ребенка с нарушенным слухом, поскольку учитываются условия жизни конкретной семьи и перестройка их взаимодействия со своим изменившимся ребенком проводится непосредственно в условиях дома.

Экспериментальная 3П-реабилитация семьи и ребенка с КИ в условиях домашней жизни

Проводимое нами исследование было посвящено реализации идеи надомной 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ.

В основу экспериментальной надомной реабилитации был положен метод «3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ» (О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, А.И. Сатаева), который направлен на запуск естественного развития слухового восприятия и спонтанного освоения речи в обыденной коммуникации, типичных для слышащего ребенка. Содержанием «3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ» является перестройка взаимодействия ребенка с КИ с семьей на новой сенсорной основе при создании сурдопедагогом и, с его помощью, условий для проживания ребенком и родителями на новой сенсорной основе тех этапов раннего онтогенеза, которые были прожиты в условиях глухоты. Метод 3П реабилитации семьи и ребенка с КИ основан на понимании «точки запуска» развития слухового восприятия и нормативного речевого развития – это становление на первом году жизни и последующее усложнение эмоционального диалога ребенка с близкими взрослыми на полноценной сенсорной основе, совместно-разделенного переживания [2,3,10,11].

Выбирая новую форму организации реабилитации – в семье – на дому - мы следовали основным положениям метода 3П [3], считали субъектом профессиональной деятельности сурдопедагога не только ребенка с КИ, но и членов его семьи.

Организация эксперимента

С 2014 по 2020 год нами было проведено исследование, в котором участвовало 44 семьи с детьми раннего возраста до и после кохлеарной имплантации.

Средний возраст детей на момент начала реабилитационных мероприятий составил 14,1 месяца, т.е. это были дети с КИ первого полугодия второго года жизни, что считается оптимальным возрастом для КИ и последующей реабилитации.

В ходе эксперимента реабилитация проводилась одним и тем же сурдопедагогом по одному и тому же методу 3П, но в разных условиях - 23 семьи реабилитировались на дому, сурдопедагог перестраивал их взаимодействие с ребенком сразу в условиях домашней жизни и 21 семья реабилитировалась на занятиях в образовательном учреждении, после чего родители самостоятельно организовывали дома взаимодействие со своим ребенком на новой сенсорной основе, импровизируя по заданным на занятиях принципам, но были лишены непосредственной помощи специалиста в семье.

Условием реабилитации являлся регулярный контроль за адекватностью настроек речевого процессора системы кохлеарной имплантации.

Центральная задача исследования

Поиск оптимальных условий реализации метода «3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ».

Задачи надомной реабилитации

В ходе исследования были определены задачи надомной реабилитация семьи и ребенка с КИ по методу 3П:

  • эмоциональная поддержка родителей;
  • повышение уровня родительской компетенции в вопросах 3П-реабилитации ребенка с кохлеарным имплантом;
  • перестройка взаимодействия родителей с ребенком после кохлеарной имплантации по методу «3П- реабилитации» [8,9] с учетом его изменяющихся слуховых возможностей;
  • помощь в выстраивании домашнего взаимодействия родителей со своим ребенком в обыденной жизни конкретной семьи;
  • помощь в освоении родителями умения организовывать совместную деятельность с ребенком в обыденной семейной жизни в течение дня;
  • включение всех членов семьи в процесс реабилитации в условиях дома.

В соответствии с выбранным методом, большинство этих задач решаются сурдопедагогом при проведении 3П-реабилитации как в условиях учреждения, так и на дому, однако при выборе специалистом новой формы реабилитации в семье меняются условия и возникают дополнительные задачи. Выделим их:

  • непосредственная помощь родителям в выстраивании эмоционального взаимодействия со своим ребенком на новой сенсорной основе в обыденной жизни в семье;
  • непосредственная помощь в освоении родителями умения организовывать совместную деятельность со своим ребенком как со слышащим в обыденной жизни в семье в течение дня.

Особенность проведения сурдопедагогом ориентировочной сессии заключается в том, что, посещая семью на дому, сурдопедагог имел возможность анализировать взаимодействие членов семьи с ребенком не только в рамках занятия и по домашним видеозаписям, но и в процессе естественного взаимодействия в семье.

Например, родители В. обратились за помощью, когда девочке был 1 год 2 месяца и ребенок только начал носить сверхмощные слуховые аппараты. Девочка родилась в 26 недель. Нарушение слуха было подтверждено в 10 месяцев. Врачи рекомендовали подождать до 1,5 лет для повторного проведения исследования слуха и решения вопроса о кохлеарной имплантации. Родители хотели, чтобы сурдопедагог занимался с ребенком дома. До операции, проведенной в 1 год 7 месяцев, сурдопедагог посетил семью на дому 8 раз.

В процессе визитов педагога были выявлены следующие особенности взаимодействия членов семьи с ребенком:

  • Мама общалась с ребенком сложными развернутыми фразами, не соответствующими речевым возможностям ребенка: «Давай покормим куклу Аделаиду», «Давай с тобой поиграем на барабане», «Давай с тобой пойдем кушать вкусный суп, который приготовила бабушка»
  • Речь мамы была не эмоциональна – монотонна, без выразительного смыслового ударения
  • Мама не использовала естественные домашние ситуации для активного взаимодействия с ребенком, разговора, предпочитая инструктивный стиль общения, например: при мытье рук мама эмоционально не комментировала, что вода холодная, молча переключала воду на другой режим
  • При обращении к ребенку мама выжидательно смотрела на его действия, постоянно их вербально оценивала, но при этом не включалась эмоционально в совместную деятельность, не радовалась успехам ребенка
  • Бабушка во взаимодействии с ребенком использовала много потешек, стишков с движениями, больше соответствующих возрасту ребенка, но мама их не использовала, не придавала им должного значения
  • У ребенка было много игрушек, и все они лежали в свободном доступе в игровом уголке. Члены семьи не обучали ребенка игре, не показывали, как по-разному можно взаимодействовать с игрушкой

Как следует из примера, проведение сурдопедагогом ориентировочной сессии в условиях семьи облегчается в сравнении с решением той же задачи в условиях учреждения, и обладает рядом преимуществ. Прежде всего, появляется возможность увидеть взаимодействие всех членов семьи с ребенком не только в ситуации игровых занятий или на подготовленных самими родителями видеороликах, а в реальной жизни. Наблюдение по заданным параметрам за взаимодействием родителей и ребенка с КИ в различных житейских естественно возникающих ситуациях позволяет собирать достоверный материал для обоснованной постановки задач в области реконструкции детско-родительского взаимодействия на новой сенсорной основе.

Из примера также видно, что у сурдопедагога появляется возможность выявить членов семьи, чье взаимодействие с ребенком в большей мере отвечает задачам его развития (в примере это бабушка) и тех, чье взаимодействие нуждается в кардинальной реконструкции в ходе последующей реабилитации (в примере это мама). Сурдопедагог получает основания для дифференциации задач первой основной сессии «Запуск эмоционального диалога ребенка с КИ с семей на новой сенсорной основе».

Приведем еще один пример. При посещении на дому семьи А. после подключения ребенку системы КИ в возрасте 11 месяцев, сурдопедагог включал во взаимодействие пожилую бабушку, отца и маму девочки. Проведенный ранее анализ их актуального взаимодействия выявил существенные различия и непродуктивность коммуникативного поведения взрослых, а именно: бабушка общалась утрированной, чрезмерно громкой речью; папа был многословен во взаимодействии, не привлекал внимания ребенка к себе и к предмету диалога; мама старалась быть эмоциональной, однако эмоции были недостаточно выразительными и главное – взаимодействие строилось без учета интересов ребенка.

Реализуя метод 3П после операции кохлеарной имплантации, проводя реабилитацию на дому в условиях семьи сурдопедагог имеет возможность полноценно включить в процесс реабилитации всех членов семьи, что не всегда возможно или гораздо труднее организовать в рамках реабилитационных занятий в учреждении.

Мы считаем важной задачей сурдопедагога в период подготовки ребенка и семьи к операции КИ анализ их актуального взаимодействия на зрительной основе и помощь в развитии этого взаимодействия. Понимание необходимости постановки данной задачи основано на ранее выявленных Сатаевой А.И. фактах – чем лучше было развито взаимодействие ребенка с семьей до операции, тем легче и короче будет период 3П-реабилитации [8]. Развивая это положение, мы считали нужным неоднократно посещать семью до операции, налаживая и развивая ее взаимодействие с ребенком и тем самым готовя их к кохлеарной имплантации и последующей реабилитации.

В ходе исследования выяснилось, что родители считают полноценной реабилитацией только занятия за столом и часто не готовы принять тот факт, что реабилитация их ребенка после КИ – это перестройка взаимодействия именно в повседневной домашней жизни, и в этом им нужна профессиональная помощь.

Многие родители отмечали, что в ходе первой сессии 3П-реабилитации при запуске эмоционального взаимодействия со своим ребенком на слуховой основе им понадобилось осознать, что требуется пересмотреть их взаимодействие в обыденной жизни. Так, мама Е. (КИ в 1 г. 6 м.) написала:

  • «Мне казалось, что я знаю, как надо общаться с ребенком, так как читала об этом в книгах, и вроде примерно делала то, о чем вы говорите, но вот что важного я для себя вынесла: во-первых, как важно получать удовольствие от общения с ребенком и не нервничать, когда дочка не играет так, как задумывалось мной, или вообще не хочет играть в то, что я подготовила; не ругать себя, когда в спешке не проговорила что-то в режимном моменте. Я поняла, что до встречи с вами, у меня было внутреннее напряжение от ответственности, которое не шло на пользу никому, от вас я поймала нужный настрой, как мне кажется. Кроме того, я поняла, что у меня больше акцент был на занятии дома, а не на ежеминутном общении, хотя я вроде знала, как это важно…»

Решая задачу перестройки домашнего взаимодействия родителей со своим ребенком, сурдопедагог помогал родителям выделить те моменты повседневной жизни, где уместны и необходимы ребенку с КИ эмоциональные диалоги, совместная и интересная ему деятельность, игровое взаимодействие, способное вызывать радость, улыбку, смех.

Сурдопедагог помогал выделить те домашние занятия, в которые ребенок должен быть включен и получать радость от взаимодействия с близкими дома, равно как и родители должны научиться получать радость от общения со своим ребенком, а не быть для него «круглосуточным учителем». Приведем примеры:

  • Сурдопедагог присоединился к ребенку В. с КИ (1 г. 11 мес.) и его маме, когда они гуляли во дворе на детской площадке. Мама качала ребенка на качелях, проговаривая: «Кач-кач! Кач-кач!», сурдопедагог предложил рассказать потешку и эмоционально включиться в производимую деятельность:
    • Есть качели на лугу,
      Вверх! Вниз!
      Вверх! Вниз!
      Я качаться побегу:
      Вверх! Вниз!
  • Сурдопедагог продемонстрировал, как превратить обычную ситуацию на прогулке в эмоционально-захватывающую игру с ребенком на новой сенсорной основе - слуховой, как включаясь эмоционально, притормаживать ребенка при словах: «Вверх!», создавая ситуацию предвосхищения, и радостно опускать ребенка, произнося: «Вниз!». При этом мама сразу включилась и стала ловить ребенка на словах «Вниз!», вызывая тем самым радостный смех ребенка.

Мы постоянно показывали родителям, как можно создавать игровое событие, вовлекать в него ребенка и вызывать яркое совместно-разделенное переживание теперь уже на слуховой основе, что требует метод 3П реабилитации [2].

Также сурдопедагог показывал, как организовать другие не сложные, но эмоционально-захватывающие игры и при этом не требующие специального оборудования: «Догонялки», «Прятки» и др., акцентируя внимание особом комментарии - «речи мамушек и нянь», в которой нуждается ребенок с КИ на этапе запуска эмоционального диалога на новой сенсорной основе. Сурдопедагог показывал, как маме модулировать голос в ходе игрового взаимодействия, артистично изображать, что у нее не получается найти или догнать малыша. Включал маму в активную игру с ребенком, постепенно передавая маме ведущую роль.

Наряду с организацией эмоционально-захватывающих игр, сурдопедагог специально уделял время организации совместной деятельности ребенка с КИ с близкими взрослыми, превращая ее из привычных для родителей занятий в веселую совместную домашнюю работу, сопровождаемую постоянным эмоциональным диалогом на новой сенсорной основе.

Например, сурдопедагог предлагал родителям вместе со своим ребенком приготовить салат, выразительно комментируя происходящее, как это сделала бы хорошая мама слышащего ребенка. Он показывал маме, как можно доставать нужные в салат овощи и эмоционально описывать их, модулируя голос и используя максимально выразительную интонацию: «А сейчас берем капусту. Смотри, какая капуста. БОЛЬШАЯ! (голос низкий), а теперь берем «Огурец! Ой, маленький!» (голос высокий). Вместе мыть овощи и давать выразительный эмоционально-смысловой комментарий - «Ай! Мокрая капуста! Вытирай скорее. Молодец!» После этого можно предложить ребенку короткую игру - покатать друг другу капусту, радостно восклицая: «Поймала! БОЛЬШАЯ капуста! КАТИ!» а теперь я: «БОЛЬШАЯ капуста. ЛОВИ!».

Сурдопедагог показывал маме, как предложить ребенку порезать овощи безопасным ножиком и правильно прокомментировать: «Нож! Острый! Ай!». Дать возможность ребенку осторожно потрогать ножик, а затем вместе порезать капусту – ребенок делает надрез: «Здорово! Молодец! Умница!», а мама режет и приговаривает: «Получается!!!», «Здорово»! Когда капуста была порезана, педагог предложил маме совместно с ребенком ее пожать и посолить, что ему было очень интересно. Довольный ребенок радостно облизывал соленые пальчики, а мама приговаривала: «Ммммм! Вкусно!».

Таким образом, сурдопедагог обучал родителей не инструктировать ребенка и поправлять, а весело играть и делать вместе с ним, ведя диалог как со слышащим, а не с глухим малышом, поддерживая каждый успешный отклик и инициативу, действие, любой сделанный шаг, бурно выражая свою радость, откликаясь на любые инициативы ребенка.

Итак, в условиях надомной реабилитации в семье в дополнение ко всем задачам 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ сурдопедагог оказывает непосредственную помощь родителям в выстраивании взаимодействия с ребенком в привычной домашней среде на новой сенсорной основе, развивает у родителей способность играть в эмоционально-захватывающие игры в повседневной жизни, организовывать интересную ребенку, приносящую ему радость совместную деятельность. Дома под руководством сурдопедагога родители накапливают нужный опыт эмоционального взаимодействия со своим ребенком на новой сенсорной основе.

  • 1. Гончарова Е. Л. "3П-реабилитация" детей после кохлеарной имплантации - поворот в развитии сурдопедагогики / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина // Дефектология. – 2018. – № 2. – С. 3-13.
  • 2. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. 3П-реабилитация: новые профессиональные умения сурдопедагога. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 42 2020 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-42/3r-rehabilitation-new-professional-skills-of-a-deaf-teacher (Дата обращения: 10.05.2024)
  • 3. Кукушкина Е.Л., Гончарова О.И. «3П-реабилитация» детей с КИ. Основные положения и отличия от «слухо-речевой реабилитации»/ О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2017. – № 30. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/3p-rehabilitation-of-children-with-ci-basic-provisions-and-differences-from-the-auditory-speech-rehabilitation (Дата обращения: 11.05.2024)
  • 4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина // Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с. 
  • 5. Олешова В.В. История надомного визитирования в США/ В.В. Олешова// Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям: научная монография/ О.Г. Приходько, И.Ю. Левченко и др. – М.: Парадигма, 2018. – С.140-149.
  • 6. Олешова В.В. Надомное визитирование семей с детьми раннего возраста после кохлеарной имплантации / В.В. Олешова // Дефектология, 2020. – № 6. – С.72 – 78.
  • 7. План мероприятий по реализации Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/aYOUCPjm1mA1YUylD4jESvj4qwwMAwnS.pdf
  • 8. Сатаева А.И. Система работы сурдопедагога с детьми после кохлеарной имплантации: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Сатаева Альбина Ирековна.- Москва, 2016. - 112 с.
  • 9. Сатаева А.И. «3П-реабилитация» детей с КИ: технология перестройки взаимодействия родителей с ребенком на новой сенсорной основе / А.И. Сатаева // Дефектология. – 2018. - №2. – С.14-25.
  • 10. Сатаева А.И. Эффективность «3П-реабилитации» / Сатаева А.И.// Альманах института коррекционной педагогики. 2016. – Альманах № 24. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/the-effectiveness-of-rehabilitation-3p-the-results-of-the-study
  • 11. Сатаева А.И. Технология перестройки взаимодействия ребенка с семьей на новой сенсорной основе. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №30 2017 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/technology-reshaping-of-the-childs-interaction-with-family-on-new-touch-based (Дата обращения: 10.05.2024)
  • 12. Bruder M. Early Childhood Intervention: A Promise to Children and Families for Their Future / M. Bruder // University of Connecticut. – 2010 - Vol. 76, № 3. – P. 335-355.
  • 13. Josten L. E. Dropping out of maternal and child home visits/ L.E. Josten, K. Savik, M.R. Anderson, L.L. Benedetto, C.R. Chabot, M.J. Gifford, J. McEiver, V.A. Schorn, B. Frederickson // Pub. Health Nurs, 2002. – V.19. P. 3–10.
  • 14. Korfmacher J. Intervention processes as predictors of outcomes in a preventative home-visitation program [Электронный ресурс] / J. Korfmacher, H. Kitzman, D. Olds //J. Comm. Psychol, 1998. – V.26. – P.49–64. - Режим доступа: https://doi.org/10.1002/(SICI)1520-6629(199801)26:1<49::AID-JCOP5>3.0.CO;2-X
  • 15. McWilliam R.A. Routines-based early intervention: Supporting young children and their families/ R.A. McWilliam - Baltimore, MD: Paul H. Brookes, 2010. – 75p.

Библиография


Олешова В.В. Надомная форма 3П-реабилитация семьи и ребенка с КИ. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №55 2024 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-55/home-based-form-3p-rehabilitation-of-families-and-children-with-ci (Дата обращения: 24.06.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности