Альманах №55
31.05.2024 Дата публикации статьи: 31.05.2024
Альманах №55 · Дети с кохлеарными имплантами: исследования и практика
Альманах №55 · Дети с кохлеарными имплантами: исследования и практика

Представления родителей о коммуникации с ребенком раннего возраста, необходимой для его благополучного развития

Семенова А.А. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург

Цель исследования

Целью пилотного исследования являлось выявление и описание представлений родителей о коммуникации, необходимой, по их мнению, для нормального речевого развития ребенка раннего возраста. Нам важно было получить ответы на вопросы – в какой мере представления родителей соответствуют современным научным представлениям о коммуникации, необходимой для развития ребенка раннего возраста, насколько они точны, как родители представляют свою роль в этом процессе.

Методы исследования

Анкетирование родителей детей с нарушением слуха, с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи, а также родителей нормально развивающихся детей. Анкета была разработана специально для данного исследования.

Количественный анализ данных

Экспериментальная выборка составила 100 родителей, воспитывающих детей раннего возраста. Выборка включала 4 группы – это семьи нормально развивающихся детей, детей с нарушениями слуха, речи (ТНР), задержкой психического развития (ЗПР). Соотношение групп было таково: 34 родителя детей с нарушением слуха, 18 родителей детей с ЗПР и ТНР, 48 родителей нормально развивающихся детей.

Результаты исследования

В первую очередь мы спросили у родителей, должны ли они следить за развитием коммуникации своего ребенка и когда следует начинать.

Диаграмма 1. Как Вы считаете, должны ли родители следить за развитием общения у своего ребенка? Ответы родителей детей с нарушением слуха.

Исходя из предоставленных данных, можно утверждать, что 100% родителей детей с нарушением слуха считают, что следить за развитием коммуникации своего ребенка необходимо.

Диаграмма 2. Как Вы считаете, должны ли родители следить за развитием общения у своего ребенка? Ответы родителей детей с ЗПР и ТНР.

Из представленных данных видно, что 89% родителей детей с ЗПР и ТНР также считают, что следить за развитием коммуникации у своего ребенка необходимо; 5% родителей считают, что это важно только в том случае, если у ребенка есть проблемы с коммуникацией, 6% родителей затруднились ответить на данный вопрос.

Диаграмма 3. Как Вы считаете, должны ли родители следить за развитием общения у своего ребенка? Ответы родителей нормально развивающихся детей.

Из 100% анкетируемых родителей нормально развивающихся детей подавляющее большинство родителей (90%) считают, что следить за развитием коммуникации у своего ребенка необходимо; 4% из них считают, что это важно только в случае, если у ребенка возникают проблемы с коммуникацией; 4% родителей затруднились ответить на вопрос, а 2% считают, что следить за развитием коммуникации важно только потому, что они недавно прочитали или услышали об этом.

Для уточнения представлений о важности и необходимости следить за развитием общения у ребенка был задан следующий вопрос.

Диаграмма 4. Когда нужно начинать следить за развитием общения у ребенка? Ответы родителей детей с нарушением слуха.

50% родителей считают, что важно начинать следить за развитием общения с самого рождения; 14% родителей полагают, что это необходимо делать с 2-3 месяцев, 3% - с 5-6 месяцев; 12% - предлагают начинать в 9-10 месяцев; 9% - убеждены, что первые два года жизни ребенка этого не стоит делать, но с двух лет стоит начинать; 6% - предлагают включиться в наблюдение за коммуникацией ребенка по прошествии полутора лет; 3% - ждать до трех лет. Интересно, что 3% опрошенных родителей предлагают начать до рождения ребенка в период беременности матери.

Диаграмма 5. Когда нужно начинать следить за развитием общения у ребенка? Ответы родителей детей с ЗПР и ТНР.

Большинство родителей этой группы (78%) считают важным начинают следить за развитием общения у своих детей с момента рождения; 11% родителей начинают это делать с 2-3х месяцев ребенка, а также еще 11% - с 5-6 месяцев.

Диаграмма 6. Когда нужно начинать следить за развитием общения у ребенка? Ответы родителей нормально развивающихся детей.

На основании ответов родителей можно сделать следующий количественный анализ: 49% родителей начинают следить за развитием общения у ребенка с момента его рождения; 15% родителей начинают следить за развитием общения у ребенка до его рождения; 10% родителей начинают следить за развитием общения у ребенка с 5-6 месяцев; еще 10% родителей начинают следить за развитием общения у ребенка с полутора лет; 8% родителей начинают следить за развитием общения у ребенка с 2-3 месяцев. Оставшиеся 6% родителей начинают следить за развитием общения у ребенка после 9 месяцев или даже после двух лет; 2% родителей затруднились ответить на данный вопрос.

Далее родителям был предложен вопрос, помогающий нам выяснить, почему родителям так важно следить за развитием общения у ребенка.

Диаграмма 7. Почему важно следить за развитием общения у своего ребенка? Ответы родителей детей с нарушением слуха.

Проведенный количественный анализ данных показывает, что 94% родителей считают важным следить за развитием общения своего ребенка, потому что это влияет на его общее развитие; 3% родителей считают, что следить необходимо для того, чтобы он соответствовал своему возрасту и не отличался от других детей; еще 3% респондентов полагают, что важно следить за развитием общения у ребенка, чтобы заметить риск развития нарушения – «не пропустить первые звоночки» возможных проблем».

Диаграмма 8. Почему важно следить за развитием общения у своего ребенка? Ответы родителей детей с ЗПР и ТНР.

79% родителей этой группы считают важным следить за развитием общения у своего ребенка потому, что это влияет на его общее развитие; 11% родителей считают, что это важно по другой причине - чтобы ребенок вовремя начал говорить; 5% родителей указали, что важно следить за развитием общения у ребенка, чтобы он соответствовал своему возрасту и не отличался от других детей; еще 5% родителей указали, что сами они этого бы не стали делать, но им было рекомендовано следить за развитием общения ребенка другим человеком.

Диаграмма 9. Почему важно следить за развитием общения у своего ребенка? Ответы родителей нормально развивающихся детей.

84% родителей этой группы считают, что важно следить за развитием общения у своего ребенка, потому что оно влияет на его общее развитие; 4% родителей считают, что следить за развитием общения у ребенка нужно для того, чтобы он соответствовал своему возрасту и не отличался от других детей; еще 4% респондентов полагают, что важно следить за развитием общения у ребенка, т.к. им было рекомендовано это делать другим человеком; 2% родителей считают важным следить за развитием общения для того, чтобы ребенок вовремя начал говорить; еще 2% родителей считают, что следить за развитием общения нужно, чтобы заметить риск развития нарушения; 4% родителей затруднились ответить на данный вопрос.

Диаграмма 10. Кто является для Вас экспертом в вопросе развития общения у ребенка? Ответы родителей детей с нарушением слуха.

Для 47% родителей этой группы экспертами в вопросе развития общения у ребенка являются специалисты в сфере педагогики: 19% родителей считают экспертом логопеда; 15% видят экспертом дефектолога; 12% - воспитателя в детском саду; 1% - сурдопедагога. Также многие родители (37%) считают, что специалисты в области медицины являются экспертами в вопросе развития общения у ребенка. При этом 22% обратились бы за помощью к психиатру (?), неврологу или психологу; 12% - к врачу-педиатру; 3% - к отоларингологу (2%), к фониатру (1%). Отметим, что 6% родителей ищут всю нужную информацию в интернете и не считают обращение к экспертам необходимым; 2% считают экспертами в данном вопросе своих матерей; 1% - подругу; еще 1% опираются в данном вопросе на развитие погодок у друзей и знакомых; один родитель следит сам за этим вопросом, т.к. имеет педагогическое образование, и этот аргумент кажется ему достаточным, чтобы числить себя экспертом, 4% родителей затруднились ответить.

Диаграмма 11. Кто является для Вас экспертом в вопросе развития общения у ребенка? Ответы родителей детей с ЗПР и ТНР.

Почти четверть родителей этой группы затруднились ответить на данный вопрос (22%). Почти половина (48%) родителей считают экспертами специалистов в области педагогики: 18% - логопедов; 15% - дефектологов; 15% - воспитателей в детском саду. Еще 18% родителей считают экспертами в данном вопросе специалистов в области медицины: 12% считают экспертами психиатра, невролога или психолога; 6% - педиатра. Только 6% молодых родителей считают экспертами своих матерей (6%); для трех процентов в роли экспертов выступают подруги и еще 3% родителей обращаются к книгам о воспитании, считая экспертами их авторов.

Диаграмма 12. Кто является для Вас экспертом в вопросе развития общения у ребенка? Ответы родителей нормально развивающихся детей.

В группе родителей нормально развивающихся детей 29% считают, что экспертами являются специалисты в области педагогики - (12% - логопеды; 9% - дефектологи; 8% - воспитатели в детском саду), 24% родителей видят экспертами специалистов в области медицины (14% - психиатров, неврологов или психологов; 10% - педиатров). Для 12% родителей экспертами в области развития общения своего ребенка являются их матери; подруги (3%); еще 3% видят экспертами известных блогеров; 1% читает книги о воспитании; 1% родителей сами решают, как лучше быть, нет экспертов; 1% родителей предлагает «брать от каждого специалиста то, что им самим кажется правильным», от остальных рекомендаций отказываться; 1% действует интуитивно; еще 1% не нуждается в экспертах совсем; 12% родителей затруднились ответить на вопрос об экспертах в этой области.

Также нам было важно узнать у родителей, кажется ли им обязательным разговаривать с ребенком, если он сам еще не разговаривает.

Диаграмма 13. Обязательно ли родителям разговаривать с ребенком, если он сам еще не разговаривает? Ответы родителей детей с нарушением слуха.

Как мы видим, все родители детей с нарушением слуха считают, что им обязательно нужно разговаривать с ребенком, даже если он сам еще не говорит.

Диаграмма 14. Обязательно ли родителям разговаривать с ребенком, если он сам еще не разговаривает? Ответы родителей детей с ЗПР и ТНР.

Аналогичное мнение высказали родители детей с ЗПР и ТНР – с ребенком обязательно нужно разговаривать, даже если он сам еще не говорит.

Диаграмма 15. Обязательно ли родителям разговаривать с ребенком, если он сам еще не разговаривает? Ответы родителей нормально развивающихся детей.

Почти все родители нормально развивающихся детей – (96%) считают, что с детьми нужно обязательно разговаривать; 2% считают, что с ребенком желательно общаться, но это не является обязательным; еще 2% родителей затруднились ответить на этот вопрос.

Из-за того, что абсолютное большинство родителей считают обязательным разговаривать со своим ребенком, даже если у него еще нет речи, мы решили уточнить у родителей, о чем, по их мнению, нужно разговаривать с ребенком, чтобы его речь продуктивно развивалась на первом году жизни.

Диаграмма 16. О чем нужно разговаривать с ребенком, чтобы его речь продуктивно развивалась на первом году жизни? Ответы родителей детей с нарушением слуха.

Количественный анализ данных показывает, что 17% родителей детей с нарушением слуха будут говорить с детьми о чем угодно, 4% совсем не важно, о чем разговаривать, главное, по их мнению, говорить; еще 4% будут рассказывать ребенку новости дня; 28 % родителей будут говорить с ребенком о том, что происходит с ним самим, о его желаниях, интересах, впечатлениях, наблюдениях, действиях; части родителей кажется важным не столько говорить с ребенком, сколько читать ему потешки (14%), читать вслух книжки, начиная с 1-ых месяцев жизни (9%), читать сказки, играть в слова (1%), а также рассказывать стихи, которые сами помнят (10%); некоторые родители считают нужным повторять за ребенком то, что он произносит сам (7%),. Оставшиеся 4% родителей считают нужным особым образом говорить с ребенком - «тетёшкаться и сюсюкать» с малышом, ведь он еще маленький.

Диаграмма 17. О чем нужно разговаривать с ребенком, чтобы его речь продуктивно развивалась на первом году жизни? Ответы родителей детей с ЗПР и ТНР.

Многие родители детей с ЗПР и ТНР (32%) готовы говорить с малышом о чем угодно, 16% совсем не важно, о чем разговаривать, главное просто говорить; 5% родителей будут рассказывать ребенку новости дня; 13% будут говорить с ребенком о его желаниях, интересах, впечатлениях, наблюдениях, действиях; 8% родителей будут говорить с ребенком о том, что происходит с ним в настоящем, о нынешних илитнедавно завершившихся событиях его жизни; части родителей важно читать ребенку потешки (5%), книжки с 1-ых месяцев жизни (8%), а также рассказывать стихи, которые сами помнят (10%) и 3% родителей затруднились ответить на этот вопрос.

Диаграмма 18. О чем нужно разговаривать с ребенком, чтобы его речь продуктивно развивалась на первом году жизни? Ответы родителей нормально развивающихся детей.

Полученные данные показывают, что 18% родителей нормально развивающихся детей будут говорить с детьми о чем угодно, 3% кажется неважным содержание общения; 2% родителей будут рассказывать ребенку новости дня; 8% родителей будут говорить с ребенком о том, что происходит с ним «здесь и сейчас» или недавно завершившихся событиях; 13% будут говорить с ребенком о его желаниях, интересах, впечатлениях, наблюдениях, действиях; многим родителям важно читать ребенку потешки (13%), книжки с 1-ых месяцев жизни (14%), а также рассказывать стихи, которые сами помнят (13%); некоторые родители считают нужным повторять за ребенком то, что он произносит сам (3%), столько же родителей (3%) будут тетёшкаться и сюсюкать с малышом, ведь он еще маленький.

Следующие несколько вопросов напрямую связаны с пониманием родителями проявления «комплекса оживления» у ребенка.

Диаграмма 19. Когда, по Вашему мнению, ребенок начинает осознанно и бурно радоваться, если близкий подходит к нему и начинает с ним играть и разговаривать? Ответы родителей детей с нарушением слуха.

На вопрос о том, в какой промежуток времени появляется у ребенка бурная радость от появления близкого человека и взаимодействия с ним, 3% родителей предполагают, что с рождения. Большинство родителей детей с нарушением слуха (44%) ответили – в 2-3 месяца; 6% считают, что бурная радость от появления родного человека появляется в 3-4 месяца 26% родителей считают, что комплекс оживления появляется в 1-ый месяц жизни; 12% предполагают, что он появляется в 5-6 месяцев; 9% родителей убеждены, что комплекс оживления у всех детей появляется в разное время.

Диаграмма 20. В каком возрасте ребенок начинает осознанно и бурно радоваться, если близкий подходит к нему и начинает с ним играть и разговаривать? Ответы родителей детей с ЗПР и ТНР.

На этот же вопрос мы получили несколько иные ответы от родителей детей с ЗПР и ТНР. Так, 11% родителей этой группы полагают, что с рождения; 5% - в первые дни жизни; 17% - на первом месяце жизни; 11% семей - в 2-3 месяца; 22% - в 3-4 месяца; 6% - в 5-6 месяцев; 22% родителей этой группы утверждают, что у всех детей по-разному, нет конкретных сроков. Оставшиеся 6% затруднились ответить.

Диаграмма 21. Когда, по Вашему мнению, ребенок начинает осознанно и бурно радоваться, если близкий подходит к нему и начинает с ним играть и разговаривать? Ответы родителей нормально развивающихся детей.

Почти четверть родителей нормально развивающихся детей (23%) ответили, что бурно радоваться появлению родителей дети начинают в 2-3 месяца жизни; чуть меньше родителей (21%) считают, что комплекс оживления появляется в первый месяц жизни; 17% - в 3-4 месяца; 13% - с рождения; 10% - у всех детей по-разному; 8% - в первые дни жизни; 4% - в 5-6 месяцев; 2% убеждены, что бурная радость от взаимодействия с родителями может вообще не появляться, он может быть серьезным со всеми; 2% родителей сомневаются и не могут дать точного ответа.

Диаграмма 22. Как ребенок в возрасте 3-х – 5-ти месяцев выражает радость от контакта с близким взрослым? Ответы родителей детей с нарушением слуха.

На этот вопрос большинство родителей детей с нарушением слуха (85%) ответили, что ребенок активно машет ручками и ножками, гулит, смеется, хохочет; 12% родителей считают, что ребенок в этот период только внимательно смотрит на лицо взрослого; 3% родителей считают, что ребенок просто улыбается.

Диаграмма 23. Как ребенок в возрасте 3-х – 5-ти месяцев выражает радость от контакта с близким взрослым? Ответы родителей детей с ЗПР и ТНР.

Большинство родителей детей с ЗПР и ТНР (72%) также считают, что в это время ребенок активно машет ручками и ножками, гулит, смеется, хохочет; 17% родителей думают, что ребенок в этот период только внимательно смотрит на лицо взрослого; 11% родителей затруднились ответить на этот вопрос.

Диаграмма 24. Как ребенок в возрасте 3-х – 5-ти месяцев выражает радость от контакта с близким взрослым? Ответы родителей нормально развивающихся детей.

Абсолютное большинство родителей нормально развивающихся детей (88%) убеждены, что в это время ребенок активно машет ручками и ножками, гулит, смеется, хохочет; 8% родителей считают, что ребенок в этот период только внимательно смотрит на лицо взрослого; 2% родителей считают, что ребенок просто улыбается; еще 2% родителей затруднились ответить.

Следующие несколько вопросов связаны с необходимостью ведения эмоционального диалога с ребенком, пониманием его значения для развития ребенка.

Диаграмма 25. Как Вы считаете, важно ли родителям вести эмоциональный диалог с малышом в 3-5 месяцев? Ответы родителей детей с нарушением слуха.

Почти все родители детей с нарушением слуха (97%) считают, что родителям очень важно вести эмоциональный диалог с малышом в 3-5 месяцев. И только 3% родителей затруднились ответить на предложенный вопрос. Из 97 процентов родителей, признающих и понимающих важность эмоционального взаимодействия с ребенком 38% отметили, что этот диалог является основной коммуникацией для ребенка.

Диаграмма 26. Как Вы считаете, важно ли родителям вести эмоциональный диалог с малышом в 3-5 месяцев? Ответы родителей детей с ЗПР и ТНР.

Многие родители детей с ЗПР и ТНР (83%) считают, что родителям очень важно вести эмоциональный диалог с малышом. 11% родителей считают возможным, но совсем не обязательным вести эмоциональный диалог с малышом; еще 6% родителей затруднились ответить.

Диаграмма 27. Как Вы считаете, важно ли родителям вести эмоциональный диалог с малышом в 3-5 месяцев? Ответы родителей нормально развивающихся детей.

Также, как и в группе родителей детей с нарушением слуха, абсолютное большинство родителей нормально развивающихся детей (98%) считают, что родителям очень важно вести эмоциональный диалог с малышом в 3-5 месяцев. И только 2% родителей считают, что родителям можно вести эмоциональный диалог с малышом, но это вовсе не обязательно.

Благодаря следующем вопросу мы выяснили, почему родители считают важным вести эмоциональный диалог с малышом.

Диаграмма 28. Почему родителям важно вести эмоциональный диалог с малышом? Ответы родителей детей с нарушением слуха.

Чуть больше половины опрошенных родителей детей с нарушением слуха (52%) считают, что эмоциональный диалог с малышом важен для того, чтобы ребенок учился различать эмоции других людей (28%) и учился выражать свои эмоции (24%); 27% родителей считают важным вести эмоциональный диалог с ребенком для того, чтобы обеспечить благополучие его дальнейшего развития; 12% родителей верят, что эмоциональный диалог в раннем возрасте поможет развитию хороших отношений с родителями в будущем; 2% родителей затруднились ответить.

Диаграмма 29. Почему родителям важно вести эмоциональный диалог с малышом? Ответы родителей детей с ЗПР и ТНР.

Большинство родителей детей с ЗПР и ТНР (35%) считают важным вести эмоциональный диалог с ребенком для того, чтобы обеспечить благополучие его дальнейшего развития; 38% родителей считают, что эмоциональный диалог с малышом важен для того, чтобы ребенок учился различать эмоции других людей (21%) и учился выражать свои эмоции (17%); также 17% родителей верят в то, что эмоциональный диалог в раннем возрасте поможет развитию хороших отношений с родителями в будущем; 3% родителей затруднились ответить.

Диаграмма 30. Почему родителям важно вести эмоциональный диалог с малышом? Ответы родителей нормально развивающихся детей.

Исходя из анализа полученных в анкетах данных, 30% родителей считают важным вести эмоциональный диалог с ребенком для того, чтобы обеспечить благополучие его дальнейшего развития; 52% родителей считают, что эмоциональный диалог с малышом важен для того, чтобы ребенок учился различать эмоции других людей (26%) и учился выражать свои эмоции (26%); 13% родителей предполагают, что эмоциональный диалог в раннем возрасте поможет развитию хороших отношений с родителями в будущем; 2% родителей думают, что благодаря этому ребенок не будет плакать; еще 2% родителей затруднились ответить; один родитель написал свой ответ, в котором отметил, что эмоциональный диалог помогает признать чувства, развивает эмоциональную близость, что позволяет более гармонично передавать ценности, воспитывать своего ребенка.

Итак, мы представили данные анкетирования 100 родителей детей раннего возраста, полученные в ходе пилотного исследования представлений молодой современной семьи, воспитывающей нормативно развивающихся детей, детей с нарушениями слуха, тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития.

Мы намеренно не давали развернутый комментарий полученных количественных данных, учитывая пилотный характер исследования, а также полагая, что их самостоятельный анализ читателем позволит составить представление о том, как молодые современные родители представляют себе значение их взаимодействия с ребенком раннего возраста, какой видят свою роль, в каких вопросах им нужна помощь, а что является уже вполне устоявшимся и обоснованным ориентиром в воспитании детей.

Разделение данных о представлениях родителей, воспитывающих разных детей, показалось нам важным для осмысления сходств и различий в их понимании необходимой для нормального развития ребенка коммуникации на первых годах его жизни.

Подчеркнем, что полученные данные указывают на просвещенность и информированность значительного числа опрошенных семей об условиях, которые требуется создавать родителям в семье для благополучного речевого развития своего ребенка, их ориентировке на взаимодействие с ребенком, начиная с первого года жизни. Вместе с тем, в каждой группе родителей выявлены неточные, не соответствующие современным научным данным, представления родителей о своей роли в речевом развитии ребенка, о тех специалистах, к которым следует обращаться при возникновении опасений проблем.

Отдельного внимания заслуживает анализ полученных во всех группах данных в отношении выбора специалистов, которые могут, по мнению родителей, выступать экспертами. Мы видим, как неточно понимают многие опрошенные семьи границы профессиональной компетентности врачей и дефектологов, обнаруживаем ложные ориентиры, вследствие чего ребенок может пропустить свой шанс попасть к нужному специалисту, способному предупредить риск или создать условия для коррекции возникшего нарушения.

Нам было также важно выявить ложные, противоречащие современному научному знанию, ориентиры родителей в воспитании детей. Как оказалось, таковые наблюдаются в каждой группе, что свидетельствует о необходимости целенаправленного просвещения родителей – помощи в понимании взаимодействия со своим ребенком как инструмента его благополучного развития. Полученные данные позволяют обоснованно определить «мишени» в работе дефектолога с родителями детей с нарушениями слуха, тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, детей группы риска.

Конечной целью данного исследования мы видим уточнение задач и содержания работы с современными молодыми родителями, которая помогла бы им составить более точные представления о значении взаимодействия родителей с ребенком в раннем возрасте, о решающей роли родителей в создании условий для благополучного психического развития ребенка, связывать качество своего взаимодействия с ребенком с его достижениями в развитии. Помочь родителям понимать, что, желая изменить поведение ребенка или повлиять на его развитие, им требуется изменить свое взаимодействие с ним.

  • 1. Баенская Е.Р. Аффективное развитие ребенка в норме: первый год жизни // Альманах Института коррекционной педагогики. 2016. Альманах №24 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-24/affektivnoe-razvitie-rebenka-v-norme-pervyij-god-zhizni (дата обращения: 18.03.2024).
  • 2. Баенская Е.Р. Закономерности раннего эмоционального развития в норме // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. Альманах №19 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/zakonomernosti-rannego-emocionalnogo-razvitija-v (дата обращения: 18.03.2024).
  • 3. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). – 6-е изд. – М.: Теревинф, 2019. – 113 с.
  • 4. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Анализ речевого развития ребенка дефектологом: современные представления отечественной научной школы // Альманах Института коррекционной педагогики. 2023. Альманах №51 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-51/analysis-of-the-speech-development-of-a-child-by-a-defectologist-modern-ideas-of-the-national-scientific-school (Дата обращения: 20.03.2024).
  • 5. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 318 с.
  • 6. Кукушкина О.И., Китик Е.Е., Гончарова Е.Л. Четырехкомпонентная характеристика нормативного речевого онтогенеза как ориентир дефектолога // Альманах Института коррекционной педагогики. 2023. Альманах №51 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-51/four-component-characteristics-of-normative-speech-ontogenesis-as-a-landmark-for-a-defectologist (Дата обращения: 18.03.2024).
  • 7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской. – М.: Издательство «Институт практической психологи», 1997. – 384 с.
  • 8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 243 с.
  • 9. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб, 2009. – 209 с.
  • 10. Никольская О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение / О.С. Никольская. – М.: МГППУ, 2008. – 464 с.

Библиография


Семенова А.А. Представления родителей о коммуникации с ребенком раннего возраста, необходимой для его благополучного развития. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №55 2024 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-55/parents-ideas-about-communication-with-a-young-child-necessary-for-his-successful-development (Дата обращения: 24.06.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности