Альманах №49
06.12.2022 Дата публикации статьи: 06.12.2022
Альманах №49 · Дети с кохлеарными имплантами: исследования медиков, сурдопсихологов, сурдопедагогов
Альманах №49 · Дети с кохлеарными имплантами: исследования медиков, сурдопсихологов, сурдопедагогов

Метод 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ: задачи, логика и содержание обучения сурдопедагогов

Кукушкина О.И. Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Почему необходима трансляция метода 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ в практику обучения будущих сурдопедагогов, логопедов, дефектологов, специальных психологов?

Развитие имплантационных технологий привело к появлению и быстрому росту численности новой категории детей с меняющимся функциональным статусом [8,11]. Созданный метод кохлеарной имплантации (КИ) впервые позволил глухому ребенку обрести возможность слышать даже шепотную речь на расстоянии нескольких метров.

Метод КИ сделал возможным переход глухого ребенка на путь развития, типичный для слышащего [2,13,14,20,21,34]. Исследования показали, что гарантировать этот переход можно только при условии проведения психолого-педагогической реабилитации семьи и ребенка после операции [3,9,16,27,28,30].

Попытки применять к новой категории детей с КИ методы и приемы коррекционной работы, созданные ранее для лиц с тяжелыми нарушениями слуха, не оправданы, поскольку лишают имплантированного ребенка главного преимущества - возможности перейти на путь развития слухового восприятия, коммуникации и речи, типичный для нормально слышащего ребенка раннего возраста [15,19].

Требуется применение нового, научно обоснованного и экспериментально проверенного метода 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ [25,32,33]. Отечественный метод базируется на идеях культурно-исторической психологии о нормотипическом и отклоняющемся развитии [1,5,6,7,17], представлении о «точке запуска» развития слухового восприятия, коммуникации и речи у детей в норме [1] и после операции кохлеарной имплантации [18].

Метод 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ принципиально и системно отличается от слухо-речевой реабилитации[12], позволяет перестраивать после операции взаимодействие родителей и ребенка на новой сенсорной основе и «запускать» более чем у 90 % детей с КИ естественное развитие слухового восприятия, коммуникации и речи, характерное для слышащего ребенка раннего возраста [31].

Таким образом, освоение метода 3П-реабилитации является условием эффективной помощи ребенку с КИ и его семье до и после операции [4,24,31,38], а также профилактики возможных ошибок в психолого-педагогическом сопровождении имплантированных и реабилитированных детей [10,19]. Трансляция нового метода в практику профессиональной подготовки будущих специалистов (сурдопедагогов, логопедов, дошкольных дефектологов, специальных психологов и др.) предполагает освоение ими новых научных представлений и принципиально новых практических умений [37], которые не формировались и не могли формироваться на предшествующих этапах развития помощи детям с нарушенным слухом. Подчеркнем, что освоение современных научных представлений о КИ и методе 3П-реабилитации является условием перехода к осмысленному овладению новыми профессиональными умениями.

Формирование у студентов научных представлений о КИ и методе 3П-реалибитации семьи и ребенка

Задачи обучения

Исходя из анализа результатов современных исследований медиков, сурдопсихологов и сурдопедагогов в области КИ и постоперационной реабилитации семьи и ребенка, у студентов необходимо сформировать научные представления о:

  1. функциональных возможностях современных кохлеарных имплантов и перспективах их роста, соотношении с разрешающими способностями цифровых слуховых аппаратов;
  2. методе кохлеарной имплантации, медицинских показаниях и противопоказаниях к проведению кохлеарной имплантации детям с тяжелыми нарушениями слуха;
  3. детях с КИ как о новой категории детей с меняющимся функциональным статусом;
  4. психолого-педагогической реабилитации семьи и ребенка с КИ как неотъемлемом компоненте метода кохлеарной имплантации, необходимостью взаимодействия медиков и сурдопедагогов;
  5. отечественном методе 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ, его теоретических основаниях, основных положениях, результативности, принципиальном отличии от слухоречевой реабилитации, его эффективности;
  6. системе работы специалиста по методу 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ и требуемых профессиональных умениях;
  7. технологии пошаговой перестройки взаимодействия семьи и ребенка после КИ;
  8. критериях оценки и показателях результативности 3П-реабилитации в отношении детей и родителей;
  9. диапазоне различий в общем развитии успешно реабилитированных детей с КИ;
  10. необходимости подбора нового образовательного маршрута реабилитированному ребенку с КИ, ориентирах специалиста;
  11. необходимости сопровождения ребенка с КИ в новой образовательной среде, ориентирах и задачах специалиста.

Важнейшим результатом освоения новых научных представлений является рефлексия студентов на новизну профессиональных умений, требуемых специалисту для применения на метода 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ, и необходимость их практического освоения.

Логика и содержание обучения

При введении в проблему кохлеарной имплантации предметом внимания становится поворот в развитии медицины и сурдопедагогики. Сразу формируется представление о детях с КИ как о новой категории детей с меняющимся функциональным статусом. Студентов знакомят с ошеломляющими возможностями метода КИ в преодолении первичного нарушения слуха и феноменами неменяющегося поведения глухого ребенка, после обретения новых слуховых возможностей. Проводится разбор специально подобранных детских и семейных случаев. Студенты убеждаются в невозможности корригировать средствами даже высокотехнологичной медицины вторичные нарушения развития, реконструировать способы взаимодействия ребенка с близкими взрослыми, сложившиеся и устоявшиеся в период глухоты. Так формируется понимание необходимости психолого-педагогической реабилитации семьи и ребенка после КИ, потребности во взаимодействии медиков и сурдопедагогов, равноценности вклада медицины и сурдопедагогики в изменение качества жизни ребенка с КИ и его семьи посредством применения самых современных цифровых технологий.

После введения в проблему предметом внимания студентов становится отечественный метод 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ - его теоретические основания, ключевые положения, экспериментальная проверка и доказательства эффективности, сравнение с методом слухоречевой реабилитацией по всем позициям. Эти знания необходимы для осознанного выбора будущим специалистом метода психолого-педагогической реабилитации детей с КИ.

Далее предлагается рассматривать логику и этапы практической деятельности специалиста, проводящего реабилитацию семьи и ребенка по методу 3П. По единой схеме последовательно анализируется со студентами работа профессионала в каждой из четырех реабилитационных сессий: ориентиры специалиста на данном этапе реабилитации, задачи по отношению к ребенку и семье, содержание и специальные педагогические средства, показатели завершения сессии, финальные показатели успешной 3П-реабилитации, переход к выбору нового образовательного маршрута успешно реабилитированному ребенку и консультирование семьи. Содержание обучения на этом этапе выстраивается в логике практической деятельности специалиста, проводящего реабилитацию семьи и ребенка по методу 3П, что помогает студенту понимать и последовательно осваивать необходимые на каждом этапе научные представления, выделять и осмысливать профессиональные умения, рефлексировать на их новизну и необходимость практического освоения.

Рассмотрим примерное содержание обучения студентов, выстраиваемое в такой логике.

Раздел 1. Цифровой мир. Кохлеарная имплантация. Поворот в развитии медицины и сурдопедагогики

Тема 1.1. Развитие цифровых технологий в медицине: современные кохлеарные импланты и их растущие функциональные возможности

Развитие высокотехнологичной цифровой медицины. Разработка кохлеарного импланта, встраиваемого программируемого речевого процессора. Создание метода КИ. Определение метода КИ. Результативность метода. Новое качество жизни имплантированных пациентов. Стремительное технологическое совершенствование и постоянно растущие функциональные возможности кохлеарных имплантов. Тенденция перехода от протезирования слуховыми аппаратами к кохлеарной имплантации лиц с тяжелыми нарушениями слуха (при отсутствии медицинских противопоказаний), практика сочетания КИ со слуховыми аппаратами. Имплантация на первых годах жизни как стратегическое направление развития КИ.

Тема 1.2. Кохлеарная имплантация (КИ) и ее социо-культурные детерминанты

Взаимосвязь между отношением общества к инвалидам и развитием технологий, помогающих их максимальной интеграции в социум. Социо-культурные детерминанты развития практики кохлеарной имплантации лиц с тяжелыми нарушениями слуха. Значение социо-культурного контекста для развития практики КИ.

Тема 1.3. Дети с кохлеарными имптантами – новая категорий детей с меняющимся функциональным статусом

Изменения слухового статуса глухого ребенка после кохлеарной имплантации и последующее изменение его функционального статуса в результате 3П-реабилитации. Особое место детей с КИ в классификации детей с нарушенным слухом.

Тема 1.4. Возможности и ограничения высокотехнологичной цифровой медицины. Поворот в развитии сурдопедагогики

Феномены типичного поведения большинства детей после операции и первичной настройки речевого процессора. Анализ видеозаписей поведения успешно имплантированных детей разного паспортного возраста, прооперированных на разных этапах возрастного развития. Возможность цифровой медицины изменить слуховой статус ребенка с тяжелым нарушением слуха посредством КИ и невозможность гарантировать его переход на путь развития слухового восприятия, коммуникации и речи, характерный для слышащего. Потребность в междисциплинарном взаимодействии медиков и сурдопедагогов. Новые задачи сурдопедагогики в контексте развития имплантационных технологий.

Раздел 2. Показания и противопоказания к проведению кохлеарной имплантации. Операция КИ и настройка речевого процессора.

Тема 2.1. Обследование детей с тяжелыми нарушениями слуха перед операцией КИ для выявления возможных противопоказаний. Перечень обязательных исследований и их содержание. Необходимые специалистам и родителям знания о показаниях и противопоказаниях к проведению операции КИ

Тема 2.2. Противопоказания к проведению кохлеарной имплантации и корректное информирование семьи о невозможности операции.

Установленные противопоказания к проведению кохлеарной имплантации ребенку с тяжелым нарушением слуха. Корректное информирование семьи о выявленных противопоказаниях к проведению кохлеарной имплантации ребенку. Помощь специалистов психолого-педагогического профиля в принятии родителями медицинского заключения о невозможности проведения имплантации - обсуждение с семьей возможности использования цифровых слуховых аппаратов, привлечение внимания к их постоянно растущим возможностям и сближению с потенциалом имплантов в будущем. Обсуждение перспектив развития, образования, профессиональной подготовки, трудоустройства, семейной жизни ребенка, протезированного слуховыми аппаратами.

Тема 2.3. Первичная настройка и дальнейшие поднастройки речевого процессора. Необходимость взаимодействия сурдолога и сурдопедагога.

Предмет профессиональной деятельности сурдолога в процессе первичной настройки и дальнейших поднастроек речевого процессора у ребенка с КИ. Возможности сурдолога и его ограничения. Предмет профессиональной деятельности педагога в процессе первичной настройки и дальнейших «поднастроек» речевого процессора ребенку с КИ. Вклад сурдопедагога в междисциплинарное взаимодействие. Анализ видеозаписей фрагментов настройки речевого процессора в условиях взаимодействия врача и педагога.

Раздел 3. Потребность ребенка с КИ и его семьи в постоперационной психолого-педагогической реабилитации

Тема 3.1. Кохлеарная имплантация в системе понятий культурно-исторической теории Л.С.Выготского.

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского. Понятие «первичные» и «вторичные нарушения. Схема «симптомообразования» у ребенка с нарушенным слухом. Осмысление КИ в системе понятий культурно-исторической теории: метод практически полного устранения первичного нарушения слуха, но не способного устранять или оказывать существенное влияние на вторичные нарушения развития, особые способы взаимодействия с миром, сложившиеся у ребенка в период глухоты.

Тема 3.2. Постоперационная реабилитация семьи и ребенка с КИ в системе понятий культурно-исторической теории Л.С.Выготского.

Применение теории Л.С.Выготского для объяснения феноменов поведения ребенка после операции КИ - способный слышать продолжает вести себя как глухой.

Применение теории Л.С.Выготского для объяснения необходимости психолого-педагогической реабилитации семьи и ребенка после проведения ему успешной кохлеарной имплантации. Проблема сохраняющихся после КИ вторичных нарушений развития, сложившихся у ребенка в период его глухоты. Потенциальная возможность перехода на путь развития коммуникации и речи, типичный для слышащего ребенка, и невозможность для большинства детей с КИ реализовать этот потенциал самостоятельно и сразу после операции. Решение проблемы - психолого-педагогическая реабилитация семьи и ребенка после КИ, перестройка их взаимодействия, перевод его на новую сенсорную основу для реализации ребенком обретенных в ходе операции возможностей.

Раздел 4. Метод «3П-реабилитации» семьи и ребенка с КИ. Теоретические основания и ключевые положения, системные отличия от слухо-речевой реабилитации

Тема 4.1. 3П-реабилитация семьи и ребенка с КИ: теоретические основания

Основная идея метода. Отказ от коррекции вторичных нарушений развития ребенка с КИ в пользу «запуска» на новой сенсорной основе естественного, развития слухового восприятия и спонтанного освоения коммуникации и речи, типичного для нормально слышащего ребенка первого года жизни. Анализ видеозаписей естественного поведения и взаимодействия с близкими детей с КИ, завершивших 3П-реабилитацию и перешедших на путь развития слухового восприятия, коммуникации и речи, характерный для нормально слышащего.

Теоретические основания метода:

  1. Представления о социальной природе вторичных нарушений развития у детей с тяжелыми нарушениями слуха (Выготский Л.C.).
  2. Представления о единстве закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным слухом (Выготский Л.C.).
  3. Представления об эмоциональном взаимодействии ребенка с близкими взрослыми как условии запуска развития слухового восприятия, коммуникации и речи нормально слышащего ребенка на первом году жизни (Баенская Е.Р., Никольская О.С.)
  4. Представления о «точке запуска» естественного развития слухового восприятия и речи у нормально слышащих и детей с КИ (Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина).

Нецелесообразность применения к детям с КИ традиционных методик коррекции нарушений слухового восприятия и речи, разработанных для глухих на предшествующих этапах развития сурдопедагогики. Аргументация.

Тема 4.2. Ключевые положения метода 3П-реабилитации, его системное отличие от метода слухо-речевой реабилитации

Цель «3П-реабилитации» - перевод ребенка с КИ на путь развития слухового восприятия и спонтанного освоения речи в естественной коммуникации с близкими, характерный для нормально слышащего ребенка раннего возраста.

Генеральный принцип реабилитации - создание условий для проживания на новой сенсорной основе тех этапов развития, что были прожиты семьей и ребенком с КИ в условиях глухоты.

Основное содержание «ЗП-реабилитации» - перестройка эмоционального взаимодействия ребенка с семьей на новой сенсорной основе.

Состав участников реабилитации. Ребенок с КИ и его семья – равноценные и одновременные участники процесса 3П-реабилитации.

Ориентиры в работе специалиста. Современные научные представления о развитии слышащего ребенка на первом году жизни, представление о запуске развития слухового восприятия и спонтанного освоения речи в контексте становления и усложнения эмоционального взаимодействия с близкими.

Структура реабилитационного процесса и ее соответствие логике развития слышащего ребенка первого года жизни. Три основные реабилитационные сессии:

  1. запуск эмоционального взаимодействия ребенка с КИ с близкими взрослыми на новой сенсорной основе,
  2. запуск понимания речи в диалоге с близкими на новой сенсорной основе,
  3. запуск спонтанного освоения самостоятельной речи в естественной коммуникации с близкими на новой сенсорной основе.

Тема 4.3. Отличие метода 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ от метода слухоречевой реабилитации

Системный характер отличий 3П-реабилитации от слухоречевой реабилитации. Сравнительный анализ целей, задач, содержания, методов, состава участников, продолжительности реабилитации, этапных и финальных показателей результативности.

Раздел 5. Система работы специалиста по методу 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ

Тема 5.1. Общая характеристика системы Сатаевой А.И.

Логика, этапы (реабилитационные сессии) и их последовательность в 3П-реабилитации. Общая характеристика ориентировочной и трех основных реабилитационных сессий. Показатели успешного завершения 3П-реабилитации ребенком с КИ. Показатели успешной перестройки.

Тема 5.2. Первая реабилитационная сессия «Запуск эмоционального диалога ребенка с КИ с семьей на новой сенсорной основе»

Ориентиры специалиста. Основная задача и содержание первой реабилитационной сессии. Специальные педагогические средства, необходимые для запуска эмоционального взаимодействия семьи со своим ребенком с КИ на новой сенсорной основе. Особые ритмико-интонационные характеристики речи специалиста в первой сессии. Отличие от традиционных характеристик профессиональной речи сурдопедагога и логопеда. Анализ видеозаписей практики проведения первой сессии в заданном аспекте. Эмоционально-захватывающие игры – инструмент запуска эмоционального диалога с близкими на новой сенсорной основе. Смысл эмоционально-захватывающей игры - вовлечение ребенка с КИ в совместно-разделенное со взрослым переживание игрового события на новой сенсорной основе, ориентиры специалиста - звучащий смех, хохот, интонированные вокализации ребенка. Принципы создания педагогом эмоционально–захватывающих игр для первой реабилитационной сессии, необходимость импровизации по заданному принципу с учетом индивидуальных интересов ребенка.

Соответствие педагогических средств задаче сессии и их коренное отличие от традиционно применяемых сурдопедагогом и логопедом в доминирующей практике.

Показатели успешного завершения первой реабилитационной сессии ребенком с КИ. Анализ видеозаписей практики проведения первой сессии в заданном аспекте. Показатели успешного завершения первой реабилитационной сессии семьей ребенка с КИ. Первые свидетельства перестройки взаимодействия родителей со своим ребенком. Анализ видеозаписей практики проведения первой сессии в заданном аспекте.

Тема 5.3. Вторая реабилитационная сессия «Запуск понимания речи в эмоциональном диалоге с близкими взрослыми на новой сенсорной основе»

Ориентиры специалиста. Основная задача и содержание второй сессии.

Специальные педагогические средства и их соответствие задачам реабилитационной сессии. Характеристика ритмико-интонационной стороны речи специалиста во второй реабилитационной сессии и ее отличия от речи на предшествующем этапе реабилитации. Продолжение и усложнение игрового взаимодействия на новой сенсорной основе. Изменение принципа построения игр в сравнении с первой реабилитационной сессией. Понимание услышанного – условие продолжения эмоционально значимого игрового взаимодействия. Варианты и примеры игр, направленных на запуск понимания речи ребенком с КИ в эмоционально значимом игровом взаимодействии на новой сенсорной основе.

Разработка игр педагогом: импровизация по заданному сессией принципу с учетом индивидуальных предпочтений ребенка.

Показатели успешного завершения второй реабилитационной сессии ребенком с КИ. Показатели успешного завершения второй реабилитационной сессии семьей ребенка с КИ.

Анализ видеозаписей фрагментов реабилитационных занятий во второй сессии по методу 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ.

Тема 5.4. Третья реабилитационная сессия «Запуск развития самостоятельной речи ребенка с КИ в естественной, эмоционально значимой коммуникации на новой сенсорной основе».

Ориентир специалиста в третьей реабилитационной сессии – условия спонтанного освоения речи слышащим малышом в естественной, эмоционально значимой коммуникации с близкими взрослыми. Основная задача и содержание третьей реабилитационной сессии.

Специальные педагогические средства. Характеристика ритмико-интонационной стороны речи специалиста в ходе запуска самостоятельной речи ребенка с КИ в естественной коммуникации на новой сенсорной основе. Отличия от речи специалиста на предшествующих этапах 3П-реабилитации. Организация эмоционально значимого игрового взаимодействия. Изменение принципа построения игр в сравнении с первой и второй реабилитационной сессией - понимание услышанного и самостоятельное высказывание становятся условием продолжения эмоционально значимой для ребенка игры. Варианты и примеры игр, направленных на запуск самостоятельной речи ребенка с КИ в эмоционально значимом игровом взаимодействии на новой сенсорной основе.

Разработка игр педагогом, импровизация по заданному сессией принципу с учетом индивидуальных интересов ребенка с КИ.

Показатели успешного завершения третьей реабилитационной сессии ребенком с КИ. Показатели успешного завершения третьей реабилитационной сессии семьей. Анализ видео-иллюстраций результатов третьей реабилитационной сессии по методу 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ.

Тема 5.5. Технология перестройки взаимодействия семьи и ребенка с КИ на новой сенсорной основе по методу 3П-реабилитации

Логика пошаговой перестройки специалистом взаимодействия ребенка с КИ с семьей на новой сенсорной основе: восемь шагов в каждой реабилитационной сессии. Анализ схемы перестройки взаимодействия родителей со своим ребенком на новой сенсорной основе. Различие задач трех основных реабилитационных сессий и единство логики перестройки взаимодействия семьи и ребенка с КИ – восемь шагов. Сравнительный анализ видеозаписей корректной практики проведения трех основных реабилитационных сессий в заданном аспекте. Приемы работы педагога, соответствующие каждому из восьми шагов. Показатели пошаговой перестройки взаимодействия семьи и ребенка с КИ.

Анализ видеозаписей реабилитационных занятий в заданном аспекте на специально отобранном множестве родительских и детских случаев.

Профессиональные умения, необходимые для реализации на практике технологии перестройки взаимодействия семьи и ребенка с КИ на новой сенсорной основе по методу 3П-реабилитации.

Раздел 6. Выбор нового образовательного маршрута ребенку с КИ после успешной 3П-реабилитации

Тема 6.1 Варианты развития реабилитированных детей с КИ и спектр возможных образовательных маршрутов

Диапазон различий в общем и речевом развитии успешно реабилитированных детей с КИ. Типологические варианты развития реабилитированных детей с КИ.

Общее развитие реабилитированного ребенка с КИ приближается или соответствует возрастным показателям, он легко и свободно вступает в коммуникацию на новой сенсорной основе, уровень развития его жизненной компетенции и речи близок к возможностям слышащих сверстников. Примеры детских случаев.

Общее, речевое и социальное развитие реабилитированного ребенка с КИ отстает от показателей развития слышащих сверстников, при этом он свободно вступает в коммуникацию на новой сенсорной основе, спонтанно осваивает речь в естественной коммуникации. Примеры детских случаев.

Общее, речевое и социальное развитие реабилитированного ребенка с КИ заметно отстает от возрастных показателей, но он способен к коммуникации с окружающими на новой сенсорной основе, спонтанно осваивает речь в естественной коммуникации. Примеры детских случаев.

Спектр образовательных маршрутов для поступающих в школу реабилитированных детей с КИ. Диапазон вариантов: от полного включения ребенка в общеобразовательную среду до индивидуализированного специального образования.

Тема 6.2. Консультирование семьи: основания для выбора нового образовательного маршрута ребенку с КИ, успешно завершившему 3П-реабилитацию

Недопустимость продолжения образования в среде глухих сверстников успешно реабилитированного ребенка с КИ, перешедшего на путь развития коммуникации и речи, типичный для слышащего.

Риск выбора нового образовательного маршрута при незавершенной реабилитации ребенка и семьи.

Консультирование семьи. Ориентиры специалиста: актуальный уровень общего развития ребенка и его близость к возрастным показателям; свобода коммуникации на новой сенсорной основе, актуальный уровень речевого развития и жизненной компетенции в сопоставлении с возможностями слышащих сверстников.

Риск недооценки уровня общего развития успешно реабилитированного ребенка с КИ при выборе нового образовательного маршрута и риск переоценки способности ребенка с КИ слышать, понимать речь и говорить внятно.

Типологические варианты развития реабилитированных детей с КИ и соответствующие им образовательные маршруты.

Варианты общего и речевого развития реабилитированных детей с КИ, при которых специалисты могут обоснованно рекомендовать семье выбор инклюзивного образования. Соответствие развития ребенка с КИ требованиям программ начального общего образования, ориентированных на уровень развития слышащих сверстников.

Варианты развития реабилитированных детей с КИ, при которых специалисты обоснованно рекомендуют семье выбор специального образования в среде слабослышащих детей или в комбинированной среде.

Тема 6.3 Риски неадекватного выбора образовательного маршрута для ребенка с КИ и роль специалистов в переориентации семьи.

Распространенные в родительской среде заблуждения относительно образовательного маршрута ребенка после операции КИ. Риски, связанные с ориентировкой родителей исключительно на инклюзивное образование. Типичные ошибки родителей в выборе оснований для определения стартового школьного образовательного маршрута. Последствия выбора образовательного маршрута, не соответствующего развитию ребенка с КИ, его возможностям и ограничениям. Анализ практики в заданном аспекте, разбор детских и семейных случаев.

Заключение

Как мы показали, необходимые будущим специалистам научные представления о КИ и последующей 3П-реабилитации семьи и ребенка представляют собой уже не фрагмент, а существенную часть современной сурдопедагогики – развитую, теоретически обоснованную, экспериментально подтвержденную, междисциплинарную. Ее предметом стала новая категория детей с меняющимся функциональным статусом, отказ от коррекции вторичных нарушений слуха и речи у детей с КИ в пользу запуска развития слухового восприятия, коммуникации и речи, типичного для слышащего ребенка раннего возраста, доказательство возможности добиваться такого результата более чем у 90 % детей, переход к коллективному субъекту профессиональной деятельности сурдопедагога, новые, отличные от традиционных, профессиональные умения, освоение и применение которых на практике позволяет кардинально менять качество жизни глухих детей и их близких.

  • 1. Баенская Е.Р. Аффективное развитие ребенка в норме: первый год жизни // Альманах Института коррекционной педагогики. 16. Альманах № 24 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-24/affektivnoe-razvitie-rebenka-v-norme-pervyij-god-zhizni
  • 2. Бахшинян В.В. Кохлеарные импланты нового поколения. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №30 2017 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/cochlear-implants-the-new-generation (Дата обращения: 01.12.2022)
  • 3. Бахшинян В.В., Сатаева А.И. Эффективность совместной работы сурдопедагога и сурдолога в ходе настроек речевого процессора. /Вестник отоларингологии. 2018 – N4,-с.67-72
  • 4. Взгляд родителей на «3П-реабилитацию». // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №30 2017 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/the-opinion-of-the-parents-on-the-3p-rehabilitation (Дата обращения: 01.12.2022)
  • 5. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 39 2019 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-39/the-psychology-and-pedagogy-of-child-efektivnosti (Дата обращения: 01.12.2022)
  • 6. Гончарова Е.Л. Влияние идей Л.С.Выготского на развитие исследований и практики в области специального образования в России/ Дети с кохлеарными имплантами: научно–популярное издание / под ред. О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. – 208 с.: ил. – (Антология образования). – (Инклюзивное и коррекционное образование). С. 187-195
  • 7. Гончарова Е.Л. Культурно-историческая традиция в специальной психологии. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 39 2019 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-39/culture-historical-tradition-in-psychology-of-special-needs (Дата обращения: 05.12.2022)
  • 8. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Изменение статуса ребенка с кохлеарными имплантами на разных этапах реабилитации. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №21 2015 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-21/izmenenie-statusa-rebenka-s-koxlearnyimi-implantami-na-raznyix-etapax-reabilitaczii (Дата обращения: 01.12.2022)
  • 9. Дети с кохлеарными имплантами: научно–популярное издание / под ред. О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. – 208 с.: ил.. – (Антология образования). – (Инклюзивное и коррекционное образование).
  • 10. Если неправильно выбран образовательный маршрут для успешно реабилитированного ребенка с КИ. История одной девочки. Хайдарпашич М.Р.// Дети с кохлеарными имплантами: научно–популярное издание / под ред. О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. – 208 с. : ил. – (Антология образования). – (Инклюзивное и коррекционное образование). С.196-199
  • 11. Изменение статуса ребенка в процессе кохлеарной имптантации и последующей реабилитации - новое явление в сурдопедагогике / Психолого-педагогичсеская помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка / Научн. редакция: Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская // М.: Издательство Полиграф сервис, 2014. -192 c. С. 37-41
  • 12. Королева И.В. Кохлеарная имптантация и слухо-речевая реабилитация глухих детей и взрослых. – М.: Издательство КАРО, 2015 – 200 с.
  • 13. Кохлеарная имплантация - переворот в развитии технологий, медицины и сурдопедагогики / Дети с кохлеарными имплантами: научно–популярное издание / под ред. О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. – 208 с. : ил. – (Антология образования). – (Инклюзивное и коррекционное образование). С. 20-38
  • 14. Кохлеарная имплантация – современное средство помощи лицам с тяжелыми нарушениями слуха / Научн. редакция: Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская // Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка. Ч. I. М.: Издательство Полиграф сервис, 2014. -192 c. / С. 10-22
  • 15. Кохлеарная имплантация. Какая реабилитация нужна ребенку после КИ? // Альманах Института коррекционной педагогики. 2017. Альманах №30 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30
  • 16. Кохлеарная имплантация: взаимодействие медиков и сурдопедагогов // Альманах Института коррекционной педагогики. 2015. Альманах №21 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-21
  • 17. Кукушкина О.И. Развитие культурно-исторической традиции в коррекционной педагогике. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 39 2019 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-39/the-development-of-cultural-and-historical-traditions-in-correctional-pedagogics (Дата обращения: 01.12.2022)
  • 18. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. «Точка запуска» новых слуховых возможностей и спонтанного развития речи ребенка после кохлеарной имплантации. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №24 2016 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-24/launch-point-of-new-auditory-capabilities-and-spontaneous-development-of-the-childs-speech-after-cochlear-implantation (Дата обращения: 01.12.2022)
  • 19. Ильюшина С.В., Красильникова О.А., Люкина А.С. Коммуникативные умения детей с КИ, не прошедших или не завершивших реабилитации. Результаты эмпирического исследования. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №30 2017 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/communicative-skills-of-children-with-ci-that-have-not-undergone-or-have-not-completed-the-rehabilitation-of-the-results-of-empirical-research (Дата обращения: 01.12.2022)
  • 20. Малофеев Н.Н. Историческое введение / Дети с кохлеарными имплантами: научно–популярное издание / под ред. О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. – 208 с. : ил. – (Антология образования). – (Инклюзивное и коррекционное образование). С. 13-18
  • 21. Малофеев Н.Н. Когда и почему возникает практика кохлеарной имплантации?. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №30 2017 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/when-and-why-is-the-practice-of-cochlear-implantation (Дата обращения: 01.12.2022)
  • 22. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Западная Европа : Учеб. пособие для студентов пед. вузов. В 2 ч. Ч. 1 / Н.Н. Малофеев. – М. : Просвещение, 2010. – 319 с.
  • 23. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. В 2 ч. Ч. 2 / Н.Н. Малофеев. – М. : Просвещение, 2013. – 320 с.
  • 24. Образовательные маршруты для детей с кохлеарными имплантами, вставшими на путь естественного развития.///Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка. Монография. М.-Полиграфсервис, 2014. С.87-119
  • 25. Основные положения «3П-реабилитации» ребенка после КИ и ее отличия от слухо-речевой реабилитации / Дети с кохлеарными имплантами: научно–популярное издание / под ред. О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. – 208 с. : ил. – (Антология образования). – (Инклюзивное и коррекционное образование). С. 45-50
  • 26. Петрова И.П.,Балашова Е.А., Гойхбург М.В., Мащенко А.И.,Маркова Т.Г., Бахшинян В.В., Таваркиладзе Г.А. Использование математической модели для определения прогноза реабилитации у детей после кохлеарной имплантации /Вестник отоларингологии, 2016, - N6, - с.47-50
  • 27. Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка. / Научн. редакция: Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская // М.: Издательство Полиграф сервис, 2014. -192.
  • 28. Психолого-педагогическая реабилитация – неотъемлемый компонент кохлеарной имплантации / Дети с кохлеарными имплантами: научно–популярное издание / под ред. О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. – 208 с.: ил. – (Антология образования). – (Инклюзивное и коррекционное образование). С. 34-38
  • 29. 29. Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья: 2020-2030 годы / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, О.А. Карабанова, И.А. Коробейников, В.З. Кантор // Альманах Института коррекционной педагогики. № 36. 2019. URL : https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/
  • 30. Роль сурдопедагога на разных этапах кохлеарной имплантации/ Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка / Научн. редакция: Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская // М.: Издательство Полиграф сервис, 2014. -192 c.
  • 31. Сатаева А.И. Оценка эффективности «3П-реабилитации// Дети с кохлеарными имплантами: научно–популярное издание / под ред. О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. – 208 с. : ил. – (Антология образования). – (Инклюзивное и коррекционное образование). С.91-102
  • 32. Сатаева А.И. Система работы сурдопедагога в «3П-реабилитации» // Дети с кохлеарными имплантами: научно–популярное издание / под ред. О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. – 208 с. : ил. – (Антология образования). – (Инклюзивное и коррекционное образование). С. 63-86
  • 33. Сатаева А.И. Система работы сурдопедагога с детьми после кохлеарной имплантации : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Сатаева Альбина Ирековна ; [Ин-т. кор. педагогики Рос. акад. образования]. – Москва, 2016.
  • 34. Таваркиладзе Г.А. История кохлеарной имплантации/ Дети с кохлеарными имплантами: научно–популярное издание / под ред. О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. – 208 с. : ил. – (Антология образования). – (Инклюзивное и коррекционное образование). С. 20-27
  • 35. «3П-реабилитация глазами родителей// Дети с кохлеарными имплантами: научно–популярное издание / под ред. О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. – 208 с. : ил. – (Антология образования). – (Инклюзивное и коррекционное образование). С.105-154
  • 36. Электронный инструмент поиска литературы по проблеме помощи имплантированному ребенку. Кукушкин И.И.// Дети с кохлеарными имплантами: научно–популярное издание / под ред. О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. – 208 с. : ил. – (Антология образования). – (Инклюзивное и коррекционное образование). С.200- 206
  • 37. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. 3П-реабилитация: новые профессиональные умения сурдопедагога. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 42 2020 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-42/3r-rehabilitation-new-professional-skills-of-a-deaf-teacher (Дата обращения: 01.12.2022)
  • 38. Шматко Н.Д. Сурдопедагогическое сопровождение ребенка и его семьи при подготовке к операции и пребывании в клинике. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №21 2015 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-21/surdopedagogicheskoe-soprovozhdenie-rebenka-i-ego-semi-pri-podgotovke-k-operaczii-i-prebyivanii-v-klinike (Дата обращения: 01.12.2022)

Библиография


Кукушкина О.И. Метод 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ: задачи, логика и содержание обучения сурдопедагогов. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №49 2022 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-49/the-method-of-3r-rehabilitation-of-a-family-and-a-child-with-ci-tasks,-logic-and-content-of-professional-training-of-students (Дата обращения: 29.03.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности