Альманах №49
06.12.2022 Дата публикации статьи: 06.12.2022
Альманах №49 · Дети с кохлеарными имплантами: исследования медиков, сурдопсихологов, сурдопедагогов
Альманах №49 · Дети с кохлеарными имплантами: исследования медиков, сурдопсихологов, сурдопедагогов

Представления будущих сурдопедагогов о научных достижениях современной медицины и сурдопедагогики

Илатовская А.А. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург
Красильникова О.А. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург

Кохлеарная имплантация является одним из главных достижений современной ранней комплексной помощи детям с нарушенным слухом. Впервые в истории сурдопедагогики кохлеарная имплантация (КИ) позволяет практически полностью устранить выраженное нарушение слуха [1]. Вместе с тем, после благополучной операции КИ ребенок не обретает сразу же и самостоятельно поведение слышащего человека и не начинает немедленно после включения речевого процессора говорить как слышащий [4]. Операция кохлеарной имплантации позволяет устранить первичное нарушение слуха у ребенка, но вторичные и третичные нарушения его развития сохраняются. Большинство детей с КИ могут перейти на путь развития слышащего только с помощью психолого-педагогической реабилитации [3,5]. Проведенные исследования показали, что метод «3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ» является высоко эффективным [6]. Будущие сурдопедагоги должны обучаться и овладевать новыми технологиями, профессиональными качествами и умениями для применения современного метода реабилитации после кохлеарной имплантации [2,7].

Целью исследования было изучение представлений студентов - будущих сурдопедагогов, о кохлеарной имплантации и методе 3П- реабилитации, потому что это самый эффективный и требующий масштабного и оперативного внедрения в практику метод помощи при глухоте, позволяющий перевести 94% детей с нарушением слуха на путь развития, типичный для слышащего. Это необходимое изучение эффективности трансляции научных достижений сурдопедагогики цифровой эпохи в практику обучения будущих сурдопедагогов. Важно было понять, в какой мере представления студентов о КИ соответствуют современным научным представлениям.

Методы исследования – анкетирование студентов, количественный и качественный анализ данных. Анкета была разработана нами в процессе исследования., получаемые данные обрабатывались при помощи количественного и качественного анализа.

В исследовании принимали участие 18 студентов 4 курса бакалавриата кафедры сурдопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Приведем основные результаты.

Прежде всего, выяснялось, есть ли у студентов опыт личного взаимодействия с детьми с КИ (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Наличие кохлеарно имплантированных подопечных у студентов

Оказалось, что треть будущих сурдопедагогов имеет опыт взаимодействия с имплантированными детьми, у подавляющего числа опрошенных студентов (70%) такого опыта не было. Таким образом, представления опрошенных студентов о детях с КИ и методах работы с ними складывалось в результате профессиональной подготовки в высшей школе, у части из них подкреплялось личным опытом.

Известно, что не всем детям с нарушенным слухом можно провести операцию КИ, потому что есть ряд медицинских противопоказаний. Мы попросили студентов ответить, имеют ли, по их мнению, родители право проводить ребенку кохлеарную имплантацию даже в том случае, когда врачи выявили противопоказания (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Мнение студентов о том, должны ли родители проводить кохлеарную имплантацию несмотря на противопоказания

Только 10 из 18 опрошенных студентов понимают, что нельзя проводить кохлеарную имплантацию при наличии противопоказаний, пятеро затруднились ответить на данный вопрос, и трое полагают, что это вполне допустимо. Полученные данные указывают на необходимость уделять большее внимание недопустимости проведения кохлеарной имплантации ребенку при выявлении противопоказаний, формировать четкое понимание студентами высоких рисков, что необходимо в будущей работе с родителями детей с нарушенным слухом, эффективном взаимодействии с врачами.

Мы уточнили у будущих сурдопедагогов, посоветуют ли они родителям оперировать своего ребенка, устанавливая нынешние модели КИ, либо ждать создания более совершенных моделей (Рисунок 3).

Рисунок 3 – Мнение студентов о том, стоит ли проводить кохлеарную имплантацию уже сегодня или ждать новых вариантов кохлеарных имплантов

Выяснилось, что 17 из 18 будущих сурдопедагогов готовы дать правильный профессиональный совет родителям – «оперировать ребенка, не откладывая и не дожидаясь новых версий кохлеарного импланта», чтобы не упустить сенситивный период перехода ребенка на путь развития слышащего. И только один студент затруднился в ответе.

Удалось получить данные о том, насколько точны представления будущих сурдопедагогов о разрешающих возможностях кохлеарных имплантов и слуховых аппаратов (рисунок 4).

Рисунок 4 – Представления студентов о возможностях кохлеарных имплантов и слуховых аппаратов

Уже три четверти студентов правильно понимают, что кохлеарный имплант мощнее слухового аппарата. Это важный результат обучения. Часть студентов все еще не имеют точного представления об этом и, к сожалению, есть студенты, имеющие ошибочные представления, которые требуют корректировки.

Уже подавляющее большинство студентов понимают, что кохлеарная имплантация является переворотом в деле помощи детям с нарушенным слухом, но небольшая часть опрошенных все еще затрудняется ответить на данный вопрос (Рисунок 5).

Рисунок 5 – Понимание студентами значения метода КИ

Уточняя представления студентов о возможностях КИ, мы задавали вопрос о том, при каких обстоятельствах ребенку придется снимать имплант в целях безопасности. Рисунок 6

Рисунок 6 – Представления студентов о том, в каких ситуациях ребенку потребуется снять кохлеарный имплант в целях безопасности

Как мы видим, уже 61% будущих сурдопедагогов имеют точные научно обоснованные представления о возможностях современных моделей имплантов, и 39% не освоили, представления этих студентов не точны и требуют корректировки.

Выяснялось, какими будут действия студентов в случае, если у ребенка произойдет нарушение в работе импланта (Рисунок 7).

Рисунок 7 – Действия студентов в случае, если кохлеарный имплант подопечного сломается

К сожалению, половина студентов (54%) не понимают, что при нарушении в работе или поломке кохлеарного импланта необходимо немедленно проинформировать родителей и попросить их незамедлительно обратиться к специалистам. Полученные данные показывают, что при обучении студентов следует уделять внимание действиям сурдопедагога в случае технической неисправности кохлеарного импланта, моделировать такие ситуации и учить разрешать их корректно и оперативно.

Особенно важно было выявить представления будущих сурдопедагогов о возможных путях развития ребенка после КИ (Рисунок 8).

Рисунок 8 – Мнение студентов о возможных путях развития ребенка после КИ

Это важнейший для сурдопедагога вопрос, касающийся предмета его непосредственной работы с ребенком и семьей в ходе реабилитации, поэтому полученные данные требует особого внимания. Оказалось, что треть студентов понимают, что кохлеарно имплантированный и реабилитированный ребенок должен перейти на путь развития, типичный для слышащего ребенка раннего возраста, две трети полагают, что это будет путь развития слабослышащего ребенка, почти трети кажется, что также возможен и путь развития ребенка с речевыми нарушениями, а один студент не видит различий в пути развития до и после КИ. Напомним, что по данным экспериментальных исследований Сатаевой А.И. 94% детей с КИ, рожденных с тяжелыми нарушениями слуха, не владевших речью до операции и прооперированных не на первом году жизни, переходят на путь развития, типичный для слышащего ребенка при проведении 3П-реабилитации. Полученные данные о представлениях студентов указывают на необходимость детального рассмотрения современных научных представлений о путях развития реабилитированного ребенка с КИ, слуховом статусе ребенка с КИ после операции, его социально-психологическом статусе после 3П-реабилитации, необходимом и возможных путях дальнейшего развития. Эти вопросы находятся в сфере компетенции современного сурдопедагога.

Дети с КИ относятся к новой категории детей с меняющимся функциональным статусом, они занимают особенное место в классификации детей с нарушенным слухом, поэтому мы выясняли, к какой категории относят студенты детей с КИ.

Анализ результатов анкетирования показал, что 67% опрошенных студентов имеют адекватные научные представления о том, что дети с кохлеарными имплантами – это новая категория детей с меняющимся статусом, 33% имеют представления, не соответствующие данным современной сурдопедагогики.

Все опрошенные студенты уверены, что постоперационная реабилитация необходима и будет успешной при условии применения современных методов, разработанных в отечественной сурдопедагогике.

Мы уточнили у будущих сурдопедагогов, в чем, по их мнению, заключается смысл реабилитации (Рисунок 9).

Рисунок 9 – Мнение студентов о смысле реабилитации ребенка с КИ

Анализ полученных данных показал, что половина будущих сурдопедагогов точно понимают смысл реабилитации, их ответы соответствуют современным научным представлениям, но половина опрошенных респондентов заблуждается, и их представления требуется корректировать.

Мы задавали студентам вопрос об участниках реабилитации (Рисунок 10).

Рисунок 10 – Мнение студентов о том, кто нуждается в реабилитации

Большинство будущих сурдопедагогов понимают, что после кохлеарной имплантации требуется реабилитация не только ребенка, но и всей семьи. Это важнейший результат обучения студентов-сурдопедагогов, поскольку именно КИ привела к обязательному переходу к коллективному субъекту профессиональной деятельности.

Выяснялось, какие достижения ребенка после кохлеарной имплантации и постоперационной реабилитации, они считают наиболее важными (Рисунок 11).

Рисунок 11 – Наиболее важные достижения реабилитированного ребенка с КИ

Почти 40% студентов считают наиболее важным результатом после кохлеарной имплантации и постоперационной реабилитации возможность полноценного перехода ребенка в среду слышащих. Остальные 60% в качестве основного достижения указывают принципиальное улучшение речи ребенка, что не соответствует современным научным представлениям и говорит об ориентации студентов на достижения в речи, в то время, как требуется ориентировка на принципиально иной результат – изменение функционального статуса ребенка с КИ, переход к поведению в быту, типичному для слышащего, переход на путь спонтанного освоения речи в естественной коммуникации, типичный для слышащего. Полученные данные показывают, как сильна ориентировка студентов на традиционные ориентиры сурдопедагога, насколько необходимо уделять внимание смене ориентиров при изучении реабилитации детей с КИ, формировать понимать соотношения традиций и инноваций.

Нам удалось узнать, какой метод реабилитации имплантированного ребенка и его семьи, наиболее эффективный по мнению респондентов. (Рисунок 12).

Рисунок 12 – Мнение студентов о методах реабилитации после кохлеарной имплантации

Две трети опрошенных студентов считают метод «3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ» наиболее эффективным, что соответствует опубликованным научным данным многолетних экспериментальных исследований о результативности метода, выполненного на самых сложных детских случаях. Четверть студентов считают иначе – слухоречевой метод кажется им более эффективным, хотя до настоящего времени отсутствуют опубликованные данные лонгитюдных исследований, позволяющие обоснованно судить о результативности слухоречевой реабилитации. Часть студентов готовы считать эффективным метод, который не относится к методам реабилитации детей с КИ и был разработан для глухих детей. Эти представления студентов требуют корректировки. Полученные данные указывают на неточность представлений части студентов об эффективности различных методов реабилитации и способах научной оценки, что создает риски при выборе метода работы сурдопедагога с ребенком с КИ.

Мы решили узнать у респондентов, почему метод «3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ» признается наиболее эффективным (Рисунок 13).

Рисунок 13 – Мнение студентов о том, почему метод «3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ» признается наиболее эффективным

Для трети студентов основанием являются опубликованные научные данные, их ориентиры точны и профессиональны. Для другой трети основанием является принадлежность метода к традиции. Эти данные заслуживают внимания и анализа. Мы видим, с одной стороны, как велика ценность традиции для будущих сурдопедагогов, что следует считать несомненным достижением профессиональной подготовки студентов, в то же время следует признать, что данные студенты не понимают в должной мере новейшего раздела сурдопедагогики, где требуется смена привычных ориентиров, методов работы, освоение новых научных представлений и качественно новых профессиональных умений. Им кажется, что традиции и инновации противостоят друг другу, в то время как это заблуждение. Дети с КИ относятся к новой категории детей с меняющимся функциональным статусом и потому не эффективно применение методов, разработанных ранее для решения других задач в обучении глухих детей, однако современный раздел отечественной сурдопедагогики, посвященный КИ, является развитием традиции, но в цифровом мире, с новыми возможностями коррекции первичного нарушения слуха, отказом от коррекции вторичных нарушений слуха и речи ради запуска у ребенка с КИ развития, типичного для слышащего ребенка раннего возраста. Требуется целенаправленно формировать представление о неразрывной связи классической и постклассической сурдопедагогики, уделять большее внимание анализу научных публикаций о развитии культурно-исторической традиции в отечественной сурдопсихологии и сурдопедагогике XXI века (6), предупреждать риски противопоставления традиции инновациям.

Для 16% студентов основанием является наличие видимого практического результата, личный опыт, т.е. если студент не видел своими глазами реабилитированных детей, успешно перешедших на путь развития слышащего ребенка, то ему трудно быть убежденным в результативности метода. Эти факты также заслуживают анализа и внимания к пониманию студентами ценности научной литературы и профессиональных публикаций. Вызывает недоумение, что 16% студентов высшего учебного заведения не смогли назвать оснований для своего суждения, а 4% студентов считают основанием для оценки метода реабилитации детей с КИ «сарафанное радио».

Выяснялось, насколько точными являются представления студентов о том, какая среда противопоказанна детям после кохлеарной имплантации и успешной реабилитации (Рисунок 14).

Рисунок 14 – Мнение студентов о противопоказанной среде для кохлеарно имплантированных и реабилитированных детей

Как мы видим, только половина студентов имеют адекватные научные представления, полагая, что детям после кохлеарной имплантации и реабилитации противопоказана среда глухих. 43% опрошенных считают иначе – им кажется недопустимой среда детей с речевыми нарушениями, 5% считают, что не следует помещать ребенка с кохлеарным имплантом в среду слабослышащих.

Нетрудно догадаться какие доводы могли бы привести студенты в отношении среды детей с речевыми нарушениями и слабослышащих. В первом случае у кохлеарно имплантированных детей не будет образцов фонетически правильной нормативной речи. Во втором случае они буду получать специфические образцы высказываний и более массированное, чем в норме использование невербальной коммуникации. Можно согласится с тем, что эти среды не являются идеальными для реабилитированного ребенка с КИ, однако, они не противопоказаны для ребенка с кохлеарным имплантом. Это неточное представление.

Таким образом, полученные в исследовании данные показывают, что по целому ряду представлений о кохлеарной имплантации и постоперационной реабилитации вся опрошенная группа будущих сурдопедагогов имеет адекватные научные представления.

Вместе с тем проведенное исследование отчетливо выявляет зоны риска –значительное число студентов имеют пока еще неточные или неверные представления, что позволяет выделить те аспекты преподаваемых дисциплин, которые требуется существенно усилить.

Будущие сурдопедагоги затрудняются в вопросах о противопоказаниях к КИ, что указывает на необходимость корректировки представлений студентов о возможностях кохлеарной имплантации, несмотря на медицинские противопоказания. Ошибочны представления многих респондентов о сути реабилитации и кохлеарной имплантации. Часть студентов не знают подлинного результата кохлеарной имплантации и реабилитации. Не точны представления студентов и о среде, которая нужна и противопоказана ребенку после кохлеарной имплантации и реабилитации. Среди опрошенных есть те, кто не относит кохлеарно имплантированного ребенка к новой категории детей с меняющимся статусом и потому пока не понимают, что для работы с этой группой детей требуется применение новых методов и освоение новых профессиональных умений.

Полученные данные указывают на необходимость формирования у студентов умения аргументировать свои суждения, выделять и описывать основания для выводов об эффективности и целесообразности того или иного метода в сурдопедагогике. Требуется формировать понимание роли научных экспериментальных исследований по оценке эффективности работы с ребенком с нарушенным слухом и имплантированным, в частности, учить студентов не допускать безосновательных суждений в области сурдопедагогики.

Считаем необходимым обратить внимание на тот факт, что развитие цифровых технологий привело к перевороту и в медицине, и сурдопедагогике, вследствие чего созданные ранее и эффективные для приближения развития глухих, слабослышащих и оглохших детей к развитию слышащего не действенны в отношении детей с КИ – детей с меняющимся функциональным статусом, которых требуется не приблизить, а перевести на путь развития, типичный для слышащего ребенка. Стала невозможной полная преемственность методов в отношении новой категории детей с кохлеарными имплантами. Полученные в исследовании данные указывают на необходимость специального рассмотрения вопроса о соотношении традиций и инноваций на современном этапе развития сурдопедагогики и преподавания профильных дисциплин.

  • 1. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Изменение статуса ребенка с кохлеарными имплантами на разных этапах реабилитации. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №21 2015 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-21/izmenenie-statusa-rebenka-s-koxlearnyimi-implantami-na-raznyix-etapax-reabilitaczii (Дата обращения: 01.12.2022)
  • 2. Дети с кохлеарными имплантами / под ред. О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. – 208 с.: ил.. – (Антология образования). – (Инклюзивное и коррекционное образование).
  • 3. Изменение статуса ребенка в процессе кохлеарной имптантации и последующей реабилитации - новое явление в сурдопедагогике / Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка / Научн. редакция: Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская // М.: Издательство Полиграф сервис, 2014. -192 c. С. 37-41
  • 4. Кохлеарная имплантация - переворот в развитии технологий, медицины и сурдопедагогики / Дети с кохлеарными имплантами: научно–популярное издание / под ред. О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. – 208 с. : ил. – (Антология образования). – (Инклюзивное и коррекционное образование). С. 20-38
  • 5. 5. Кохлеарная имплантация. Какая реабилитация нужна ребенку после КИ? // Альманах Института коррекционной педагогики. 2017. Альманах №30 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/
  • 6. Кукушкина О.И. Развитие культурно-исторической традиции в коррекционной педагогике. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 39 2019 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-39/the-development-of-cultural-and-historical-traditions-in-correctional-pedagogics (Дата обращения: 01.12.2022)
  • 7. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. «Точка запуска» новых слуховых возможностей и спонтанного развития речи ребенка после кохлеарной имплантации. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №24 2016 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-24/launch-point-of-new-auditory-capabilities-and-spontaneous-development-of-the-childs-speech-after-cochlear-implantation (Дата обращения: 01.12.2022)
  • 8. Ильюшина С.В., Красильникова О.А., Люкина А.С. Коммуникативные умения детей с КИ, не прошедших или не завершивших реабилитации. Результаты эмпирического исследования. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №30 2017 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/communicative-skills-of-children-with-ci-that-have-not-undergone-or-have-not-completed-the-rehabilitation-of-the-results-of-empirical-research (Дата обращения: 01.12.2022)
  • 9. Малофеев Н.Н. Когда и почему возникает практика кохлеарной имплантации?. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №30 2017 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/when-and-why-is-the-practice-of-cochlear-implantation (Дата обращения: 01.12.2022)
  • 10. Основные положения «3П-реабилитации» ребенка после КИ и ее отличия от слухо-речевой реабилитации / Дети с кохлеарными имплантами: научно–популярное издание / под ред. О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. – 208 с. : ил. – (Антология образования). – (Инклюзивное и коррекционное образование). С. 45-50
  • 11. Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья: 2020-2030 годы / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, О.А. Карабанова, И.А. Коробейников, В.З. Кантор // Альманах Института коррекционной педагогики. № 36. 2019. URL : https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/
  • 12. Роль сурдопедагога на разных этапах кохлеарной имплантации/ Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка / Научн. редакция: Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская // М.: Издательство Полиграф сервис, 2014. -192 c.
  • 13. Сатаева А.И. Оценка эффективности «3П-реабилитации// Дети с кохлеарными имплантами: научно–популярное издание / под ред. О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. – 208 с. : ил. – (Антология образования). – (Инклюзивное и коррекционное образование). С.91-102
  • 14. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. 3П-реабилитация: новые профессиональные умения сурдопедагога. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 42 2020 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-42/3r-rehabilitation-new-professional-skills-of-a-deaf-teacher (Дата обращения: 01.12.2022)

Библиография


Илатовская А.А., Красильникова О.А. Представления будущих сурдопедагогов о научных достижениях современной медицины и сурдопедагогики. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №49 2022 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-49/students-ideas-about-the-scientific-achievements-of-medicine-and-deaf-education (Дата обращения: 29.03.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности